Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год




Скачать 74.35 Kb.
НазваниеСправка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год
Дата22.02.2013
Размер74.35 Kb.
ТипДокументы
Справка

по психолого-педагогическому сопровождению

пятиклассников на новой образовательной ступени

за 2010-2011 уч.год


Проблемы адаптационного периода учащихся на новых образовательных ступенях рассматриваются педагогами гимназии довольно серьезно. Для наиболее эффективной работы в данном направлении служит создание в школе системы работы по преемственности между основным и начальным звеном, в которую входит тесное взаимодействие педагогов начального и основного звеньев, сотрудничество школы и родителей. Это традиционные составляющие системы. Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, мы пришли к выводу, что необходимо вести профилактическую работу и с детьми начиная с 4 класса.

В марте-апреле проводится диагностика готовности к обучению в среднем звене школы учащихся 4 класса.

В качестве примера приводим анализ готовности к поступлению в пятый класс 54 выпускника начальной школы. Диагностика помогла выявить их общий уровень интеллектуального и эмоционального развития. Результаты позволяют судить о потребности учащихся размышлять и самостоятельно докапываться до истины, дополнительно дают информацию об эмоциональном фоне пребывания ребенка в школе и семье, о его аккуратности и спонтанной грамотности. Обследование проходило в групповом варианте, в течение двух академических часов.

Итоги показали, что словарный запас 40 учащихся имеет высокий уровень, 9 – средний уровень и лишь у 5 ребят – ниже среднего. Это свидетельствует о хорошем общем “климате” обучения, о довольно высоком уровне “окружающей среды”, в основе которой лежит освоение ребенком уровня образованности людей, которые его окружают. Память и механическая, и смысловая почти у всех ребят находится на хорошем уровне развития. Исследование показало, что процесс интеллектуального развития у многих ребят протекает неравномерно, что свидетельствует о закономерных свойствах возрастного становления личности. Гибкость при составлении слов на высоком и среднем уровне у 20 ребят, начало теоретического анализа – у 22, операцией выделения существенных связей владеют 13 детей, классификацией -19, обобщением – 23, сравнением – 31. Таким образом, процесс перехода от конкретного мышления к абстрактному идет естественно, в начальной школе учителя сумели большинству ребят привить навыки интеллектуальной активности.

Эмоциональный фон отношения к школе у всех ребят положительный, лишь у некоторых без ярких проявлений, нейтральный -2 чел. Прогноз адаптации для будущих пятиклассников был - благоприятный.

Еще В.А. Сухомлинский писал, что “… главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его надо постоянно налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться”.

Этот инструмент – способы овладения знаниями, общеучебные умения и навыки. Кроме этого, развитие выпускников начальной школы должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним основная ступень обучения.

Выпускнику начальной школы для успешной адаптации необходимо также уметь устанавливать адекватные ролевые (соответствующие роли ученика) межличностные (соответствующие его личным потребностям) отношения с педагогами. Очень важно научить ребенка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку). Если ребенок выражает неприятие к учителю, это выражается в следующем:

  • иногда стремится, а иногда – избегает здороваться;

  • в ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность;

  • переменчив в поведении, иногда умышленно плохо выполняет работу;

  • негативно относится к замечаниям;

  • “бормочет” под нос, если недоволен;

  • всегда на что-то претендует, считает, что несправедливо наказан;

  • непослушен, не соблюдает дисциплину;

  • агрессивен;

  • охотно дружит с подозрительными типами.


Если учитель, работающий с ребенком, может отметить несколько позиций из вышеизложенного, значит, гармоничные отношения с ребенком не сложились и вина за это лежит на педагоге. Для гармонизации отношений и предупреждение поведенческой и социальной дезадаптации рекомендуется:


  • развивать положительную Я – концепцию ребенка;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • снимать эмоциональное напряжение с помощью упражнений на расслабление;

  • развивать произвольность;

  • формировать нравственные представления.

Решать эти задачи значительно легче, если учитель соблюдает педагогические нормы и требования по формированию детского коллектива, по отношению к каждому конкретному ребенку, т.к. тогда не возникает между ним и детьми смыслового барьера (непонимания, отчуждения). Важна оценка учителя – справедливая и перспективная, без неприязни к детям. Важно обходиться в общении с детьми без угроз и окриков, т.к. они порождают страх, а не уважение. Кроме того, дети младшего школьного возраста очень подражательны и импульсивны и к этому надо относиться с пониманием. Соблюдению социально-моральных норм, способности к ответственному поведению, формированию положительной мотивации к учению учащихся способствует ответственное отношение учителя к воспитательной работе. Если учитель учитывает эти факторы в организации взаимодействия с детьми в процессе обучения, риск возникновения дезадаптации значительно снижается, дети имеют достаточный уровень интеллектуальной, эмоциональной, социальной готовности к обучению в среднем звене.

В октябре проведена диагностика психологического состояния пятиклассников, с помощью «экспресс-методики выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации», которая позволяет выявить уровень школьной тревожности и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проводимых контрольных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Диагностика проводиться в комплексе с другими методиками на изучение степени увлеченности школьной жизнью: авторов М.Ю.Савченко, И.А.Обуховой Анкета «школьной мотивации», и тест «Ранговая позиция» - направленность установки.

Анализируя данные пятилетних наблюдений можно сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены (всего опрошено 59 пятиклассников, из них 10 % имеют повышенный уровень тревожности, высокий уровень тревожности отсутствует). Получается, что более 90% учащихся имеют нормальные значения по этому показателю.

Из диаграммы видно, что показатели среднего уровня тревожности по сравнению с предыдущим годом снизились, причем значительно (на 13%), а высокий уровень по сравнению с прошлым годом остался прежним 5%, повышенный вырос на 6%. Значительно выросло количество учащихся с низким уровнем тревожности на 15%. Вероятно такое снижение тревожности детей связано с началом совместной психолого- педагогической работы педколлектива в этом направлении. (см. рис.1.)





рис.1

Из диаграммы № 2 мы можем увидеть рост учебной мотивации учащихся относительно предыдущих учебных лет. Причем в основном направленность идет в первую очередь на получение знаний, а не на общение или вознаграждение. Следует заметить, что современные дети являются более практичными по сравнению с предыдущими поколениями ребят и хотят признания своих творческих работ, учебных успехов и рассчитывают на вознаграждение со стороны учителей. Итак, мониторинг мотивации пятиклассников следующий:



рис.2

Сравнивая показатели уровня тревожности у ребят разных классов в одной параллели, можно сказать следующее: наиболее благоприятная ситуация у ребят 5-2 класса. В этом классе процент повышенного и высокого уровней ниже, а низкий значительно выше на 15 %. В 5-1 классе высокая тревожность у двух ребят(7%), в 5-2 у одного (4%) .

В целом, в состоянии школьного стресса находятся учащихся (13%). Учащиеся отмечают у себя такие функциональные изменения как усталость, плохое самочувствие, слабость, ранимость.



рис 3.


Всего по двум классам:

Низкий уровень тревожности –39 человек (66 %)

Средний уровень тревожности – 14 человек (24%)

Повышенный уровень тревожности – 6 человек ( 10%)

Высокий уровень тревожности – отсутствует.




Самые высокие результаты по уровню школьной мотивации у ребят 5-1 класса: высокая мотивация у 24 ребят, что составляет 80% от общего числа учеников в классе, у 5 ребят хорошая норма - 17%, средний уровень мотивации – 1 чел.( 3%), ниже среднего и низкой мотивации нет. У учеников 5-2 класса также показатели достаточно высоки: высокая мотивация у 20 ребят -69%, хорошая норма 5 чел.(17%) , ниже среднего уровня (отрицательная установка) -4 чел. (14%). С детьми, имеющими низкие показатели по уровню мотивации, была проведена индивидуальная работа по повышению учебной и коммуникационной мотивации, а педагогам этих детей даны дополнительные рекомендации.



рис.4

Результаты всего по двум классам по школьной мотивации: рис 5

Высокая мотивация – 44 человека (75%)

Хорошая норма – 10 человек (17 %)

Средний уровень мотивации – 1 человек (2%)

Ниже среднего (отрицательная установка) – 4 человека (6%)

Низкая школьная мотивация – отсутствует

Рис 5




Из результатов следует, что пятиклассники оказываются в относительно благоприятных психологических условиях для обучения и развития, сохраняя при этом желание учиться. Интересно, что школьная мотивация при переходе не снизилась, несмотря на новую социальную среду обучения. Однако, некоторые дети все же требуют к себе особого внимания со стороны психолога, социального педагога и учителей. Необходимо на всех уроках создавать эмоционально привлекательный фон обучения, благоприятные условия для успеха школьников, повышать их веру в себя и позитивного самовосприятия; поддерживать инициативу в учебной работе, строить правильное общение с детьми, использовать только положительные эмоции. Об этом специалисты службы говорят на педагогических советах школы, рассматривающих вопросы педагогического общения и педагогической поддержки ребенка. Именно поэтому в нашей совместной психолого-педагогической деятельности уделяется внимание формированию навыков осознания требований учителя.

Все запланированные мероприятия выполнены. Работу по адаптации пятиклассников можно считать удовлетворительной. После окончания психологической работы в 5 классе в течение двух последующих лет обучения школьники не включаются в планы массовой диагностики. Основными формами работы в 6 и 7 классах являются: работа по запросу, коррекционно - развивающая, просветительская работа с классами и параллелями.

Таким образом, поддержка ребенка в гимназии в период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации, тем самым осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.


Педагог-психолог Еремина Е.А.

Похожие:

Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconПрограмма начального общего образования Принята на педагогическом совете
Минобразования РФ от 26. 06. 2003 г. №23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся...
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения «Пурпейская средняя общеобразовательная школа №2» за 2010-2011 учебный год Содержание
Далее: Доклад подготовлен по итогам 2010-2011 учебного года и адресован, прежде всего, родителям и законным представителям учащихся...
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год icon«Взаимодействие учителя и ученика в условиях внедрения фгос» (октябрь 2010 г). На встрече большое внимание было уделено изменению представлений учителя о современном уроке. Был сделан вывод, что технология современного урока реализуется в различных формах и способах деятельности, приемах и путях вза
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению внедрения и реализации фгос в начальной школе
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconМеждународная академия наук педагогического образования гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Совет по психолого-педагогическому образованию нгпу
Е. В. Андриенко – доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой педагогики и психологии ифмиэо, председатель совета по психолого-педагогическому...
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconМеждународная академия наук педагогического образования фгбоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Совет по психолого-педагогическому образованию нгпу
Андриенко Е. В. – доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой педагогики и психологии ифмиэо, председатель Cовета по психолого-педагогическому...
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconДоклад директора Шатило Г. С. педагогическому совету
Итоги работы гооу нпо мурманский индустриальный лицей за 2010-2011 учебный год и задачи на 2011-2012 учебный год
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconАналитическая справка по итогам выполнения экзаменационной работы по химии в формате гиа-9 в г. Москве в 2011-2012 учебном году
Результаты экзамена, проводимого в новой форме, должны содействовать осознанному и ответственному выбору выпускниками профиля для...
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconАнализ методической работы в 2010-2011 учебном год
В 2010-2011 учебном году в гимназии «Логос» обучалось 310 учащихся, из них на I ступени
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconСправка по итогам работы школы за 1 полугодие 2011-2012уч год
Сентябрь – составление списка учителей, подающих документы на аттестацию в 2010-2011 уч году
Справка по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников на новой образовательной ступени за 2010-2011 уч год iconОбразовательная программа на 2011 2012 учебный год Г. Когалым -2011 Содержание Введение Раздел Информационная карта моу «Средняя школа №5»
Анализ и оценка качества образовательной деятельности за 2010-2011 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница