Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме




НазваниеМетодические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме
страница1/10
Дата23.02.2013
Размер1.48 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений”

по теме:

Разработка и апробация методик семейного психологического консультирования по федеральной программе: Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………….……………………………………………………………..4


  1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7




  1. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13

2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13

2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26


3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42

3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42

3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56

3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90


4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99

4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99

4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120


Заключение……………………………………………………………………… 135


Словарь понятий ………………………………………………………………..137

Список использованных источников….……………………………………….142

Введение


Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

Современное состояние семьи в России, детерминировано рядом факторов, основными из которых являются: общие цивилизационные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям; специфика российской культуры, региональные, этнические и религиозные особенности; противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.

Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании , в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте , во внимании, сопереживании, понимании и т.д. , которая вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дистабилизации брака. Большинство семейных кланов состоит из трех, иногда четырех поколений. Все эти поколения тесно связаны между собой и оказывают друг на друга сильное воздействие. Отношения между родственниками строятся очень непросто. В некоторых случаях они превращаются в настоящую войну, в других - родные просто избегают друг друга. Они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже общаются со своими близкими.

Положение большинства российских семей в настоящее время далеко от благополучия, а нарастание неблагоприятных тенденций в сфере жизнедеятельности семьи и связанных с ними нежелательных социальных последствий приобретает угрожающий характер.

В условиях переходного периода, т.е. в ситуации кризиса и нестабильности в социально-экономической и политической сферах, обостряются противоречия в обществе, усиливается воздействие на семью традиционных негативных факторов объективного порядка и продуцируются новые. Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослых членов семьи, связанных с трудностями адаптации к новым условиям, с поисками выхода из кризисной ситуации, с изменением социального и профессионального статуса, с безработицей, с дополнительной занятостью, с постоянным возникновением в стране экстремальных ситуаций и вынужденными переменами места жительства, негативно сказывается на семейном благополучии.

В особо трудных обстоятельствах оказались семьи неполные, многодетные и молодые, в которых уровень семейного неблагополучия, обусловленный объективными причинами макросоциального характера, оказался значительно выше, чем в других типах семей.

Социально-экономический кризис влияет и на эмоционально-психологический климат, расшатывает семейные устои, ослабляет семейные узы, негативно сказывается на отношении к детям в семье. Все это позволяет некоторым специалистам заявить о кризисе института семьи в России, который начался давно, а в настояшее время серьезно обострился (А.И.Антонов, В.М.Медков, 1996), что обуславливает развитие в России служб психологической помощи семье, как в крупных городах, так и на региональных уровнях, в том числе на селе. В результате встает новая задача исследований – это разработка психотерапевтического инструментария для работы с семьей, который был бы адаптирован к сложившимся российским условиям жизнедеятельности семьи.

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:

  • психолого-медико-социальный центр Южного округа,

  • Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,

  • Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),

  • Московский психолого-педагогический институт,

  • Московский государственный социальный университет,

  • Московский педагогический государственный университет,

  • Московский университет геодезии и картографии

  • Школы г.Дубны,

  • Администрация здравоохранения г.Дубны.



2. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений


В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая вуализируется внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли “козла отпущения” и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.

Истоки таких взаимоотношений лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи (эмоциональная или физическая травма в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисные состояния членов семьи, симбиотические связи в семье и т.д.). Страх перед переменами в семье, новых взаимоотношений, страх быть отвергнутым снова или потерять то, что осталось (даже если отношения не устраивают, ноявляются привычными и стабильными) мешает членам семьи откровенно признаться в своих чувствах друг другу или сделать решительный шаг, чтобы переломить ситуацию.

Стиль эмоциональных отношений между двумя членами семьи развивается самостоятельно. Разнообразие существующих эмоциональных отношений определяет семейную атмосферу и структуру эмоциональных связей в семье, а последние, в свою очередь, определяют стиль воспитания и характер ребенка, которые затем являются факторами принятия или отвержения ребенком семейной системы, а также определяют характер отклонений в развитии семейной системы.

Чаще всего история эмоционально-отверженных взаимоотношений уходит далеко в прошлое семьи и ее членов, что максимально затрудняет работу с подобными семьями, поскольку в основе их в большинстве случаев лежит семейная психическая травма.

Семейная психическая травма – устойчивое эмоционально-насыщенное негативное переживание по поводу межличностных отношений в семье, затрагивающее нескольких ее членов.

Основными особенностями семейной психической травмы являются следующие:

  • Семейная психическая травма личностно-значима для всех членов семьи,

  • меняет у членов семьи восприятие тех событий, которые связаны с травмой,

  • касается очень близких людей, что определяет максимальную эмоциональность восприятия (неуравновешенность, вспыльчивость, подавленность и т.д.),

  • влияет на всю жизнедеятельность человека (соразмерима с потерей смысла жизни),

  • вызывает у членов семьи чувство вины из-за испытываемых негативных реакций по отношению к близким людям даже в случае уверенности в своей правоте (близкий, родной человек не может быть плохим – такое убеждение ставит человека в двойственную ситуацию: с одной стороны обида на близкого человека, что тот совершил предательство, с другой стороны – чувство вины за то, что он испытывает такие чувства по отношению к родному человеку),

  • может влиять на несколько поколений в семье, передаваясь по наследству как негативный семейный опыт (в виде семейных мифов, ритуалов, легенд, семейных историй),

  • влечет за собой нарушение привычного образа жизни и наиболее важных для членов семьи межличностных отношений,

  • влечет за собой изменения у членов семьи на личностном уровне,

  • влияет на жизнедеятельность и самочувствие всех членов семьи,

  • разрушает сложившуюся легенду семьи.

Семейная психическая травма может быть следствием как травмирующего события, так и семейного стресса затяжного характера, который затронул всех членов семьи.

По мнению К.Витакера происхождение семейной патологии можно найти в распаде инфраструктуры предшествующих семей – в их мифологии, в чувствах идентификации и фактах идентификации, в семейных паттернах поведения – хороших или плохих – или во внутрипсихических мифологиях.

Любая семейная структура очень подвижна и особо зависима от внешних и внутренних изменений, касающихся членов семьи. Основными внешними факторами здесь являются: расовые, национальные, религиозные, экономические и ценностные убеждения членов семьи. Н.Аккерман выявил зависимость внутренней сплоченности семьи от внешних факторов. Увеличение возможностей, индивидуальных ресурсов и самостоятельности членов семьи в социальной сфере ведет к ослаблению семейных уз и большей гибкости семейной системы, а уменьшение возможностей и надвигающаяся опасность со стороны внешней среды вызывает сплоченность и эмоциональную близость членов семьи и в то же время формирует жесткую и доминантную семейную систему.

Можно выделить несколько типов семей с искаженными эмоциональными связями:

  1. “Традиционные” семьи – в таких семьях все должно быть “как у людей”. Члены семьи отдают все силы на создание внешнего имиджа благополучной и обеспеченной семьи. Такая семья держится на рациональных основах.

  2. “Эмоционально-отверженные” семьи – здесь прямое межличностное общение и всякие контакты отсутствуют, их заменяют заочные яростные нападки и обвинения.

  3. Семьи “рабочих” – члены семьи все время отдают работе и своей собственной самореализации вне семьи, не контактируя друг с другом днями, неделями, а то и месяцами. Дети в таких семьях предоставлены на попечение интернатов, приходящих нянь, бабушек и дедушек и т.д.

  4. Семьи с симбиотическими связями, в которые вошел новый член семьи, претендующий на первенство во взаимоотношениях.

  5. Семьи с неполным родительским кланом, где родитель пытается добиться самореализации в лице собственного ребенка любой ценой.

Richter H.E. делит семьи, где у детей возникают невротические симптомы, на следующие типы: “семья-крепость”, “семья-театр”, “семья-санаторий”, “семья с кумиром”, “семья-третий лишний”. Варга А.Я. выделяет скученные семьи”, где отмечается неразрывность, слитность ее поколений. Есть много таких отношений, где созависимость двух людей дает им чувство безопасности и мир. Это происходит, по мнению К.Витакера, за счет появления козла отпущения, которому другие наклеивают этот ярлык, не подозревая о существовании созависимости. Такое явление лучше всего изучено у алкоголика и его помощника, созависимой супруги. Иногда патологическую связь поддерживает третья сторона – человек или команда, кто, не понимая, что имеет дело с командой, пытается помочь отдельному человеку.

Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис выделяют дисфункциональные семьи – семьи, неспособные удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте. Основными проблемами таких семей являются: ошибочный выбор партнера, незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена и угроза развода, гражданский брак как попытка избежать ответственности и т.д.

М.Перец рассмотрел такое понятие как “семейный стресс”, который определил как последовательность ежедневных стрессогенных событий, но не как критическое жизненное событие.

Стресс, как его определяет Г.Селье, “есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования”. В данном случае семья выступает как единый организм.

О “семейном стрессе” можно говорить тогда, когда один и тот же тип стресса испытывается не только одним членом, а несколькими членами семьи одновременно (в экстремальных случаях - всеми). Он может варьировать от индивидуального стресса до стресса 2-3 членов семьи или переживаемый всеми.

Степень воздействия семейного стресса определяется следующими показателями: общий стресс каждого члена семьи (количество и интенсивность всех категорий стрессоров за период наблюдения); общий стресс для всей семьи (количество, сложность и интенсивность всех “совпадающих” событий); частота и интенсивность отдельных категорий стрессоров у отдельных членов семьи; частота, сложность и интенсивность специальных категорий стрессоров для семьи в целом.

Внутрисемейные противоречия “определяют частоту, сложность (степень “перекрывания”) и интенсивность семейного стресса. Эти противоречия зависят от следующих факторов: 1) критических жизненных событий, ежедневных ссор, хронических стрессоров, задач в связи с развитием отдельных или всех членов семьи, которые и определяют значимость копинг-задач для отдельных членов или семьи в целом (эта объективная интенсивность стрессоров, в смысле “трудности задачи” влияет на семейный стресс); 2) свойств личности членов семьи, таких как “твердость” или “чувствительность” в сравнении с “защитой”; 3) копинг-компетентности - индивидуальной и семейной (удовлетворенность семейной жизнью и личное благополучие в меньшей степени зависят от количества семейных стрессов и в большей степени от копинг-компетентности). Копинг-компетентность рассматривается как изменяющийся модератор между стрессорами и благополучием (психическим, семейным).

Э.Г.Эйдемиллер выделяет также “семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение”. Семья активно участвует в формировании такого состояния у ее членов несколькими способами: создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения; создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей; создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации Пермь • 2004 Психологическое консультирование кризисных состояний. Методические рекомендации. Пермь: оцпппн, 2004. с. Методическое пособие подготовлено на основе материалов обучающей программы «Психологическое консультирование»
Методическое пособие предназначено для психологов, психотерапевтов, консультантов телефонных служб, которые встречаются в своей работе...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков / сост. И. М. Ильичева, В. А. Шняк. Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.
Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации по аттестации педагогов-психологов на высшую
Эксперты должны иметь высшее психологическое образование и опыт работы в сфере практической психологии не менее 5 лет
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconУправление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации)
...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации г. Волгоград 2011 Организация трудовой деятельности молодых инвалидов. Методические рекомендации. Волгоград.
Методические рекомендации предназначены для психологов, медицинских работников, специалистов по социальной работе, специалистов учреждений...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации и планы практических занятий для студентов I курса исторического факультета
Коньков Н. Л., Останина Л. В. История россии с древнейших времен до конца XVI века: Методические рекомендации и планы практических...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ для студентов всех форм обучения по специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» Бийск
Методические рекомендации предназначены для практического закрепления теоретического курса по дисциплине «Товароведение и экспер-тиза...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании Москва 2010
Ягодина Л. А. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и...
Методические рекомендации для практических психологов “Психологическое консультирование семей с нарушениями в системе внутрисемейных отношений” по теме iconУроки семьи и семейных ценностей Проведение в образовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница