Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся




Скачать 238.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся
страница1/2
Дата23.02.2013
Размер238.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

Асбестовского городского округа


Принято

Педагогическим советом

МОУ СОШ № 18

Протокол № 2 от 25.10.2011 г.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 18

_________________Е.Ю.Таниди Приказ № 59/2 от 31.10.2011 г.



Методические рекомендации

по организации, содержанию

научно-исследовательской работы учащихся

(реферат) в государственной (итоговой) аттестации.

Критерии оценивания реферата.


Асбест, 2011г.

Содержание


Введение.

1.Этапы работы над рефератом

2.Требования к формулировке темы реферата

3. Структура реферата

4. Требования к оформлению реферата

4.1. Формат

4.2. Заголовки

4.3. Нумерация

5. Требования к содержанию (по главам)

6. Требования к оформлению списка элементов библиографической записи

7. Требования к содержанию:

8. Рецензия

8.1. План рецензии

8.2. Рецензент:

8.3. Защита реферата

9. Критерии оценки реферата

Приложение.


Введение


Методические рекомендации содержат требования к содержанию, оформлению школьного реферата, организации защиты реферата как формы устной аттестации. Рекомендации дополнены научно-методическими статьями, отражающими опыт научного руководства исследовательской деятельностью учащихся.

XXI век значительно изменил российскую жизнь: сменилось производство, быт, общественные и экономические отношения, культура и многое другое. Все это повлекло за собой и изменения в образовании. Результатом образования должна быть не сумма усвоенной ин­формации, а способность человека извлекать информацию, анализировать ее, применять свои знания в различных проблем­ных ситуациях, конкретных условиях жизнедеятельности.

Человек познает мир в различных формах: обыденной, мифо­логической, религиозной, художественной, философской и на­учной. В результате этого познания он расширяет горизонты понимания не только внешней действительности, по и самого себя.

Научно-исследовательская деятельность учащихся особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющей интерес для уча­щихся. Цель научно-исследовательской деятельности в педаго­гическом смысле - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения дей­ствительности. Такая цель связана прежде всего с тем, что в условиях информационного общества, в котором знания о мире быстро устаревают, главным становятся не столько сами зна­ния, сколько способы и методы их приобретения и использования. Включаясь в процесс исследования, учащиеся входят в куль­турное пространство самоопределения, проектируя собственную предметную деятельность в избранной области, а также анали­зируя эту деятельность.

Задачи научно-исследовательской деятельности:

  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социаль­ной направленности.

  2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся.

  3. Освоение учащимися универсальных способов социаль­ной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной.

Информационная компетенция— это владение навыками: поиска и сбора информации (библиографические указатели, справочная литература, Интернет, опросы, интервьюирова­ние, работа с источниками, музейными экспонатами и т.п.; отдельные значимой информации от второстепенной; определение недостающей информации и др.); обработки информации (упорядочение: выстраивание ло­гических, причинно-следственных связей, хронологическое упо­рядочение, ранжирование; составление плана, диаграмм, гра­фиков, таблиц; интерпретация, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение информации, полученной из источников, формулирование самостоятельных выводов и др.

Коммуникативная компетенция — способность и готов­ность к общению с учителями, работниками библиотеки, Интернет-ресурсами, сверстниками, умение публично представлять резуль­таты своего труда.

В этих условиях  актуализируются вопросы организации исследовательской работы учащихся, научного руководства ею, необходима разработка единых согласованных требований к оформлению и защите результатов учебного исследования. Формы отчета о результатах исследования могут быть различными: научный отчет, реферат, доклад, дневник научных наблюдений, описание и анализ опытов, экспериментов, эссе.    В  практике обучения реферат рассматривается как одна из основных форм отчета, а защита реферата - одна из форм итоговой аттестации учащихся.

  Слово "реферат", в переводе с латинского,  означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием исследовательской, как и всякой творческой, деятельности является новизна. Соответственно, учебный реферат - это новый, авторский текст (в отличие от конспекта). 

Реферат в его первоначаль­ном значении редко встречается в исследовательской деятель­ности учащихся. На обыденном уровне под рефератом подразу­мевается наиболее простой вид научного изыскания, который требует определенной самостоятельности исследователя. Рабо­тая над рефератом, школьники учатся выделять основные мыс­ли, структурировать имеющийся материал, видеть внутреннюю логику изложения, предложенную автором статьи, монографии и т. п. Вместе с тем при выполнении реферативной работы юно­му исследователю не надо высказывать собственное мнение по той или иной проблеме, предлагать собственные пути решения проблемы, искать способы деятельности для ее решения и т. д. Задача - передать содержание источника, что предполагает высокой степени творчества.

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:

  • ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

  • ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

  • ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

  • ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». 


1.Этапы работы над рефератом

 Этапы работы над рефератом и его структура, согласно определению,  должны соответствовать этапам исследовательской деятельности.

1. Осознание и выбор  проблемы.

2. Формулировка темы.

3. Составление библиографии.

4. Изучение основных источников по теме.

5. Обработка информации (конспектирование, систематизация).

6. Раскрытие основных понятий темы.

7. Составление плана.

8. Оформление реферата.


2.Требования к формулировке темы реферата

Формулировка темы должна быть связана с учебной программой по образовательному курсу, с привлечением нескольких источников.


3. Структура реферата

Введение.

Отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в работе именно по этой теме. Какое теоретическое или практическое значение она имеет. Здесь же раскрываются задачи, которые исследователь ставит при написании работы. Можно сказать об основных этапах выполнения работы и перечислить методы её выполнения (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение и т.п.)

Основная часть.

Раскрывает содержание работы и подразделяется на отдельные главы, вопросы (по плану работы). Каждая глава начинается с задачи и заканчивается выводом.

Первая глава может отражать краткую историю исследуемой проблемы, автор ссылается на исследования ученых по этой теме. Здесь же можно сказать и о достигнутых результатах по отдельным вопросам темы, сделать обзор литературы. Отдельную главу можно посвятить описанию методов исследования. Можно выделить главу, где подробно освещаются результаты, полученные в ходе работы. Если в процессе работы создается дидактический материал, можно описать методику создания его и использования в учебно-воспитательном процессе. В основной части могут быть представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п.

Заключение.

 Содержит основные выводы, к которым исследователь пришел  в ходе работы. Можно представить отношение автора к выполненной работе (что было трудно, что нового для себя открыл).


4. Требования к оформлению реферата

4.1. Формат

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм)

Интервал межстрочный - полуторный.

Цвет шрифта - черный.

Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman».

Кегль (размер) 14.

Размеры полей страниц:

левое — 30 мм (для замечаний преподавателя),

верхнее, и нижнее, правое  — 20 мм.

Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»)

Отступ красной строки — 8 символов по умолчанию.


4.2. Заголовки

Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выравнивание по центру или по левому краю.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть две пустые строки. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

4.3. Нумерация

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

5. Требования к содержанию (по главам)

  • Введение (Обоснование выбора темы. Указать актуальность, проблемность, предмет, объект, цель и задачи исследования)

  • Глава 1. Название главы (Исторические предпосылки, обзорная часть)

  • Глава 2. Название главы (Основная часть - методы решения. Исследовательская работа).

  • Заключение (Результаты. Выводы по работе.)
    Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:  

  • Список использованной литературы.

  • Приложение.

6. Требования к оформлению списка элементов библиографической записи


Книга, имеющая не более трех авторов:

Максимов Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.

Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.

Статья из журнала:

Мартышин О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Бычкова Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).


7. Требования к содержанию:

  1. Исследовательский характер.

  2. Новизна, актуальность.

  3. Практическая значимость.

  4. Грамотное и логическое изложение материала (оформление реферата).


8. Рецензия

После написания реферата в черновом варианте, учащийся сдает консультанту, затем рецензенту. После исправлений или дополнений внесенных консультантом и рецензентом реферат оформляется начисто.

Консультант проверяет соблюден ли принцип научности, правильно ли использована терминология и обозначения по его предмету.


8.1. План рецензии

  1. Творческий замысел автора реферата (тема). Постановка цели и задач.

  2. Краткая информация о содержании, оформлении.

  3. Критическая оценка рецензии:

    1. Особенности композиции:
      соответствуют ли главы реферата поставленным задачам, делаются ли выводы, обобщения (структура реферата);
      есть ли переход от одной главы к другой (логическая основа реферата);

    2. стиль реферата (язык);

    3. актуальность темы;

    4. практическая направленность.


8.2. Рецензент:

  • высказывает общее впечатление о работе, ее содержании и оформлении

  • дает оценку о глубине изложенного материала, соответствие его теме реферата, об актуальности темы реферата

  • оценивает переработан ли материал, соблюден ли принцип научности, выражено ли свое отношение к материалу, обоснованно ли оно, приведен ли материал к общему стилю

  • дает предварительную оценку реферату


8.3. Защита реферата

  • Сроки защиты реферата:

  1. Предоставление работы в черновом варианте учителю - предметнику в срок до 09.03.

  2. Предоставление работы заместителю директора по УВР в срок до 20.03.

  3. Предварительная защита рефератов (апрель).

  4. Защита рефератов на государственной (итоговой) аттестации (июнь)


План защиты реферата

  1. Сообщение темы.

  2. Обоснование выбора темы (проблемность, актуальность).

  3. Постановка цели, задач.

  4. Структура работы.

  5. Содержание работы (самые яркие, значимые моменты).

  6. Выводы по работе.

На защиту реферата отводится 10-15 минут, вместе с вопросами комиссии.


Критерии оценки реферата

Реферат и защита реферата обучающимся по данным критериям оценивается экзаменационной комиссией по баллам в соответствии с Таблицей №1, Таблицей №2. Далее баллы переводятся по пятибалльной шкале в оценку. Данная оценка засчитывается как экзаменационная. При этом учитывается особое мнение комиссии. Допускается оценивание по таблице №1 учителем-рецензентом.

Таблица №1

критерий

показатели

балл

1. Структурные (макс. 4 балла)

1.1. Логичность

достаточное обоснование и полное соответствие темы реферата исследовательскому аппарату

2

обоснование актуальности и ее соответствие теме реферата неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы)

1

актуальность не представлена в тексте

0

1.2. Культура исполнения

элементы структуры реферата представлены в полном объеме, приложения соответствуют реферату

2

не все элементы структуры реферата представлены, приложения не соответствуют реферату (по качеству и количеству)

1

большинство элементов структуры реферата не представлено

0

Сумма по критерию 1 (максимально 4 балла)




2.Теоретические (макс. 14 баллов)

2.1. Целостность

проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована

4

проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы

2

постановка проблемы и ее значимости отсутствуют

0

2.2. Коммуникативная компетентность

представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками

3

присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет

2

отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации

1

2.3. Информационная компетентность

на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части

7

использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме)

5

источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна

4

источников для раскрытия темы реферата достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности

3

источников для раскрытия темы реферата недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности

2

используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет

1

Сумма баллов по 2 критерию (максимально 14 баллов)




3. Исследовательские

3.1. соответствие теоретической и практической части

практическая часть реферата связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы

3

практическая часть реферата связана с теоретической рассматриваемой проблемой

2

практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему

1

3.2.

Корректность методов исследования

Заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно

5

отдельные методы (инструментарий) исследования использованы некорректно или нецелесообразны

3

заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны

1

3.3. Результативность исследования

выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения

6

выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частичный характер, не охватывая проблему в полном объеме

3

выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования

1

3.4. Элементы исследовательской компетентности

цели и задачи реферата достигнуты, адекватно представлены в выводах

6

цели и задачи реферата достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования

3

представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования

1

сумма баллов по 3 критерию (максимально 20 баллов)




особое мнение рецензента (до 2-х баллов)




общая сумма баллов (максимально 40 баллов )



  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по организации научно-исследовательской работы учащихся
Важный источник развития педагогики научно-исследовательская деятельность в учреждениях образования. Все больше педагогов и педагогических...
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся, научно-практических конференций и творческих отчетов

Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации Серия: Подготовка экспертов высшего профессионального образования
Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации....
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 40
Рекомендации для проведения практических занятий и научно-исследовательской работы
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в школе
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по организации исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Основы проведения учащимися исследовательских работ и творческих проектов, порядок изложения и представления исследовательского и...
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические указания к подготовке и защите
Методические указания содержат рекомендации по организации и содержанию дипломной работы бакалавра направления подготовки «Менеджмент»...
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к егэ
Для успешной работы по подготовке учащихся к егэ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению...
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconМетодические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы 91 Приложения 98
Примерная основная образовательная программА высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся iconАрцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. 2005. №6
Абрамова С. В. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление // Русский язык (ПС). – 2006. №23
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница