Образовательная программа Пояснительная записка




Скачать 245.72 Kb.
НазваниеОбразовательная программа Пояснительная записка
Дата15.09.2012
Размер245.72 Kb.
ТипОбразовательная программа
Образовательная программа


1. Пояснительная записка



1.1. Направленность дополнительной образовательной программы – физкультурно-оздоровительная.


1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность.

1.2.1 Актуальность. Одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно-двигательного аппарата, разделяемая большинством ортопедов на функциональную и врожденную. К функциональной патологии относятся нарушения осанки всех типов и видов и функциональное плоскостопие, а также субклинические проявления юношеского остеохондроза. В школе особенно важно рано выявлять все функциональные нарушения, в том числе, и со стороны опорно - двигательного аппарата (ОДА). Актуальность данной проблемы заключается и в том, что: во-первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью; во-вторых, процент детей с данной патологией колеблется стабильно от 35 до 65% учащихся.


1.2.2 Особенность программы. Анализ литературы показал, что системного подхода к комплексному развитию ведущих двигательных способностей ослабленных детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры в рамках общего образования не разработано.

В связи с тем, что большинство ослабленных детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сверхнормативным. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: кропотливо подбирать оптимальный индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно: развить силу воли, стать сильным и избавиться от своего недуга. Это способствует развитию положи­тельной мотивации, активности, воспитанию силы воли, необходимой для преодоления трудностей, нивелированию имеющихся дефектов, а в конечном итоге — максимального оздоровительного эффекта от занятий.


1.2.3 Педагогическая целесообразность. Дети - это наше будущее. Мы хотим видеть их здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный режим двигательной активности приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма, нарушения в развитии сердечно-сосудистой и нервной системах, что может привести к задержке роста и развитию умственных способностей. А это немаловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и умственных затрат. Так же следствием недостатка в движении являются такие дефекты, как нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Занятия физкультурой укрепляют здоровье, способствуют гармоничному росту и развитию, вырабатывают правильную осанку, развивают координацию и красоту движений. Так же занятия позволяют детям стать сильными, ловкими, гибкими, выносливыми и расширить собственные двигательные способности. Физическая культура помогает сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, дисциплине и воли. Занятия физкультурой стимулируют развитие интеллекта и способствуют, при их успешности, самореализации личности учащихся.

1.3 Цель и задачи программы:

Цель программы - формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и нивелирование имеющихся функциональных изменений опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Образовательные задачи:

  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие способности управлять движениями собственного тела;

  • обогащение двигательного опыта за счет овладения техникой упражнений, требующих умения сознательно регулировать усилия и параметры движения;

  • формирование определенного уровня знаний, умений и навыков в занятиях физической культурой;

  • формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом;

  • формирование мотивации к занятиям физической культурой.

Развивающие задачи:

  • содействие укреплению здоровья и физическому развитию (формирование правильной осанки, развитие основных групп мышц, правильное и своевременное развитие физических качеств);

  • воспитание у детей личной физической культуры и развитие потребности в физическом совершенствовании;

  • содействие закаливанию организма, повышению уровня сопротивляемости неблагоприятным факторам жизни.

  • исправление имеющихся функциональных изменений ОДА и предупреждение прогрессивного развития органической патологии позвоночника.

Воспитательные задачи:

  • создать условия для самореализации детей, т.е. предоставить им право на самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе;

  • воспитывать человека культурного, развивая художественные, спортивные и организационно-коммуникативные способности;

  • воспитание волевых качеств личности и адекватного отношения к собственному здоровью;

  • воспитывать самоорганизацию личности, т.е. научить организации режима дня и жизни, рационализации ведения общения и учебы;

  • воспитывать самоопределение личности, т.е. оказать помощь в выработке своей жизненной позиции, в определении отношений к себе, к окружающему миру.


1.4 Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы Программа осуществляется для детей в возрасте 7 – 10 лет. Набор детей производится в учебные группы, которые комплектуются с учётом возраста и рекомендаций врача.


1.5 Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, периоды, частные задачи):

Программа рассчитана на 6 месяцев освоения. Объём учебной нагрузки составляет 34 часа. Программа (корригирующая гимнастика) включает в себя три периода реабилитации: начальный, основной и заключительный.

Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Начальный период длится около 8 недель.

Основной период - тренировочный: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на самовытяжение, с индивидуальным подходом к деформации позвоночника. Основной период длится с 9-й по 15-ю неделю занятий.

Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений, он длится с 15-й недели до 17-й. В итоге проводятся: зачет по контролю индивидуальных упражнений ребенка, тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.


1.6 Формы и режим занятий.

Учебные занятия проходят в помещениях школы.

Формы проведения занятий:

- беседа;

- тренировочные упражнения;

- подвижные игры

Формы организации занятий:

- в смешанной группе, состоящей из девочек и мальчиков.


1.7 Ожидаемые результаты.

  • Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой.

  • Формирование навыков двигательной активности как составляющей здорового образа жизни.

  • Формирование волевых качеств, как основы получения образования.

  • Формирование функциональной грамотности личности учащегося через заботу о собственном здоровье и самосохранении.

  • Формирование метапредметных связей и целостного мировоззрения через поле успешности и настрой на самореализацию.

  • Ликвидация или уменьшение функциональной патологии ОДА.





2. Учебно-тематический план


Разделы



Всего часов



Из них

Формы контроля



Теория

Практика

1. Теоретические вопросы формирования осанки и динамического стереотипа

2

2

0

Анкетирование

входного и

выходного

контроля по

отношению к

курсу

2. Укрепление мышечного корсета

8

0

8




3. Профилактика плоскостопия

4

0

4




4. Тренировка общей силовой выносливости. Овладение навыком «мягкого бега».

4

0

4




5. Совершенствование координации движений

6

0

6





6. Тренировка навыка удержания правильной осанки при различных движениях.

8

0

8




7.Упражнения на сопротивление.

4

0

4




ИТОГО

36

2

34

Отслеживание состояния осанки



Учебный курс - 6 Месяцев, 36 часов. Продолжительность занятий 45 минут.

Учебно-тематический план курса посвящен только одному разделу физического воспитания - корригирующей гимнастике для развития и формирования правильной осанки.





3. Содержание дополнительной образовательной программы.

3.1 Основные положения методики занятий.

1.При проведении занятий с детьми не ограничиваться решением узких задач, а содействовать развитию и формированию организма в целом, создавая, тем самым, более благоприятные условия для коррекции осанки.

  1. На всем протяжении занятий проводить воспитательную работу не только с детьми, но и с родителями, главным образом, по созданию условий, обеспечивающих необходимый общий и статико - динамический двигательный режим дома и в детском учреждении.

  2. Систематически осуществлять контроль, не реже одного раза в месяц оценивать эффективность проводимого лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам на подвижность позвоночника и силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса.

4. Проводить занятия специальными физическими упражнениями дома в
течение длительного времени с учетом имеющегося нарушения осанки во
фронтальной и сагиттальной плоскостях.

5. При проведении занятий использовать основные педагогические
принципы обучения и тренировки: последовательность, постепенность,
переход от простого к сложному, индивидуальный подход и т. д.

Работа над формированием правильной осанки разбивается на два этапа. Первый этап имеет целью создание условий для будущей фиксации выработанной осанки; цель второго этапа - доведение до сознания понятия об оптимальном соотношении различных частей тела с последующим закреплением через мышечно-суставное чувство. Длительность этапов сугубо индивидуальна и зависит от степени и вида нарушения осанки.

При работе над осанкой вначале используется исходное положение (ИП) лежа как исключающее напряжение мышц, удерживающих тело вертикально. В дальнейшем происходит работа в ИП сидя, а затем стоя. В положении стоя контроль за осанкой начинается снизу, со стоп. Затем контролируется правильное положение вышележащих частей:

  • стопы на ширине ступни, параллельны;

  • колени выпрямлены;

  • живот подтянут;

  • туловище вертикально, угол наклона таза около 45°;

  • плечи отведены назад и опущены, лопатки, приближены к позвоночнику;

  • руки свободно опущены вдоль туловища;

  • голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

Такое положение тела в дальнейшем закрепляется при ходьбе и выполнении различных упражнений, с помощью которых достигаются стойкие изменения в осанке; однако для этого требуются время и определенные волевые


4. Методическое обеспечение образовательной программы.

4.1 Общие методические требования.

1.Занятия проводятся с группой.

2.Продолжительность занятий 45 минут.

3.В занятия нужно включать как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, поскольку ряд требований, например, укрепление мускулатуры спины и живота, увеличение подвижности позвоночника не только совпадают при коррекции различных видов осанки, но и являются основными на всех этапах тренировки.

4.На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого и радостного настроения, чтобы способствовать освоению необходимых навыков, поэтому желательно чаще давать игрой вые задания и использовать музыкальное сопровождение.

5.Занятие должно состоять из трех частей.

Задача первой части - организация детей для предстоящих занятий: используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки.

Во второй части занятия основной задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника.

Третья часть занятия предусматривает совершенствование психофизических качеств, двигательные навыков, закрепление правильной осанки в различных условиях и приведений организма в спокойное состояние, для чего используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Первая часть занятия длится 7-10 мин, вторая - 20-30 мин и третья - 5-7 мин.

6.Корригирующая гимнастика включает в себя три периода реабилитации: начальный, основной и заключительный.


4.2 Методические рекомендации по проведению занятий: использование слова и наглядности, частных методических приемов, подводящих и подготовительных упражнений; активизация познавательной деятельности учащегося; индивидуальный и дифференцированный подход; использование межпредметных связей; обеспечение педагогического контроля (оперативность обнаружения и исправления ошибок), страховки и помощи.

Продолжительность занятий дома - не менее 40 минут в день. Этот уровень лечебной физической активности легко достигается в течение 3-5 недель даже у детей со слабым физическим развитием при соблюдении дидактических принципов (от простого к сложному, от более легкого к более трудному, постепенное возрастание нагрузки и пр.). Весь комплекс программ по развитию и поддержанию правильной осанки необходимо выполнять до окончания роста скелета (16-19 лет), а в отягощенных случаях (сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз и пр.) - в течение всей жизни.

Прежде чем перейти к описанию календарно - тематического планирования, необходимо четко определить основные исходные положения и точно выполнять их.

ИП лежа на спине - голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии, руки вдоль туловища, ладонями к полу, поясница прижата к опоре, плечи опущены, голова прямо (лоб и подбородок в одной плоскости).

ИП лежа на животе - голова, туловище и ноги на одной прямой линии, и согнуты в локтях, локти в стороны на высоте плеч, лоб лежит на тыльной поверхности пальцев, затылок и позвоночник на одной линии.

ИП сидя на гимнастической скамейке - ступни на полу, колени на одном уровне, опора одинаковая на обе половины таза, живот подтянут, грудь вперед, плечи слегка опущены и отведены назад, голова прямо, руки лежат на бедрах.

ИП стоя - стопы параллельно, на ширине ступни, колени выпрямлены, живот подтянут, грудь вперед, плечи опущены и отведены назад, голова прямо, и вдоль туловища, свободно, по средней линии тела (основная стойка).

Теперь рассмотрим более подробно понедельную тренировку в начальном, основном и заключительном периодах занятий.


5. Содержание дополнительной образовательной программы.

5.1 Программа включает в себя три периода реабилитации: начальный, основной и заключительный.


5.1.1 Начальный период

Тема 1. Теоретические вопросы формирования осанки и динамического стереотипа.

2. Укрепление мышечного корсета.

1-я неделя

Занятия начинаются с беседы об осанке. Учитель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды нарушений осанки, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. Необходимо объяснить детям, что осанка является сложным двигательным навыком, поэтому необходимо сформировать правильный стереотип движений и положений различных частей тела, довести до автоматизма привычку к правильному расположению отдельных звеньев по элементам и, лишь затем соединить их в одно целое. На первой неделе нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения - лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя.

В исходных положениях сидя и стоя сначала идет работа только над постановкой стоп. Кроме того, в основной части занятий выполняются упражнения на самовытяжение, общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Все эти группы упражнений повторяются на каждой неделе в основной части и занимают большую часть времени (35 мин. из 45 мин. занятия).

2-я неделя

В ИП сидя объясняется и прорабатывается положение плечевого пояса и рук. Рассказывается, какие движения выполняет плечевой пояс, дети сами ощущают сведение и разведение, поднятие и опускание надплечий, различные движения свободной верхней конечностью (сгибание-разгибание, приведение - отведение, круговое вращение).

В ИП стоя закрепляется правильное положение стоп. Основная часть занятий проводится по обычной схеме с постоянным контролем за точностью выполнения упражнений.

3-я неделя

В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущих уроках и прорабатываем новые элементы, в частности, на третьем неделе - положение головы в ИП сидя. Детям объясняется, какие возможны движения в шейном отделе позвоночника (наклоны, повороты, круговые вращения). Так, например, при наклоне головы вперед образно говорим: «Цветочек завял», при выпрямленном положении головы - «цветочек распускается». В ИП стоя отрабатываются положения стоп и коленных суставов, которые должны быть разогнуты, за исключением детей с рекурвацией в коленных суставах.

4-я неделя

Детям объясняется, как правильно принимать рабочую позу при письме и чтении сидя, - данный навык необходимо постепенно довести до автоматизма.

Так, при письме ребенок должен сидеть на стуле на таком расстоянии от стола, чтобы между грудью и столом свободно проходила ребром кисть руки, локти симметрично и свободно лежат на столе. Такое положение рук должно обусловить симметричное положение плеч. Голова располагается прямо с небольшим наклоном вперед. Тетрадь повернута влево на 30°.

Рабочая поза при чтении - в основном та же, за исключением положения рук, которое можно удерживать тремя способами:

-локти и предплечья равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении;

-локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок;

- локти лежат на столе, предплечья на столе у груди. Основные требования к рабочей позе при чтении и письме сводятся к созданию максимально возможной опоры для мышц спины и к симметричному положению туловища, верхних конечностей, плечевого пояса.

Стоя отрабатывается положение стоп и коленных суставов. Кроме того, упирается движение рук во время ходьбы и бега.

5-я неделя

В ИП сидя повторяем рабочие позы при чтении и письме, индивидуально проверяем усвоение данной позы. В ИП стоя разбираем оптимальное расположение всех частей тела: ноги, таз, туловище, голова должны составить прямую линию, перпендикулярную полу. Стоя оценивается осанка у стены: пять точек должны коснуться опоры - пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Контроль правильного принятия данного положения проводится, делая шаг вперед от стены.

Тема 3 Профилактика плоскостопия

6-я неделя

В ИП сидя с мешочком с песком на голове обучаем элементарным движениям рук, объясняем работу рук во время ходьбы (движение расслабленными от плечевых суставов руками). Сидя продолжаем закреплять рабочую позу при чтении и письме. Стоя проверяем положение ног, туловища и головы.

7-я неделя

Отрабатываем ИП стоя с мешочком с песком на голове, при этом производится движение рук в различных плоскостях, проводится ходьба на месте с остановками. Подробно объясняем правильное положение таза в ИП стоя, указывая на возможные ошибки:

-увеличение угла наклона таза;

-«косой таз» (проверяем по положению передних верхних подвздошных остей таза);

-«скрученный таз» (проверяем по положению передних верхних подвздошных остей).

Тема 4 Тренировка общей силовой выносливости. Овладение навыком «мягкого бега».

8-я педеля

В ИП сидя учим постепенно расслаблять мускулатуру шеи, плечевого пояса, рук, туловища и ног.

Стоя выполняется ходьба на месте с махом рук, с высоким подниманием бедра, с сохранением правильной осанки.

Проверяется осанка перед зеркалом (снизу, со стоп - вверх, до головы).

На этом заканчивается начальный период. Дети уже знают все исходные положения, правильность их выполнения. Далее начинается основной период характеризующийся следующими задачами:

1)Вырабатывать правильную осанку с различным положением и различными движениями рук, с передвижениями и остановками;

2)вырабатывать правильную осанку на уменьшенной площади опоры (на гимнастической скамейке) и с предметами;

3)вырабатывать мышечно-суставное чувство, выключив зрительный контроль над осанкой;

4)при выполнении всех упражнений обращать особое внимание на самовытяжение;

5)вырабатывать общую и избирательную силовую выносливость мышц туловища.

Начальный период особенно ответственен для методиста, поскольку методист должен пробудить у ребенка волевое стремление к выработке правил ной осанки, ребенок должен полюбить занятия лечебной гимнастикой, а для этого недостаточно только изучить изложенную схему тренировки, необходимо творческий подход к занятиям с играми, улыбкой, добрым и ласковым отношением к ребенку.


5.1.2 Основной период.

9-я неделя

В ИП, сидя на гимнастической скамейке, выполняются различные движения руками, с постепенным расслаблением всех частей тела сверху вниз.

Выполняется ходьба на месте с различным положением рук, с махом руками в разных направлениях.

Выполняются упражнения для мышц спины и брюшного пресса, с акцентом на плавательные движения руками и ногами; упражнения на самовытяжение; дыхательные упражнения; игры с мячом.


Тема 5 Совершенствование координации движений.

10-я неделя

Выполняется ходьба с мешочком с песком на голове вперед, назад, в стороны. Ходьба чередуется с остановками, во время которых подключается работа рук в различных положениях.

В ИП лежа на животе и на спине используются упражнения с различными движениями рук и ног, а также упражнения с предметами, например с гимнастической палкой.

Вводятся упражнения в ИП на четвереньках (в коленно-кистевом положении).

11-я неделя

Дети обучаются правильно стоять у гимнастической стенки, у продольной и поперечной стоек перекладин. Так, у продольной перекладины гимнастической стенки касаются пятки, крестец, грудной отдел позвоночника между лопатками, а в поясничном отделе должна проходить ребром кисть. У поперечной перекладины касаются гимнастической стенки икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Необходимо научить принимать правильное положение гимнастической стенки с контролем - шагом вперед и дальнейшим расслаблением.

Используются различные виды построений, перестроений, ходьба по и против часовой стрелки, в колонну, врассыпную, с мешочками с песком на голове, но основное условие - сохранение правильной осанки.

С мешочками с песком на голове выполняются различные упражнения стоя и сидя, а также в равновесии на гимнастической скамейке. Широко используются упражнения с мячами и гимнастическими палками.

Тема 6 Тренировка навыка удержания правильной осанки при различных движениях.

12-13-я недели

Идет работа над движениями рук во время ходьбы и бега. Сначала отражается движение рук сидя, затем стоя, а затем уже в ходьбе и беге. Выполняются упражнения в ИП сидя, стоя, на четвереньках. Продолжается выработка силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, лежа на животе и лежа на спине с разным положением рук и различными предметами. Используются дыхательные упражнения, упражнения на самовытяжение, расслабление и равновесие, проводятся подвижные игры с мячом.

14-15-я недели

Особенное внимание необходимо уделить тренировке общей и избирательной выносливости мышц. Каждый ребенок должен знать свой вид нарушения осанки во фронтальной и саггитальной плоскостях, и выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие или расслабляющие отдельные группы его мышц.

Методист должен обучить каждого ребенка четкому и правильному выполнению индивидуальных упражнений, которые отрабатываются не только в зале ЛФК, но и дома.


5.1.3 Заключительный период

Тема 7 Упражнения на сопротивление.

16-я и 17-я недели

Закрепляются ранее усвоенные знания, умения и навыки. Основные задачи заключительного периода, которые должны решаться на протяжении всего курса лечения - воспитание, тренировка и закрепление навыка правильной осанки. В конечном счете мы должны добиться осевой коррекции и увеличения силовой выносливости нужных мышечных групп индивидуально для каждого ребенка. Из гимнастических упражнений особое место занимают упражнения в различных ИП с отягощениями и в сопротивлении.

Закрепляется правильное положение тела при передвижениях. Самовытяжение выполняется не только на занятиях ЛФК, но и в повседневной деятельности при сидении, стоянии, ходьбе. Каждый ребенок должен осознать необходимость самостоятельных занятий дома и постоянного контроля за своей осанкой.

5.2 Дополнительная программа по укреплению мышц брюшного пресса.

Мышцы брюшного пресса удерживают внутренние органы в их нормаль ном положении. С деятельностью мышц брюшного пресса связаны отправления всех внутренних органов, помещающихся в брюшной и тазовой полостях. Кроме того, мышцы брюшного пресса помогают выполнять также дыхательную функцию.

Учитывая такое разнообразие функций мышц брюшного пресса, необходимо отметить, что слабость мышц живота неблагоприятно отражается на растущем организме ребенка.

Обычно для укрепления мышц брюшного пресса применяются упражнения из ИП лежа на спине с различными движениями ног и переход из положения лежа в положение сидя. Но на начальном этапе лечения эти упражнения противопоказаны, потому что они связаны с большим напряжением и вызывают повышение внутрибрюшного давления, что способствует расхождению прямых мышц живота. На первом этапе нужно использовать упражнения в ИП лежа на спине.

Такая последовательность тренировки позволит хорошо укрепить мышцы брюшного пресса. Особое внимание должно уделяться выдоху, потому что во время выдоха происходит максимальное напряжение этих мышц. Можно на выдохе произносить различные звуки, говорить скороговорки. После выполнения каждого упражнения необходимо расслабление.

5.3 Упражнения при нарушении осанки в саггитальной плоскости.

Сутулая и круглая спина. Как уже говорилось, при таких нарушениях осанки увеличен грудной кифоз, мышцы спины перерастянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз.

Для коррекции осанки необходимо, наряду с решением общих задач, укреплять мышцы спины; растягивать и расслаблять мышцы грудной клетки. При этом используются различные исходные положения. Особенно рекомендуется выполнять упражнения в ИП лежа на животе с различной работой рук, сначала без предметов, а затем с постепенным введением гимнастической палки, мяча и отягощения. Используются упражнения на четвереньках, на коленях, лежа на спине с пригибанием в грудном отделе позвоночника или с подкладыванием валика под спину.

Рекомендуются упражнения стоя, с занесением за лопатки сложенной вдвое скакалки или гимнастической палки, упражнения у стены без плинтуса в полуприседе и приседе. Комплексы упражнений, применяемые при сутулой и круг­лой спине, также как и при других видах нарушения осанки в сагиттальной плоскости, будут изложены в планах-конспектах занятий.

Кругловогнутая спина. Для этого нарушения осанки характерно увеличение грудного кифоза и поясничного лордоза; угол наклона таза увеличен, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер. Сокращены мышцы грудной клетки спереди, мышцы поясницы и передней поверхности бедер.

Для коррекции грудного кифоза применяются все перечисленные исходные положения и группы упражнений, но при их выполнении необходимо следить за выраженностью поясничного лордоза, не вызывая его увеличения (поясницу прижимать к полу).

Другая группа упражнений необходима для уменьшения поясничного лордоза.

Фактически используются те же ИП, но с определенными особенностями,

например, упражнения лежа на животе следует выполнять, не прогибая спину, тянуться головой вперед. Под живот можно положить небольшой валик, что

позволит несколько уменьшить лордоз. Упражнения для мышц брюшного пресса

выполняются лежа на спине по приведенной выше методике, но основное требование — при движениях ногами обязательно следить за поясницей, прижимая

ее к полу, при этом ноги желательно поднимать выше, так как чем выше

приподняты ноги, тем меньше дуга лордоза и ниже расположена поясница.

Плоская спина - наихудший в рессорном плане вид нарушения осанки в

саггитальной плоскости, сопровождающийся сглаженностью всех физиологических

изгибов и характеризующийся общей слабостью мышц (спины, грудной клетки,

живота, ягодиц, бедер). Поэтому для коррекции осанки необходима выработка

силовой выносливости мышц, а также упражнения на самовытяжение.

Главный принцип при выполнении упражнений в различных исходных положениях заключается в том, чтобы движения были симметричные и не вызывали избыточный лордоз, так как при плоской спине увлечение упражнении ми, формирующими поясничный лордоз приводит к тому, что при слабо развитых мышцах очень быстро образуется другой вид нарушения осанки - плосковогнутая спина.

Плосковогнутая спина — при этом варианте нарушения осанки мы встречаемся со слаженностью грудного кифоза, но чрезмерной выраженностью поясничного лордоза, причем угол наклона таза увеличен, мышцы ослаблены, особенно спины, брюшного пресса и ягодиц.

Для коррекции используют те же группы упражнений, что и при плоской спине, но акцентируют внимание на укреплении мышц живота в ИП лежа спине, исключая упражнения, вызывающие лордоз поясничного отдела позвоночника.

Таким образом, на основании приведенной методики работы с детьми, имеющими различные виды нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, видно, насколько последовательно, кропотливо, длительно творчески

с обязательным индивидуальным подходом нужно относиться к занятиям, соблюдая при этом еще и статико-динамический режим дома.


Дидактические материалы, используемые на занятиях

- схемы и наглядные пособия, иллюстрирующие основные стойки, положения туловища и частей тела.


Технические средства обучения:

Наличие:

- спортивного зала,

- спортинвентаря (скакалки, мячи, набивные мячи, утяжелители)

- спортивного оборудования:

  • гимнастическая скамейка

  • гимнастическая стенка.

  • гимнастические маты

  • перекладина

  • гимнастические палки

  • видеозаписи упражнений.



6.Список литературы


  1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. - В кн.: Принципы системной организации функций. М., "Наука", 1973.

  2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979.

  3. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирование, игры и упражнения / авт.-сост. К. Р. Мамедов. -Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Лукацкий М.А., Роненсон О.Д. Адаптация школьников к образовательному процессу: медицинские и психолого-педагогические аспекты: Монография. -Тверь: «Научная книга», 2006.

  5. В.Г.Чайцев, И.В.Пронина. Новые технологии физического воспитания школьников. - Москва АРКТИ. 2007г.

  6. А.А.Потапчук, М.Д.Дидур. Осанка и физическое развитие детей. СПб Речь 2001г.

7. Брайнес С.Н., Свечинский В.П., Суслов А.И., Кучина Е.В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. - В кн.: Прогресс
биологической и медицинской кибернетики. М., "Медицина", 1974.

8. Меерсон Ф.З., Малышев И.Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур
и защита сердца. М., "Наука", 1993






Похожие:

Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа по ступеням обучения содержит следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
Основная образовательная программа моу сош №8, разработана на основе анализа деятельности школы
Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа гбоу сош №2029 на 2012/2013 учебный год пояснительная записка к образовательной программе школы; общеобразовательная программа начального общего образования
Образовательная программа государственного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №2029 направлена
Образовательная программа Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 2 – 5
Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пояснительная записка
Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа "Юный пожарный" пояснительная записка
Программа предназначена для мальчиков от 12 до 18 лет. Это подростковый период, когда происходит
Образовательная программа Пояснительная записка iconПояснительная записка Музейно образовательная программа «Рукоделия Поморья»
Музейно – образовательная программа «Рукоделия Поморья» является закономерным продолжением школьной «Программы создания мастерской...
Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения коелгинской средней общеобразовательной школы «эврика»
Пояснительная записка
Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа мобу «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.»
Пояснительная записка
Образовательная программа Пояснительная записка iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения коелгинской средней общеобразовательной школы «эврика»
Пояснительная записка
Образовательная программа Пояснительная записка iconПояснительная записка к основной общеобразовательной программе
Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница