Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы»




Скачать 150.01 Kb.
НазваниеДипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы»
Дата22.02.2013
Размер150.01 Kb.
ТипДиплом
Практикум по теме дипломной работы


Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической

комиссии Института педагогики, психологии и управления.


Практикум по теме дипломной работы (рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» для студентов 4 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Учитель изобразительного искусства»)


Автор: Постоногова Людмила Павловна


Краткая аннотация:

Программа содержит материал по выполнению художественно-творческой части диплома по живописи, рисунку и написанию методической записки к дипломной работе. Предлагаются варианты оформления текста, даются общие положения: содержание дипломной работы, структура педагогического эксперимента, варианты тематики дипломных работ, сценарий защиты. Определяется содержание каждой части дипломной работы: картина или графическая серия, эскизы и подготовительные этюды методическая записка к дипломной работе, методические плакаты (или наглядное методическое пособие), детские рисунки.

Тюмень

2006

Пояснительная записка


Дипломная работа на факультете изобразительного искусства педагогического вуза - итог художественно-педагогической подготовки студента, синтез художественного, профессионально-педагогического и методического творчества выпускника.

Дипломник в своей работе реализует знания, умения, навыки в области живописи и графики, художественного мастерства, теории и истории изобразительного и декоративно- прикладного искусства, методики его преподавания.


ЦЕЛЬ программы – совершенствование художественной и профессионально-педагогической подготовки студентов специальности «Изобразительное искусство»


ЗАДАЧИ:


  • Формулировка студентами тематики дипломных работ;

  • Определение структуры и содержания дипломных работ;

  • Разработка содержания выступления дипломника;

  • Разработка содержания выступления руководителя дипломной работы;

  • Воспитание профессиональной ответственности студентов за выполнение дипломной работы


Тематический план




п/п

Название темы

Лекции

(кол-во часов)

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

9

10

11

12







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО































1

Руководитель дипломной работы

























2

Этапы работы над дипломом

























3

Этапы работы над художественно- творческой частью диплома

























4

Этапы работы над методической запиской к дипломной работе методическая записка состоит из 3-х блоков

























5

Состав дипломной работы

























6

Подготовка дипломной работы к защите

























7

Сценарий зашиты дипломной работы

























8

Ориентировочная тематика дипломных работ по живописи, рисунку и графике




























Итого




























Всего


























Содержание дисциплины

1. РУКОВОДИТЕЛЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа выполняется под руководством педагога-художника. Это должен быть опытный, ведущий преподаватель кафедры, факультета: профессор, доцент, кандидат педагогических, искусствоведческих наук, защитивший диссертацию по направлению «изобразительное искусство», в области теории или методики преподавания художественных дисциплин в вузе, общеобразовательной или детской художественной школе, других художественных образовательных учреждениях. Руководитель диплома может быть и из других организаций, например, школьный учитель ИЗО, преподаватель ДХШ, член Союза художников и т.п. Обязательное требование -руководитель должен быть с высшим художественным или художественно-педагогическим образованием.

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ДИПЛОМОМ

Тематика дипломных работ по живописи и графике разрабатывается кафедрой соответственно современному направлению в изобразительном искусстве, а также состоянию художественно-педагогического образования в стране и за рубежом. Темы утверждаются на заседаниях кафедры и Совета факультета, оформляются на информационном стенде. Кроме того, студенты самостоятельно могут предлагать темы дипломных работ, которые также обсуждаются и утверждаются на кафедре

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ДИПЛОМА


1. С тематикой дипломных работ студенты знакомятся на 1 курсе.

2. На 2 и 3 курсах идет ориентация студентов в выборе темы дипломной работы на занятиях по композиции, рисунку, живописи.

3. Окончательно тема диплома и научный руководитель утверждаются на 4 курсе в начале 7 семестра на заседании Совета факультета. На 4 курсе, 7 семестре во время зимней сессии на просмотре по живописи, рисунку и композиции вместе с учебными семестровыми работами студенты представляют эскизы дипломных работ. Эскизы оцениваются кафедрой по системе экспертов во время просмотра и в этот же день на заседании кафедры студенты получают подробную информацию по содержанию художественно- творческой части диплома.

4. Далее студенты работают весь 8 семестр по теме диплома (собирают творческий и научно-теоретический материал, вносят изменения в эскизы соответственно замечаниям кафедры, разрабатывают методику работы с детьми на педпрактике).

5. В конце 8 семестра на 4 курсе во время летней сессии на просмотре представляются откорректированные эскизы и подготовленный этюдный материал. После просмотра на заседании кафедры студенты вместе с руководителем заслушивают предложения и Замечания членов кафедры. Происходит дальнейшая корректировка эскизов художественно- творческой части дипломной работы. Студенты получают от кафедры и руководителя задание на лето по работе над художественной частью диплома.

6. На 5 курсе, 9 семестре продолжается работа над дипломом, студенты завершают работу по педагогическому эксперименту на педпрактике.

7. На 10 семестре в конце марта студенты выходят на преддипломную практику на 8 недель, где занимаются дипломом вплотную. Каждую неделю на заседании кафедры дипломники сообщают о ходе работы над дипломом.

8. За месяц до защиты на заседании кафедры проходит допуск к защите.

9. Защита дипломов идет в первую неделю июня.

4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ЗАПИСКОЙ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА СОСТОИТ ИЗ 3-Х БЛОКОВ:

1. Анализ историко-искусствоведческого содержания по теме диплома.

2. Описание хода работы над художественно- творческой частью.

3. Методическая часть (материал курсовой работы: психолого-педагогический эксперимент, анализ программ и учебных пособий по методике преподавания живописи, рисунка, композиции, конспекты и планы уроков, методические рекомендации)


5. СОСТАВ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Состав дипломной работы обосновывается профессионально-педагогической направленностью специальности 0308 и содержанием будущей работы выпускника факультета ИЗО, моделью специалиста - преподавателя изобразительного искусства.

Диплом по живописи и рисунку состоит из 4-х частей:

1. Художественно-творческая работа (сюжетная картина, портрет, тематический натюрморт, серия пейзажей или рисунков, графические листы).

2. Методическая записка к дипломной работе.

3. Наглядное учебно-методическое пособие (эскизы, подготовительные рисунки и этюды).

4. Детские рисунки, выполненные под руководством дипломника. Ниже раскрывается конкретное содержание каждой части диплома.

1. Художественно-творческая часть дипломной работы - это самостоятельное, выполненное дипломником, законченное живописное или графическое произведение. Выполняется в различных техниках и ориентировано на функциональное решение, практическую реализацию в интерьере факультета ИЗО, других факультетов педвуза, в административном здании педвуза, других образовательных учреждениях.

2. Методическая записка к дипломной работе (материал курсовой работы) оформляется на машинописных листах, формат А-4, шрифт №14.

В методической записке содержится материал по исторической справке, технологии живописи или графики. Обосновывается выбор темы дипломной работы, определяется актуальность, ставятся цель, задачи, формулируется гипотеза, предмет и объект исследования. Раскрывается научно-теоретическая, художественная, методическая и практическая значимость дипломной работы, ход работы над дипломом, даются методические рекомендации по внедрению темы диплома в учебный процесс с детьми.

3. Учебно-методический наглядный материал может быть в 2х вариантах:

• эскизы и подготовительные этюды, рисунки;

комплект наглядных методических плакатов.

4. Детские рисунки, выполненные под руководством дипломника на педагогической практике, оформляются в паспарту и компонуются в общую экспозицию, как составляющая часть дипломной работы. Детские рисунки могут быть укреплены на планшете, могут выставляться самостоятельно, в рамках, паспарту и т.п.

6. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ


Дипломник представляет подготовленную к защите дипломную работу на государственную аттестационную комиссию (ГАК).

1. Художественно- творческая работа оформляется в рамку, багет или выбираются другие варианты оформления. Заранее продумывается вся композиция подачи диплома: работа устанавливается на мольберте или специальном подиуме, вводится драпировка и т.п. В целом, композиционное решение подачи творческой работы по рисунку, живописи должно быть на высоком уровне, т.к. это входит в итоговую оценку диплома.

2. Рядом с творческой работой устанавливаются утвержденные кафедрой эскизы и подготовительные этюды и рисунки.


3. Методическая записка, подписанная дипломником, руководителем и рецензентом, передается секретарю дня регистрации. Секретарь фиксирует в документах ГАК тему записки, отмечает количество страниц, фотографий, схем. Далее методическая записка передается членам ГАК для ознакомления.

4. Детские рисунки могут быть оформлены в аудитории, где идет защита диплома на отдельном планшете или введены в виде фотографий.

7. СЦЕНАРИЙ ЗАШИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Защита проходит открыто, в актовом зале педвуза или в большой лекционной аудитории, оформленной соответственно событию. Руководит процедурой защиты председатель ГАК.

План защиты:

1. Вступительное слово декана, заведующего кафедрой и председателя ГАК

2. Сообщение секретаря

3. Выступление дипломника

4. Вопросы к дипломнику

5. Выступление руководителя дипломной работы

6. Выступление рецензента

7. Выступление членов ГАК

8. Слепо председателя ГАК

9. Заключительное слово дипломника

10. Подведение итогов защиты председателем ГАК

11. Сообщение секретаря о следующей защите


Председатель ГАК во вступительном слове об открытии защиты дипломов выпускников факультета ИЗО и ДПИ высказывает пожелания успехов всем дипломникам на защите. Отличных оценок. И далее защита идет по плану.

1. Секретарь ГАК сообщает фамилию, имя, отчество дипломника, который выходит на защиту. Зачитывает тему дипломной работы. Например:

«Защищается Свиридов Олег Михайлович. Тема дипломной работы: Серия пейзажей «В Жигулях на Волге». Слово для защиты предоставляется дипломнику».

2. Выступление дипломника (Приложение № 6, стр. 27),

3. Вопросы к дипломнику. Вопросы по содержанию и оформлению дипломной работы задают как члены ГАК, так и преподаватели, студенты, гости, присутствующие на защите.

4. Выступление научного руководителя дипломной работы. (Приложение №16, стр. 40). (В случае отсутствия руководителя секретарь зачитывает отзыв с оценкой).

5. Выступление рецензента (Приложение №67, стр.41).

При отсутствии рецензента секретарь зачитывает рецензию и объявляет оценку, которую предлагает рецензент. Рецензия вкладывается в методическую записку к диплому.

6. Выступление по поводу качества дипломной работы членов государственной аттестационной комиссии, преподавателей, студентов. Предложение по поводу оценки и практического внедрения диплома.

7. Председатель ГАК делает обобщающее выступление по поводу дипломной работы. Рекомендации и пожелания по дальнейшей художественно-творческой, профессионально- педагогической деятельности выпускника.

8. Заключительное слово дипломника.

Дипломник в заключительном слове отвечает на вопросы, которые задавались ему, высказывает предложения по совершенствованию учебного процесса, отмечает те учебные дисциплины, которые по его мнению, мною дали для становления выпускника как будущего преподавателя изобразительного искусства.

9. Завершает сценарий защиты председатель ГАК. Председатель ГАК объявляет: «Защита завершена». Поздравляет дипломника с защитой.

10. Секретарь ГАК объявляет защиту следующего дипломника.


Присутствующие на защите студенты помогают расформировать глубинно- пространственную композицию из планшетов, творческой работы, методических плакатов и освободить интерьер для следующего дипломника.


8. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ЖИВОПИСИ, РИСУНКУ И ГРАФИКЕ


Тематика дипломных работ по живописи и графике определяется актуальностью, социально-экономическими условиями в стране и новыми направлениями в искусстве, законами пластического решения композиции, знанием и умением колористического решения, а также базируется на основе концепции художественного видения и принципов раскрытия сюжета и психологии художественного образа жанров.

Темы дипломных работ классифицируются по жанрам. Ниже предлагается ориентировочная тематика дипломов по живописи и графике.


Ориентировочная тематика дипломов по живописи и графике


1. Сюжетно-тематическая жанровая композиция - станковая картина на темы из повседневной жизни (студенты на практике; семейная сцена; в лицее; в зоопарке; на заводской площадке, зимний праздник; лето в

деревне (городе) и т.п.).

2. Тематическая историческая станковая композиция ("Строители города-крепости Самары", "Степан Разин в Самаре", батальные, исторические сцены из жизни Руси и России, "Легенды и были Жигулей и т.п.).

3. Серия иллюстрация по произведениям классиков литературы.


4. Серия пейзажей (эпических, архитектурных и лирических о Самаре, Волге и Жигулях), сельские мотивы, исторические пейзажи, документальные работы по историческим, архитектурным и современным объектам города Самары и области).


Ориентировочная тематика методической главы пояснительной записки к дипломной работе

1. Роль станковой живописи в развитии творческой личности школьников.

2. Специфика художественного отображения действительности на занятиях по живописи в ДХШ.

3. Формирование творческого мышления учащихся на занятиях по рисунку.

4. Особенности художественного мышления детей младшего возраста на занятиях по изобразительному искусству.

5. Развитие фантазии и воображения на занятиях по живописи.

6. Экологическое воспитание подростков на занятиях живописью.

7. Методические основы организации изобразительной деятельности школьников на пленэре, живописи в летнее время.

8. Единство обучения и художественного творчества в содержании занятий по живописи в старших классах.

9. Формирование творческой активности учащихся ДХШ на занятиях по рисунку.

10.Обучение школьников приемам стилизации по теме "Декоративный натюрморт".

11. Критерии художественного развития учащихся в процессе обучения живописи и графике.

12.Критерии чувства декоративности учащихся в области цвета, формы и тона на занятиях но изобразительному искусству.

13.Обучение изобразительному искусству в системе: детский сад - школа - художественные учебные заведения (художественное училище, художественный факультет педвуза).

14.Декоративность и колорит детских работ как форма художественного отражения действительности в живописи.

15.Роль фантазии в изобразительной деятельности детей младшего возраста.

16 Народная живопись в художественном развитии школьников. 17.Развитие у детей оценки художественных аспектов живописи.

Похожие:

Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconМетодические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания содержат общие положения, рекомендации по выполнению дипломной работы, структуру дипломной работы, правила...
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconДипломной работы. Вшитый типографский лист «Задание»
Ниже приведен список составляющих дипломной работы, перечисленных в порядке их следования
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconГеографический подход к изучению отрасли промышленности
Цель дипломной работы: Рассмотреть проблемы черной металлургии России в условиях перехода к рыночным отношениям на примере ОАО «Северсталь»...
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconМетодические указания по оформлению дипломной работы
Квалификационные требования к дипломной работе и квалификации экономиста-математика
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconНазвание дипломной работы
Название дипломной работы: Совершенствование системы управления сф ргуитп на основе качества
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconМетодические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ
Целью выполнения дипломной работы является систематизация и закрепление знаний и практических навыков студентов. В соответствии с...
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconМетодические указания к подготовке и защите
Методические указания содержат рекомендации по организации и содержанию дипломной работы бакалавра направления подготовки «Менеджмент»...
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconОтчетов по преддипломной практике 12. 09. 2012
Орел) предоставить зав лабораторией кафедры «Информационные системы» Сафиной Н. Д. заявления в отношении темы дипломной работы (для...
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconМетодические указания По выполнению дипломной работы Для студентов высших учебных заведений
Данные методические указания содержат сведения о структуре дипломной работы, требований и нормативов по выполнению и оформлению всех...
Дипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» iconРуководство дипломной работой 6
Выполнение и защита дипломной работы – отличительная особенность высшего образования, призванного органически сочетать практические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница