Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза




Скачать 400.27 Kb.
НазваниеПедагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза
страница1/4
Дата23.02.2013
Размер400.27 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


КУЛАМИХИНА Ирина Валентиновна




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА


13.00.08 – теория и методика профессионального образования

(педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Омск – 2007


Работа выполнена на кафедре профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Людмила Андреевна Шипилина


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Надежда Николаевна Суртаева


кандидат педагогических наук

Ольга Владимировна Попова


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический

университет»


Защита состоится 20 марта 2007 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 177. 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».


Автореферат разослан 19 февраля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н.А. Дука

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования обусловлена усилившейся тенденцией к развитию коммуникации в торгово-экономической сфере деятельности, в связи с чем коммуникативная компетентность специалистов торгово-экономического профиля является неотъемлемым требованием профессии. В данных условиях российское торгово-экономическое образование призвано обеспечить своим выпускникам не только узкоспециальную подготовку, но и развитие компетентностей, среди которых коммуникативная компетентность является базовой. Однако сложившаяся система подготовки будущих специалистов в ВУЗе торгово-экономического профиля характеризуется слабо выраженной направленностью образовательного процесса на развитие коммуникативной компетентности студентов, отсутствием системы необходимых организационно-педагогических условий ее развития, технологической необеспеченностью данного процесса, неполным использованием коммуникативного потенциала и коммуникативного опыта студентов при организации образовательного процесса преподавателями. Таким образом, реальное состояние педагогического управления в ВУЗе торгово-экономического профиля не обеспечивает результативное развитие коммуникативной компетентности студентов. Все это приводит к тому, что выпускник-экономист, начиная свою профессиональную деятельность, испытывает определенные затруднения в решении профессиональных задач на основе коммуникации с коллегами-экономистами, партнерами по бизнесу, клиентами.

Анализ диссертационных исследований и научной литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности позволяет говорить, что коммуникативная компетентность – это широко изученное явление с точки зрения разных наук. Философский аспект проблемы общения-коммуникации представлен в трудах Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, О.В. Лармина, Г.П. Щедровицкого, К. Ясперса. В психолого-педагогической науке проблема общения рассматривалась с точки зрения деятельностного подхода Г.М. Андреевой, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.А. Леонтьевым; личностного подхода – Б.Г. Ананьевым, М.Б. Заславской, Б.Ф. Ломовым, А.Г. Ковалевым, А.В. Петровским. В широком социально-психологическом контексте проблему межличностной коммуникации изучали Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, В.М. Погольша.

В связи с теоретической разработкой и внедрением в практику ВУЗов компетентностного подхода проблема формирования и развития коммуникативной компетентности студентов ВУЗа широко исследуется в диссертационных работах по психологии и педагогике последнего времени (Н.М. Ануфриева, Г.И. Бабий, Ф.Ф. Байкин, И.И. Барахович, Е.Е. Боровкова, Е.А. Гришина, В.К. Елманова, С.И. Ершова, В.Л. Зливков, О.В. Фадейкина и др.). При всем многообразии исследований, посвященных проблеме развития коммуникативной компетентности будущих специалистов, проблема педагогического управления ее развитием у студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа не являлась предметом специального изучения.

Проведенный анализ состояния разработанности проблемы в науке и практике торгово-экономического ВУЗа позволил выявить объективно существующие противоречия:

  • между потребностями профессиональной среды в специалистах с высоким уровнем коммуникативной компетентности, с одной стороны, и доминированием в системе высшего профессионального образования предметно-знаниевой парадигмы, ориентированной, прежде всего, на усвоение «системы абстрактных, формальных знаний, которые нельзя применить на практике» (А.В. Вербицкий), с другой стороны;

  • между необходимостью развития компетентностей будущих специалистов-экономистов, среди которых коммуникативная компетентность является базовой, с одной стороны, и отсутствием в деятельности преподавателей направленности на данное развитие в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа, с другой стороны;

  • между необходимостью развития коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа и недостаточной разработанностью содержания и технологии педагогического управления данным развитием.

Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования, связанную с необходимостью выявления содержания и разработки технологии педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа».

Объект исследования: развитие коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа.

Предмет исследования: содержание и технология педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа.

Цель исследования: выявить, обосновать содержание и разработать технологию педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа и доказать опытно-экспериментальным путем результативность педагогического управления данным развитием.

Реализация цели исследования осуществляется на основе следующих концептуальных идей:

        1. Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа – это деятельность преподавателя, по своему содержанию и технологии направленная на создание совокупности организационно-педагогических условий, соответствующих природе коммуникативной компетентности, для обеспечения ее развития.

        2. Коммуникативная компетентность будущего специалиста торгово-экономического профиля есть способность субъекта культуры, обусловленная типом его сознания (И.Е. Видт), ценностно и осмысленно осуществлять общение в сфере торговли и экономики.

        3. Развитие коммуникативной компетентности студентов – это процесс количественного и качественного изменения состояния всех ее компонентов при переходе с одного уровня на другой, протекающий во внутреннем плане студентов под влиянием организационно-педагогических условий, создаваемых преподавателем во взаимодействии со студентами в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа .

Цель, объект, предмет и концептуальные положения нашего исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: Если педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа есть деятельность преподавателя, по своему содержанию и технологии направленная на создание совокупности организационно-педагогических условий:

  1. осуществление целеполагания, исходя из коммуникативных потребностей студентов;

  2. конструирование смыслопорождающего содержания образования на основе включения субъектного коммуникативного опыта студентов;

  3. выбор форм и методов обучения контекстного типа, соответствующих природе будущей профессиональной деятельности студентов,

то это обеспечит динамику развития коммуникативной компетентности студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи:

  1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить сущность понятия «коммуникативная компетентность будущего специалиста торгово-экономического профиля», разработать ее структурно-функциональную модель и определить уровни ее развития.

  2. На основе теоретического анализа выявить и обосновать содержание деятельности преподавателя по созданию совокупности организационно-педагогических условий для развития коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа.

  3. Разработать технологию педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов торгово-экономического ВУЗа, имеющую в основе концепцию рефлексивного управления.

  4. Определить критерии и показатели результативности педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов торгово-экономического ВУЗа и проверить результативность педагогического управления данным развитием опытно-экспериментальным путем.

Методологической базой исследования являются философские принципы субъектности личности, непрерывности изменений и развития явлений, единства теории и практики, сознания и деятельности (Г. Гегель, М.С Каган, И. Кант, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Э.Г. Юдин и др.);

Методологические основания исследования составляют культурологический подход, базирующийся на антропосоциальной концепции культуры (И.Е. Видт); и личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.).

Теоретическими основаниями исследования являются:

  • концепции межличностной коммуникации и общения (В.Н. Куницына, А.В. Петровский, В.М. Погольша);

  • положение теории способностей о том, что способность – это сложное синтетическое образование, определяемое через деятельность, личностные образования и свойства (С.Л.Рубинштейн);

  • концепция полихронности культурного пространства (А. Я. Гуревич);

  • положение компетентностного подхода о том, что компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней (А.В. Хуторской);

  • теория контекстного обучения (А.В. Вербицкий);

  • концепции педагогического управления (Т.И. Шамова, Ю.В. Васильев);

  • концепция профессионального управления как деятельности по созданию условий (Л.А. Шипилина);

  • концепция педагогического управления как системообразующего фактора педагогической системы (В.А. Якунин);

  • теоретические положения о возможностях использования рефлексивного управления в образовательных системах (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко);

  • идеи о возможностях самоорганизации студентов в профессиональном обучении (М.Т. Громкова).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

  • теоретические – теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация, моделирование;

  • эмпирические – изучение научной литературы, учебно-программной документации, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса ВУЗа, метод диагностических ситуаций, педагогическое наблюдение, анкетирование преподавателей и студентов, беседа, тестирование, педагогический эксперимент;

  • методы математической статистики («хи»-квадрат критерий, критерий Стьюдента).

Организация исследования включала в себя следующие этапы:

  1. Аналитико-методологический (2002-2004 гг.) был посвящен осмыслению состояния проблемы в отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической, культурологической литературе, изучению степени ее разработанности; определению научного аппарата и программы исследования, изучению массовой практики по проблеме исследования, разработке программы констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

  2. Опытно-экспериментальный (2004-2006 гг.) характеризовался разработкой структурно-функциональной модели коммуникативной компетентности студентов торгово-экономического ВУЗа; проектированием технологии педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа; проведением опытно-экспериментальной работы, в процессе которой осуществлялось уточнение гипотезы.

3. Обобщающий (2005-2006 гг.) был направлен на обобщение, корректировку и теоретическое осмысление результатов исследования, внедрение разработанных положений в образовательную практику, оформление диссертационной работы; апробацию ее основных идей и результатов в публикациях по теме исследования, в преподавательской деятельности.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили преподаватели кафедры «Иностранные языки» (11 человек), студенты 1 и 2 курсов (70) специальностей «Коммерция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» Российского государственного торгово-экономического университета (Омский институт). Личное участие автора заключалось в разработке концепции исследования, программы учебной дисциплины «Иностранный язык», программы спецкурса «Документационное обеспечение управления внешнеэкономической деятельностью на английском языке», непосредственной апробации и внедрении результатов исследования в практику педагогической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа – это деятельность преподавателя, по своему содержанию и технологии направленная на создание совокупности необходимых и достаточных организационно-педагогических условий (осуществление целеполагания, исходя из коммуникативных потребностей студентов; конструирование смыслопорождающего содержания образования на основе включения субъектного коммуникативного опыта студентов; выбор форм и методов обучения контекстного типа, соответствующих будущей профессиональной деятельности студентов), под влиянием которых студенты сами развивают свою коммуникативную компетентность через достижение профессионально-гуманистического уровня на основе рефлексии.

  2. Коммуникативная компетентность будущего специалиста торгово-экономического профиля – это способность субъекта культуры, обусловленная типом его сознания, ценностно и осмысленно достигать общности позиций с коллегами и потребителями торгово-экономической сферы по коммерческим и финансово-экономическим вопросам на основе информационного обмена, выработки стратегии взаимодействия, принятия и понимания другого человека. Коммуникативная компетентность обладает динамической структурой, проявляющейся на трех уровнях: бытовом, профессионально-социальном и профессионально-гуманистическом. Структурно-функциональная модель коммуникативной компетентности будущего специалиста торгово-экономического профиля представлена взаимосвязанными структурными компонентами (мотивационно-ценностным, когнитивным и операциональным) и функциями (контактной, смыслопорождающей, информационной, интерактивной, регулятивной и рефлексивной).

  3. Технология педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа – это процесс цикличного характера, осуществляемый на рефлексивной основе как совокупность последовательных и взаимосвязанных стадий взаимодействия преподавателя и студентов (1. стадии рефлексивного анализа; 2. конструктивно-ориентационной стадии; 3. стадии стабилизации; 4. стадии системной рефлексии), направленный на обеспечение результативности педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов.

  4. Критериями результативности педагогического управления развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического ВУЗа являются эффективность деятельности преподавателя, которая проявляется в наличии совокупности организационно-педагогических условий, и ее действенность, выраженная положительной динамикой развития коммуникативной компетентности студентов.
  1   2   3   4

Похожие:

Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconФормирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей (на примере подготовки бакалавров педагогики)
Охватывают области реализации когнитивного и операционально-технологического компонентов и являются необходимыми для формирования...
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconТема: Формирование коммуникативной компетентности в условиях двуязычной среды
Цель: Дессиминация опыта формированию коммуникативной компетентности в процессе преподавания русского языка и литературы в татарской...
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconЭколого-правовое воспитание студентов в образовательном процессе вуза
Работа выполнена в фгбоу впо «уральский государственный педагогический университет»
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconКарагандинский государственный медицинский университет сферы компетентности выпускника
Методическое пособие предназначено для преподавателей вуза и сотрудников научных лабораторий. В данном методическом пособии изложены...
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconФормирование ментальных репрезентаций студентов в учебном процессе вуза
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Мурманском государственном педагогическом...
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconАнастасия Вячеславовна формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих переводчиков в системе дополнительного образования вуза
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Новосибирский филиал Российского государственного торгово–экономического университета
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconРазвитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет...
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании. Электронные учебные издания: создание и использование в учебном процессе»
Цель программы: подготовить слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе...
Педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе торгово-экономического вуза iconОсобенности развития коммуникативной компетентности студентов-психологов в ситуации конфликтного поведения
Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница