Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение




Скачать 242.36 Kb.
НазваниеКурсовая работа внеурочная деятельность как продолжение
Дата22.02.2013
Размер242.36 Kb.
ТипКурсовая


Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики ГОУ « Чувашский республиканский институт образования»


Кафедра истории


КУРСОВАЯ РАБОТА


«Внеурочная деятельность как продолжение урока искусства»


Автор курсовой работы:

Салмина Ирина Вениаминовна

учитель изобразительного искусства

высшей категории

МОУ «Гимназия №4»

Научный руководитель:

Смирнова Наталья Борисовна

кандидат педагогических наук


г. Чебоксары

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение……………………………………………………………………………3


  1. Современные представления о внеурочной деятельности по изобразительному искусству…………………………………………6


1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»………………………………………..6


1.2 Основные виды и краткая характеристика внеурочной деятельности по изобразительному искусству……………………………………………………..14



  1. Методика использования внеурочной деятельности учителем ИЗО МОУ «Гимназия № 4»города Чебоксары Салминой И.В………..18


2.1 Организация выставок………………………………………………………..18


2.2 Кружковая работа……………………………………………………………..20


2.3 Гимназические праздники…………………………………………………….21


2.4 Музейная педагогика………………………………………………………….22


2.5 Творческие встречи……………………………………………………………24


Заключение…………………………………………………………………………25


Литература………………………………………………………………………….26


ВВЕДЕНИЕ


В современном мире информационных технологий и стремительного технического прогресса наступает момент когда людям необходимо остановиться, оглянуться назад на пройденный путь, осмыслить его и лишь на этом основании сделать выводы, по каким принципам возможно дальнейшее существование человечества. Все чаще приоритетным становится удовлетворение природных потребностей в ущерб нравственным законам. При этом естественные потребности гипертрофируются, становятся смыслом жизни, приобретают ценностное значение нередко за счет пренебрежения морально-нравственными установками. Стремление к собственному благополучию заставляет людей закрывать глаза на нравственные обязанности по отношению друг к другу. Поэтому главной целью воспитания выступает формирование эмоционально-ценностного отношения человека к миру, его эмоционально-ценностное самоопределение. Еще Дидро восклицал: «Покажите мне ту школу, в которой воспитывают чувства!» Исследования американского психолога Кэрола Изара по проблеме «Являются ли эмоции врожденными, или это результат обучения» подтвердили возможность воспитания чувств. К.Изард сделал вывод: «Любой аспект эмоций может измениться с приобретением опыта»

В школьной практике мы имеем дело с молодыми людьми, еще не обремененными жизненным опытом, добываемым в длительном общении с окружающим миром и переживанием многообразных событий. Поэтому, воспитывая ценностные эмоции, мы обращаемся к искусству как к модели мира, дающий в художественных образах через ассоциации возможность постижения действительности. Искусство помогает ребенку получить целостный конкретно-чувственный опыт, используя феномен эмоциональной памяти, которая во много раз сильнее рациональной.

Что же мы видим на практике? В современных школах России существуют учебные предметы области «Искусство». По традиции все педагогические коллективы и их руководители (за редчайшим исключением, например: бывшие директора школы №49 и гимназии №4 Сакова Римма Александровна и Канькова Нина Васильевна) считают эту область для развития детей желательно-необязательной. Урок «изобразительное искусство»,чаще всего по привычке называют «рисование».Учителю постоянно приходится объяснять коллегам, родителям, руководству, что цели обучения изменены, и главная задача предмета ввести человека в искусство, в область прекрасного.

Сколько же времени выделяет учебный план на постижение этой важнейшей области? Один урок в неделю с 1 по 7 класс включительно, и то в реальных условиях нашей Республики малышей (1-4 классы) учат учителя начальных классов, которые имеют документальное подтверждение права преподавания изобразительного искусства. Многие из них понимают свою несостоятельность, т.к. учить искусству не владея его языком-профанация (по утверждению Б.М. Неменского), но они вынуждены это делать из материальных соображений. Что же остается на решение всего комплекса задач? Минимум!

Основная ПРОБЛЕМА моей работы заключается в поиске выхода из сложившейся ситуации.

Где искать выход? Конечно же во внеурочной деятельности.

ЦЕЛЬ моей работы: показать возможности различных видов внеклассной работы по изобразительному искусству в формировании личности ребенка.

Рассмотрим поставленные мною ЗАДАЧИ данной курсовой работы:


1.Познакомить с многообразием форм внеурочной деятельности.


2.Раскрыть сущность рассматриваемой проблемы и состояние ее решения на современном этапе развития педагогики.


3.Информировать о результатах использования различных видов внеурочной деятельности рпо изобразительному искусству в условиях МОУ «Гимназия №4» города Чебоксары.


4.Доказать актуальность выбранной темы.


В своей работе я использовала следущие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:


  • Метод изучения педагогического опыта




  • Метод анализа литературы и электронных изданий




  • Метод обобщения педагогического опыта Салминой И.В.



Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ



    1. Понятие «Внеурочная деятельность»


Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, является внеучебная деятельность (Ю.К. Бабанский, И.П. Волков, С.В. Сальцева, Н.М.Сокольникова и др.). Данная область обладает некоторыми возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т.д.


Принцип деятельностного подхода к воспитанию утверждает, что только в деятельности происходит развитие ребенка, в деятельности он познает себя и окружающий мир,способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности(К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина). В деятельности он учится защищать себя и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать,переживать, радоваться жизни. Поэтому организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности является одной из важнейших обязанностей педагога.


Возросшие социально-экономические,духовные, нравственные возможности и потребности общественного развития делают целостное формирование личности особенно актуальной задачей сегодняшнего социального развития общества и создают условия для четкого, ясного педагогического осмысления этой задачи.


Более успешно такая задача может быть решена, как показывает практика, в ценностно-ориентационном типе организации системы деятельности (А.В. Кирьякова,Е.В. Козлова, С.В. Сальцева). Ценностно-ориентационный тип организации системы деятельности детей характеризуется глубоким осмыслением значимости личности ребенка и конкретизацией этих требований в педагогических целях каждой школы. Современные воспитательные программы школ, в большинстве своем, уже ориентированы на развитие всесторонних ценностных отношений школьников:к познавательной деятельности,трудовой, эстетической, коммуникативной, идейно-нравственной. Причем, ориентация направлена на гармонию ценностей в личности. Конкретно направленность отражается в задачах развития способностей, увлеченности,творчества школьников, их инициативы и внутренней активности.


Выявим специфику учебной и внеучебной деятельности школьника. Общее в них то, что знания, полученные на уроках, умения и навыки,приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеучебной деятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеучебной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности.


Внеучебная деятельность более эффективное средство в социальном воспитании, так как различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы,самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел]В практике часто, к сожалению, внеучебная деятельность рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта жизнедеятельности. Доказано, что социальное воспитание личности школьника во внеучебной деятельности очень эффективно, если соблюсти некоторые требования, включающие в себя цель, задачи, содержание, формы, методы и условия воспитательной деятельности и критерии ее эффективности.


Внеучебную деятельность исследователями классифицируются:


  • по направленности деятельности (трудовая, общественная, творческая, интеллектуальная);




  • по количеству участников деятельности (групповая, индивидуальная);




  • по включенности (активности в процессе деятельности) субъектов деятельности: познавательно-деятельностная, потребительно-исполнительная, пассивно-созерцательная,




  • по месту организации этой деятельности: школа, учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, детские организации .


Ряд исследователей (И.Я. Лернер, И.И.Масло, Л.М. Румянцев) называют внеучебную деятельность "внеклассная деятельность" и рассматривают ее как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. В отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.


Некоторые исследователи пользуются понятием "внеучебная деятельность" и считают., что внеучебная деятельность учащихся должна быть объективно включена в деятельность всего общества и быть столь же разнообразной, как сама жизнь. Действенность внеучебной деятельности школьников зависит не в последнюю очередь от личных качеств учителя, классного руководителя, организатора внеклассной деятельности и др., от их отношения к ребятам и их делам, а также от отношения школьников к ним.


Таким образом, внеучебная деятельность- это процесс добровольной, осознанно целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьников и взрослых, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается педагогическим коллективом.


Одним из видов внеучебной деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельность является изобразительная. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии в ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и т.д. -в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. В изобразительной деятельности формируется умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы,оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии материалов.Также учащиеся получают обобщенные наглядные представления (схемы о практических способах и последовательности выполнения работ на плоскости ив объеме); технику (т.е. умения руки и приемы работы различными инструментами и материалами).


Внеучебная изобразительная деятельность учащихся в школе понимается как специально организованное средство воспитательного процесса,необходимое для развития интеллекта, моторики, творческих способностей, формирования образного мышления, воспитания эстетических чувств.


. Данная деятельность по изобразительному искусству включала в себя внеклассные занятия, руководство практической работой детей в кружке, проведение экскурсий в музеях, посещение выставок, мастерских художников, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве. Особое внимание уделялось приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в общественно-полезной работе (оформление выставок, стенгазет, праздников и т.п.)..


Таким образом, организация внеучебной изобразительной деятельности позволяет более подробно познакомить учащихся с миром регионально-этнической культуры, различными изобразительными приемами и техниками, с различными графическими и живописными материалами.


Развитие творческого потенциала младших школьников, как показывают исследования последних лет , связано с приращением витагенного опыта детей, их ближайшего жизненного пространства. Таким творчески активизирующим материалом для ученика начальной школы может стать его собственная среда проживания, любимые места отдыха. Все это развивает в нем фантазию, воображение,образное мышление. Именно это имеет ввиду А.С. Белкин, указывая на тот факт, что не всякое знание, получаемое от учителя, становится для учеников ценностью, личностно значимым знанием. А лишь то, пишет исследователь, которое "они познали, прочувствовали, испытали на практике, что хотелибы сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет их жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий". Хранение информации в резервах человеческой памяти зависит от того, насколько она личностно значима и имеет ли жизненную направленность. Только такой подход обеспечивает превращение ученика из пассивного объекта воспитания в активный субъект самовоспитания. А.С. Белкин утверждает, что опора на жизненный опыт личности - главный путь превращения образовательных знаний в ценность.Связь обучения с жизнью будет осуществлена в том случае, если педагогическое взаимодействие будет многомерным, а витагенная информация будет преобразована в витагенный опыт. Под витагенным обучением разумеется обучение,основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях


С повышением роли регионального компонента в содержании образовании идет возрождение элементов народной культуры, приобщение детей к национальной культуре, которая аккумулирует их жизненный опыт. Это создаст возможность для растущего человека, сохраняя включенность в общероссийскую социальную среду, приобрести необходимые знания по национальной культуре и получить представление об этнокультурных ценностях других народов. Л.Б. Соколова отмечает, что задача учителя - "местное превратить в средство возбуждения живого интереса к общему". В педагогической деятельности это является одной из сложнейших проблем. Учитель сможет по настоящему организовать педагогическую работу, если будет учитывать особенности края, культуру каждого этноса,населяющего его, культуру воспитательной среды отдельного учебного заведения и т.д.

Итак, с позиций педагогики творчества и личностно ориентированного подхода внеучебная изобразительная деятельность школьников должна соответствовать следующим требованиям:


  • внеучебная изобразительная деятельность должна строиться с учетом передачи опыта творческой деятельности, нравственно-эстетического и профессионального опыта;




  • внеучебная изобразительная деятельность должна опираться на жизненный опыт личности. Актуальным, творчески активизирующим материалом для ученика начальной школы может стать его собственная среда проживания, тогда содержание внеучебной деятельности будет личностно ценным для младшего школьника;




  • внеучебная изобразительная деятельность в школе должна служить средством развития личности, а не превращаться в самоцель, в узкую специализацию.


Внеучебная изобразительная деятельность школьников должна служить средством развития образного мышления в современной школе, а не превращаться в самоцель, в профессиональную подготовку будущих художников. При подготовке новых учебных планов и программ, методических пособий для педагогов необходимо ориентироваться на требование формирования и развития творческой личности.


Внеучебная изобразительная деятельность объединяет в себе внеклассную досуговую деятельность учащихся (внеклассные занятия, руководство практической работой детей в кружке, проведение экскурсий в музеях, посещение выставок, мастерских художников, выход на природу с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве) и внешкольную деятельность (занятия в учреждениях дополнительного образования).


Таким образом, внеучебная деятельность предоставляет более широкие возможности,относительно урочной деятельности. Внеучебная изобразительная деятельность, имея в своей структуре цель, содержание, методы, средства, результат, расширяет общение школьников с миром культуры, содействует обогащению их знаний, развитию художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности.



    1. Основные виды и краткая характеристика внеурочной деятельности по изобразительному искусству


В школах России давно сложились многообразные формы внеклассной работы , которая содействует делу выявления и развития талантов и дарований учащихся.Какие же мероприятия относятся к этой работе? Это беседы, лекции и доклады, организация изокружка или студии, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выход на пленерные зарисовки, оформления помещения к праздникам, организация вечеров, этнографических праздников,создание школьных художественно- краеведческих музеев.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях.Учитель следит за работой учеников и их общим развитием, направляет эту работу. Дети должны совершенствовать свое мастерство, обогащать свою душу.

Учителю предметнику необходимо согласовывать свою работу с завучем по воспитательной работе, классным руководителем. Необходимо также учитывать время прведения внеклассных занятий, возрастные особенности учащихся.

Рассмотрим основные виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.


ИЗОКРУЖОК


Кружок-наиболее распостраненный вид внеклассной работы. Изокружки могут быть самыми различными: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, линогравюры, керамики, компьютерной графики, флористики и т. д. Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка самых заинтересованных ребят. Комплектуя группу, следует учитывать возрастные особенности детей. Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимыми материалами, от регулярности занятий и их четкого планирования.При планировании следует учитывать количество часов, темаику занятий, их доступность и организацию отчетных выставок.

Руководя работой,не следует ограничиваться объяснением, а больше показывать на практике, проводя маленькие «мастер- классы». Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем, чтобы ребята отметили достоинства и недостатки своих работ.Лучшие работы следует сохранить для отчетных выставок.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу.Он должен объединить детей в единый коллектив,живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями.Члены кружка выбирают старосту, который становится помошником учителя. Староста следит за посещаемостью и помогает информировать детей об изменениях в расписании занятий.


ЭКСКУРСИИ


Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, расширяют кругозор, активизируют деятельность учащихся.Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. Когда школьные условия не позволяют полностью осветить тот или иной раздел программы, учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора и т.п.

Для того, чтобы экскурсия прошла успешно, нужно, чтобы была продуманна ее организация.Следует обязательно познакомить детей с целью экскурсии, с организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. Предварительно учитель согласовывает экскурсию с музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобное время, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и учебной программой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное.


ЛЕКЦИИ


В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно примеряется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с видеопоказом может быть использована и в средних классах. (на классных часах) Лекция строится с учетом возраста и подготовленности детей.Материал излагается в простой и занимательной форме. Лекции могут проводится как самим преподавателем, так и приглашенным искусствоведом, художником, архитектором и т.д. Учитель должен заранее оповестить детей о предстоящей лекции, вывесить объявление, в котором будет читаться время и место проведения лекции. Помещение должно быть тщательно подготовлено. Нужно предусмотреть все до мелочей. Лекцию можно провести и в залах музея.


ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА – КОНЦЕРТЫ


В последние годы во многих школах прменяются методы интегрированного обучения. Учителя-единомышленики объединяются и совместными усилиями устраивают различные мероприятия:диспуты, театрализованные лекции, вечера концерты и т. п.

Вечера-концерты, где живое слово соединено с музыкой и красочной картиной, создают волнующую и торжественную атмосферу в зале. Дети, затаив дыхание, слушают музыку. Даже те, кто раньше с пренебрежением относились к занятиям, теперь начинают ощущать на себе силу его воздействия, переживать момент сотворчества.Очень успешно в этом направлении работают учителя из Шумерлинской гимназии, СОШ 49, СОШ 54, СОШ 61, гимназии №4 города Чебоксары.


ШКОЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ


Во многих школах существуют «Малые Третьяковки» , но есть музеи, которые поражают своим размахом и серьезностью организации. Например под Екатеринбургом, в городе Черемиск школьный музей насчитывает более 10 тысяч экспонатов, связанных с культурным наследием русского народа. Учащиеся изучают народные традиции и перенимают в своих работах опыт поколений.В нашем городе создан прекрасный музей на базе центра дополнительного образования «Росток».


Глава II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕМ МОУ «Гимназия № 4» Салминой И.В.


    1. Организация выставок


В своей педагогической работе, я стараюсь использовать самые разнообразные виды внеурочной деятельности, которые помогают мне заинтересовать изобразительным искусством, способствуют нашему сближению, взаимопониманию и творческому общению,но начинается этот процесс с интересного урока. Суть современного урока искусства- духовное общение, и конечно же увлеченным предметом детям, этого общения катострофически не хватает. Все мы знаем с какой готовностью дети меняют привычную классную атмосферу на что то новенькое, и задача учителя продумать эти возможности. Одна из них организация выставок.

Предлагаю использовать следущие формы: во первых сотрудничество с центром « Радуга». В нашей гимназии постоянно экспонируются репродукции картин по определенной теме, и дети-экскурсоводы проводят мини-экскурсии на русском и английском языке для учеников и учителей. Во вторых, в гимназии существует постоянное место для детских рисунков, которые меняются каждые две недели (чередуются темы и классы). Каждый ребенок мечтает о том, чтобы увидеть свою работу на выставке. Я очень горжусь тем, что никогда рисунки не срываются, их никто не портит, а наоборот, ребята с готовностью помогают мне их развешивать.

В третьих, я постоянно провожу конкурсы рисунков, и лучшие из них вывешиваю в коридорах школы. Результаты выставки-конкурса оценивает жюри, в состав которого, кроме меня, входят дети, завуч по воспитательной работе, вожатая. Фамилии победителей вывешиваются на информационном стенде, дети награждаются сертификатами участников, победители-грамотами,которые вручаются детям на итоговых линейках, в конце четверти.

В четвертых, я ежегодно провожу персональные выставки особо одаренных детей. Рядом с рисунками, вывешиваю аннотацию с фотографией юного художника. В прошлом году были организованы персональные выставки Тельцовой Сони, Рыбаковой Оли, а в отделе культуры национальной библиотеки была организована выставка Шуркиной Насти и ее папы- художника Шуркина В.И. Эту выставку посетили учащиеся 6-7 классов.

Несколько лет назад мне удалось устроить в гимназии персональную выствку картин художницы Наумовой Ирины Гавриловны. Несколько картин были приобретены для украшения классов. Выствку с огромным интересом посетили огромное количество детей и родителей.

Я всегда с удовольствием откликаюсь на предложения детских творческих объединений показать свои работы в нашей гимназии.



    1. Кружковая работа


Вот уже 17 лет в нашей школе существует студия «Радуга», существует независимо от денежного вознаграждения, т.к. любой учитель понимает-без этотой работы художнику обойтись практически невозможно. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных особенностей , спосбностей, которые в той, или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

Ежегодно я составляюучебно-тематический план занятий, выбираю параллель классов для набора детей. За годы работы у меня накопилось много вариантов подобных планов,написанных под впечатлением прогаммы того или иного любимого мною авторов (например Копцевой Т.А. «Природа и художник», Шпикаловой Т.Я., Коротеевой Е.И.)

Темы занятий, главным образом, строятся по принципу изучения и познания окружающего мира, и любования миром природы. В прогамму обязательно включаю занятия по подготовке к нашим гимназическим праздникам. Вместе с ребятами мы создаем коллективные работы для украшения интерьеров школы.

Не остаются в стороне и конкурсные темы, индивидуальная подготовка наиболее талантливых к олимпиаде по изобразительному искусству.



    1. Гимназические праздники


Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №4» города Чебоксары занимается специализированной подготовкой выпускника с широкимкругозором в лучших традициях русской и зарубежной школы. Главная задача гимназии–хорошее среднее образование, всестороннее гармоничное развитие личности, развитие творческих способностей, свободное владение английским языком.

Учитель изобразительного искусства должен жить жизнью своей школы, активно сотрудничаю и я, со всеми кафедрами гимназии. (иногда это очень трудно) В чем заключается это сотрудничество? Начать хотелось бы с традиционных гимназических праздников: «Halloween» или как мыего сейчас называем «День тыквы», «Рождество», «День святого Валентина», «Посвящение в гимназисты» и другие. На уроках и студийных занятиях, вместе сребятами мы придумываем элементы украшения гимназии, изготавливаем различные модули, объекты, создаем и коллективные работы. Особое вимание при оформлении мы уделяем входу в школу, окнам и дверям кабинетов. Например, в прошлом учебном году перед рождеством в фойе школы стоял смешой снеговик у елочки; на колоннах около окон появились воздушные елочки из сетки, а на каждой из дверей в кабинеты также висели елочки, выполненные в разном стиле и из разнообразных материалов. Вся гимназия была объединена единым творческим порывом… Кроме этого мы провели конкурс рождественских фитокомпозиций. Эта работа начиналась с моего мастер-класса, проведенного для «главных художников» классов и их классных руководителей, которых, к сожалению было не так много, как хотелось бы, но зато пришли желающие родители. Я рассказала о разнообразных стилях при составлении композиций, объяснила правила работы с флористической губкой, сухоцветом, и многое другое, и воодушевленные художники начали творить… Более 20 различных композиции украшали гимназию целый месяц, радуя красотой, созданной своми руками.

2.4 Музейная педагогика


Для воспитания искусством нужно целенаправленное и планомерное приобщение к культуре. Путь воспитания через искусство лежит только в единении усилий музея и школы. Музей дает великолепную возможность осваивать и изучать произведения искусства, образцы истории, этнографии в подлинниках.

В каких художественных музеях ты бывал? Что тебе особенно понравилось и запомнилось? Как ты думаешь, чем вообще может быть интересен и привлекателен музей? Такие вопросы я начинаю задавать ребятам с 3 класса, когда мы начинаем изучать раздел «Музеи искусства». Заранее приготовленных ответов у детей нет. Отвечая, они были вынуждены осмысливать свой опыт восприятия искусства, полученных на уроках в школе, в семье, из телепередач и интернета, из журналов. Проанализировав их ответы, я поняла, что ценность музея бывает обусловлена разными причинами. «Через музей и картины»- говорили они – «люди узнают, какими раньше были люди, какие события происходили». Многие связывают значимость искусства с удовлетворением потребности в впечатлениях, в эмоциональных переживаниях. Дети отмечают в своих ответах, что картины заствляют задуматься, воодушевляют человека.

В первую очередь, работа с музеем предполагает большую подготовительную деятельность, как педагога, так и учащихся. Важно нацелить школьников на объект изучения и наблюдения, поэтому перед экскурсией, на уроке, я объясняю детям для чего мы пойдем в музей, и на что именно следует обратить внимание.

Во вторых, я обязательно провожу работу по закреплению увиденного и услышанного на экскурсии.

В третьих, музейная педагогика в целом должна быть нацелена на систематическую работу с музеями. Единичные экскурсии не дают возможности раскрыть всю полноту, хранившихся в музеях экспонатов. Во время экскурсии, я изучаю с ребятами наиболее значимый на момент посещения кусок музейной экспозиции. Этот материал будет освоен более основательно, чем если бы дети пробежались по всем залам музея. Длительные экскурсии утомляют школьников, рассеивают их внимание. Не следует расценивать посещение музея как культурный отдых, это познавательный процесс, дополняющии учебный.

В 2009-2010 учебном году в нашей гимназии был организован проект «Большая регата» Суть проекта – музеев нашего города. После каждого посещения дети должны были ответить на вопросы викторины. В конце года были подведены итоги: руководимый мною 8 «а» класс занял второе место и был награжден бесплатной поездкой в Казань. Сколько было новых впечатлений!


2.5 Творческие встречи


Не каждый ребенок может похвастать знакомством с художником, дизайнером, архитектором, а вот вопросов хотелось бы задать очень много… Задача учителя помочь им в этом.

В нашей школе я организую эту работу так: из личных бесед с детьми узнаю, есть ли у них близкие родственники или знакомые, потом уговариваю этого человека выступить перед классом, в котором учится ребенок. Некоторвые из гостей соглашаются выступить перед несколькими классами. Тогда согласовываю расписаниеи провожу встречу в актовом зале

В разные годы в гимнзии выступили Бритвин В.Г., Немцева Т.И., Наумова И.Г., Немцев В.С., архитектор –Романченко В.Н., а в качесве дизайнеров выступили бывшие выпускники Сергеев Илья, Якимова Таня. Выступающие прдемострировалисвои работы, рассказали о том, почему они выбрали эту прфессию, ответили на многочисленные вопрсы детей.

Думаю, что такие встречи запомнились ребятам, а кому то и помогли выбрать свою будущую прфессию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Успех внеклассной внеурочной работы в большей мере зависит от методики организации деятельности школьников. Смею надеяться, что поставленная мною цель: показатьвозможности различных видов внеурочной деятельности по изобразительному искусству в формировании личности ребенка, достигнута. В своей работе я пыталась показать, что у хорошего учителя изобразительного искусства урочная и внеурочная деятельность - единый образовательный и воспитательтный процесс.

Учитель должен правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия. Формальное применение методов школьной , классной работы мешает живой организации внеклассной работы и ущемляет ее творческий характер. Эту работу учитель должен организовывать так, чтобы помочь ребятам жить по – новому, помочь заглянуть в жизнь , прикоснуться к ней.

В заключении своей работы мне хотелось бы напомнить своим коллегам хрестоматийное высказывание Яна Амоса Коменского - «Сперва любить – потом учить».


ЛИТЕРАТУРА

1.Н.Н.Ростовцев Методика преподавания изобразительного искусства в школе.-М.: Просвещение,1974.


2.Г.Г.Виноградова Изобразительное искусство в школе. – М.:Просвещение , 1990


3.Программы дополнительного образования . – М.Просвещение ,2007


4.Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение , 1979


5.Н.И.Пьянкова Изобразительное искусство в современной школе.- М.: Просвещение , 2006


6.М.А.Давыдова, И.А.Агапова Как организовать внеклассную работу в современной школе.- М.Просвещение 2000


7.С.И.Дембинский Вечера-концерты в школе , посвященные искусству.-М.: Просвещение 1969


8.Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения.Голографический подход. –Образование и наука.1999 №2.-с.32-34


9.Б.М.Неменский Мудрость красоты.- М.: Просвещение 1987



Похожие:

Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconРабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. В основу программы взяты «Уроки литературного слушания», автор Ефросинина Л. А
Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается...
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. В основу программы взята программа курса проектной деятельности А. И. Савенкова «Я исследователь»
Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается...
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconПроектная и внеурочная деятельность учащихся как способ просвещения в вопросах вич/спид и развития толерантности

Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconКол-во баллов
«Внеурочная деятельность по предмету биология как способ формирования исследовательских компетенции учащихся»
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconПлан внеурочной деятельности 2012-2013 уч год Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организована по направлениям развития личности: Спортивно оздоровительное
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организована по направлениям развития личности
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconКурсовая работа Государственная деятельность русских князей
...
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconКурсовая переподготовка педагогических работников в 2011-2012 учебном году 22 Инновационная деятельность в школе 23 Одаренные дети 27 Научно-практическая конференция «Инновационные проекты»
Модуль «Интеллект» (Учебно-познавательная деятельность, работа с одаренными детьми) 55
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconКурсовая работа по дисциплине компьютерная графика. На тему: Эксплуатация и сопровождение системы управления обучением lms moodle
Курсовая работа (далее работа) состоит из исследовательской и практической части. 5
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconКурсовая работа по предмету «Бюджетная система рф»
Курсовая работа по предметам «Управленческая психология» и «Управление персоналом»
Курсовая работа внеурочная деятельность как продолжение iconКурсовая работа
Курсовая работа По дисциплине: "Организация и планирование производства. Управление предприятием"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница