Тезисы доклада Начало формы




Скачать 38.57 Kb.
НазваниеТезисы доклада Начало формы
Дата23.02.2013
Размер38.57 Kb.
ТипТезисы



Тезисы доклада

Начало формы


  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА: Разработка обучающей системы для программного комплекса графического анализа и первичной обработки телеметрической информации




  1. АВТОРЫ:

В.Э.Балтрашевич, Т.Б.Куракина

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ (полное наименование, без аббревиатур):

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

  1. ГОРОД: Санкт-Петербург




  1. ТЕЛЕФОН: 8-904-634-98-48




  1. ФАКС: (812)234-35-53




  1. E-mail: tatianazhur@mail.ru




  1. ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:

Анализ телеметрической информации (ТМИ) с неизвестными характеристиками предполагает большое число возможных вариантов анализа, требующих принятия конкретных обоснованных решений. Особое значение играют средства графического анализа ТМИ. Опыт анализа измерительной информации является слабо формализованным, им обладают только квалифицированные специалисты, что затрудняет процесс передачи знаний и навыков от опытных специалистов к молодым, а также приводит к потере знаний при имеющейся текучести кадров. Остро встает необходимость создания обучающих систем, способных и сохранить знания, и продемонстрировать работу эксперта, а также обладающих подробной системой объяснений.

Поскольку в области обработки ТМИ большая часть знаний является личным опытом специалистов высокого уровня (экспертов), и эти знания слабо структурированы, данная предметная область нуждается в экспертной системе (ЭС).

При реализации автоматизированной обучающей системы (АОС) в качестве базовой была выбрана инструментальная ЭС, первая версия которой описана в [1]. При разработке ЭС необходимо получить, структурировать и формализовать знания эксперта и сформировать из них базу знаний (БЗ), которая дальше подается на вход ЭС.

Для извлечения знаний эксперта представляется перспективным использовать средства автоматизации тестирования, такие как WinRunner, SilkTest, Rational Robot, которые используют функциональность Record/Playback [2]. Это позволит зафиксировать действия эксперта по решению конкретных задач анализа и обработки параметров ТМИ в виде скриптов, которые инженер по знаниям сможет проанализировать и реализовать с помощью программных средств.

Как известно, знания делятся на поверхностные и глубинные. Знания, представленные с помощью скриптов, можно рассматривать как поверхностные, которые инженер по знаниям может перевести в продукционное представление. При этом эксперт работает (тестирует) в режиме «черного ящика», а инженер по знаниям – в режиме «белого ящика».

Ответы пользователя или действия по обработке данных являются процедурами программы графического анализа и первичной обработки параметров ТМИ и задаются в качестве глубинных знаний.

В процессе разработки БЗ важен переход от знаний в общем смысле этого слова к их формализованному представлению. Получив теоретические знания из литературы и практические – от экспертов, эксперт по знаниям систематизирует полученную информацию, классифицирует возможности программы и строит тестовые обучающие примеры, каждый из которых нуждается в формальном представлении. Производится это следующим образом: каждый тестовый пример представляется в виде последовательности действий. Эту последовательность можно задать в виде графовой модели, где действия с программой - это узлы, а порядок их выполнения определяется дугами. На основе такой структуры можно составить БЗ. Последовательность выполнения действий определяется на языке продукций, близком к естественному, а сами действия - на языке реализации программы. Совокупность поверхностных и глубинных знаний и представляет собой БЗ.

Система объяснений ЭС имеет возможность объяснения пользователю назначения предстоящих действий. Наличие связи с Help-файлом позволяет дать пользователю подробные объяснения из предметной области. Таким образом, наличие системы объяснений ЭС (показывающей историю и прогноз логического вывода), наличие рекомендаций (с пояснениями глубинных знаний), наличие Help-файла (с соответствующими пояснениями из предметной области) фактически реализуют гиперграфовую модель объяснений решения задачи.

На основе предложенного подхода была разработана обучающая система для программы графического анализа и первичной обработки параметров ТМИ, позволяющая продемонстрировать базовые действия этой программы, сохранить цепочки действий экспертов по проведению конкретных видов анализа и обработки параметров, а также проконтролировать действия обучаемого. Реализация проводилась в среде визуального программирования Delphi. Для извлечения знаний экспертов, наряду с совместной работой эксперта и инженера по знаниям, использовалось средство автоматизации тестирования Rational Robot.

Использование ЭС позволило задавать, хранить, редактировать и передавать знания на языке близком к естественному. Система объяснений помогает опытному анализатору при проведении анализа, а новичка направляет и обучает используемым алгоритмам. Использование знаний позволило просто корректировать описание технологических цепочек.

В дальнейшем предполагается расширение базы знаний за счет привлечения других экспертов, возможно также улучшение существующей ЭС путем создания собственных интерфейсных средств для представления знаний в виде семантической модели, что является более удобным и наглядным способом представления знаний.


Литература

  1. Балтрашевич В.Э. Реализация инструментальной экспертной системы. – СПб.: Политехника, 1993.

  2. Винниченко И. В. Автоматизация процессов тестирования. — СПб.: Питер, 2005.

Похожие:

Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Проекты и перспективы развития Мультивендорного и академического консорциума в области икт
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
О связности веб-сайтов Петрозаводского государственного университета на административном каркасе
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Петрозаводский государственный университет/ Институт прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
О веб-сайтах информационного веб-пространства Петрозаводского государственного университета
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Опыт преподавания ряда курсов и спецкурсов для студентов направлений «прикладная математика и информатика» и «информационные системы...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями:...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
На протяжении последних лет в российской системе образования активно развивается направление информатизации образования, связанное...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Подготовка специалиста, отвечающего всем требованиям, крайне трудоемкий и длительный процесс. Поддержка университетов в подготовке...
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада. Самсонов Н. М
Опыт работы регенерационных систем жизнеобеспечения экипажей на космических станциях «Салют», «Мир» и мкс. См. Тезисы доклада
Тезисы доклада Начало формы iconТезисы доклада Начало формы
Учитывая многоплановость, объем и сложность взаимосвязей информационных объектов, одновременно вовлекаемых в процесс управления,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница