Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология»




Скачать 216.19 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология»
Дата22.02.2013
Размер216.19 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет психологии


Программа дисциплины

«Психолингвистика»


для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра


Автор программы:

Улановский Алексей Маркович, кандидат психологических наук, ulany@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«28» февраля 2012 г

Зав. кафедрой Болотова А.К.


Рекомендована секцией УМС «Психология»

«___» __________ 20 г.

Председатель В.А. Штроо


Утверждена УС факультета психологии

«___» __________ 20 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко___________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62 «Психология», изучающих дисциплину «Прикладная психолингвистика».

Программа разработана в соответствии с:

  • ГОС по направлению 030300.62 «Психология»;

  • Образовательной программой для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030300.62 «Психология», утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Прикладная психолингвистика» являются формирование базовых представлений и навыков в области психологии языка, речи, коммуникации, вербального воздействия, вербальных помогающих практик.

  1. Теоретические занятия предполагают освоение базовых знаний по темам: история психолингвистики; язык и сознание; языковые категории и картина мира человека; уровни и смысл сообщения; порождение, восприятие и понимание высказывания; внутренняя речь; психология чтения; психология речевого общения и коммуникации, психология СМИ и медиа-психология, психолингвистика речевого воздействия; и др.

  2. Практические занятия предполагают освоение: навыков речевого взаимодействия в повседневной жизни и психотерапии; техник разговорного гипноза и вербальных приемов наведения транса; методов психолингвистической экспертизы текстов СМИ и медиа-анализа; навыков ведения переговоров, навыков эффективного и быстрого чтения.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать:

  • историю, ключевых представителей, предмет, проблематику психолингвистики

  • психологические представления о языке, речи, тексте, коммуникации, знаке, значении, смысле, метафоре, речевом воздействии

  • Уметь

  • психолингвистический анализ текстов

  • дискурс-анализ коммуникации

  • анализ суггестии, бытового влияния, приемов воздействия

  • медиа-анализ

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • построения текстов, основанных на принципах и приемах убеждения

  • речевой суггестии

  • эффективной коммуникации, переговоров


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

    Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

    ИК-Б7.1/7

Дает определение базовых понятий психолингвистики

Демонстрирует знание и понимание принципов, механизмов и динамики коммуникации

Использует знание прикладной психолингвистики в исследовательской и практической профессиональной деятельности



Лекции, презентации, практические занятия.

    Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

    СЛК-Б4

Демонстрирует знание и понимание принципов конструктивного социального взаимодействия.

Владеет навыками переговоров.


Практические занятия, тренинги, работа в парах, работа в микрогруппах

    Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

    СЛК-Б6

Владеет навыками психолингвистического анализа политических, рекламных, суггестивных текстов. Способен интерпретировать их с учетом широкого культурного контекста.


Презентации, практические занятия, просмотр и анализ аудио-визуальных материалов



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Общая психология, социальная психология, психологический практикум.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • владение понятийным аппаратом общей психологии, социальной психологии, а также навыками психологического практикума.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Психологическое консультирование, психотерапия, коучинг


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет и история психолингвистики

18

2

2




14

2

Языковой знак и его семантическая структура

16

2

2




12

3

Язык человека и животных.

Происхождение языка человека

14

2

2




10

4

Смысл речевого сообщения. Метафора и ее роль в когнитивных процессах

14

2

2




10

5

Психология текста и чтения. Порождение и понимание речевого сообщения

16

4

4




10

6

Экспертиза СМИ и качественный медиа-анализ

14

2

2




10

7

Психология речевого воздействия

14

2

2




10




ВСЕГО

108

16

16




76



6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

Текущий

(неделя)

Эссе

8

письменная работа

Итоговый

Зачет

*

Устный зачет



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Критериями оценки эссе являются:

  1. владение темой, соответствие содержания текста выбранной теме

  2. наличие авторской позиции

  3. анализ собственного кейса по теме

  4. наличие четкой структуры текста

  5. обоснованность и доказательность утверждений

  6. отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактологических ошибок

  7. соответствие оформления работы предъявляемым требованиям

  8. сдача эссе в установленный срок


Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе следующим образом:


ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Может быть выставлена только при полном соответствии эссе всем критериям.

«Отлично»: 9, 8

Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении.

Оценка «8» может быть выставлены только при соответствии эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в формальных критериях (4-8 пункты).

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 7 критериям из 8 перечисленных

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 6 критериям из 8 перечисленных

«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 5 критериям из 8 перечисленных

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия эссе 4 критериям из 8 перечисленных.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»: 0

Работа является плагиатом, авторский вклад менее 80%. Другая работа не принимается.



Итоговый контроль: устный зачет. Студент должен продемонстрировать:

1) знание

- специфики психолингвистики как области психологического знания по сравнению с другими отраслями психологии и лингвистикой

- историю, ключевых представителей, предмет, проблематику психолингвистики

- психологические представления о языке, речи, тексте, коммуникации, знаке, значении, смысле, метафоре, речевом воздействии

2) умения и элементарные навыки психолингвистического анализа текстов, дискурс-анализа коммуникации, анализа суггестии, бытового влияния, приемов воздействия, медиа-анализа; умения и навыки построения текстов, основанных на принципах и приемах убеждения; речевой суггестии; эффективной коммуникации, переговоров

7. Содержание дисциплины



ТЕМА 1. Предмет и история психолингвистики


  1. Язык и его роль в социальных науках и жизни человека. Проблемы психолингвистики. Объект, предмет и цели психолингвистики. Область принадлежности психолингвистики. История психолингвистики.

  2. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики (Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Потебня, Бодуэн де Куртене, Сеченов, Щерба, Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).

  3. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика первого поколения (Осгуд). Теория коммуникации и информации (кибернетика). Необихевиористская психология. Реактивная теория значения Осгуда.

  4. Психолингвистика второго поколения (Хомский, Миллер). Глубинные и поверхностные структуры, трансформации и грамматические правила. Идея врожденности языковых структур. Теория Хомского и краткосрочная психотерапия. Модель кодирования и презентации опыта. Трансформации, обедняющие опыт: трансформации опущения, номинализации, генерализации; примеры работы в краткосрочной психотерапии.

  5. Психолингвистика третьего поколения (Верч, Брунер). Москов­ская психолингвистическая школа (А.А.Леонтьев, Ахутина, Зимняя, Дридзе и др.).

  6. Психолингвистика четвертого поколения: когнитивная наука и современные исследования в области «когнитивной лингвистики».

Базовый учебник


Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003.


Основная литература:

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: 1999.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: 2003.


Дополнительная литература:

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: 1979.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: 1976.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: 1989.


ТЕМА №2. Языковой знак и его семантическая структура



  1. Понятие знака. Структура знака: знак, референт, значение. Семантическое поле слова.

  2. Виды значений. Личностные конструкты и когнитивная сложность. Категория, процессы категоризации и познавательные процессы. Язык и сознание.

  3. Система значений и картина мира человека. Вариативность картины мира. Различия языков на лексическом и грамматическом уровне. Теория лингвистической относительности и детерминизма (сильный и слабый вариант теории).

  4. Идеи конструктивизма в психологии: языковое конструирование реальности. Радикальный конструктивизм: коммуникация, самоорганизация и построение моделей мира. Социальный конструкционизм: сообщество, дискурс и формирование идентичности.

  5. Психосемантика как область исследования индивидуальных значений.



Основная литература:

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: 1979.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: 1997

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: 1976.


Дополнительная литература:

Брунер Дж. Психология познания. М.: 1977.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. Т.2. М.: 1982.

Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб.: 2000.

Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психол. журн. 2002. №3.

Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии, 2009, №2.


ТЕМА №3. Язык человека и животных.

Происхождение языка человека


  1. Функции языка. «Язык» животных. Язык человекообразных обезьян (шимпанзе).

  2. Слово и его функции.

  3. Происхождение языка. Язык как симпраксическая система. Язык как семантическая система.

  4. Освоение языка в онтогенезе. Формирование предметной отнесенности слова в онтогенезе.

  5. Формирование понятий в онтогенезе.

  6. Патологический текст и психиатрическая лингвистика.


Основная литература:

Зорина З.А. Возможность диалога между человеком и человекообразной обезьяной: обзор экспериментальных исследований // Разумное поведение и язык. Выпуск 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. М.: 2008.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: 1979.

Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическая лингвистика. СПб: 1994.


Дополнительная литература:

Жинкин Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка // Язык. Речь. Творчество (Избранные труды). М.: Лабиринт, 1998.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. Т.2. М.: 1982.


ТЕМА №4. Смысл речевого сообщения.

Метафора и ее роль в когнитивных процессах


  1. Смысл речевого сообщения. Соотношение понятий смысла и значения. Бессмысленные высказывания.

  2. Структура смысла сообщения: тема и рема. Концепция текстового смысла (Жинкин). Мотивационная подоплека сообщения и личностный смысл. Двусмысленность сообщения. Сложность структуры коммуникативного намерения (Стросон, Серль).

  3. Метафора и ее роль в когнитивных процессах (Лакофф, Джонсон). Функции метафоры: высвечивание и затемнение. Метафоры в культуре. Метафоры в психологии.

  4. Терапевтическая метафора. Характеристики «хорошей» терапевтической метафоры. Схема конструирования метафор (О’Хэнлон). Структура терапевтической метафоры. Стратегии порождения терапевтических метафор.


Основная литература:

Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: 1999.

Улановский А.М. Смысл и уровни сообщения в свете психологического анализа // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под. ред. А.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: 2004.

Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М.: 2008.


Дополнительная литература:

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: 1982.

Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сборник / Общ. ред. Б.Ю.Городецкого. М.: Прогресс, 1986.


ТЕМА №5. Психология текста и чтения.

Порождение и понимание речевого сообщения


  1. Текст и его структура. Свойства текста: связность и цельность текста. Текст как иерархия предикатов. Редукция текста к ключевым словам.

  2. Процесс порождения речевого сообщения и его этапы.

  3. Проблема понимания текста. Уровни понимание текста.

  4. Психология чтения как современная область исследований.

  5. Виды чтения (сплошное быстрое чтение, ознакомительное чтение, выборочное чтение, чтение-поиск, углубленное, чтение на запоминание). Принципы эффективного углубленного чтения. Гибкость чтения.

  6. Быстрое чтение. Недостатки традиционных способов чтения. Информационная «пустота» текста и способы ее разоблачения. Алгоритм ознакомления с книгой. Навыки и приемы быстрого чтения.

Базовый учебник


Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003.

Основная литература:

Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М. 1980.

Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М. 1985.

Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М.: 1998.


Дополнительная литература:

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. 1981.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: 1979.

Андреев О. Техника быстрого чтения. М.: 2006.


ТЕМА №6. Экспертиза СМИ и качественный медиа-анализ


  1. Понятие экспертизы, виды экспертизы. Психолингвистическая экспертиза.

  2. Методы психолингвистической экспертизы (метод экспертной оценки, методы предикативного анализа текста, контент-анализ, дискурс-анализ и др.).

  3. Концепция четырех форм выражения сведений. Введение в заблуждение Приемы манипуляции сознанием в СМИ (сверхобобщение, приведение примера, расширение, атрибуция, наклеивание ярлыков, сияющее обобщение, перенос, свидетельство, игра в простонародность, подтасовка карт, «делай, как все», напористая продажа, упрощение, аксиоматичность, отвлечение внимания).


Основная литература:

Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики / Под ред. А.А.Леонтьева и Д.А.Леонтьева. М.: 2004.

Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: 2008.


Дополнительная литература:

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков: 2007.

Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: 2004.


ТЕМА №7. Психология речевого воздействия


  1. Теоретические основы психологии речевого воздействия. Направления исследований и современное состояние.

  2. Суггестивный язык в культуре: мифы, заговоры, табу, молитвы, мантры, заклинания. Язык и религия: особенности религиозных и мистических текстов, коммуникативные функции проповеди, «магическая» функция языка.

  3. Язык в психотерапии. Лексико-стилистические и модальные характеристики психотерапевтического текста. Язык гипнотерапии: речевые стратегии классического и недирективного гипноза. Использование нопределенных слов. Гармонизация на уровне языка. Вербальная ратификация минимальных признаков транса. Релятивизация утверждений: о силе слов «можно», «возможно» и др. «Резонанс слов» и буквализмы. «Активизирующие» слова.

  4. Природа и виды внушений: прямые, постгипнотические, косвенные внушения. Приемы косвенных внушений: последовательность принятия, импликация, подразумеваемое указание, составное внушение, контингентное внушение, встроенное внушение, негативное парадоксальное внушение, наложение противоположностей, отрицание, шок и удивление, трюизм, внушение с отсутствием упоминания, внушение, охватывающее все возможности класса, вопрос как косвенное внушение.

  5. Способы наведения транса: наведение фиксацией внимания, наведение счетом, наведение расслаблением, специальные методы наведения.


Основная литература:

Черепанова И. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М. 1996.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: 2003.

Гинзбург М.Р., Яковлева Е.Л. Эриксоновский гипноз: систематический курс. М.: 2008.


Дополнительная литература:

Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: 1998.

Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1999.

Дилтс Р. Фокусы языка. СПб. 2001.



  1. Образовательные технологии


  • Лекции

  • Тренинговый формат в кругу, работа в парах и тройках

  • Проектные группы

  • Ролевые, деловые игры, психодраматические виньетки

  • Разбор кейсов



7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

7.1Тематика заданий текущего контроля



Тематика эссе:

  1. Психолингвистические аспекты текста

  2. Проблема понимания текста

  3. Герменевтические каноны интерпретации

  4. Психолингвистический анализ приемов убеждения, воздействия и манипуляции – на примере текстов и медиа-продукции СМИ.

  5. Психолингвистический анализ речевого взаимодействия клиент-терапевт – на материале психотерапевтических сессий

  6. Психолингвистический анализ рекламного текста

  7. Структура эффективного рекламного текста

  8. Психолингвистический анализ художественных произведений

  9. Психология чтения: современные теории и исследования

  10. Психология быстрого и эффективного чтения: методы и приемы

  11. Речевые стратегии в краткосрочной психотерапии

  12. Суггестивные речевые модели в гипнотерапии

  13. Вербальные техники в самогипнозе

  14. Метафора в психотерапии: виды и способы использования

  15. Патологический текст и приемы его анализа



7.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету для самопроверки студентов.


  1. Язык и его роль в социальных науках и жизни человека. Проблемы психолингвистики. Объект, предмет и цели психолингвистики. Область принадлежности психолингвистики.

  2. История психолингвистики: общая характеристика этапов. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики (Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Потебня, Бодуэн де Куртене, Сеченов, Щерба, Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).

  3. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика первого поколения. Теория коммуникации и информации. Необихевиористская психология. Реактивная теория значения Осгуда.

  4. Психолингвистика второго поколения. Глубинные и поверхностные структуры, трансформации и грамматические правила. Теория Хомского и краткосрочная психотерапия

  5. Психолингвистика третьего поколения. Москов­ская психолингвистическая школа. Психолингвистика четвертого поколения

  6. Понятие знака. Структура знака: знак, референт, значение. Семантическое поле слова.

  7. Виды значений. Личностные конструкты и когнитивная сложность. Психосемантика как область исследования индивидуальных значений.

  8. Категория, процессы категоризации и познавательные процессы. Система значений и вариативность картины мира человека. Теория лингвистической относительности. Идеи конструктивизма в психологии.

  9. Функции языка. «Язык» животных. Язык человекообразных обезьян (шимпанзе). Происхождение языка. Язык как симпраксическая система. Язык как семантическая система.

  10. Освоение языка в онтогенезе. Формирование предметной отнесенности слова в онтогенезе. Формирование понятий в онтогенезе.

  11. Смысл речевого сообщения. Соотношение понятий смысла и значения. Бессмысленные высказывания. Структура смысла сообщения. Концепция текстового смысла (Жинкин). Мотивационная подоплека сообщения и личностный смысл.

  12. Метафора и ее роль в когнитивных процессах. Функции метафоры. Метафоры в культуре. Метафоры в психологии. Терапевтическая метафора. Характеристики «хорошей» терапевтической метафоры.

  13. Текст и его структура. Свойства текста: связность и цельность текста. Текст как иерархия предикатов. Редукция текста к ключевым словам. Проблема понимания текста. Уровни понимания текста.

  14. Процесс порождения речевого сообщения: этапы и их характеристика.

  15. Суггестивный язык в культуре. Особенности религиозных и мистических текстов.

  16. Язык гипнотерапии. Природа и виды внушений. Способы вербального наведения транса в гипнозе.

  17. Язык переговоров. Принципы и приемы переговорного процесса. Ловушки и манипуляции.

  18. Психология чтения. Виды чтения. Принципы углубленного чтения. Психология быстрого и эффективного чтения. Недостатки традиционных способов чтения. Навыки и приемы быстрого чтения.



8Порядок формирования оценок по дисциплине


Текущий контроль: эссе

Эссе предполагает демонстрацию владения темой, авторскую позицию и анализ собственного кейса по теме.


Оценка активности

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О накопленная= 0,6 ·О текущий + 0,4 ·О аудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

О текущий = О эссе . 1

Если студент набирает 8 и более баллов накопленной оценки, возможно выставление результирующей оценки без итогового контроля ("автомат", в этом случае результирующая оценка приравнивается к накопленной).

Итоговый контроль

Устный зачет (см. "Вопросы для оценки качества освоения дисциплины"). Оценка по 10-балльной шкале. Оценка за зачет входит в результирующую оценку с коэффициентом 0,4. Итоговый контроль является блокирующим, то есть если студент получил менее 4 баллов за зачет, он получает незачет, независимо от накопленной оценки.

В диплом выставляется результирующая оценка, которая формируется по следующей формуле:


О результ =0,6· О накопл + 0,4· Озачет


Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003.

9.2Основная литература


Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: 1999.

Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: 2003.

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: 1976.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: 1989.

9.3Дополнительная литература


  1. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: 2008.

  2. Скрытое эмоциональное содержание текстов СМИ и методы его объективной диагностики / Под ред. А.А.Леонтьева и Д.А.Леонтьева. М.: 2004.

  3. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М. 1980.

  4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: 1979.

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. Т.2. М.: 1982.

  6. Брунер Дж. Психология познания. М.: 1977.

  7. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество (Избранные труды). М.: Лабиринт, 1998.

  8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: 1982.

  9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. 1981.

  10. Разумное поведение и язык. Выпуск 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. М.: 2008.

  11. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: 2004.

  12. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб.: 2000.

  13. Улановский А.М. Смысл и уровни сообщения в свете психологического анализа // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под. ред. А.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006.

  14. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М.: 1998.

  15. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков: 2007.

  16. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: 2004.

  17. Черепанова И. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М. 1996.

  18. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: 1998.



Похожие:

Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология бизнеса  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология конфликта Для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология делового общения для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма практики Направления 030300. 62 «психология» Научно-исследовательская практика
Сга направления 030300. 62 «Психология» разработана в соответствии и на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Прикладная психофизиология 2010/2011 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: кандидат биологических наук Чернышева Е. Г. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании «Психология»
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины: обязательно...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач для направления/ специальности 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 "Психология"...
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины психогенетика  для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины «Психолингвистика» для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины психогенетика  для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница