«Профессионально-этические основы в социальной работе»




Название«Профессионально-этические основы в социальной работе»
страница1/6
Дата23.02.2013
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4   5   6
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель ЦКМС,

Проректор

по учебно-методической работе

доцент Биккенеев Ф.Г. «7» сентября 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине «Профессионально-этические основы

в социальной работе»
Для специальности социальная работа, 040101

Кафедра истории, философии, социологии и политологии


Дневное отделение 5 семестр Заочное отделение 5 семестр

Лекции: 20 часов Лекции: 10 часов

Практические занятия (сем.): 34 часа Практические занятия (сем.): 6 часов


Самостоятельная работа: 54 часа Самостоятельная работа: 92часа


Контрольная работа: 5 семестр Контрольная работа: 5 семестр

Всего: 54 часа Всего: 108 часов

Экзамен 5 семестр Экзамен 5 семестр


2010 г.


Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.


Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ____________Мухарямова Л.М.


Старший преподаватель

кафедры истории, философии,

социологии и политологии ______________Соловьянова М.Е.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 03.07.2010 г.


Заведующий кафедрой _________________________ Мухарямова Л.М.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин 06.09.2010 г.


Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.


Содержание

  1. Организационно-методический раздел …………………………………. 4

  2. Учебно-тематический план ……………………………………………… 5

  3. Программа курса ………………………………………………………….. 6

  4. Планы семинарских занятий ………………………………………...….. 10

  5. Контрольные задания……………………………………………………..15

  6. Вопросы к экзамену ……………………………………………….…… 18

  7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….19

  8. Методические рекомендации к решению ситуационных задач……….22

  9. Тестовые задания………………………………………………………….28

  1. Организационно-методический раздел


Программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 - Социальная работа.

Цель курса – дать студентам целостное представление об этико-аксиологических основаниях социальной работы, сущности и содержании профессиональной морали, способствовать формированию этического сознания специалиста и профессионально значимых нравственных качеств его личности.

Задачи курса:

- изучение роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей социальной работы;

- анализ основных исторических этапов развития нравственности, становления ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

- изучение сущности и содержания профессиональной этики социальной работы;

- изучение деонтологических вопросов социальной работы;

- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника;

- изучение специфики и содержания этических кодексов социального работника;

- изучение особенностей этико-ценностного регулирования отношений и деятельности в различных видах социальной работы.

Место курса в профессиональной подготовке социального работника определяется спецификой профессиональной деятельности будущих специалистов, так как этико-аксиологический компонент играет существенную роль в формировании профессиональной культуры специалиста, является важной составляющей целостного профессионального мировоззрения.

Требования к уровню освоения содержания курса:

- овладение знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знание их основных элементы и взаимосвязи между ними;

- знание основных этапов развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, умение выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

- овладение навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

- знание основных компонентов иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты;

- знание основных элементов профессиональной этической системы, границы их применимости, умение их анализировать и применять в профессиональной практике;

- знание смысла и содержания профессионального долга социального работника, умение выявлять деонтологический компонент в конкретной ситуации;

- знание основных положений профессионально-этического кодекса, умение интерпретировать их в конкретной ситуации;

- умение выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, овладение навыками их разрешения;

- знание особенностей и противоречий формирования в современной России ценностных ориентацией, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;

- овладение навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.


По курсу «Профессионально-этические основы социальной работы» предусмотрены лекции, семинарские занятия, в качестве обязательной формы самостоятельной работы - написание реферата. Итоговой формой контроля является экзамен.


2. Учебно-тематический план





п/п

Тема занятия

Количество часов

очное

заочное

лек-ции

семи-нары

лек-ции

семи-нары



Ценности, их место и роль в социальной работе

2

2

1

-



Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

2

2

1

1



Историческое развитие нравственности

2

4

1

1



Становление и развитие этико-ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом

4

4

1

1



Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

2

2

2

1



Деонтологические основы социальной работы

2

2

1

1



Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

2

2

2

1



Особенности профессионально-этического кодекса социального работника

2

2

-

-



Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы

2

4

1

-




Самостоятельная работа

-

10

-

-




Итого

20

34

10

6


3. Программа курса


Тема 1. Ценности, их место и роль в социальной работе

Понятие ценностей. Аксиология как учение о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Система и иерархия ценностей. Классификация ценностей. Предметные и субъектные, материальные и идеальные (духовные) ценности.

Нравственные ценности. Мораль как особая форма регуляции общественных отношений и поведения человека. Свойства морали (императивность, всеобщность и универсальность моральных требований). Структура и функции морали.

Личностное и общественное измерения морали. Особенности морального поведения и моральной оценки. Ситуация морального выбора.

Ценностные ориентации личности, их социальная обусловленность. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Личные и профессиональные ценности, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры социального работника. Человек как высшая ценность и цель деятельности в профессиональной социальной работе.


Тема 2. Профессионально-значимые ценности

социальной работы, их сущность и типология

Типология ценностей в социальной работе: абсолютные и относительные, субъективные и объективные, обыденные и профессиональные, индивидуальные и групповые, национально-этнические и интернациональные, терминальные (базовые) и инструментальные, материальные и духовные и др. Уровни ценностей.

Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе. Общечеловеческие этические ценности (жизнь, свобода, справедливость, равенство и др.) и специфические профессиональные ценности социальной работы. Базовые этические категории: идеал, добро и зло, добродетель, долг и ответственность, их преломление в социальной работе. Природа и содержание добра и зла. Проблема активности добра и зла. Роль этических критериев добра, справедливости, гуманности, честности и др. в практике социальной работы. Идеал в социальной работе и его функции. Содержание идеала профессиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с общественным и общечеловеческим идеалом.


Тема 3. Историческое развитие нравственности

Генезис и становление этико-ценностного мировоззрения. Происхождение морали. Источники нравственности (первобытные религиозные верования, коллективный труд и др.). Биологические предпосылки нравственной регуляции. Простейшие нормы нравственности. Мораль, обычаи и традиции. Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах. Генезис и развитие этических воззрений в древневосточной и античной культурах. Влияние языческих религий и античных философских учений на формирование ценностно-морального обоснования необходимости помощи и взаимопомощи в Древнем мире. Типы ценностных ориентаций в истории человечества (гедонизм, эвдемонизм, альтруизм, эгоизм, рационализм, утилитаризм).

Социально-идеологический подход в определении ценности помощи человеку. Доктрины мировых религий как идеологическое обоснование моральной ценности помощи человеку. Нравственные ценности и религия. Священные книги как моральные кодексы. Этико-ценностное содержание учения Будды. Особенности Декалога Моисея как нормативной программы. Этика любви Иисуса Христа. Милосердие как этический идеал христианской религии. Своеобразие этики Корана.


Тема 4. Становление и развитие этико-ценностных

оснований социальной работы в России и за рубежом

Этические традиции становления и развития общественного призрения и благотворительности на Руси. Влияние православия на этическое обоснование необходимости оказания помощи и поддержки нуждающимся. Милосердие и сострадание как религиозно-идеологические ценности. Долг верующего по отношению к человеку страдающему. Роль этических норм христианского вероучения в становлении первых форм помощи престарелым, нищим и страждущим на Руси, их обоснование в учениях православных святых (Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феофана Затворника и др.).

Проблема личности и ее нравственных качеств в работах русских философов XVIII-XIX вв. (В.О. Ключевский, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Этические взгляды на благотворительность.

Этико-ценностный подход к социальной работе в современной Российской Федерации. Становление и развитие профессиональной этической системы социальной работы.

Основные этапы развития ценностных оснований социальной работы за рубежом. Религиозно-философские традиции и концепции трудовой этики. Обоснование необходимости помощи нуждающимся в католицизме и протестантизме. Взгляды на благотворительность.

Светские этико-аксиологические концепции помощи человеку. Место и роль гуманистических учений в развитии ценностно-этических основ помощи человеку. Сущность гуманизма. Нравственные ценности гуманизма. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Критика привычных форм благотворительности.

Этические аспекты благотворительной деятельности. Проблема критериев эффективности благотворительной деятельности. Психологические, социальные и нравственные противоречия благотворительной деятельности. Роль благотворительности в жизни общества.

Становление и развитие профессиональных этических систем социальной работы. Совершенствование систем социальной работы как результат развития и изменения общественных отношений, экологических и глобальных процессов. Развитие профессионально-этических систем социальной работы как отражение процесса актуализации проблем социальной помощи и защиты в современном мировом сообществе.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconПрофессионально-этические основы социальной работы
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconПрофессионально-этические основы социальной работы
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconРабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы»
Формирование у студентов теоретических знаний о природе социального труда, профессионально-этических основах социальной работы, категориях...
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconПрограмма дисциплины Профессионально-этические основы социальной работы переподготовка по программе «Теория и практика социальной работы»
Социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной...
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconВопросы к экзамену и контрольной работе по дисциплине «Педагогика»
Вопросы к зачету по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы» 16
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconПрофессионально-этические основы социальной работы курс лекций
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconМедведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник/ Г. П.
Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) \\ Российский журнал социальной работы. 1995. №1
«Профессионально-этические основы в социальной работе» icon«Профессионально-этические основы социальной работы»
Роль морали и нравственности в становлении социального обслуживания в современной России
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconРасписание занятий 3 курса
Примечание: занятия по физической культуре, педагогике, социальной политике, правовому обеспечению социальной работы, теории социальной...
«Профессионально-этические основы в социальной работе» iconЭтические основы социальной работы
Авторы: д-р социол наук, профессор, зав кафедрой социальных технологий И. Ф. Албегова, к пол н., ст преподаватель кафедры социальных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница