«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н




Скачать 360.37 Kb.
Название«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н
страница1/3
Дата22.02.2013
Размер360.37 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное

автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г. ТАГАНРОГЕ


Макаренко С.Н.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА


Учебно-методическое пособие


Таганрог 2012




ББК 87.715 я73


Макаренко С.Н. Профессиональная этика: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 34 с.


В учебно-методическом пособии собраны материалы по профессиональной этике юриста. Пособие содержит необходимые для изучения дисциплины учебный материал, методические советы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, краткий конспект лекций. Материал представлен с разбиением на модули.

Пособие предназначено для студентов направления «Юриспруденция», обучающихся по программе «бакалавриат».


Библиогр.: 8 назв.


Рецензент Н.Ф Земченков, доцент кафедры гражданского права ТТИ ЮФУ.


© Макаренко С.Н., 2012

© ТТИ ЮФУ, 2012




Введение


Деятельность юриста затрагивает интересы многих людей, связана с принятием решений, влияющих на судьбу человека. Во всех сферах деятельности юриста важное значение имеет морально-этическая составляющая. Общение адвоката с доверителем, судьи и прокурора с обвиняемым, общение с коллегами и другими участниками процесса.

Цели дисциплины состоят в том, чтобы изучить сущность и усвоить особенности профессиональной этики, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития юриста. Выработать понимание ценностного отношения к личности, изучить основные категории и понятия профессиональной этики, требования служебного этикета, особенности морально-психологического климата в служебном коллективе.

Целями изучения курса «Профессиональная этика» также являются:

- изучение сущности, основных принципов и особенности профессиональной этики;

- освоение системы этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития личностных и профессиональных качеств юриста;

- формирование основ нравственной культуры личности, привитие навыков разрешения конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности;

- выработка у студентов навыков применения норм морали к конкретным практическим ситуациям;

- выработка у студентов навыков понимания сущности ценностного отношения к человеку;

- анализ наиболее сложных теоретических и практических нравственных проблем общества;

- усвоение места морали и нравственных норм в системе права и юридической деятельности;

- получение навыков самовоспитания, изучение основных требований этики служебных отношений.

Цели дисциплины «Профессиональная этика» согласуются с целями основной образовательной программы по направлению «Юриспруденция», связанными с удовлетворением потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения высшего образования и удовлетворением потребностей общества в квалифицированных юристах.

Задачами дисциплины являются: формирование культуры нравственного мышления, добросовестного отношения к своему делу, формирование активной жизненной позиции, высокой гражданственности, честности и порядочности в сочетании с высоким профессионализмом.

Профессиональная этика занимает важное место при подготовке кадров, ориентированных на область частноправовых отношений. Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются следующие дисциплины: «Обществознание», «Философия», «Культурология», «Основы этики».

Исходя из этого, в результате освоения дисциплины у студента должны сформироваться следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК-2 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-5 – обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-9 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-9 – способность каждого уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-19 – способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Курс «Профессиональная этика» является основой, позволяющей освоить нравственные начала отношений в служебном коллективе и отношения с доверителями, что необходимо для профессионального выполнения своих обязанностей. Деятельность юриста требует умения оценивать факты и явления не только с теоретической точки зрения, но и нравственной.

Юридическая этика также содержит организационно-методические основы для успешной работы, и призвана дать студентам знания о нормах морали и общечеловеческих ценностях, об основных этапах истории этических учений, а также о характере и специфике морально-нравственных отношений.

Студент должен уметь воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; правильно и грамотно применять этическую терминологию, владеть категориальным аппаратом этической науки; анализировать положения норм морали с целью применения их в своей профессиональной деятельности; владеть средствами, приемами и методами самостоятельной работы с учебным и методическим материалом; владеть способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью работать в коллективе.

Программа курса предусматривает проведение лекций и практических занятий. Изучение курса предусматривает отчетность в виде написания эссе и контрольных работ, решение тестовых заданий и сдачу итогового зачета.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей юриста предполагает соединение профессиональных навыков с глубоким осознанием ответственности, готовности безукоризненно выполнять свой профессиональный долг.

Профессиональная мораль не изолирована от общей морали, она не содержит в себе специфических норм поведения. Поэтому лишь на основе учета общечеловеческих моральных требований возможно правильное понимание нравственных проблем профессиональной деятельности юриста.

Вместе с тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная квалификация сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность проникновения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществлению профессиональных функций, служат охране интересов личности.

В этом состоит задача профессиональной этики как отрасли научного знания. Как учебная дисциплина профессиональная этика изучает отношения и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности.

Общественная значимость и характер деятельности юриста, важность сферы его деятельности предполагают специфические профессиональные нравственные требования. Соотношение правового и нравственного принципа должно быть представлено в деятельности любого юриста.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому они должны соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от юриста повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В I МОДУЛЕ


Тема 1. Основные принципы и категории этики, их роль в профессиональной деятельности юриста


Мораль как важнейший элемент гуманизации человеческих отношений. Основные этические категории: справедливость, честь, достоинство, порядочность, совесть, добро, зло, благо, моральный долг, моральная ответственность и другие категории. Соотношение права и морали. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. Структура профессионально-нравственного сознания юриста. Моральные ценности, принципы и нормы. Основные функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочная. Справедливость и законность. Законность как социально-нравственное явление.


Тема 2. Характеристика основных этапов развития этики как науки


Этические учения периода античности. Учение Сократа о благе. Идеи софистов. Диалоги Платона об идеальном правителе и государстве. Никомахова этика Аристотеля. Учения неоплатоников. Эвдемонизм Эпикура. Поздний стоицизм Сенеки «Нравственные письма к Луцилию». Этика раннего средневековья. Учение Августина. Средневековая этика. Учение Фомы Аквинского. Этические идеи представителей эпохи просвещения: Вольтер, Д.Дидро. «Метафизика морали И. Канта. Этические теории представителей немецкой классической философии. Этические учения конца XIX – XX вв. Этические взгляды представителей современных западноевропейских школ и направлений.


Тема 3. Специфика профессиональной морали.

Соотношение права и морали


Соотношение права и морали в контексте общественного развития. Совпадение морального и правового регулирования. Взаимосвязь морали и права: общее и различное. Основные подходы к соотношению политики и морали, влияние морали на политические воззрения и наоборот. Необходимость единства политики и морали. Влияние морали на становление и развитие правовых систем в обществе. Роль морали в формировании правового сознания правовой культуры. Социологические и культурологические аспекты в формировании правовых идей и правотворческом процессе.


ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В II МОДУЛЕ


Тема 4. Основные категории

профессиональной этики юриста


Понятие профессиональной морали. Категория долга в служебной деятельности. Деонтология как учение нравственном долге, как внутреннем переживании принуждения, задающегося этическими ценностями. Совпадение служебного долга с нравственными побуждениями личности юриста. Категория моральной ответственности и ее основные значения: ответственность при исполнении служебного долга, ответственность за совершенный поступок, ответственность перед самим собой и другими людьми. Соотношение ответственности, необходимости и свободы. Категория совести как осознанного чувства моральной ответственности за свои действия. Профессиональная честь и профессиональный долг как категории профессиональной этики. Взаимосвязь чести и достоинства юриста. Справедливость как категория морального, правового и политического сознания.


Тема 5. Нравственное формирование личности юриста


Этика как методологическая основа формирования нравственных качеств в деятельности юриста. Мораль как регулятор отношений, формирующихся в профессиональной деятельности. Обеспечение прав и свобод личности как юридическая и моральная обязанность юриста. Соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности юриста. Основные нравственные требования к профессиональной деятельности юриста. Значение профессиональной этики в повышении результативности служебной деятельности. Профессиональная этика и этика долга. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие нравственно-правовые требования к профессиональной деятельности: Конституция РФ, Федеральный закон «О полиции», Кодекс чести судьи Российской Федерации».


Тема 6. Моральный фактор и моральный выбор

в деятельности юриста


Моральный фактор как сложное динамическое явление, важный фактор духовной культуры общества, его зависимость от социально-политического, правового, экономического и политического развития государства. Структура морального фактора. Классификация морального фактора по уровням, масштабам и характеру проявления. Роль морального фактора в решении служебных задач, укреплении служебных коллективов, нравственном становлении сотрудников. Сущность и структура морального выбора. Субъекты морального выбора. Особенности морального выбора в профессиональной деятельности юриста. Условия и предпосылки морального выбора. Важность морального выбора в деятельности юриста. Соотношение морального выбора и моральной ответственности. Нравственно-правовая регламентация морального выбора в деятельности сотрудников правоохранительных органов.


ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В III МОДУЛЕ


Тема 7. Служебный и внеслужебный этикет юриста


Специфика нравственных проблем в деятельности юриста и пути их решения. Социально-правовые противоречия и нравственные конфликты. Понятие морального конфликта. Классификация экстремальных, конфликтных ситуаций. Этические формы разрешения нравственных конфликтов. Микросреда и профессиональная деформация личности юриста. Понятие профессиональной деформации. Структура профессиональной нравственной деформации. Деформация морального сознания, деформация служебных отношений, деформация профессиональной деятельности.

Сущность и структура этикета. Правила этикета как выражение признания достоинства человека, уважение к общественным требованиям приличия. Основные принципы этикета. Принципы служебного этикета: такт, вежливость, внимательность, корректность, учтивость, скромность. Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, проявление интереса к человеку, готовность прийти на помощь, тактичность, в отношениях со старшими и младшими, с подчиненными и руководителями, соразмерность своих чувств с действиями и чувствами других людей.

Этика профессиональных отношений в коллективе. Чувство собственного достоинства и уважительное отношение к людям. Деликатность как выражение вежливого, соучастливого отношения к индивидуальным особенностям человека. Антиподы этики межличностного общения: несдержанность, фамильярность, манерность, сквернословие, болтливость, развязность, грубость, хамство и т.п. Содержание и характер общения сотрудников в нерабочее время. Культура досуга и эффективность его организации.


Тема 8. Этика делового общения. Основы адвокатской

и судебной этики


Понятие этики делового общения. Нравственные основы делового общения: приоритет служебных интересов над личными, доброжелательность к личности клиента, уважительность к мнению оппонента. Основные формы общения сотрудников. Уровни делового общения. Этические требования деловых встреч, бесед, собраний и совещаний. Бесконтактные формы делового общения: служебная переписка, письменные формы общения, этика телефонных переговоров. Правила этикета как выражение уважения, чести и достоинства человека, общественных правил приличия. Этика общения в экстремальных ситуациях. Роль традиций в деятельности служебных коллективов. Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе. Этика и культура делового общения руководителя и подчиненных.


Тема 9. Этические основы допроса свидетелей,

подозреваемых и потерпевших


Допрос как особая форма общения сотрудника правоохранительных органов с лицами, имеющими отношение к рассматриваемому делу. Допрос как самостоятельный, сложный вид деятельности. Тактика и техника допроса. Ведение допроса со специальными средствами. Стадии проведения допроса. Факторы, влияющие на эффективность проведения допроса. Особенности проведения опроса свидетелей, беседы с потерпевшим или подозреваемым. Способы установления психологического контакта с подозреваемым. Методы проведения допроса в бесконфликтных ситуациях. Методы допроса, применяемые в конфликтных ситуациях. Этические основы следственного эксперимента и проведения очной ставки. Этические особенности рассмотрения споров по гражданским делам.


Темы рефератов и эссе


Тематика письменных работ (письменные блоки):


1. Основные принципы профессиональной этики в юридической деятельности.

2. Роль искусства в формировании нравственных устоев личности.

3. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.

4. Соотношение права и морали.

5. Нравственные категории «честь», «достоинство личности», «профессиональный долг».

6. Морально-нравственный потенциал служебного коллектива и формы его определения.

7. Основные характеристики морально-психологического климата служебного коллектива.

8. Основные стили руководства служебным коллективом.

9. Этика общения с подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими.


Тестовые задания по модулям размещены на сайте кафедры


Контрольные вопросы для текущего контроля (по модулям)


Модуль I


1. Этика как наука о морали.

2. Место морали в жизни общества.

3. Моральное сознание и его основные элементы.

4. История этических учений в эпоху эллинизма.

5. Этические учения в эпоху средневековья.

6. Взгляды мыслителей эпохи просвещения на мораль и право.

7. Этические взгляды представителей немецкой классической философии.

8. Соотношение права и морали.

9. Роль общечеловеческих ценностей в становлении профессиональной этики.

10. Проявление нравственных принципов в профессиональной этике.


Модуль II


1. Категория долга и роль деонтологии в служебной деятельности юриста.

2. Категория моральной ответственности и ее основные значения.

3. Категории чести и достоинства и их реализация в деятельности юриста.

4. Традиции и обычаи делового оборота в профессиональном коллективе.

5. Основные нормы и принципы служебного этикета.

6. Нравственная категория «справедливость» и ее соотношение с правом.

7. Морально-психологический климат в служебном коллективе, его основные элементы.

8. Специфика морального фактора в деятельности юриста.

9. Нравственный потенциал служебного коллектива, формы его определения.

10. Проблема нравственного выбора в деятельности юриста.


Модуль III


1. Руководитель как организатор нравственных отношений.

2. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненных.

3. Этика деловой беседы: ее этапы, основные правила и формы.

4. Единство нравственных и правовых начал в служебной деятельности юриста.

5. Основные принципы адвокатской этики.

6. Понятие судебной этики в гражданском и уголовном судопроизводстве.

7. Этические основы допроса подозреваемых и обвиняемых.

8. Этические основы опроса свидетелей, потерпевших и других лиц, участвующих в деле.

9. Профессионально-нравственная деформация личности юриста, ее формы и причины возникновения.

10. Влияние правовой системы на проявление нравственности в обществе.


Методические рекомендации


Курс «Профессиональная этика» направлен на изучение основных этических требований в юридической деятельности. Изучение дисциплины разбито на три модуля, в каждом из которых предусмотрено рассмотрение по три темы. Темы первого модуля посвящены общим этическим вопросам и истории этических учений. Данный блок вопросов следует рассматривать с учетом основных точек зрения представителей тех или иных этических направлений.

По каждой теме предусмотрены практические занятия, которые дополняют содержание вопросов, изложенных на лекционных занятиях. Особое внимание следует уделить изучению вопросов, касающихся межличностных отношений в служебном коллективе.

При изучении этических категорий следует обратить внимание на категории чести, достоинства, справедливости законности. Наиболее важным понятием в указанных темах является понятие морального выбора в деятельности юриста. Нравственно-правовая регламентация морального выбора в деятельности юриста состоит в том, что необходимо правильно определить соотношение целей и средств их достижения. Важное значение имеет нравственное оправдание служебных действий, выбор форм общения в служебном коллективе.

Во втором модуле следует особо обратить внимание на понятие деонтологии как учения о должном и необходимом. Моральный долг и неукоснительное соблюдение своих профессиональных обязанностей является основой деонтологии. Личность юриста, его индивидуальные качества и черты характера накладывают отпечаток на его деятельность. Под внутренней структурой личности понимаются свойства, интегрируемые в его сознании: это прежде всего психические элементы отражения внешних условий жизни личности (потребности, интересы, цели, воля); индивидуальные свойства личности (способности, характер, темперамент); идеологические свойства личности (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация) и другие характерные особенности конкретного человека в единстве всех его сторон.

Смысл регулирования профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы обеспечить интересы общества и государства, минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями юридической профессии, особенно в отдельных ее сферах (правоохранительная деятельность, судебная система, прокуратура).

Используются два способа правовой регламентации профессионального поведения: запреты совершать определенные действия; предписания вести себя определенным образом в соответствующих ситуациях.

Краткий конспект лекций


Модуль I


  1   2   3

Похожие:

«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconИсследование динамики волнового фронта фокусирующего излучателя ультразвука
Технологический институт фгаоу впо «Южный федеральный университет» в г. Таганроге
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
Проектирование учебного процесса по образовательной профессиональной программе (опп)
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине «Товароведение, экспертиза и стандартизация»
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФ едеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
Образовательной профессиональной программы (опп) экономиста-менеджера по дисциплине «Организация и планирование производства»
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Дисциплина «Организация и планирование производства» входит в дисциплины по выбору профессионального цикла ооп
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
...
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconЮжный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС
Федеральное агентство по образованию российской федерации южный Федеральный Университет
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconА. С. Али фгаоу впо «Южный федеральный университет» Технологический институт в г. Таганроге 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, гсп-17А e-mail: ahmedsaad01@yahoo com
Озиционно-траекторном и реактивном управлении. Предлагаемый метод предназначен для решения проблемы движения робота в тупиковых ситуациях...
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге макаренко С. Н iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница