Христианские праздники




Скачать 135.91 Kb.
НазваниеХристианские праздники
Дата22.02.2013
Размер135.91 Kb.
ТипУрок
Республиканский фестиваль методических разработок уроков курса

«Основы религиозных культур и светской этики».








Методическая разработка.

Урок-проект.

Христианские праздники. Покров Пресвятой Богородицы.


Автор: Ефрем Николай Иванович, преподаватель курса

«Основы мировых религиозных культур»


Чебоксары, 2010


Урок-проект.

Тема урока: Христианские праздники: Покров Пресвятой Богородицы.

Цели:

- создать условия для восприятия ряда культурологических знаний по теме «Христианские праздники» на основе традиционных для России православных культурных ценностей;

- познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы и значением этого праздника для русского народа, в том числе нашего края;

- усвоить идею Покрова, заступничества Божьей Матери за людей; показать особую значимость заступничества для России (особое признание).

Задачи:

- воспитание школьников как культурных граждан, уважающих и понимающих православные традиции и обряды;

- расширение кругозора учащихся на основе знакомства с новыми терминами и понятиями, литературными, музыкальными, архитектурными, живописными произведениями;

- учить детей видеть и понимать красоту в архитектуре, поэзии, музыке;

- формирование ощущения исторической преемственности поколений: приобщать учащихся к народной культуре; воспитывать чувства патриотизма, любви к своему народу через его историю, развивать интерес к истории и культуре родного края;

- обогащение личности учащихся навыками и способами творческой деятельности, умением видеть прекрасное вокруг себя.

Оборудование:

1) Иллюстрации «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Боголюбово. ΧІІ век»

2. Презентация учителя. Презентации учащихся.

3. Музыкальные фрагменты православных песнопений. Музыкальный отрывок из Кондака Богородице.

4. Подборка литературных произведений, народных пословиц, поговорок, примет.

5. Информационный блок – приложение.

6. Видеофрагменты.

ТО: Компьютер, цифровой фотоаппарат; видеокамера; мультимедиапроектор.

Льется пламень в бездну зренья,

В сердце радость детских снов,

Я поверил от рожденья

В богородицын покров.

С. Есенин


Вот и Покров пришел, праздник Владычицы Пречистой,

– во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно.

Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся* потеплей,

а над нами Владычица, – там, высоко, за звездами.

И.С. Шмелев, «Лето Господне»


* На Покров начинают утеплять,

хитить на зиму избы, т.е. похищать тепло

для своих жилищ.


.


1. Вступительное слово учителя.

Роль праздника невозможно переоценить, потому что праздник - это часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества: обрядов, ритуалов, традиций. Праздник - это сфера разностороннего творческого сотрудничества взрослых и детей между собой, а коллективное творческое дело - это и дух доброго, здорового образа жизни. Это событие, к которому готовятся, праздник, который ждут. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, праздник - это "роскошь человеческого общения".

Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию православное стихотворение поэтессы Т. Шорыгиной. Подумайте, о чем пойдет речь?


Стихотворение наизусть читает ученица.

О Божья Матерь! Умягчи

Сердца жестокие и злые.

И пусть Твоей любви лучи,

Как будто стрелы золотые,

Пробудят кротость в них впервые.

Открой сердцам, о Божья Мать,

И доброту, и состраданье,

И жалость к каждому созданью

Пролей с небес, как благодать.


2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

- О чем это произведение? Как вы понимаете эти строки?

(Верующие просят Божью Матерь сделать людские сердца добрыми, милосердными)

- О чем пойдет речь на уроке?

(О Божией Матери, о доброте, о сострадании).

- Как вы понимаете слова «Умягчи сердца жестокие и злые»?

(Помоги людям стать добрее, сердечнее, терпимее)

- Где живет «зло», «добро в человеке»?

(В сердце, в душе)

- Что такое сердце? А душа? Есть ли у человека душа? Как мы это узнаем?

(Добрые и злые поступки людей).

- Когда говорят «добрая душа», какого вы себе представляете человека?

(Доброго своими делами)

- Кто или что подсказывает нам, что плохо на душе?

(Совесть)

- Что может помочь, когда «плохо на душе»?

(Близкие; обращение к Богу с молитвой).

- Послушайте стихотворение Н.Орловой «Икона»

Стихотворение наизусть читает ученица.

Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд ее лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

- О какой иконе идет речь?

(Об иконе Божией Матери)

- Как вы думаете, почему именно об этой иконе идет речь?

(Она помогает всем молящимся).


Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о Божьей Матери, вернее о празднике-радости, связанном с ее именем – празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Но сначала вспомним некоторые события, даты, чтобы тема была понятна нам.

Запись в тетрадь темы урока.


3. Этап проверки домашнего задания.

Вопросы теста на экране:

1) Когда начинается церковный год?

14 сентября, 1 января, 1 сентября

2) Когда празднуется праздник Рождества Пресвятой Богородицы?

21 сентября, 14 сентября, 12 сентября

3) Кто были родителями Девы Марии?

Иван и Мария, Иоаким и Анна, Елена и Сергей

4) Что мы называем священным образом, изображением, который почитают?

Икону, молитву, тропарь

5) Как называется изображение на иконах?

Портрет, лицо, лик

6) Как называется первое прижизненное изображение Спасителя:

Спас Нерукотворный, Лик, Богоматерь с Младенцем


4. Работа над новым материалом:

Учитель предлагает послушать историю спасения более тысячи лет тому назад города Царьграда – столицы Византии:

- С именем Богоматери связан один из самых любимых праздников на Руси – Покров.

Истоки этого праздника лежат в старинном православном предании.


Сообщение ученика на фоне презентации «Покров»

Чем интересен праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Матерь Божья всегда готова заступиться за просящих Ее о помощи. О таком заступничестве за людей свидетельствует чудо, происходящее во Влахернском храме в г. Константинополе, в 10 столетии. Этот греческий город был осажден войсками сарацинов – воинственных арабских племен. Нападение было внезапным, и жители города не успели приготовиться к борьбе. Никто не шел на помощь осажденным. Тогда все жители города собрались во Влахернском храме и умоляли, молились Богоматери о спасении. Молился и юродивый Андрей со своим учеником Епифанием.

В молитве он вдруг увидел под сводами храма, как Сама Пресвятая Богородица вошла в него по воздуху. Ее окружало множество святых в сияющих белых одеждах. Святые пели удивительной красоты песнопения. Богородица преклонила колени и долгое время пребывала в молитве.

Андрей спросил Епифания:

- Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

- Вижу, отче, и ужасаюсь, - ответил Епифаний

Окончив молитву, Богоматерь обернулась к народу, сняла с Себя мафорий и распростерла его над всеми молящимися, как бы покрывая их.

Об этом видении святой Андрей рассказал жителям Константинополя.

Уверившись в помощи Богоматери, греки, не взирая на слабость своего войска, атаковали сарацин и разбили их. С тех пор православные люди веруют, что Богородица Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей.


5. Лексическая работа. Новые понятия.

На экране:

Чудо

Мафорий

Юродивый

- Как вы думаете, что обозначают эти слова (ответы детей)

Учитель предлагает записать значения слов.

Чудо - необычное событие, которое невозможно совершить человеку.

Чудотворные - необычные, помогающие и спасающие людей иконы, события.

Мафорий – накидка

Юродивый – это человек, избравший особый, очень трудный путь в жизни. Такой человек по поступкам казался глупым, даже безумным, а на самом деле был исполнены мудрости. Такие люди не боялись обличать зло, терпели холод, голод, насмешки людей. Терпели, подражая жизни Христу. За это терпение Бог наделял их необычными качествами: предвидеть события, видеть то, чего не могли увидеть другие люди. Этот дар они использовали для помощи людям.

6. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Рассказ учителя:

На Руси, вспоминая о чудесном избавлении Константинополя, решили увековечить память заступничества Божией Матери, и в 12 веке был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А также построено много храмов, в которых звучат песнопения в честь праздника Пресвятой Богородицы.

Учитель предлагает послушать фрагмент музыкального произведения («Дева днесь предстоит» Кондак Покрову.)


5 .Этап первичной проверки понимания изученного.

- Как же увековечили память заступничества Божией Матери за христиан?

Сообщение ученика на фоне презентации «Покров».

Традиция особого почитания праздника Покрова Богородицы возникла не в Византии, а на Руси. В середине XII века установил этот праздник в своих Владимиро-Суздальских землях князь Андрей Боголюбский. На границе своего княжества, на берегу реки Нерли поставил князь первый в России храм Покрова Пресвятой Богородицы. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме, в белокаменной рубахе. Стоит этот храм и по сей день. Это – всемирный памятник древнерусской культуры.

Видеоклип «Храм Покрова на Нерли»


Рассказ ученика на фоне презентации «Покровский собор. Храм Василия Блаженного в Москве».

Много храмов воздвигнуто во имя Покрова. Самый красивый был сооружен в 1165 г. по велению святого князя Андрея Боголюбского - всемирно известный храм Покрова на Нерли. А самый знаменитый построен по указу Ивана Грозного - Покровский Собор (Храм Василия Блаженного) в Москве. История его строительства трагична. Построенный храм был столь хорош, что царь приказал ослепить зодчих, чтобы они не смогли воздвигнуть подобный еще раз. Такова народная легенда о храме.

"... - Смерды! Можете ль церкву сложить, Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю? И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем!

Прикажи, государь! -И ударились в ноги царю... А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь -От подвалов и служб До креста. И, окинувши Взором Его узорчатые башни, - Лепота! - молвил царь. И ответили все: - Лепота! * И спросил благодетель: - А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? -И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи, государь! -И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в суздальских землях, И в землях рязанских, И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова. (*Лепота - по В. Далю: краса, баса, красота ... ).

(По усмотрению учителя, возможно чтение стихотворения Д. Кедрина «Зодчие»).

Учитель говорит о том, что и в нашем крае есть храмы Покрова Пресвятой Преявятой Богородицы. Предлагает записать названия храмов.

Группа учащихся представляют свое сообщение (презентация «Храмы Покрова в Чувашии»).


6.Этап применения знаний и способов действий.

- Мы видим, что в различных областях культуры отразилось это событие, и в архитектуре, и в музыке. Как вы думаете еще где? (в иконах).

- Рассмотрим иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Покрова Богоматери. Эти иконы - святыни для всех верующих и неверующих людей.

Презентация «Иконы покров Пресвятой Богородицы»

- Какими цветами иконописец передает настроение события праздника.

- Какое это настроение?

- В каких областях культуры может быть запечатлено упоминание о Покрове Богоматери?

(В литературе, в искусстве)

7.Творчесто учащихся.

Приметы Покрова.

На фоне презентации «Покров».

Выступления учащихся с пословицами, поговорками о Покрове.

Рисунки на тему «Золотая осень», «Наступил Покров».

Чтение стихов

Убывает день осенний.

Умолкает птичье пенье.

И сегодня выпал в срок

Первый беленький снежок.

В этот день Андрей блаженный

Видел свет неизреченный:

Богоматерь во Влахернах

Богу молится о верных,

Всех невидимых покровом

Благодатно осеняет

И в земном пути суровом

От несчастий сохраняет.

Светлана Высоцкая

5. Итог урока и домашнее задание.

Вот и подошёл к концу наш урок. Вспомните, о чем мы говорили, и определите состояние вашей души, своего натроения.

Если душа была исполнена радости от того, что вы узнали, услышали, о чем говорили, то попробуйте дома описать это состояние, свои чувства в небольшом сочинении «О празднике Покрова Пресвятой Богородицы».

Нарисуйте праздник Покрова, как вы его представляете.

Расскажите родителям об уроке. Спросите, что они знают об этом празднике.

Подготовьте рассказа на тему: «Религиозные праздники в христианстве и в других религиях мира».

Спасибо всем за активную работу на уроке.


Приложение к занятию.



1. Богородица издавна считалась Покровительницей земли Русской. Много храмов на Руси было посвящено празднику Покрова Богородицы. В Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, «что на рву» (известный как храм Василия Блаженного).

В Москве действуют построенные в честь Покрова Божией Матери: Покровский кафедральный собор (Рогожский пос., 29); Храм Покрова Божией Матери на Городне (Покровская 2-я ул., 24); Храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Лыщиков п., 10); Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Турчанинов п., 4); Храм Покрова Божией Матери в Медведково (Заповедная ул., 52).

В Санкт-Петербурге действует церковь Покрова Божией Матери (Политехническая ул., 9).Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал в России одним из самых любимых праздников. Каждый из православных христиан не раз ощущал и на себе Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь и защиту.


2.

Иван Рутенин


Осень. Покров

Слякоть пусть и бездорожье,

Не грусти, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.


От всего на свете злого

Лес и поле, и дома –

Покрывает все Покровом

Богородица Сама.


3. Предложите детям послушать приведенные ниже фрагменты стихотворений Бориса Чичибабина о храме Покрова на Нерли и историческое стихотворение Дмитрия Кедрина об истории строительства храма Василия Блаженного. После прочтения стихотворения предложите воспитанникам, рассматривая крупные цветные иллюстрации храма Покрова на Нерли и собора Василия Блаженного, определить, о каком из храмов идет речь в каждом стихотворении. Пусть дети пояснят свою точку зрения, сравнивая описание храма в тексте стихотворения с внешним видом храма на иллюстрации.


Борис Чичибабин


Храм Покрова

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова,

Что не камень, а из света весь,

Из любовей, из молитв...


К чтению следующего стихотворения подготовьте детей, пояснив, что оно рассказывает о далеком прошлом, в нем много старинных слов. Незнакомые слова и смысл всего стихотворения поясняйте детям в процессе чтения.


Дмитрий Кедрин

Зодчие


Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель –

Гласит летописца сказанье –

В память оной победы

Да выстроят каменный храм!


И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных, босых, молодых...


«Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие: «Можем!

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.


Государь приказал.

И в субботу на Вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.


Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.


И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху,

Переходы,

Балкончики,

Луковки и купола.

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!


Был диковинный храм

Богомазами весь размалеван

В алтаре, и при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублева

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом...


А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошел его царь –

От подвалов и служб

До креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

«Лепота!» – молвил царь.

И ответили все: «Лепота!»


И спросил благодетель:

– А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

«Можем!

Прикажи, государь!» -

И ударились в ноги царю.


И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях,

И в землях Рязанских,

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!


4. Праздник Покрова Пресвятой богородицы прослеживается и в народном творчестве:

поговорках, приметах. Эти кладези народной мудрости собраны и обработаны В.И. Далем.

1) Покров – первое зазимье. Свадьбы.

2) Покров не лето, а Сретенье не зима.

3) На Покров закармливают скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома.

4) На Покров ветер с востока зима холодная.

5) Покров землю покроет (где листом, где снежком)

6) Бел снег землю прикрывает: не меня ль молоду замуж снаряжает?

7) Придет Покров, девке голову покроет.

8) Если снег выпадет на Покров, счастье молодым.

9) Не покрыл Покров, не покроет и Рождество.

10) Покров – конец хороводам, начало посиделкам.

11) Отлет журавлей до Покрова – на раннюю холодную зиму.

12) Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша.

13) Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров!

14) Не утеплишь избу до Покрова – не будет такова.

15) Пречистая Мать (Успение или Рождество Богородицы) засевает, а Покров собирает.


-

Использованные материалы:

http://www.otdihinfo.ru/catalog/99.html

http://www.bodyonov.ru/pixus/moscow-10-2004/img_2774.jpg

http://stromet.webzone.ru/GidWeb/gid/Hram_vas_bl.jpg

http://img-2002-05.photosight.ru/06/52331.jpg

http://www.art-mart.ru/canvas/images/178-3.jpg

http://www.otdihinfo.ru/photo/99.html







Похожие:

Христианские праздники iconНазвание выставки
Безымянная О. Праздники нужны, праздники важны. Авторские сценарии школьных праздников (с методическими рекомендациями и нотными...
Христианские праздники iconНазвание выставки
Безымянная О. Праздники нужны, праздники важны. Авторские сценарии школьных праздников (с методическими рекомендациями и нотными...
Христианские праздники icon«Праздники и традиции»
Совсем недавно закончились Новогодние и Рождественские праздники. С каким размахом они отмечаются в нашей стране, мы знаем. А как...
Христианские праздники iconКонкурсы и другие мероприятия
Многие традиционные школьные праздники, линейки, вечера проходят на базе дк: праздник «Первого звонка», конкурс художественной самодеятельности,...
Христианские праздники icon1. Юбилейные и памятные даты деятелей литературы, искусства, науки, техники, политики и другие события
В очередном ежегодном выпуске "Календаря знаменательных и памятных дат" представлены памятные "круглые" даты 2011 года, международные...
Христианские праздники icon1. Юбилейные и памятные даты деятелей литературы, искусства, науки, техники, политики и другие события
В очередном ежегодном выпуске "Календаря знаменательных и памятных дат" представлены памятные "круглые" даты 2012 года, международные...
Христианские праздники icon«Праздники, обряды, ритуалы в жизни русского человека»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить праздники, традиции, различные обряды как средство выражения русского национального характера,...
Христианские праздники iconК лассный час «Православные обряды и праздники»
Хэллуин, день святого Валентина, день Матери, День Города за всем этим многообразием теряется исконно русская культура, наши, православные...
Христианские праздники icon-
Только он поможет найти христианские святыни, дававшие немыслимые власть и могущество
Христианские праздники icon-
Только он поможет найти христианские святыни, дававшие немыслимые власть и могущество
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница