Образовательная программа по предмету «Искусство»




Скачать 107.7 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по предмету «Искусство»
Дата22.02.2013
Размер107.7 Kb.
ТипОбразовательная программа
Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа по предмету « Искусство» для 9 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по искусству (стандарты второго поколения).

Рабочая образовательная программа по искусству для 9 класса рассчитана на 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Время, отводимое на проведение занятий, распределяется следующим образом:

1. Рисование с натуры (по представлению, по памяти) объектов окружающего мира. Рисунок. Живопись - 6 часов.

2. Тематическое рисование и иллюстрирование -4 часа.

3. Декоративное рисование. Аппликации, другие техники- 2 часа.

4. Компьютерная работа – 3 часа.

5. Беседы - 1 час.

6. Урок-игра- 1 час.


Главная задача искусства в современном обществе – формирование души человеческой. Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности. Поэтому трудно переоценить значение воздействий искусства на общее психическое развитие ребенка, на его формирование, выявление и правильное развитие его потенциальных, духовных возможностей и потребностей. В общеобразовательной школе этому способствует предмет «Искусство» .


В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания  навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.


Таким образом, рабочая образовательная программа для 9 класса предусматривает использование различных средств обучения (демонстрационные таблицы, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.).


Данная программа для 9 класса построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, познакомить их с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства и замечательными произведениями выдающихся мастеров живописи.


Однако программа не доминирует цель обязательного обучения учащихся профессиональному рисованию. Это попытка развить в учащихся способность чутко воспринимать свою сущность и внутренний мир, расширить кругозор, почувствовать собственную значимость.


Цель: через обучение творчеству формировать художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной.


Задачи:


  • развитие творческих способностей, развитие творческого и абстрактного мышления, фантазии, неординарности оценки принятия решений;




  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;




  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;




  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;




  • формирование у учащихся художественно – творческой активности, индивидуальности, вкуса к творчеству, потребности творческой работы;


Учебные задания могут быть кратковременными (наброски, зарисовки и этюды) – от 5 до 45 минут и длительными – в течение 2 часов.


Содержание тем уроков составлено с учетом возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня их художественно-эстетического развития, а также региональных особенностей, традиций искусства и культуры родного края.


В результате изучения предмета «Искусство» у школьников должна быть сформирована не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и в желании широко использовать свои умения в практической деятельности.


Прогнозируемые результаты в 9 классе


К концу учебного полугодия учащиеся должны уметь:


  • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;

  • определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  • объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эстетической оценки явлений окружающего мира;

  • при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;

  • художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


К концу учебного полугодия учащиеся должны знать:


  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;



Список литературы


Учебно-методические пособия:


  1. С.С.Алексеев. О цвете и красках.- М.: Искусство, 1981.

  2. А.Рогов. Кладовая радость.- М.:Просвещение,1982.

  3. П.Павлинов. Для тех, кто рисует. Советы художника.-М.:1965.

  4. Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989.

  5. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина / авт.-сост. Т.В.Андриенко. -Волгоград:Учитель,2006.-122с.

  6. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.

  7. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.

  8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

  9. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993.-132с.

  10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. гвардия, 1994. - 315с., ил.

  11. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996.-80 с., ил.

  12. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.


Дополнительная литература:


  1. Журнал «Изобразительное искусство в школе» -2007 г.

  2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.-М.,1985 г.

  3. Лихачев Д.С. Заветное.- М.: изд.культ. центр «Детство. Отрочество. Юность»,2006 г.

  4. Журнал «Художественное слово», 2009 г.

  5. Журнал «Юный художник»

  6. Журнал «Детская энциклопедия».- №2 ,2010 г. «Картины и художники».

  7. Шедевры русской живописи.- изд. Белый Город , 2006 г.

  8. Чиста небесная лазурь /Стихи русских поэтов /илл. -изд. Белый Город, 2009 г.

  9. Материалы сайтов газеты «Искусство» «http://art.1september.ru».


Библиотека электронных наглядных пособий Windows СD-ROM:

  1. Эрмитаж.Искусство Зап.Европы.310 Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Рубенса, Ван Дейка, Рембранта, Дюрера, Кранаха, Пуссена, Моне, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо и др.европейских мастеров, имеющих общемировое значение и составляющих гордость Государственного Эрмитажа. Виртуальный музей, созданный на основе 3д-графики. ЗАО «Интерсофт», 1998.

  2. Мировая художественная культура. МО РФ ГУ РЦ ЭМТО, 2003 .

  3. Шедевры русской живописи. Биография и творчество великих русских художников, принадлежащих различным эпохам и стилям – от Феофана Грека и арка Шагала. Всего на диске представлена информация о 33 великих живописцах. Кирилл и Мефодий, 2001.

  4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. Коминфо, 2001.

  5. История искусства. Кирилл и Мефодий, 2003.

  6. Классическая музыка.



Перечень оборудования и средств обучения


Художественные материалы и инструменты:

Краски (гуашью работают в начальной школе, акварелью - в общей), кисточки, палитра. 

Карандаши, пастель, тушь или черные чернила, восковые мелки.

Глина или пластилин.

Белая бумага; тонированная бумага (неяркие цвета); цветная бумага; цветные и черно-белые иллюстрации из старых журналов, проспектов, афиш и пр.; картон; фольга.

Ткань, бумага,проволока и пр. материалы для выполнения декоративных работ.

Клей, ножницы и т.п.

Количество инструментов зависит от наполняемости классов.

  Демонстрационные модели:

Драпировки (ткань)

Игрушки дымковские, богородские, хохломские изделия, керамические изделия.

Наборы муляжей фруктов (3 шт.)

Наборы муляжей овощей (3 шт.)

 

Компьютерные средства:

Методическая литература:


Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.

Алексеева В.В. Что такое искусство?  - М.

Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 1. - М.: Пассим, 1995. - 80 с.

Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 2. - М.: Пассим, 1995. - 80 с.

Барышникова З.Н. Зарубежное искусство в кроссвордах. - Тольятти: Развитие через образование, 1995. - 120 с.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.

Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил.

Гудилина С.И. Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 256 с., ил.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.

Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993. - 132 с.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984. - 206 с., ил.

Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.

Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с., ил.

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 206 с.

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия \, 1988, - 19 с.: ил.

Лосев А.Ф. Динамика мифа. - М.: Искусство, 1930. - 278 с.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. гвардия, 1994. - 315с., ил.

Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков/ Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. - М.:.: Просвещение, 1978. - 428 с.

Основы художественного ремесла: Русские художественные лаки. Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. - М.: Просвещение, 1979. - 436 с.

Прудовская С.Н. Твой коллега - художник. - М.: Тривола, 1994. - 144 с., ил.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.

Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. - С.-Петербург: Ленинградская галерея, 1994. - 432 с.: ил.

1] Пластические искусства, виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. П.и. делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика), воспроизводящие реальный мир, и неизобразительные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование (дизайн), служащие создание материально-предметной среды жизни человека. (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989, С. 1023)

 


Главная цель рабочей образовательной программы художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с народным творчеством, с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего. Развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

  

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • Эстетическое воспитание

  • Развитие художественно-творческих способностей и склонностей учащихся, фантазии зрительной памяти, формирование творческой индивидуальности.

  • Обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению.

  • Формировать пространственное представление.

  • Знакомить о наследии выдающихся художников.

  • Привить любовь к народным промыслам и традициям.



В рабочей образовательной программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе основного общего образования по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Учебный курс «Изобразительное искусство» для 5-7 классов и «Искусство» для 8-9 классов играет значимую роль в системе гуманитарного образования. Искусство, в частности, изобразительное искусство раскрывает учащимся мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формирует духовный мир. Среди всех видов изобразительного искусства особое место занимает живопись.

Программа ставит следующие учебно-воспитательные задачи:

  • Развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  • Развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;

  • Обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, ознакомления с теоретическими основами живописи (холодные и теплые цвета, колорит и т.п.);

  • Ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.



 

 

 

 

 


 

 


Похожие:

Образовательная программа по предмету «Искусство» iconОбразовательная программа по предмету изобразительное искусство
Управления образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconОбразовательная программа по предмету «Искусство»
«Искусство» для 8 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего...
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconРабочая программа по предмету «Искусство» 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе на 2012-2013 учебный год
«Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б. М. Неменского, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует...
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconОбразовательная программа по предмету искусство
План составлен согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, Примерной программе основного общего...
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по специальности подготовки 070201. 65...
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconПрограмма по эстетике «Искусство России и Франции 18 века»
«Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной...
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2011-12 учебный год
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в VI...
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconРабочая программа по предмету Искусство и Мировая художественная культура
Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах (70 часов)
Образовательная программа по предмету «Искусство» iconОсновная образовательная программа по специальности 070214 Музыкальное искусство эстрады (по видам: эстрадное пение)
Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 070214 Музыкальное искусство...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница