Материал консультаций для работников дошкольного образования




Скачать 379.66 Kb.
НазваниеМатериал консультаций для работников дошкольного образования
страница1/3
Дата23.02.2013
Размер379.66 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Материал консультаций для работников дошкольного образования.


Активные формы методической работы

с педагогическими кадрами


В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию воспитателей, в методической работе с педагогическими кадрами в детских дошкольных учреждениях все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести встречи "за круглым столом", диспуты, педагогические ринги, деловые игры, "мозговой штурм", КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кросс­вордов по тематике дошкольной педагогики и др.

Использование этих форм способствует проявлению самостоятельности, творческому поиску, выработке собственной позиции, развитию способности анализировать свою работу и работу коллег, принимать решения.

Вместе с тем, наблюдения за работой заведующих и методистов в осуществлении методического руководства показали, что некоторые из них не всегда умело используют активные формы. Часто за внешней стороной (активностью воспитателей) не прослеживается глубокое содержание изучаемого или обсуждаемого вопроса.

Цель данных методических рекомендаций - помочь практическим работникам разобраться, в каких ситуациях более целесообразно использовать ту или иную новую форму ра­боты с кадрами, какие задачи дошкольного воспитания при этом возможно решить более эффективно, а также пополнять методическую копилку практическим материалом.

Темы и содержание методических мероприятий в каждом дошкольном учреждении определяются диагностированием педагогических кадров. А проводиться они могут в указанных ниже формах.

"Круглый стол" - его цель выработать оптимальные пути решения проблемы.

В детских садах много нерешенных актуальных проблем воспитания и обучения детей. У одних это проблемы нравственного и эстетического воспитания, у другие - проблемы снижения заболеваемости или развитие активной инициатив­ной речи, у третьих - развитие умственной активности и по­знавательной деятельности детей и т. д. Одна из актуальных проблем на современном этапе - как сохранить самоценность дошкольного детства, осуществить гуманизацию педагогического процесса. Эти проблемы выявляются заведующей в ходе тематической или фронтальной проверки воспитатель­ной работы с детьми. Как правило, итоги проверок обсужда­ются на педагогических совещаниях, где заведующая высту­пает с обобщенным докладом.

Используя "круглый стол", можно обойтись без доклада. Заведующая доводит до сведения педагогического коллекти­ва основные недостатки в воспитании или обучении детей по изучаемой проблеме, предлагает самим проанализировать свою работу, определить причины недостатков, внести предложения в адрес администрации, родителей, общественных организаций по их устранению; у кого есть успехи - поде­литься опытом.

На такие педсоветы, где надо искать пути решения актуальных проблем воспитания детей, необходимо пригласить больше родителей воспитанников, представителей ведомства, шефов, узких специалистов разных организаций, дать им возможность высказаться по обсуждаемому вопросу. Заведующая или методист в заключение обобщает высказывания, делает выводы не только на основе выступлений, но и предварительного наблюдения педпроцесса.

В форме "круглого стола" можно провести итоговый педсовет, также с максимальным привлечением не только всего педагогического коллектива и медицинского персонала детского сада, но и общественности (учителей, родителей и т. д). Это даст большую возможность для глубокого анализа работы педколлектива в учебном голу, выяснить, что мешает более успешной работе, что нужно сделать, что уже делается. Только подлинный демократизм, гласность, открытость в обсуждении состояния работы способствует развитию творчества, инициативы, активности каждого члена педколлектива. Примеры проведения "круглого стола" даны в приложении I.

Наиболее широкое применение в практике дошкольных учреждении нашел "педагогический ринг" (приложение № 2). Его цель - совершенствовать педагогически мастерство воспитателей, повышать их методический уровень, способствовать творческому поиску. Поскольку это "ринг", тo предполагается соревновательный характер работы.

В форме "педагогического ринга" можно проводить семинары - неотъемлемую часть методических мероприятий в большинстве дошкольных учреждений. Тема и содержание "педагогического ринга" определяется основными задачами педагогического учреждения в текущем году. Например, "совершенствовать нравственнее и эстетическое воспитание детей в процессе игровой деятельности", "улучшить физическое воспитание детей, добиваясь развития таких физических качеств как выносливость, сила, гибкость, ловкость".

Характерной особенностью этой формы является то, что в ее рамках могут иметь место решение педагогических ситуаций, практические и теоретические задания. Задания участники получают заранее и непосредственно в ходе работы.

В "педагогическом ринге" участвуют ведущий, минимум две команды воспитателей, жюри. Команды формируются по-разному, по усмотрению организаторов. Они могут определиться по симпатиям, из параллельных групп, по рекомендации администрации (когда не однородны стаж работы, обpазование воспитателей).

В ходе ринга воспитатели пополняют свой теоретический багаж, овладевают практическими навыками, проявляют смекалку и творчество. Жюри в конце работы оценивает знания, умение воспитателей, поощряет победителей.

Цель "деловых игр" (называемых также имитационными, ролевыми) - упражнять воспитателей в проведении какой-либо работы с детьми, родителями, повышать профессиональ­ные практические навыки (приложение № 3).

"Деловые игры", как метод обучения взрослых, обладают следующими достоинствами: увеличивают интерес к участию в процессе, развивают самостоятельность, побуждают к творческому поиску, упражняют в принятии самостоятельных

решений и др.

"Деловая игра" включает в себя использование ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений.

В форме "деловой игры" лучше проводить практикумы, консультации, планируемые в каждом дошкольном учреждении. Деловая игра может иметь место и на педсовете, осо­бенно когда обсуждаются вопросы методического характера. Практические действия, проводимые воспитателями в игре, воспринимаются ими гораздо эффективнее, нежели теорети­ческое сообщение заведующей или методиста.

Тематика деловых игр определяется также годовыми задачами работы педколлектива.

"Дискуссия или диспут" - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы ("Советский Энциклопедический словарь" под ред. М. Прохорова, 1982 г.). Цель их применения в методической работе - выработка определен­ной позиции коллектива или его отдельных членов по акту­альной проблеме воспитания и обучения детей, по работе с родителями.

Организуя дискуссию, можно выяснить отношение воспитателей к спорному вопросу, создать коллектив единомыш­ленников. В дальнейшем направить работу в определенном плане.

Для дискуссий подойдут такие темы, как "Гибкий режим в организации учебной деятельности детей", "Нормализация жизни детей по методике Е. Е. Шулешко", "Современный воспитатель, каков он?" и др. (приложение № 4).

После споров, рассуждений заведующая или избранный пресс-центр выступают с заключительным словом. Заключительное слово нельзя строить по строго установленному тра­фарету. Но очень желательно, чтобы оно было кратким, ярким и убедительным, указывало решение поставленной проб­лемы, опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута, ставило новые проблемы, вызывало ин­терес к знаниям, культуре.

Заключительное слово, произнесенное искрение и задушевно, страстно и доказательно, выслушивается с большим вниманием, запоминается надолго и нередко считается отправным моментом в работе по самовоспитанию и организации разнообразных и содержательных начинаний, помогающих духовному и нравственному росту коллектива.

"Мозговой штурм" (или "мозговая атака") может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в "педагогический ринг", "деловую игру" и т. п. (приложение № 5).

Большой интерес у работников детских садов вызывают педагогические кроссворды, чайнворды. Они используются, чаще всего, на вечерах отдыха. Имея развлекательное нача­ло, кроссворды в то же время заставляют воспитателей ду­мать, вспоминать программу воспитания и обучения детей, педагогику, психологию, детскую художественную литерату­ру и т. д., выявлять эрудицию педагога, его опыт (приложе­ние № 6).

Эти и другие традиционные формы работы с педагогичес­кими кадрами, используемые в процессе повышения квалификации, выступают в качестве промежуточного звена меж­ду теорией и практикой, способствуют устранению формаль­ной методической опеки.

Количество мероприятий по оказанию помощи воспитателям, их формы определяются необходимостью для каждого конкретного дошкольного учреждения. Главное в их исполь­зовании - стимулировать творческое начало в деятельности каждого педагога. Творческая, доброжелательная обстановка облегчит решение сложных задач по воспитанию детей.


Приложение № 1

"Круглый стол". Тема: "Гуманизация педагогического процесса в дошкольных учреждениях на современном этапе".

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что такое гуманизация, гуманность, гуманный?

2. Как надо понимать слова "гуманизация педагогическо­го процесса в дошкольных учреждениях"?

3. Известны, в основном, два типа (или модели) общения взрослого и ребенка: учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная. В чем их различия? Какая, на Ваш взгляд, более прогрессивная?

4. Вы за какую модель? Почему?

5. Что нужно для этого изменить в себе, в коллективе? Ваши предложения в адрес администрации?

6. Кто что конкретно делает в дошкольном учреждении по гуманизации педагогического процесса? Какие трудности,

успехи?

7. Каковы должны быть формы организации жизни ре­бенка и условия его развития в современной трактовке?

8. Личность может воспитать только личность. Попытай­тесь доказать это.

Тема: Не хлебом единый жив человек (по проблемам нравственного и эстетического воспитания) на педагогичес­ком совете.

Участники: педагогический коллектив (заведующая, мето­дист, воспитатели, музыкальный руководитель, председатель родительского комитета, медицинская сестра); приглашенные (директор музыкальной школы и преподаватель, руководите­ли танцевального кружка и изостудии Дома пионеров, заве­дующая городской детской библиотекой, местный поэт Ры­бин, директор и учительница соседней общеобразовательной школы, председатель профсоюзного бюро базового предпри­ятия).

Оформление зала: красочно оформленные плакаты с высказываниями видных деятелей, пословицы и поговорки о музыке, литературе, живописи, красоте; выставка работ детского творчества (рисунки, лепка, поделки из природного материала); выставка детских книг, альбомов по искусству, фотографий детской художественной самодеятельности; выстав­ка методической литературы по вопросам нравственного и эстетического воспитания.

Расставлены столы отдельно для приглашенных, для педагогического коллектива, для пресс-центра (секретариата) в форме "круглого стола".

Открывает педсовет заведующая.

Во вступительном слове она сообщает, что ясли-сад в текущем учебном году работает над проблемой нравственного и эстетического воспитания, дает краткую информацию о том, что уже сделано: работают факультативы английского языка и музыки, ежемесячно проводятся для детей концерты силами учащихся музыкальной школы и совместно с воспитанни­ками детского сада, а также силами танцевального коллек­тива Дома пионеров. Это дает определенные положительные результаты в воспитании детей. Кроме того, руководитель танцевального коллектива Дома пионеров провела практи­кум для воспитателей по музыкально-ритмическим движениям.

Углубленная работа по обсуждаемой проблеме в детском саду только началась, нужны усилия многих заинтересован­ных лиц в улучшении этой работы.

Приглашает всех принять участие в дискуссии. Музыкальный руководитель детского сада подчеркивает, что у их воспитанников уже значительно расширились знания и представления о музыке, что видно по их самостоятельной музыкальной деятельности, по приобретенному интересу слушать доступные музыкальные произведения из классического и русского народного репертуара. Изменилось содержание детских рисунков, сделанных после концертов.

Воспитательница старшей группы говорит о своих наработках по воспитанию у детей чувства прекрасного, есть и неудачи в работе. Выражает желание организовать в детском саду для детей танцевальный кружок.

Руководитель танцевального коллектива Дома пионеров дала несколько советов воспитателям, ответила на их вопросы.

Заведующая детским садом обратилась за помощью к работникам детской библиотеки для проведения "Праздника книжки-малышки".

Заведующая детской библиотекой обещала оказать помощь в проведении Праздника и обязалась постоянно приез­жать в детский сад с передвижной библиотекой. Туг же сде­лала небольшой обзор новинок художественной литературы для детей, воспитателей и родителей.

Председатель родительского комитета рассказывает об опыте семейного воспитания по привитию детям чувства прекрасного: ходят всей семьей в походы на природу, устраивают дискуссии о прочитанной книге, о музыке, за семейным чаем, о заучивании с детьми понравившихся стихотворений. Сожа­леет, что мало красочно оформленных детских книг в продаже.

Поэт Рыбин говорит о своей любви к природе, о том, как она вдохновляет его на творчество. Подчеркивает важность эстетического воспитания детей с раннего возраста. Читает нескольку своих стихов и дарит книгу детскому саду.

Заведующая детским садом благодарит поэта за подарок, приглашает встретиться с детьми.

Воспитательница подготовительной к школе группы говорит о том, что дети ее группы знакомы с творчеством Рыбина и с удовольствием продолжат работу вместе с писателем.

Воспитательница первой младшей группы рассказывает, как она использует музыкальные дидактические игры с детьми и как через музыкальную сказку учит добру и милосердию.

Воспитательница средней группы говорит о том, что детям нравится комплексные занятия по художественному труду в сопровождении музыки, о том, как дети любят рассматривать иллюстрации к сказкам и делать свои. Высказала просьбу к руководителю кружка по ИЗО оказать им практическую помощь в овладении некоторыми техническими навы­ками в изодеятельности.

Руководитель кружка ИЗО Дома пионеров поделилась с присутствующими своими проблемами, успехами по воспитанию у детей художественного вкуса. Дала критическую оценку программе воспитания в детском саду по изобразительной деятельности. Высказала ряд пожеланий воспитателям, дала советы по работе с красками. Показала работы своих воспитанников. Согласилась сделать выставку в детском саду.

Директор школы отметил, что дети из детского сада № 8 приходят в школу с хорошими навыками в изобразительной деятельности. Но в школе они не получают дальнейшего развития из-за нестыковки программ.

Учительница начальных классов предложила провести несколько уроков в детском саду в подготовительной группе, высказала свои впечатления от посещения детсада.

Методист детского сада (ответственный секретарь пресс-центра "круглого стола") подвела итоги обсуждения вопроса и предложила в банк идей (в решение) внести следующее: совместно с работниками детской библиотеки провести "Праздник книжки-малышки", провести встречу детей с по­этом Рыбиным, использовать в работе с детьми советы ху­дожника по работе с красками, устроить в детском саду вы­ставку творчества изостудии Дома пионеров. Использовать предложенную "Азбуку танца" в практической деятельности, изучить и обобщить опыт воспитателей и родителей по эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Заведующая благодарит собравшихся за участие в обсуждении актуальной проблемы и приглашает к постоянному сотрудничеству.

Приложение 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИНГИ

Тема: Сюжетно-ролевая игра.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания воспитателей по руководству и организации сюжетно-ролевой игры.

Ориентировать воспитателей на изучение методической ли­тературы:

1. "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях". М. А. Васильева.

2. "Игра дошкольников". В. Новоселова, Е. Зворыгина.

3. "Игра и ее педагогическое значение". В. И. Жуковская.

4. "Воспитателю о детской игре". Д. В. Менджерицкая.

5. "Творческая игра". В. Я. Воронова.

6. "Воспитание детей в игре". Д. В. Менджерицкая.

7. История русской и советской педагогики. Хрестоматия.

Коллектив воспитателей делится на две команды за месяц до проведения педагогического ринга. Команды формируются по разрезанным открыткам (из частей составляется открытка).

ЖЮРИ: заведующая, методист, музыкальный руководитель.

УСЛОВИЯ: выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

За полный и точный ответ - 5 баллов. Если другая коман­да дополняет, исправляет ответ, то ей даются дополнитель­ные очки.

За неправильный ответ очки не даются.

Вопроси для "ринга" командам (поочередно):

1. В чем заключается значение сюжетно-ролевой игры? Обоснуйте ответ, используя высказывания русских и совет­ских педагогов, психологов.

2. В каком возрасте появляется сюжетно-ролевая игра? Обоснуйте ответ.

3. Отчего зависит развитие игры? Объясните.

4. Задание: одна команда читает педагогическую задачу другой, заранее подготовленную конфликтную игровую ситуацию.

Команды совещаются в течение одной минуты, выбирают воспитателя, который говорит решение.

5. Какие способы чаще всего применяют дети для разрешения игровых конфликтов?

6. Задание:

Определить возраст играющих детей. Условия: в игре есть воображаемая ситуация, роли выделены, называются, в соответствии со взятой на себя ролью определяется пове­дение ребенка - первой команде.

Условия: имеется сюжет, игровые роли есть, но не всегда называются, игровые действия однообразные, состоят из ря­да повторяющихся - второй команде.

7. Тренинг в придумывании сюжета игры по схеме:

пациент

Доктор медсестра

врач из другой поликлиники.

8. Какую роль в развитии детских взаимоотношений выполняет общение в игре? (Oбоснуйте на конкретных примерах из личного опыта).

9. Каждая команда показывает заранее подготовленную педагогическую ситуацию на тему "Родители и дети"» по игровой деятельности.

ЗАДАНИЕ: посмотреть педагогическую ситуацию и дать рекомендации родителям по руководству игрой.


Тема: Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Место проведения:

Ясли-сад № 5 Ванинского района

(заведующая Ильина Г. В., методист Дуракова И. Д.).

"Педагогический ринг" начинается с приветствия.

Капитан 1-й команды:

- Что такое предмет-заместитель?

Один из членов команды, а затем все остальные по оче­реди отвечают: "Это когда обыкновенная палочка может быть в игре градусником, ложкой, ножом, морковкой...".

Капитан:

- А кто такая воспитательница?

Члены команды: "Это учительница, художница, спортсменка, певица...".

Капитан:

- Воспитатель должен быть универсалом, должен что угодно сотворить: магом может быть, волшебником - неда­ром всех он должен заменить.

Команда: "Ничего не будет в том подозрительным, ес­ли назовем воспитателя заместителем".

Капитан:

- Команда "Заместитель" приветствует своих соперников. Команда: "Команда соперников, примите наши приветы, желаем успешно участвовать, но не победы!".

Капитан 2-й команды:

- Среди множества детских игрушек есть одна особенная. Ее отличительная черта - стойкость. Можете ее назвать?

Члены команды по очереди.

"Кукла, Мишка, Чебурашка..." всех не перечесть. Называться "Неваляшка" - неплохая честь!".

Капитан:

- Команда "Неваляшка" приветствует команду соперников.

Вся команда: "Главное - не победа.

Главное - участие!".

Жюри оценивает приветствия команд.

Ведущая:

- Сейчас стали популярными конкурсы красоты... А если оценивать в женщине не только красоту, но и ум? Предлагаю провести конкурс зрительских симпатий. Той из участниц, которая отличится знаниями, профессиональным мастерством, остроумием и обаянием, будет присвоено звание "Василиса Премудрая".

Обращается к зрителям:

- У каждой из участниц имеются жетоны с номером - вы их видите. На своих карточках, которые вам розданы, в конце игры напишите номер той участницы, которая, на ваш взгляд, отвечает этим требованиям.

А сейчас разминка. Я по очереди задаю вопросы коман­дам. Команда должна дать ответ по истечении 10 секунд:

1. Что такое игра?

2. Какие игры мы называем дидактическими?

3. Чем отличаются сюжетно-ролевые творческие игры от игр с правилами?

4. Что является основной задачей подвижных игр?

5. В чем значение театрализованных игр?

6. Какие народные игры вы знаете?

7. Для чего нужны игры-забавы и развлечения?

8. Что общего между творческими играми и играми с правилами?

Разминка окончена. Жюри подводит итоги.

Ведущая:

- В повседневной речи, чтобы убедить собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц и поговорок - народных изречений. Они применяются в самых разных житейских случаях. В кратких и очень простых пословицах и поговорках со­держится глубокий смысл. Итак, чья команда назовет больше

пословиц и поговорок, связанных с игрой, с весельем? Называть по одной поговорке или пословице по очереди.

Оценка жюри.

Ведущая:

- Командам было дано задание разыграть по одной иг­ровой ситуации. Команда соперника должна оценить действие воспитателя в игре.

Воспитательница 1-й команды предлагает "детям старшей группы" отправиться в путешествие на корабле. "Дети" начинают постройку корабля: каждый ходит за кирпичиком отдельно и сам устанавливает его на место. Воспитатель "не замечает", что нет распределения действий между детьми. Хвалит, что построили большой пароход, назначает сама (без oбоснования) капитана, рулевого, и говорит, что можно отправляться в путешествие.

Воспитательница 2-й команды разыгрывает такую ситуацию: Оля сидит в игровом уголке и играет с куклой. Подходит Таня, пытается отобрать куклу, мотивируя тем, что ей надо пойти погулять. Девочки ссорятся. Подходит воспитатель: "Олечка, пусть Таня поиграет с "дочкой", а ты пока убе­ри в комнате, свари обед - вот тебе посуда. Они придут с прогулки, и ты покормишь их" ("дети" 1-й младшей группы). Команды оценивают поведение воспитателей. Жюри подводит итог.

Ведущая:

- Самая распространенная и самая любимая игрушка - это кукла. В связи с этим командам было такое домашнее за­дание: из сподручных материалов изготовить кукол. Капита­ны представьте жюри ваши работы. Жюри, оцените их.

Следующее задание - ответить на вопрос. Вопросы в конвертах. Капитаны, выбирайте конверт.

(Вопросы: 1. Роль игры в жизни ребенка?

2. Роль воспитателя в игре?).

А теперь вопрос к участникам обеих команд: "Какую роль выполняет игрушка в игре?" (ответы).

ВНИМАНИЕ! Какая игрушка находится в черном ящике? Каждая команда может задать по очереди по 4 вопроса. От­веты будут только "да" или "нет".

Оценка жюри после угадывания.

Ведущая:

- Наряду с игрушками мы учим детей использовать предметы-заместители. Следующий конкурс "Словесная эстафета". Команды показывают соперникам какой-либо предмет и предлагают назвать, чем это может быть в игре (например: кубик, кольцо).

Оценка жюри.

Следующее задание командам: рассказать и показать, как развить сюжет в разных группах в играх "Магазин" и "Больница". Пожалуйста!

Оценка жюри.

И последний конкурс для капитанов - конкурс-пантоми­ма. Определить, какую игрушку изображает капитан.

Жюри подводит общий итог.

Командам вручаются призы. Зрители сдают карточки с
  1   2   3

Похожие:

Материал консультаций для работников дошкольного образования iconРазработка программы и комплекта учебно-методических материалов для обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней
Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconУчебные наглядные пособия серии «Умней-ка!» для учреждений дошкольного образования
Материал книги способствует закреплению и уточнению словаря ребёнка, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconРаботников образования кафедра педагогики и методики дошкольного и начального общего образования
Программа предназначена для реализации в качестве самостоятельного блока на курсах заместителей директоров образовательных учреждений...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconИнформация о проведенном мониторинге обеспеченности дошкольных образовательных учреждений на соответствие федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Лизации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Требования) представляют собой совокупность требований,...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconПоловое воспитание детей дошкольного возраста материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания Определение понятий и значение полового воспитания
Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета,...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования «Азбука успеха» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада «Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной Программы дошкольного образования...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconПланируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы
Результат образования – это новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования. Понятие...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconРуководство художественно-речевой деятельностью детей дошкольного возраста
Тематика выпускных работ для педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования на 2012
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconЗачем знакомить дошкольников с родословной ?
Ривина Елена Константиновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института повышения квалификации...
Материал консультаций для работников дошкольного образования iconОб утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования
«Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования муниципальными дошкольными образовательными учреждениями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница