Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности




Скачать 490.34 Kb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
страница1/3
Дата22.02.2013
Размер490.34 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Составила: Шевченко Ю.А. ст.преподаватель кафедры маркетинга и коммерции.


ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы:

1.Субъекты маркетинговой деятельности.

2.Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность.

3.Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления, права и обязанности участников отношений.


Субъекты маркетинговой деятельности- это все участники данного процесса, т.е. российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность:

1. Главный источник - Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), имеющий статус федерального закона (ФЗ), иногда именуемый «Экономической конституцией». ГК РФ содержит нормы, регулирующие элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга.

2. Следующая иерархическая ступень - федеральные законы, которые мрегулируют специфические области деятельности. Например – отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируется законом «О защите прав потребителей»

3. Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты других органов исполнительной власти). Данные нормативные документы должны соответствовать документам более высокого уровня, и не противоречить им. В качестве примера подзаконных актов можно привести:

Указ Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен, тарифов» (регулирует вопросы ценообразования), Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ, и т. д.

4.Россия по своему государственному строю является федерацией, следовательно, помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Пример: «Правила размещения средств наружной рекламы в г. Владивостоке».

5. Корпоративные (локальные) нормативные акты. Они регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются учредителями. Цель – закрепление в нормативной документации правил ведения маркетинговой деятельности в нормативных документах. Например, режима коммерческой тайны.

6. Кроме нормативных источников к источников маркетингового права следует отнести обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не предусмотренные законодательством. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в законодательном акте нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в законодательстве.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками регулирования служат общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.


Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления, права и обязанности участников отношений.

Обязанностью субъектов маркетинговых отношений, является соблюдение Законов и нормативных актов, а также международных договоров принятых на территории РФ.

Органы государственной власти обязаны обеспечить для всех участников рынка равное соблюдение их прав и обязанностей и не допустить исключительного отношения к отдельным участником рынка. Вкратце, основные принципы организации деятельности органов государственной власти можно определить как:

- федерализм, обеспечивающий единство экономического пространства на территории РФ

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- единство правовых и организационных основ государственного строя, предполагающее законодательное закрепление единого подхода обеспечению прав и обязанностей участников;

- обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

- создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

- недопущения создания приоритетных условий развития для отдельных участников рынка;

- недопущение ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями и т.д.

- недопущение злоупотребления государственными служащими своими служебными полномочиями (в том числе в создании препятствий к осуществлению субъектами предпринимательской деятельности, разглашения коммерческой тайны и т.д.)


ТЕМА 2. ДОГОВОР,ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Вопросы:

1.Понятие сделки, договора, публичного договора. Внедоговорные обязательства.

2. Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность.

3.Расчетные и кредитные отношения, виды коммерческих расчетов.


Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, он может быть заключен только в письменной форме.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

К внедоговорным обязательствам, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не правилами об отдельных видах договоров. Обязательства возникают из договора, вследствие, на например, причинения вреда , а также из иных оснований, указанных в ГК.

Обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не договором тоже играют большую роль. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в договоре нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в договоре.

Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность.

Информация — один из видов объектов гражданских прав предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Однако в самом ГК РФ не содержится дефиниции понятия «информация» и предусмотрев защита только для более узкого объекта данного вида — служебной и коммерческой тайны. Согласно ст. 2 Закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактам событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений Закон определил только документированную информацию (документы) составляющую информационные ресурсы. Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:

1) порядок документирования информации;

2) собственника данного вида ресурсов;

3) категорию информации по уровню доступа к ней;

4) порядок пользования информационными ресурсами;

5) порядок правовой охраны информации.

Юридическое оформление процесса получения, использова­ния, охраны и распространения информации требует заключе­ния договоров. Правовыми формами информационного обеспе­чения маркетинговой деятельности выступают:

1) договор на проведение маркетинговых исследований;

2) договор на оказание информационных услуг;

3) договор подписки на периодическое печатное издание;

4) договор о неразглашении конфиденциальной информации предприятия и др.

Ни в ГК РФ, ни в других норматив­ных правовых актах не содержится специальных норм, регули­рующих договорные отношения, связанные с проведением мар­кетинговых исследований. Более того, современное отечествен­ное гражданское законодательство даже не упоминает таких важ­нейших понятий в условиях рыночной экономики, как «марке­тинг», «маркетинговые исследования», «маркетинговые обяза­тельства». В то же время в условиях практически полного отсут­ствия специального нормативного регулирования договор стано­вится главным средством организации отношений между пред­приятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.

Не следует, однако, упускать из виду, что независимо от то­го, регулируется ли конкретный вид договора ГК РФ или дру­гими законодательными актами, согласно ст. 421 ГК РФ, про­возглашающей свободу договора, стороны вправе заключить до­говор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содер­жатся элементы различных договоров. Посему тот факт, что в ГК РФ не нашел закрепления договор на выполнение маркетин­говых исследований, разумеется, не означает, что сторонам, его заключившим, будет отказано в гражданско-правовой защите.

Расчетные и кредитные отношения, виды коммерческих расчетов

Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Основной закон, помимо ГК, регулирующий данные отношения – Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета.

Формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Данные виды расчетов предусмотрены в главе 46 ГК РФ.


ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Вопросы:

1.Авторские права – основные понятия, виды, защита авторских прав

2.Патентное право.

3.Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, их виды

4. Нематериальные активы предприятия- понятия и признаки, особенности учета, оценки и инвентаризации.

5. Особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности.


Основным документом регламентирующим сферу действия авторских прав является Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах". Согласно данного закона: автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или иного специального оформления

Личные неимущественные права автора.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. данные права могут быть переданы автором другому лицу.

За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность.

Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;


Патентное право.

Основной закон: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.), которым регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. В отличие от авторского права патентное право наступает
  1   2   3

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconПравовое и этическое регулирование рекламной деятельности
Сборник методических материалов по курсу «Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconПравовое регулирование рекламной деятельности учебная
Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебная программа по специальности 350700 «Реклама»/ Составитель Яковлева Н. С. М
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconКонспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.)
Нормативно-правовое регулирование подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного...
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconИсследование маркетинговой деятельности фирмы
Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности, на примере оптово розничного предприятия ООО «Эмак», и разработка...
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconПравовой и управленческий аспекты
Среди изданных монографий: "Правовое обеспечение деятельности акционерных обществ" (1997), "Предпринимательские объединения" (2001),...
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconКонспект лекций по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»
«Организация и регулирование дорожного движения», 100400 – «Организация перевозок и управление на транспорте»
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconКонспект лекций по дисциплине «Основы лесоводства и лесной таксации»
Конспект лекций предназначен для студентов заочного отделения указанной специальности
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconКонспект лекций по дисциплине нгпу, 2012 Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
Приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает...
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности iconКонспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод» (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности 090603 –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница