Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии




Скачать 210.05 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Дата22.02.2013
Размер210.05 Kb.
ТипДокументы


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет

Социологии


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ


Для направления 040200.62 "Социология"

(подготовки бакалавра)

Для специальности 040201.65 "Социология"

(подготовки специалиста)


Автор программы: Кутлалиев А.Х.



Рекомендована секцией УМС

______________________________


Председатель

______________________________

«_____» __________________ 200 г.


Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Толстова Ю.Н.

«_____» __________________ 200 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 200 г.






Москва

Содержание

Автор: Кутлалиев Асхат Хасянович. akutlaliev@hse.ru

1. Формат курса


Курс «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» состоит из следующих элементов:

  • 40 часов лекционных занятий.

  • 20 часов обычных семинарских занятий, тематика которых соответствует лекциям.

  • 44 часов самостоятельных занятий

  • 5 тестов (домашних работ), проводимых по темам соответствующих лекций в рамках семинарских занятий.

Конкурсная работа (3 модуль)


По итогам курса студент пишет конкурсную работу. Конкурсная работа сдается за 2 недели до окончания курса (середина 3-го модуля). Оценка за конкурсную работу выставляется на последнем занятии.

Экзамен (март)


Письменный экзамен за весь курс проходит на последнем занятии. Экзаменационный билет включает 6 вопросов: 4 по теоретическому материалу курса и 2 практических задания на применение полученных знаний.

Итоговая оценка (март)


Итоговая оценка выставляется на основе письменной экзаменационной работы с учетом выполнения тестовых домашних работ и посещаемости курса. Получаемая оценка в формате 10-балльной шкалы становится оценкой1. Изменение итоговой оценки по сравнению с результатами экзамена возможно как в сторону повышения, так и понижения.

Итоговая оценка за курс формируется как сумма трех компонент с округлением в сторону меньшего числа:1) результаты домашних работ, 2) оценка за экзамен с весом 0.7, 3) посещаемость2. Итоговая оценка 10 («блестяще») высавляется, если письменная экзаменационная работа была оценена на 10 баллов, все домашние работы сдавались вовремя и получали отличные оценки и при 100% посещаемости аудиторных занятий.

Домашние задания (тесты) сдаются по ходу курса не позднее строго оговоренных сроков. Сдача работы на неделю позже ведет снижение оценки на 50%. За работы, сданные позднее двух недель, оценки не выставляется (0 баллов), но без их выполнения студент не допускается к сдаче экзаменационной работы.

В ходе обучения студенты самостоятельно готовят и сдают следующие домашние работы.

Домашние работы3

Максимум баллов

Срок сдачи

Домашнее задание № 1:
«Сегментация потребителей»

20




1а. Проведение психографической сегментации с использованием многмерных методов статистического анализа




1 неделя после получения базы данных

1б. Проведение сегментации по потребительскому поведению (на доступных показателях базы данных)




1 неделя после получения базы данных

1в. Сравнение полученных результатов со данными вторичных источников информации




1 неделя после получения базы данных

Домашнее задание № 2:
«Расчет ошибок первого и второго рода по результатам тестирования продуктов»

5

1 неделя после получения задания

Домашнее задание № 3:
«Расчет эластичности спроса от цены. Анализ функции спроса по данных ценовых исследований»

5

1 неделя после получения задания

Домашнее задание № 4:
«Расчет потенциала рынка и объема продаж по модели Басса»

5

1 неделя после получения задания

Домашнее задание № 5:
«Расчет потенциала рынка и объема продаж по модели Басса»

5

1 неделя после получения задания

ИТОГО:

40



2. Темы лекций4


Лекция 1. Роль маркетинговых исследований (МИ) и их точки соприкосновения с социологическими опросами

Лекция 2. Процесс маркетинговых исследований. Последовательность этапов маркетинговых исследований. Определение проблемы, которую надо решить. Формулирование целей исследования. Выбор типа исследования.

Лекция 3. Процесс маркетинговых исследований. Определение метода сбора информации. Дизайн анкеты или иного инструмента сбора данных. Расчет выборки, полевые работы. Анализ и интерпретация данных. Подготовка отчета по результатам исследования.

Лекция 4. Методы сбора данных. Первичные и вторичные данные и характеристики их источников. Некоторые методы анализа вторичной информации.

Лекция 5. Методы маркетинговых исследований. Изучение потребителей. Исследование U&A – принципы и основные методы анализа.

Лекция 6. Методы маркетинговых исследований. Сегментация потребителей. Стиль жизни и психографические характеристики.

Лекция 7. Методы маркетинговых исследований. Тестирование продуктов. Методики и особенности статистического вывода.

Лекция 8. Методы маркетинговых исследований. Цены, ценовая чувствительность и эластичность. Ценовые исследования без учета и с учетом конкурентного окружения.

Лекция 9. Методы маркетинговых исследований. Жизненный цикл товара. Методы маркетингового прогнозирования.

Лекция 10. Методы маркетинговых исследований. Потенциал рынка. Доля рынка. Аудит розничной торговли. Панель домашних хозяйств (потребительская панель).

Лекция 11. Методы маркетинговых исследований. Отчеты об исследованиях. Форма и план письменного отчета. Графическое представление результатов. Устный отчет и его презентация.

Лекция 12. Методы маркетинговых исследований. Составление плана-заказа на МИ и бюджета исследования. План-заказ маркетинговых исследований.


3. Основная литература по курсу


  1. Newman I., McNeil K. Conducting Survey Research in the Social Sciences -- University Press of America, 1998

  2. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом".ФИНПРЕСС. 2000г

  4. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  5. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: ПИТЕР, 2001

  6. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.

  7. Энджел Джеймс Ф., Блэкуэлл Роджер Д., Миниард Пол У. Поведение потребителей. - СПб.: ПИТЕР, 2000

  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003 г.

    Дополнительная литература по курсу

  9. Applied research design, Terry E. Hedirck, Leonard Bickman, Debra J. Rog, SAGE Publications

  10. Doing Quantitative Research in the Social Sciences, Thomas R. Black, SAGE Publications

  11. Wentz W.B. Marketing Research: Management and Methods. New York: Harper and Row, 1972

  1. Амблер Т., «Практический маркетинг», // «Питер», С.-Пб. 2001;

  2. Белановский С.А. Глубокое интервью. – М.: Никколо-Медиа, 2001

  3. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 1996

  4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2001, стр.9-16

  5. Бююль А., Цефель П. SPSSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. - М., СПб, Киев: 2002

  6. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М.: Институт фонда "Общественное мнение", 2004

  7. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2000

  8. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга – М.: Издат.дом “Вильямс”, 2000

  9. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. - СПб.: Питер, 2001

  10. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. - М.ИНФРА-М, 2001

  11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2000

  12. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. К. Основы маркетинга. Второе европейское издание М., СПб.:Изд. дом "Вильямс", 1998

  13. Крофт М. Дж. Сегментирование рынка. - СПб.: Питер, 2001

  14. Крэнделл Р. 1001 способ успешного маркетинга… М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

  15. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М Бизнес–коммуникации. - СПб.: Питер, 2001

  16. Маркетинговые исследования: Сборник статей по теории и практике маркетинговых исследований./Под общей ред. Е.В.Ромата. - Харьков: НВФ "Студцентр", 2001

  17. Ноэль Элизабет Массовые опросы: введение в методику демоскопи. - М.: АВА-ЭСТРА, 1993

  18. Сошникова Л.А., Тамашевич В.Н., Уебе Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб.пособие для вузов/ Под.ред.Тамашевича. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999

  19. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Стратегия, 1998.

  20. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 1998

  21. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - СПб.: Питер, 1999

  22. Уэллс.У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер с англ. - Спб.: ПИТЕР, 1999

  23. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. -М.: Финансы и статистика, 2000

  24. Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы.

  25. Эванс. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993

  26. Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. - Классика маркетинга - СПб.: ПИТЕР, 2001


4. Содержание лекций, вопросы и литература к семинарам

Лекция 1. Роль маркетинговых исследований (МИ) и их точки соприкосновения с социологическими опросами.


Роль исследований в маркетинге

Общественная и коммерческая ценность МИ

Сходство и различие МИ и социологических исследований

Этические проблемы социологических и маркетинговых исследований

Международный кодекс проведения социологических и маркетинговых исследований ESOMAR/ICC

Литература

  1. Newman I., McNeil K. Conducting Survey Research in the Social Sciences -- University Press of America, 1998

  2. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом".ФИНПРЕСС. 2000г

  4. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  5. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003 г.

  7. ESOMAR. International code of marketing and social research practice www.esomar.org


Лекция 2. Процесс маркетинговых исследований.


Последовательность этапов маркетинговых исследований.

Определение проблемы, которую надо решить.

Формулирование целей исследования.

Выбор типа исследования. Разведывательные, описательные и причинно-следственные исследования.

Литература

  1. Newman I., McNeil K. Conducting Survey Research in the Social Sciences -- University Press of America, 1998

  2. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом".ФИНПРЕСС. 2000г

  4. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  5. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.


План семинара 1


  1. Обсуждение формата курса, схема проведения семинарских занятий, основные требования к работам, сдаваемых в ходе курса.

  2. Опрос по темам лекций 1-2..

  3. Обсуждение сходства и различий маркетинговых и социологических исследований. Рассмотрение основных положений кодекса ESOMAR и наиболее важных статей кодекса.

  4. Последовательность этапов МИ. Практические занятия по темам «преобразование проблемы, требующей решения, в проблему, требующую исследования», «формулирование целей и задач исследования на основе выявленной проблемы», «выбор типа исследования».

  5. Обсуждение результатов работы.


Лекция 3. Процесс маркетинговых исследований.


Определение метода сбора информации.

Дизайн анкеты или иного инструмента сбора данных.

Расчет выборки, полевые работы.

Анализ и интерпретация данных.

Подготовка отчета по результатам исследования

Литература

  1. Newman I., McNeil K. Conducting Survey Research in the Social Sciences -- University Press of America, 1998

  2. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом".ФИНПРЕСС. 2000г

  4. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  5. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. – М.: Экономистъ, 2004

  6. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.


Лекция 4. Методы сбора данных.


Вторичные данные и характеристики их источников.

Первичные данные и характеристики их источников.

Некоторые методы анализа вторичной информации.

Литература

  1. Newman I., McNeil K. Conducting Survey Research in the Social Sciences -- University Press of America, 1998

  2. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом".ФИНПРЕСС. 2000г

  4. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  5. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. – М.: Экономистъ, 2004

  6. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.


План семинара 2


  1. Тестовый опрос по материалам лекций 3-4.

  2. Практические занятия по этапам подготовки и реализации плана маркетинговых исследований и подготовки отчета.

  3. Обсуждение особенностей использования вторичных источников информации.

  4. Обсуждение результатов работы.


Лекция 5. Методы маркетинговых исследований. Изучение потребителей.


Изучение потребителей. Модели потребительского поведения.

Исследование U&A – принципы, целевая группа, выборка

Исследование U&A – дизайн анкеты.

Исследование U&A –основные методы анализа.

Литература

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом".ФИНПРЕСС. 2000г

  3. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  4. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге. - СПб.: Питер, 2001

  5. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.

  6. Энджел Джеймс Ф., Блэкуэлл Роджер Д., Миниард Пол У. Поведение потребителей. - СПб.: ПИТЕР, 2000


Лекция 6. Методы маркетинговых исследований. Сегментация потребителей.


Типы сегментации.

Принципы сегментации.

Методы сегментации. Статистический и эвристический подходы.

Стиль жизни и психографические характеристики. AIO, VALS. VALS-2, LOV

Литература

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  2. Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику - СПб.: ПИТЕР

  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом". ФИНПРЕСС. 2000г

  4. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. К. Основы маркетинга. Второе европейское издание М., СПб.:Изд. дом "Вильямс", 1998

  5. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  6. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: ПИТЕР, 2001

  7. 4. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге. - СПб.: Питер, 2001

  8. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.

  9. Энджел Джеймс Ф., Блэкуэлл Роджер Д., Миниард Пол У. Поведение потребителей. - СПб.: ПИТЕР, 2000


План семинара 3


  1. Тест по лекциям 5-6.

  2. Обсуждение методов исследования U&A на практических примерах реализации.

  3. Обсуждение типов и принципов сегментации. Анализ методов и программного обеспечения для проведения сегментации.

  4. Домашнее задание № 1 «Сегментация потребителей». Постановка задачи, обсуждение.


Лекция 7. Методы маркетинговых исследований. Тестирование продуктов


Тестирование продуктов. Основные принципы.

Виды тестов и разбор методик.

Особенности статистического вывода. Значимость критерия и мощность критерия.

Литература

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом". ФИНПРЕСС. 2000г

  3. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  4. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.


Лекция 8. Методы маркетинговых исследований.


Цены, ценовая чувствительность и эластичность.

Основные понятия в ценовых исследованиях

Ценовые исследования без учета конкурентного окружения.

Ценовые исследования с учетом конкурентного окружения.

Литература

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом". ФИНПРЕСС. 2000г

  3. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.


План семинара 4


  1. Тест по лекциям 7 и 8.

  2. Обсуждение особенностей тестирования новых продуктов и статистического анализа.

  3. Домашнее задание № 2 «Расчет ошибок первого и второго рода по результатам тестирования продуктов». Постановка задачи.

  4. Обсуждение проблем ценовых исследований. Анализ кривой спроса от цены.

  5. Домашнее задание № 3 Расчет эластичности спроса от цены. Анализ функции спроса по данных ценовых исследований» Постановка задачи.


Лекция 9. Методы маркетинговых исследований. ЖЦТ и прогнозирование.


Жизненный цикл товара.

Диффузная модель Роджерса.

Модель Басса и дальнейшие модификации.

Методы маркетингового прогнозирования.


Литература

  1. Bass, F. M. (1969), "A New Product Growth Model For Consumer Durables," Management Science 15, 215-227.

  2. Rogers, E.M. (1995). Diffusion of innovations (4th edition). The Free Press. New York.

  3. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  4. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

  5. Кэндэл М. – Временные ряды. – М.: Финансы и статистика, 1981

  6. Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. – М.: Статистика, 1979

  7. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. – М.: Финансы и статистика, 1986

  8. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  9. Ханк Д.Э., Уичери Д.У., Райтс А.Дж. Бизнес-прогнозирование. – М.: ИД «Вильямс», 2003



Лекция 10. Методы маркетинговых исследований. Потенциал рынка.


Потенциал рынка. Доля рынка.

Репрезентативные опросы. Общенациональные опросы.

Аудит розничной торговли.

Панель домашних хозяйств (потребительская панель).

Литература

  1. Bass, F. M. (1969), "A New Product Growth Model For Consumer Durables," Management Science 15, 215-227.

  2. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  3. Беляев Маркетинговый анализ. – М.: 1999

  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом". ФИНПРЕСС. 2000г

  5. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  6. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.



План семинара 5


  1. Тест по лекциям 9, 10

  2. Обсуждение домашнего задания к семинару.



Лекция 11. Методы маркетинговых исследований. Отчеты об исследованиях.


Форма и план письменного отчета.

Графическое представление результатов.

Устный отчет и его презентация.

Литература

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом". ФИНПРЕСС. 2000г

  3. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  4. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.



Лекция 12. Методы маркетинговых исследований. План-заказ и бюджет МИ


Запрос на проведение маркетинговых исследований (бриф).

Предложение на проведение МИ.

Составление плана МИ и бюджета исследования.

Составление бюджета исследования (калькуляция проекта).

Контроль за ходом маркетинговых исследований.

Литература

  1. Аакер Д., Кумар В., Дей Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/Пре. с англ. - СПб.: Питер, 2004

  2. Бурдей К., Дембо О. Как не ограбить самого себя, заказав маркетинговое исследование. – журнал YES, 1999, №4.

  3. Бурдей К., Дембо О. Чтобы узнать что - о рынке , надо знать , как об этом спросить (заказ на проведение исследований ) . – журнал YES, 2000, №2

  4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Серия Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом". ФИНПРЕСС. 2000г

  5. Малхотра Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание/Пер. с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002

  6. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Серия Маркетинг для профессионалов". Питер Ком. 2000г.



План семинара 6


  1. Тест по лекциям 11, 12

  2. Конкурсная работа «Составление предложения на проведение маркетинговых исследований в ответ на запрос заказчика». Постановка задачи.



5. Требования к конкурсной работе

Цель работы


Закрепить знания, полученные по данному курсу, освоить практические навыки составления плана, расписания и бюджета маркетинговых исследований.

Структура работы


1. Обоснование проведения исследования

  • Описание проблемы, требующей исследования, целей и задач исследования

  • Обоснование выбора того или иного типа данных, типа исследования, дизайна выборки, метода сбора информации и анализа данных.

  • Описание метода, при помощи которого будут решаться задачи исследования.

2. Составление плана исследования и тайминга.

3. Составление бюджета исследования.

4. Процедуры контроля за ходом исследования.

6. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Роль маркетинговых исследований (МИ) и их точки соприкосновения с социологическими опросами

10

2

2

6

2

Процесс маркетинговых исследований

11

2

2

7

3

Первичные и вторичные данные

11

2

2

7

4

Методы маркетинговых исследований Изучение потребителей

10

2

2

6

5

Методы маркетинговых исследований Сегментация потребителей

11

2

2

7

6

Методы маркетинговых исследований Тестирование продуктов

11

2

2

7

7

Методы маркетинговых исследований Ценовые исследования

10

2

2

6

8

Методы маркетинговых исследований Жизненный цикл товара. Методы маркетингового прогнозирования.

13

3

2

8

9

Методы маркетинговых исследований Потенциал рынка

11

2

2

7

10

Методы маркетинговых исследований Отчеты об исследованиях

10

2

2

6




ИТОГО

108

21

20

67

Примерный список вопросов экзаменационной работы


  1. Маркетинговые и социологические исследования: сходства и различия.

  2. Международный кодекс ESOMAR – основные положения и требования к проведению маркетинговых исследований.

  3. Процесс маркетинговых исследований. Последовательность этапов.

  4. Процесс маркетинговых исследований. Определение проблемы

  5. Процесс маркетинговых исследований. Построение плана маркетинговых исследований.

  6. Процесс маркетинговых исследований. Типы исследований.

  7. Вторичные источники данных. Основные характеристики.

  8. Первичные источники данных. Основные характеристики.

  9. Изучение потребителей.

  10. Исследование U&A – принципы и основные методы анализа.

  11. Сегментация потребителей.

  12. Стиль жизни и психографические характеристики.

  13. Тестирование продуктов.

  14. Методики и особенности статистического вывода в тестировании продуктов.

  15. Цены, ценовая чувствительность и эластичность. Основные понятия.

  16. Ценовые исследования без учета конкурентного окружения.

  17. Ценовые исследования с учетом конкурентного окружения.

  18. Жизненный цикл товара.

  19. Методы маркетингового прогнозирования.

  20. Потенциал рынка. Доля рынка.

  21. Аудит розничной торговли.

  22. Панель домашних хозяйств (потребительская панель).

  23. Отчеты об исследованиях. Форма и план письменного отчета.

  24. Отчеты об исследованиях. Графическое представление результатов.

  25. Отчеты об исследованиях. Устный отчет и его презентация.

  26. Составление бюджета исследования.

  27. Составление заказа на маркетинговые исследования.



Кутлалиев А.Х.. ------------------------------

(подпись)

1 Посещение более 80% аудиторных занятий добавляет 1 балл по 10 балльной шкале, посещение менее 40% аудиторных занятий вычитает 1 балл по 10-балльной шкале, посещение менее 20% занятий вычитает 2 балла по 10-балльной шкале. Своевременное правильное выполнение домашних заданий добавляет 1 балл по 10 балльной шкале, задолженность по выполнению домашних заданий к началу зачетной недели вычитает 1 балл. Полное невыполнение домашних заданий вычитает 2 балла по 10-балльной шкале.

2 Например, если студент получил –2 (минус два) балла за домашние работы, -2 балла за посещаемость, 8 баллов за экзамен, то итоговая оценка составит 0.7*8-2-2= 3.6 ~3 балла , т.е. 2 балла по пятибалльной шкале; если студент получил +1 (плюс один) балл за домашние работы, +1 (плюс один) балл за посещаемость, 10 баллов за экзамен, то итоговая оценка составит 0.7*10+1+1= 9 баллов , т.е. 5 баллов по пятибалльной шкале.

3 Порядок работ может варьироваться в зависимости от порядка тем лекционных занятий

4 Порядок лекций № 5-12 может быть изменен в целях лучшего освоения материала.


Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии
Дать представление студентам о современном экономическом подходе к поведению домашних хозяйств (теоретические модели)
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Классическая школа в социологии организаций. Ф. У. Тейлор о социальной философии управления Ф. Тейлора и ее проекции на менеджмент...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Письменный экзамен за весь курс проходит на последнем занятии. Экзаменационный билет включает 7 вопросов: 6 по теоретическому материалу...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины
Магистерские программы «Экономическая моделирование и экономическая политика» и «Математические методы анализа экономики»
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Задачи курса – изучение социальных механизмов, генерирующих социальные процессы и явления; освоение методов системного и когнитивного...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Понятия эмпирической и математической систем. Эмпирическая система как модель реальности. Роль социолога в ее формировании. Представление...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница