Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству»




Скачать 480.58 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству»
страница1/3
Дата22.02.2013
Размер480.58 Kb.
ТипКурсовая
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и управления

кафедра изобразительного искусства


Бакиева О. А.

курсовая работа

по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству»

Учебно-методические указания для студентов 3 курса (ОЗО, ОДО)

направления «Изобразительное искусство»


Издательство

Тюменского государственного университета

2010 г.


УДК [76+004] (075)

ББК 85.15я73

Б 193

О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Учитель изобразительного искусства». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, 47 стр.

Методические указания содержат структуру, содержание каждого элемента курсовой работы, темы самостоятельной научной работы, методические указания к выполнению курсовой работы, дидактический материал для самоконтроля, список литературы.

Методические указания опубликованы на сайте ТюмГУ: Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» (электронный ресурс). Режим доступа: http://www/umk.utmn/ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института педагогики, психологии и управления. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Колчанова Е.А. , к.п.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010.

© Издательство Тюменского государственного университета, 2010.

© О.А. Бакиева, 2010.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I. ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ….6

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………9

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ 12

  2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ПОДАЧЕ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И
ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….44

ВВЕДЕНИЕ


Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами.

Курсовая работа является обязательным видом итоговой аттестации студента дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству». Она состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть представляет анализ выбранной темы в рамках образовательных программ различного уровня, систематизацию научных источников, определение методических подходов и педагогических технологий, выработку сценария проведения занятий по данной теме, составление развернутого сценарного поурочного плана (возможно наличие иллюстрированного плана), заключение выводов о целесообразности проведения выбранной методики, ее сильных и слабых сторон. Практическая часть курсовой работы представляет наглядный материал по выбранной тематике.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

б) овладеть навыками самостоятельной работы;

в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение публичной защиты;

д.) подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломной работы.

Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами подготовки учителя изобразительного искусства, быть реальной.

Возрастание интереса к профессии учителя ИЗО определенным образом сказывается на повышении уровня требований к студенту по всем дисциплинам специальности. Уровень усвоения студентом учебного материала согласно итогам контрольных заданий демонстрирует его профессиональный уровень и пригодность к педагогической деятельности.

Главной особенностью подготовки по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству» является сочетание учебной, научно-методической и художественно-творческой деятельности. В связи с этим курсовая работа студента выполняется по двум последующим направлениям: методические разработки в области начального профессионального образования и в общеобразовательной системе.

В данном методическом пособии освещаются методические аспекты и поэтапность выполнения курсовой работы.



  1. ВЫБОР СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа - значительный этап обучения студента по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству». А это значит, что студент должен продемонстрировать все полученные знания и навыки по данной дисциплине, а также показать умение трансформировать знания в систему, обеспечивающую возможность формулирования профессионального видения способов деятельности, профессиональной позиции. Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывает и утверждает кафедра.

Выбор темы производится в следующей последовательности:

- предварительное определение тематики курсовой работы;

- рассмотрение наиболее перспективных вариантов темы курсовой
работы;

- согласование темы курсовой работы с преподавателем.
Предварительное определение тематики курсовой работы.

Прежде всего, необходимо определиться с характером своей курсовой работы, курсовая работа может быть как методической разработкой блока занятий по одному из предметов в системе начального профессионального образования, например «Декоративность и колорит студенческих работ как форма художественного отражения действительности в живописи», в общеобразовательной системе, например, «Формирования этнокультурной компетенции школьников в образовательном процессе средствами народного костюма Тюменского региона», или в учреждениях дополнительного образования «Формирование творческой активности учащихся ДХШ на занятиях по рисунку». Как правило, исполнители курсовых работ осуществляют предварительное определение тематики работы одним из следующих способов:

  • способ «осознанного выбора», то есть выбора на основе накопленного
    исполнителем опыта научно-исследовательской, практической или иной
    работы;

  • способ «рекомендательного выбора», то есть выбора «под диктовку»
    преподавателя или «из списка тем, рекомендованных к обсуждению».

Рассмотрение наиболее перспективных вариантов темы. На практике рассмотрение первоначально отобранных вариантов темы осуществляется либо на основе учебно-профессиональных интересов и творческих способностей студента, либо по принципу выбора наименьшего зла. Как ни парадоксально, но выбрать тему «под способности» часто оказывается не менее сложно, чем из пресловутого «рекомендательного перечня», поскольку ее в общих чертах необходимо сформулировать. Что касается выбора тем из «рекомендательного перечня», то здесь можно пожелать будущим дипломникам одного - быть предельно внимательным при ознакомлении с наименованием тем.

Для того чтобы сузить тематический круг следует: во-первых, точнее сформулировать тему, чтобы облегчить процесс поиска материала. Во-вторых, тема не должна представлять нечто абсолютно новое, так как владение материалом облегчит выполнение работы. В-третьих, тема должна быть перспективной, в идеале - найти свое применение в дальнейшей практической деятельности, например в дипломной работе; в-четвертых, тема должна быть интересной.-

Согласование темы курсовой работы. Классический вариант подготовки к согласованию темы - письменное обоснование выбора, которое впоследствии пригодиться при написании введения к дипломной работе. Для подготовки такого документа необходимо:

- выписать названия подходящих тем работ (от 2-3 до 10, не более);

  • выписать названия факторов, повлиявших на выбор;

  • произвести объективную оценку применительно ко всем факторам,
    присваивая каждой теме свое «место».

Преимущества такого способа подготовки к согласованию заключается в следующем:

  • студент наглядно демонстрирует своему руководителю серьезность
    своих намерений в отношении данной работы;

  • студент предоставляет ему обоснование своему выбора в развернутом
    виде;

  • студент осуществляет параллельную подготовку одной из важных
    частей - теоретическую;

  • наконец, в этом случае вы держите всю аргументацию перед глазами,
    что существенно усиливает позиции в отстаивании выбранного варианта.

Впрочем, и в этой ситуации возможны неожиданности: не исключено, что в последний момент руководителя осенит совершенно свежая идея, и он предложит для разработки студенту абсолютно иную тему; или, напротив, выяснится, что в творческом запале студент вовсе не удосужился затронуть какой-то тематический пласт. Таким образом, результатом встречи с руководителем может быть:

  • утверждение темы;

  • предложение еще раз обдумать решение, ограничившись кругом тем,
    выбранных студентом самостоятельно;

- отклонение выбранных студентом тем и предложение научного
руководителя заняться разработкой названной им темы. В зависимости от
ситуации студент может либо отстаивать собственное мнение, либо
согласиться с доводами руководителя.

После того как направление и содержание темы определены, и обсуждены с руководителем дипломного проекта, можно приступать к составлению примерного списка литературных источников и круга вопросов, которые будут раскрыты в работе.


II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Научно-методическая работа - одна из важнейших составляющих педагогической деятельности. Она базируется на двух основах - теоретической и практической.

Теоретические основы научно-методической работы лежат в определении основных источников информации (учебники, монографии, пособия, программы), их изучении, систематизации, последовательной обработки. К источникам информации можно отнести труды по методике преподавания, как отдельных дисциплин, так и целых курсов. Например, *Сокольникова Н. М. «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе» или *Ростовцев Н. Н. «Рисунок головы человека». Также к источникам информации относятся различные программы профессионального и общеобразовательного обучения.

Работа с источниками информации протекает следующим образом:

- определение основных источников информации;

- последовательная обработка источников информации (ведение
записей, сравнительный анализ);

  • отсев ненужных источников;

  • составление списка источников, необходимых для написания работы.
    Подбор источников информации - важный этап в ходе работы над

курсовым проектом. Основными задачами здесь являются поиск и изучение, а также выбор наиболее важных источников информации. На этом этапе работы студент должен выполнить:

-списки уже имеющихся в наличии и недостающих источников информации для компиляции рабочего варианта текста курсовой работы;

-предварительная разметка отобранного для последующего изучения материала;

-рабочие записи.


Компиляция (составление) рабочего варианта основного текста позволяет убедиться в правильности выбранной методической системы, поскольку весь материал должен быть сгруппирован по разделам общего плана курсовой работы. Исходя из содержания и объема скомпилированного материала, вносятся уточнения в первоначальный вариант плана. На последующих этапах ведется подготовка окончательного текста курсовой работы и ее оформление.

Научно-методическое исследование следует начинать с определения
круга вопросов воспитательного и образовательного порядка, их
соотношения в рамках конкретной темы курсовой работы, т. е. соотношение
эмоционально-эстетического и профессионально-художественного

(приобретения знаний, умений, навыков).

Здесь уместно будет напомнить, что современное художественное образование представляет собой единую систему эстетического образования, охватывающая не только предметы художественного цикла (начальное профессиональное образование), но и рассматривающую изобразительное искусство как развивающую дисциплину (общеобразовательное звено, система дополнительного образования. Фундамент этой системы - искусство, несущее необходимый уровень знаний и духовной культуры.

Как правило, профессиональная сфера художественного образования нацелена на получение знаний умений и навыков, позволяющих обучающемуся в дальнейшем реализоваться как творческая личность в области изобразительного искусства. Она строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств. Здесь очень важна опора не только на передовые педагогические технологии, но и на лучшие произведения мирового искусства. И чем шире спектр анализируемых произведений, тем шире диапазон кругозора начинающих художников. Таким образом, подбор произведений для создания зрительного ряда и их анализ существенная часть деятельности по подготовке научно-теоретического материала.

Общеобразовательная система нацелена на «формирование у учащихся художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры» Неменский Б.М., то есть «как важнейшее средство формирования через мир эмоциональных отношений нравсвенно-эстетического идеала человека и общества» Неменский Б.М.. Здесь на первый план выходит эмоциональное проникновение в тематику занятий. Увлечение искусством, его содержательной сущностью, не только формальной его частью является существенным при формировании методических подходов к преподаванию изобразительного искусства в школе и в учреждениях дополнительного образования.


III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Практические основы научно-методической работы закладываются в педагогической практике, как способе проверки теоретических предпосылок. Педагогическая практика позволяет изучить возможные пути совершенствования методики обучения школьников. По итогам теоретических и практических изысканий формируется научно-методическая часть курсовой работы. Разрабатывать ее следует поэтапно.

Первый этап - представляет анализ методико-теоретических предпосылок, выдвинутых в ходе исследовательской работы с источниками. Составление сценария проведения уроков. При разноплановости учебного материала и методов подачи этого материала имеет смысл соблюдать структуру урока изобразительного искусства. Она представляет:

-организационный момент;

-объяснение нового учебного материала;

-практическая работа учащихся;

-подведение итогов.

Второй этап - выполнение наглядно-методического материала. В идеале подача научно-методического материала должна быть в форме конструкций, удобных для демонстрации. Подобные конструкции представляют собой либо серию плакатов, оформленные в жесткие несущие конструкции (направляющие), либо комплект последовательно скрепленных поэтапных разработок. Последнее наиболее удобно в хранении, транспортировке и использовании. Содержание методического материала зависит от целей и задач конкретного вида занятий. Возможна методическая разработка содержания одного урока либо блока уроков. В настоящее время блоковая система занятий является наиболее эффективной в методическом плане, поскольку проводит принцип последовательности в обучении.


Здесь же имеет смысл напомнить последовательность ведения некоторых видов работ, так как принцип научности является одним из основополагающих в педагогике.

Натюрморт графический.

  • компоновка в листе с габаритными размерами;

  • определение пропорциональных отношений и перспективных
    сокращений;

  • конструктивный анализ форм с выделением плановости;

  • прокладка основных тональных отношений в половину тона;

  • уточнение тональных отношений с выявлением объема;

  • создание плановости и определение материальности.

Натюрморт живописный.

Следует отметить, что этапы ведения живописного натюрморта варьируются в зависимости от материала, но общий принципиальный подход остается следующим:

  • композиционно-перспективная организация листа;

  • конструктивный анализ форм с определением основных тональных
    пятен;

прокладка теней и теневых глубин второго плана;

  • определение основных цветовых отношений за счет полутени и
    рефлексов;

  • выявление объема форм;

  • уточнение плановости и материальности.

Пейзаж графический.

  • композиционная организация листа;

  • определение плановости, перспективы и кулисности изображения;

  • выполнение в материале. Особенностью работы над пейзажем в
    графике состоит в том, что широкое разнообразие графических
    материалов диктуют свои условия работы в этом жанре / здесь не

берется в расчет гравюра /. Главное условие - соответствие мотива, творческим задачам, ставящимся в данной работа и выбору материала. В основном ход работы в материале соответствует аналогичным действиям при работе над натюрмортом.

Пейзаж живописный:

  • композиционная организация листа;

  • выявление плановости, определение основных тональных пятен;

  • выявление общего колористического строя за счет раскрытия крупных цветовых отношений неба и земли;

  • выявление плановости за счет определения световоздушной среды;

  • прописка первых и плоскостное обобщение последующих планов; обобщение цветовых отношений.

Портрет:

- композиционная организация листа;

  • выявление пространственной среды посредством конструктивного анализа и распределение основных тональных пятен;

- определение колористического строя через раскрытие основных светотональных отношений среды и теней и полутеней натуры;

  • лепка объемов через выявление распределения светов, теней, полутеней, рефлексов;

  • определение планов;

  • обобщение.

Сюжетная композиция:

  • сбор материала;

  • выполнение эскизной работы;

  • перенос фор-эсказа на основной формат;

  • выполнение в материале, соответствующем выбранному виду изобразительного искусства.


Третий этап - составление поурочного плана проведения занятий. В большинстве случаев заявленную тему невозможно раскрыть на одном уроке, поэтому в педагогической практике применяется блоковая система подачи материала. Она состоит из блока-серии уроков, объединенных одной темой. Но, в свою очередь, каждый из уроков этого блока-серии имеет свою оригинальную тематику, которая развивает и конкретизирует общую тему.

При составлении плана проведения занятия важно:

1). Коротко и ясно выразить тему урока.

2). Четко разграничить цель и задачи: цель - это то, к чему должен прийти ученик в конце занятия, задачи - это то, что должен решить ученик, чтобы достичь поставленной цели.

3). Сочетание аудио и визуального ряда, активное использование разных органов чувств приводит к более эффективному усвоению учебного материала. Однако, слишком активное применение аудиовизуального ряда, а также технических средств может негативно сказаться на конечном результате занятия, так как у учащегося просто не останется времени и сил на выполнение практической работы.

4). Система отчетности может быть представлена различно, в зависимости от темы занятия. Применимы такие варианты: 1) фронтальный просмотр с обсуждением работ (работа с натуры), 2) выставка работ (творческие задания). Главное при подведении итогов помнить, что резко негативный, более того насмешливый отзыв на работу ученика может вызвать отчуждение от предмета, психологическую травму. Поскольку мы имеем дело с творческим процессом, здесь крайне необходимы чувство такта и объективность. Подведение итогов каждого урока является обязательной формой работы с учащимися, поскольку стимулирует дальнейшую деятельность и демонстрирует динамику усвоения материала учащимся в рамках предмета.

Сценарий урока можно записать в виде развернутого литературного плана, а можно в виде таблицы-схемы.

Таблица-схема проведения занятия.



тема урока

цель урока

задачи урока

материалы для учителя и учеников

аудио визуаль- ный ряд

технические средства

ход урока

система отсчетно сит

1

2

3

4

5

6

7

8

























После проведения занятий производиться анализ проделанной работы. Основными критериями такого анализа являются: четкость в определении темы, цели и задач, полнота раскрытия материала, соответствия изложения темы возрастной категории учащихся, уровень выполнения работ, качество подведения итогов.

Таким образом, научно-методическая часть дипломной работы складывается из:

  • теоретических предпосылок;

  • практического результата;

  • анализа практики;

  • заключения выводов.

Раскроем некоторые аспекты подачи того или иного материала в педагогической практике.

Первый аспект - соответствие темы возрастной категории школьников и особенности содержания занятий в этой связи.

Натюрморт. Темы, связанные с изображением натюрморта следует проводить среди учащихся среднего звена, поскольку именно в этом возрасте приходит понимание профессионального изображения окружающей действительности (композиционная организация листа, конструктивное построение, тон, колорит, фактура). Однако, помимо чисто методического подхода к изображению мира вещей, существует подход, при котором на примере жанра натюрморта разных времен дается возможность детям осознать, что через изображение предметного мира художники выражали

понимание своего времени, отношение к жизни. Сами изображаемые предметы - средства выражения этого отношения. Они также могут характеризовать человека-владельца этих предметов, не прибегая к портретному изображению. То есть эстетическое отношение к жанру натюрморт раскрывается через понимание той или иной исторической эпохи и, наоборот, понимание исторической эпохи раскрывается через натюрморт.

Пейзаж. Эта тематика близка как младшей возрастной группе, так и средней. Различны цели и задачи, преследуемые при подаче учебного материала в той или иной возрастной группе. Если для младших школьников изображение пейзажа - способ «формирования восторга перед красками и формами природы, развитие интереса к вглядыванию в нее». То в средневозрастной группе пейзаж - «инструмент понимания природы, как общечеловеческой ценности: любовь к родной природе, понимание ее красоты, осознание поэзии окружающего мира природы», выражение отношения к ней в художественных образах. Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей освоения профессиональной художественной подготовки (законов перспективы, композиции, колорита).

Портрет. Данная тема проходит в среднем звене. Изображение людей требует некоторой подготовленности с точки зрения художественной грамоты: профессионального изображения человека - общие конструктивные особенности головы и тела человека, основное расположение форм в движении, пропорции. По содержанию занятий - это акцентировка внимания на разности задач и возможностей фотоизображения и изображения в искусстве, проблема сходства идеала человека и конкретной личности. «Каждая эпоха предъявляет свои требования к человеку, которые выражаются в изобразительном искусстве. В его недрах формируется идеальный образ идеальный образ, который находит наиболее яркое отражение в портрете. Эту мысль можно раскрыть детям через осознание разновидностей портретного жанра: портрет характерный, портрет парадный, психологический портрет, автопортрет». Б.М. Неменский.

Сюжетные композиции. Уместно подробное освещение тем, связанных с действием, как в начальной школе, так и в среднем звене. Начальная школа ставит задачи пробудить в ребенке сопереживание чужому горю, радоваться чужой радости. Однако не надо усложнять эту задачу. Имеет смысл взять за основу контрастные чувства: доброе - злое, тихое - бурное. Эту тему следует давать на основе литературного материала. В плане овладения изобразительной грамоты здесь школьников можно ознакомить со способами композиционной организации листа.

В среднем звене сюжетные композиции дают богатую возможность в ознакомлении с искусствоведческим материалом: разъяснение, что такое бытовой, батальный, исторический жанр, знакомство с произведениями мирового изобразительного искусства. Главное здесь дать понимание того, что человек - высшая ценность общества. Представления о красоте человека конкретно исторически и социально обусловлены. Внимание школьников должно быть направлено и на физическую, и на духовную красоту человека как личности. Это может проявляться как в повседневной жизни, так и в неординарной обстановке. «Каждый народ, каждое общество старались осознать, что в жизни прекрасно и что безобразно. Здесь охватывается, в первую очередь, отношения человека к человеку, тема добра и зла в отношениях к труду, семье, к любви, дружбе». Б.М. Неменский. В основном эта тема находит отражение в бытовом жанре, где художники раскрывают эстетическую ценность повседневной жизни во всех ее проявлениях. У учащихся формируется способность вглядываться в жизнь, удивляться ее повседневности и осознавать ее как великую красоту и ценность. В области приобретения художественной грамоты продолжается накопление опыта практической работы, умение изображать человека и среду, дальнейшее формирование навыков в построении композиции, передачи световоздушной среды графическими и живописными средствами. Героические события представлены в батальном жанре. Необходимое воспитание патриотических чувств идет на примерах картин мастеров. В этой связи

уместна искусствоведческая беседа с анализом картин великих баталистов прошлого и современного нам искусства. Исторический жанр требует знания освещаемого исторического момента, поэтому здесь возможен комбинированный урок, связанный с историей. Это дополнительно активизирует подход к решению учебной задачи, позволяет неординарно подать материал, разнообразить тематику. В рамках создания жанровой композиции углубляются знания школьников о работе над станковым произведением. Главное условие поступательный ход развития умений и навыков, композиционного мышления, поэтапного ведения работы: замысел, сбор материала, создания эскизов и завершенной композиции.

А так же задачи, которые ставятся на профессионально-художественном уровне, будущий учитель изобразительного искусства должен трансформировать и адаптировать к ученической аудитории, нисколько при этом, не упрощая глубину раскрытия той или иной темы, ссылаясь на то, что школьник не поймет. Это в корне неверное представление о художественно-педагогической работе. Главная задача учителя ИЗО суметь найти методы подачи материала, чтобы у учащегося сложилась целостная картина места изобразительного искусства в жизни конкретного человека, его связи и взаимодействии с другими видами искусства.

Главные критерии здесь - дидактические принципы обучения:

  • Принцип научности. Вся информация, подающаяся на уроке,
    должна иметь научно-проверенные источники.

  • Принцип наглядности. Выстраивание зрительного ряда,
    способствующему лучшему усвоению материала, то есть
    приобретение знаний через сами предметы и явления.

  • Принцип активности и сознательности обучения. Раскрывается
    через методы активного обучения: создание проблемной ситуации,
    обсуждение работ, организация выставок, коллективная работа,

сочетание визуального и аудио рядов, сочетание ИЗО с музыкой,

литературой, историей.

Принцип последовательности обучения. По направлению

усложнения учебно-воспитательных задач.

Принцип доступности и посильности обучения основывается на

понимании психологических особенностей той или иной возрастной

группы учащихся и подборе соответствующего учебного материала.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ПОДАЧЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Теоретическая записка является важной составляющей курсовой работы. В ней излагаются теоретические и экспериментальные аспекты курсовой работы. Работа ведется поэтапно.

Первый этап. Разработка развернутого плана содержания курсовой работы, которая ведется в следующей последовательности.

1). Подготовка общего плана начинается с определения структуры и формулирования рабочих названий важнейших частей.

Определению общей структуры текста курсовой работы предшествует определение задач курсовой работы, обусловленных целями последней. Количество глав текста будет приблизительно равно количеству решаемых задач в конкретной курсовой работе.

После того как общий порядок построения текста определен, можно приступать к определению общей структуры курсовой работы. При этом следует исходить из наиболее предпочтительной последовательности изложения основного текста содержания курсовой работы:

  • в первом разделе излагаются общетеоретические основы освещаемой
    проблемы;

  • во втором разделе анализируются существующие практические пути
    освещения проблемы;

  • в третьем разделе определяется собственная творческая позиция в
    контексте темы курсовой работы.

Структурно каждый раздел распадается на главы, а каждая глава на параграфы. Как правило, в рамках параграфа рассматривается одна из теоретических составляющих освещаемой проблемы (например, одна из теории или один вариант технологии). Число параграфов не ограничено, но обычно их число колеблется от 2 до 6.


2). После того как предварительно определена структура основного текста курсовой работы, следует приступать к формулированию рабочих названий частей. При этом следует учесть:

  • рабочее название ни одной из частей текста не может полностью
    совпасть с темой курсовой работы;

  • рабочие названия частей текста курсовой работы должны отражать
    суть их содержания кратко, точно и понятно;

  • рабочие названия смежных частей текста должны быть логически
    взаимосвязаны друг с другом;

  • рабочие названия смежных частей текста курсовой работы должны
    быть продуманы и сформулированы в едином стиле изложения и основаны
    на использовании принятой для данной работы терминологии;

  • рабочие названия должны сформировать основу для их последующего
    уточнения (но не переформулирования) и приведения к окончательному виду
    в процессе редактирования содержания курсовой работы.

Окончательно сформулированные названия частей текста курсовой работы служат основой для пунктов развернутого плана содержания.

Второй этап. На данном этапе происходит составление развернутого плана содержания. Предназначение общего плана - установить предварительное структурное построение и логическую последовательность изложения текста курсовой работы. Кроме того, план служит прообразом ее оглавления и включает в себя:

  • введение;

  • название частей основного текста;

  • заключение;

  • оглавление;

  • список литературы;

  • приложения.


Третий этап обусловлен написанием текста курсовой работы. Здесь нелишним будет напомнить основные требования к содержанию, объему, составу и структуре дипломной работы.

  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» icon«Теория и методика обучения изобразительному искусству»
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству»
Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и...
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconКурсовая работа внеурочная деятельность как продолжение
Современные представления о внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconПо изобразительному искусству
Авторская программа В. М. Неменский по изобразительному искусству для 5-7 классов // Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное...
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5, 6, 7 классы Программа разработана на основе федеральной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №21»
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconПрограмма дисциплины опд. Р. 01 Теория и методика обучения черчению цели и задачи преподавания дисциплины «Теория и методика обучения черчению»
«Теория и методика обучения черчению» – одна из основных учебных дисциплин педагогического института, завершающих процесс формирования...
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconКурсовая работа по дисциплине «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности»
Курсовая работа предусмотрена планом для студентов очной формы обучения в 5 семестре
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconРабочая программа по изобразительному искусству
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по изобразительному...
Курсовая работа по дисциплине «теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница