Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
страница1/6
Дата23.02.2013
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Психология развития и возрастная психология»


Автор: к.пс.н. Хромова И.П.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г


Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология развития и возрастная психология»


1.1. Назначение и цели дисциплины

Психология развития и возрастная психология – одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по возрастной психологии и в прикладной деятельности практического психолога.

Цель курса – помочь студентам изучить возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека и освоить аналитический подход к современным концепциям психического развития.

Методологическое введение в курс раскрывает содержание научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы возрастной психологии – проблемы психического развития.


1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Назначение настоящей дисциплины заключается в том, чтобы подвести студентов к осознанию закономерностей психического развития и формирования личности растущего человека, к самостоятельному определению потенциальных возможностей учащихся, к своевременному изучению причин и условий неблагоприятных вариантов развития.

Целям организации продуктивной учебной работы студентов в курсе психологии развития служат темы для самостоятельных аналитических обзоров и задания для семинарских занятий.


1.3. Структура дисциплины

Основное содержание курса представлено в двух разделах: 1) введение в психологию развития; 2) особенности психического развития на различных возрастных этапах. Данная дисциплина изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, но и рассматривает разнообразные процесс макро- и микропсихического развития вообще. Психология развития уделяет особое внимание функциям описания, объяснения, прогноза, коррекции.


1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

Данный курс позволяет в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете психологии развития, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны возрастной психологии. Это комплекс материалов для овладения студентом всей программой учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология».

Основу данного учебно-методического комплекса составляет курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, а также список основной литературы. Предлагается перечень тем для написания курсовых работ.

Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Объем времени, необходимый для обучения – 180 ч.


1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Иметь представление: о современном состоянии и основных проблемах возрастной психологии и психологии развития, основных направлениях исследований и разделах науки.

Знать:

- основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие;

- предпосылки и условия психического развития;

- основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития;

- основные особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза – младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности подросткового и юношеского возраста, психологию зрелых возрастов, старения и старости.

Уметь:

- анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка, проблемы соотношения психического развития и обучения;

- определять уровень психического развития детей на основании критериев возраста, принятых в основных теориях отечественной и зарубежной психологии;

- определять возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления;

- использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности.


1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом. Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме, по билетам. Каждый билет содержит два вопроса.

Оценку «Отлично» получают студенты, правильно и подробно отвечающие на вопросы экзаменационного билета, демонстрирующие собственное отношение к оценке фактов, теорий и методов.

Оценку «Хорошо» получают студенты, отвечающие на вопросы экзаменационного билета с некоторыми погрешностями, не компенсируемыми дополнительными вопросами.

Оценку «Удовлетворительно» получают студенты, допускающие погрешности и пробелы в знаниях при ответах на вопросы билета и дополнительные вопросы, но способные при внешней помощи решить поставленную задачу.

Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, допускающие значительные пробелы в знаниях, принципиальные ошибки при ответах на вопросы.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины Экология


2.1. Рабочая учебная программа


Данный курс позволяет в ходе самостоятельного обучения получить комплексное всестороннее представление о предмете психологии развития, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны возрастной психологии. Это комплекс материалов для овладения студентом всей программой учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология».

Основу данного учебно-методического комплекса составляет курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, а также список основной литературы. Предлагается перечень тем для написания курсовых работ.

Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Объем времени, необходимый для обучения – 180 ч.


  • Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Семинары

Практ. Зан

Лаб. Зан.

Сам.. работа

Всего часов

Тема 1. Психология развития и возрастная психология













9

9

Тема 2. Понятие развития

1










10

11

Тема 3. Становление психологии развития человека

1










8

9

Тема 4. Проблема возраста

1










8

9

Тема 5. Методы психологии развития

2










8

10

Тема 6. Психологические особенности младенца

1










9

10

Тема 7. Развитие психики в раннем детстве













5

5

Тема 8. Развитие психики в дошкольном детстве

1










10

11

Тема 9. Младший школьный возраст

1










9

10

Тема 10. Психологические особенности подростка




2







16

18

Тема 11. Психология юношеского возраста




2







16

18

Тема 12. Психологическая характеристика молодости

1










18

19

Тема 13. Психология зрелого возраста

1










20

21

Тема 14. Период старения и старости













20

20

Итого по курсу:

10

4







166

180


1.Психология развития и возрастная психология

Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Предмет психологии развития – изучение возрастной динамики развития человеческой психики, особенностей онтогенеза и микрогенеза психических процессов и психологических качеств личности в контексте разнообразных социокультурных процессов. Разделы возрастной психологии, их разработанность и значение. Связь психологии развития с другими науками.


2. Понятие развития

Понятие развития. Развитие как рост, созревание, совершенствование, универсальное изменение, качественное, структурное изменение, количественно-качественное изменение, как изменение, влекущее за собой новые изменения. Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация.


3. Становление психологии развития человека

Ранние теории созревания; теория трех ступеней развития К. Бюлера; ортогенетическая концепция X. Вернера; биогенетический подход в объяснении развития (концепция рекапитуляции С. Холла); нормативный подход к исследованию развития (теории А. Гезелла, Л. Термена); теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна. Ранние бихевиористические трактовки; теория Б. Скиннера. Теория Р. Сирса

Психоанализ о проблеме психического развития ребенка (З.Фрейд, А. Фрейд, Дж. Боулби, А. Адлер).

Когнитивное направление в психологии развития (Ж. Пиаже, Л. Колберг. К. Фишер).

Возрастная психология в дореволюционной России. Роль К. Д. Ушинского в разработке проблем обучения и воспитания.

Культурно-историческое направление в психологии развития. Проблема обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Школа Л. С. Выготского: филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева; концепция Д. Б. Элъконина; теория развития личности Л. И. Божович; модель развития общения М. И. Лисиной.

Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии. Понятие о "социальном наследовании" как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития в современной отечественной психологии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьсв, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А. П. Леонтьев П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Понятие условий психического развития. Понятие источников развития. Понятие движущих сил психического развития как проявление диалектического характера этого процесса. Взаимоотношение условий, источников и движущих сил психического развития ребенка в реальном процессе развития.


4. Проблема возраста.

Периодизация психического развития. Общественно-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных его периодов. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, зрелом возрасте и старости. Критический обзор теорий периодизации (Д. Гезелл, С. Холл, К. Бюлер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.). Проблема возрастной периодизации в трудах Л. С. Выготского. Понятие "возраста", понятие "социальной ситуации развития"; понимание значения кризисов в психическом развитии ребенка. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина). Периодизация Д. Б. Эльконина. Современное состояние проблемы периодизации в психологии, перспективы развития.


5. Методы психологии развития

Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии Критика интроспективных, субъективистских методов в возрастной психологии.

Метод наблюдения. Его разновидности. Особенности метода наблюдения и требования к нему.

Анкетные обследования. Их особенности и значение. Метод анализа продуктов деятельности. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные формы констатирующего эксперимента:

"продольные" и "поперечные" срезы. "Близнецовый метод", его значение. "Психология жизненного пути" как предельный вариант констатирующей стратегии. Метод формирующего эксперимента как альтернатива методу «срезов».

Метод тестов. Проблема диагностики в современной психологии. Социометрический метод как метод исследования коллективов.


6. Психологические особенности младенца

Общая характеристика новорожденности. Особенности перехода от пренатального к постнатальному детству. Особенности ВНД младенца. Морфологические особенности коры больших полушарий. Развитие рецепторов к моменту рождения. Характер ранних реакций. Безусловные рефлексы младенца: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Рефлексы-атавизмы.

"Комплекс оживления" как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис, его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации.

Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества. Проблема предперцепции как генетически исходной стадии развития восприятия в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым.

Развитие мануальных движений, развитие хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым и опосредованных форм общения по поводу предмета для развития речи ребенка. Особенности развития предпосылок к пассивной речи Особенности развития предпосылок активной речи (гуканье, гуление, лепет).

Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Понятие о кризисе одного года. Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития младенца.


7. Развитие психики в раннем детстве

Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности ребенка и форм его общения с окружающими людьми. Предметная деятельность — ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от действий с предметами высших обезьян. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте.

Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности (Ф. И. Фрадкина).

Основные закономерности развития восприятия. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л. С. Выготский, И. Х. Швачкин). Развитие речи. Особенности развития пассивной речи ребенка.

Особенности развития активной речи ребенка в переходный период (до 1,6-1,8 г.) и основной период овладения речью — ее семантической, лексической, фонематической, грамматической сторонами.

Развитие памяти в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности ребенка раннего возраста. Переход от "полевого" к "волевому" поведению (К. Левин). Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Индивидуальные и половые различия в поведении. Понятие о "кризисе трех лет".


8. Развитие психики в дошкольном возрасте

Общая характеристика условий психического развития в до­школьном возрасте, особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками (М. И. Лисина). Игра как ведущая деятельность дошкольника. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (К. Гросс, Г. Спенсер, К. Бюлер, С. Холл, В. Штерн, Ф. Бойтендайк), теории игры в психоаналитических концепциях.

Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Социально-исторический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Значение игры для психического развития и формирования личности дошкольника. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Другие виды деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: конструктивная деятельность. Элементы труда и учения.

Их роль в развитии познавательных процессов и личности дошкольника. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка.

Развитие ощущений и восприятий у дошкольника. Зависимость развития восприятия от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания. Овладение общественно-выработанными эталонами и мерами. Значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психического развития ребенка (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер).

Развитие мышления дошкольника. Взаимодействие видов мышления в дошкольном возрасте. Особенности развития наглядно-действенного мышления (Н. Н. Поддьяков). Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста. Развитие рассуждающего мышления у дошкольника. Особенности его обобщений и суждений. Проблема формирования умственных действий и понятий.

Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Особенности внимания. Соотношение непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника. Проблема овладения формами и функциями речи в разных видах деятельности дошкольника.

Развитие воли Виды деятельности и личностные новообразования в дошкольном возрасте. Возникновение простейших форм общественных мотивов поведения Установление иерархии мотивов

Развитие эмоций. Особенности развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств Формирование характера и способностей. Индивидуальные и половые различия в поведении. Особенности ребенка шести лет.

Проблема готовности к школьному обучению. Два пути психического развития ребенка: акселерация или амплификация (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер). Понятие о кризисе семи лет.


9. Младший школьный возраст

Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Динамика изменений отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.

Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством: изобразительная деятельность, музыкальная деятельность; трудовая деятельность).

Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками Психология отношений внутри классного коллектива и вне его. Индивидуальные и половые различия в поведении.

Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний Проблема формирования научного мышления в начальной школе (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий. Основные этапы формирования действий, представлений и понятий (П.Я.Гальперин). Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развитие речи в младшем школьном возрасте. Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения (Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, С. И. Карпова).

Особенности восприятия и внимания. Развитие наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения.

Развитие личности младшего школьника Формирование потребностно-мотивацонной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Развитие характера. Начальные формы рефлексии; формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения.


10. Психологические особенности подростка

Проблема "кризиса" подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные половые различия в темпах и характере физического, умственного социального развития подростков.

Проблема ведущей деятельности подростка. "Чувство взрослости" как основное психологическое новообразование подросткового возраста, его виды. Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. Своеобразие структуры коллектива и отношений подростков в связи с половыми различиями. Дружба у подростков. Особенности ее развития. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.

Учебная деятельность подростков. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Учебные и внеучебные интересы. Новая система требований к учителю Избирательное отношение к учебным предметам. Проблема формирования профессиональной направленности. Трудовая деятельность, ее значение для формирования личности школьника Развитие творческой активности подростка Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие оценочного отношения к взрослым и их сверстникам. Негативные установки и причины их возникновения. Начало развития самосознания, как перенесенной внутрь формы самопознания. Основные закономерности формирования самосознания. Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка Возникновение внутренней жизни как особой сферы. Возникновение идеалов, как воплощение уровня притязаний.

Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Особенности развития характера. Развитие воли и стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию. Развитие чувств. Особенности их переживания и выражения. Формирование структуры мотивационной сферы. Формирование направленности личности, умения делать нравственный выбор к концу подросткового возраста.

Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Восприятие к развитие наблюдательности. Овладение способами организации памяти. Развитие творческого воображения, начальных форм творческого рассуждающего мышления. Дальнейшие успехи в развитии функций и форм речи. Основные предпосылки перехода к юношескому возрасту.


11. Психология юношеского возраста

Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода. Проблема акселерации Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Роль общественного труда в формировании личности юноши и девушки. Развитие потребности в общественной жизни и формы участия юношества в общественных организациях. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа "Я" Оценка юноши коллективом и его самооценка. Юношеские дневники и их значение. Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Мечты и идеалы в юношеском возрасте. Формирование эстетических чувств и вкусов. Формирование воли. Развитие творческой активности как выражение потребности самовыражения.

Особенности мышления и условия его воспитания. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных и эстетических убеждений, социальных и эстетических норм.


12. Психологическая характеристика молодости

Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста. Развитие личности в молодости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций, Становление индивидуального жизненного стиля. Кризис молодости. Социальная активность в молодости. Человек для самого себя и для других. Любовь, брак, создание семьи. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.


13. Психология зрелого возраста

Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение пе­риода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятель­ность зрелого возраста. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов Возможности обучения в период зрелости Критика понимания зрелости как "психической окаменелости" Формы и методы обучения взрослого. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и пр. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста.


14. Период старения и старости

Биологические и социальные критерии и факторы старения Историческая изменчивость социальной оценки старения, и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница