Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов




НазваниеОбщие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов
страница1/5
Дата21.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипОбщие методические указания
  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО Комсомольский-на-Амуре

техникум информационных технологий и сервиса


Рег № _________


Товароведение текстильных и одежно-обувных товаров

Методические указания и контрольные задания

для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальностям 080402«Товароведение»

(по группам однородных товаров)


2008

Рассмотрено кафедрой

«Индустрия моды

___________зав. кафедрой

С.Е.Баранова

«_____»_____________2008 г.



Методические указания составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по дисциплине Товароведение текстильных и одежно-обувных товаров по специальности 080402«Товароведение»


(кем, дата, подпись)









Составитель:


Редактор:

Рецензенты:


И.Ю.Лазарь

Преподаватель Комсомольского – на – Амуре техникума информационных технологий и сервиса







СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка

4

Общие методические указания

по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов

5

Содержание дисциплины

6

Экзаменационные вопросы

23

Примерная тематика курсовых работ

25

Методические указания по выполнению домашней контрольной работы

26

Варианты контрольных заданий к домашней контрольной работе

27

Рекомендуемая литература и технические средства обучения

30



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа специальной учебной дисциплины «Товароведение текстильных и одежно-обувных товаров» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования базового уровня, по специальности 080402«Товароведение» (по группам однородных товаров), специализация «Товароведение непродовольственных товаров», является единой для всех форм обучения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление: о состоянии и перспективах развития рынка текстильных и одежно-обувных товаров;

Знать: классификацию непродовольственных текстильных и одежно-обувных товаров, факторы формирующие качество, особенности потребительских свойств и показателей качества, ассортимент, оценку качества, маркировку, упаковку, условия и сроки эксплуатации (службы), текстильных и одежно-обувных товаров;

Уметь: распознавать отдельные виды и наименования товаров, входящих в укрупненный ассортимент, оценивать качество, сохраняемость товаров; разбираться в маркировке, выбирать необходимую упаковку.

Наряду с теоретическим обучением, программой предусмотрено проведение лабораторно-практических занятий, целью которых является закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков работы с текстильными и одежно-обувными товарами.

В процессе изучения дисциплины целесообразно проводить экскурсии на торговые предприятия, проблемные семинары, деловые игры, работать с нормативной и справочной литературой.

С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, развития творческой активности и самостоятельности студента программой предусмотрено выполнение курсовой работы. Студенты, вправе самостоятельно выбирать по какому разделу из двух товароведных дисциплин будет выполняться курсовая работа.


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Система заочного обучения студентов предусматривает самостоятельное изучение программного материала, закрепление материала в период лабораторно- экзаменационных сессий, выполнения домашней контрольной работы по дисциплине.

По дисциплине «Товароведение текстильных и одежно-обувных товаров» студент выполняет одну контрольную работу, которая составлена как, домашняя и разработана в 10 вариантах. Студент выполняет вариант, который соответствует последней цифре его шифра. Контрольная работа выполняется и сдается на проверку студентом в соответствии с утвержденным графиком.

Контрольная работа выполняется в печатном варианте объемом не менее 12 печатных листов. Работа должна быть написана грамотно, материал учебника и дополнительной литературы должен быть внимательно прочитан, переработан и изложен без дословного переписывания текста. В конце работы приводиться список использованной литературы.

При самостоятельном изучении материала по дисциплине следует составлять конспект, используя рекомендуемую литературу, методические указания и опыт работы предприятия, где работает студент. Конспект следует предъявлять преподавателю во время экзаменационной сессии. Для решения задач необходимо составить обязательный перечень формул.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


РАЗДЕЛ 1 –ТЕКСТИЛЬНЫЕ ТОВАРЫ

ТЕМА 1.1 ТКАНИ

Студент должен знать:

факторы, формирующие качество тканей; классификацию, свойства, показатели качества волокон, пряжи и нитей; классификацию, виды, влияние на качество тканей переплетений и отделки. Классификацию и ассортимент хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Оценку качества, дефекты, маркировку, упаковку, транспортирование и хранение тканей.

Студент должен уметь:

идентифицировать текстильные товары, характеризовать потребительские свойства тканей; работать со стандартами, устанавливать градации качества тканей.


Текстильные товары: понятие, назначение. Состояние рынка этих товаров.

Текстильные волокна, нити и пряжа: понятие, основные свойства, показатели качества, классификация и ассортимент. Сравнительная характеристика натуральных, искусственных и синтетических волокон, пряжи и нитей. Влияние вида волокон, пряжи и нитей на качество тканей.

Факторы, формирующие качество тканей:

- вид и структура пряжи и нитей, способы крутки, отделка;

- виды ткацких переплетений, их свойства;

-виды отделки: основные и дополнительные, их влияние на качество тканей;

Оценка качества: требования по стандарту. Дефекты тканей. Основные свойства и показатели качества тканей, показатели безопасности. Классификация и ассортимент хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Сегментация рынка тканей. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение тканей.

Практическая работа №1 – Определение вида волокон, пряжи и распознавание вида переплетений и отделки

Выработать практические навыки в определении вида волокна по внешним признакам и характеру горения. Выработать практические навыки в определении вида переплетения и отделки и влияния их на свойства тканей.

Практическая работа №2– Изучение ассортимента хлопчатобумажных и льняных шелковых и шерстяных тканей

Выработать практические навыки в определении вида и назначения тканей различных ассортиментных групп

Практическая работа №3– Распознавание и определение сортности тканей

Выработать навыки в умении диагностировать дефекты и определять, пользуясь ГОСТ, сортность ткани.

Методические указания


Изучите классификацию текстильных волокон, источники сырья и основные отличительные свойства. При изучении свойств по внешнему виду оцените цвет, блеск, тонину, извитость волокна, равномерность по длине и толщине. При проведении пробы на горение обратите внимание на характер горения, остаток после горения, запах. Проведите пробу на смачивание и разрыв волокна в мокром и сухом состоянии. Полученные результаты сверьте с материалами учебника. Выпишите гигиенические и эксплуатационные свойства волокон в тетрадь.

Особе внимание обратите на строение тканей, изучите виды переплетений. По образцам сравните лицевую и изнаночную стороны ткани, с помощью лупы выясните, как переплетаются основные и уточные нити. Установите характер и отличительные признаки поверхности по плотности, гладкости, растяжимости, мягкости.

Ознакомьтесь с материалом учебника о видах основных и специальных видах отделки. Познакомьтесь с образцами материалов и попробуйте определить, какие виды отделки применяются в тканях различного ассортимента.

Составьте классификацию ассортимента тканей по волокнистому составу, назначению, виду переплетений. Сравните образцы одного волокнистого состава различных групп и подгрупп по следующей схеме: вид ткани, группа, подгруппа, вид пряжи, переплетение, отделка, назначение.

Изучите дефекты ткани и причины их возникновения. Ознакомьтесь с порядком сортировки ткани по ГОСТ161-86.

Литература: №1 (24-52); №2 (41-61); №3 (198-391)

Вопросы для самопроверки

  1. Как по внешнему виду отличить хлопковое волокно от льняного?

  2. Каковы отличительные особенности шерстяных волокон?

  3. Перечислите внешние признаки натурального шелкового волокна?

  4. Каков характер горения растительных и вискозных волокон?

  5. Какой результат пробы на горение синтетических волокон?

  6. В чем отличие пряжи гребенной, кардной, аппаратной?

  7. Что характерно для текстурированных нитей?

  8. Какие виды простых переплетений вы знаете ?

  9. Как образуются производные мелкоузорчатые переплетения?

  10. В чем особенность сложных переплетений? Назовите известные вам сложные переплетения?

  11. От чего зависит износостойкость ткани?

  12. Как классифицируют ткани по видам сырья?

  13. Чем льняные ткани отличаются от хлопчатобумажных?

  14. Где применяются шерстяные ткани?

  15. Назовите отличия камвольных, суконных, грубосуконных и камвольно-суконных шерстяных тканей?

  16. Какими свойствами обладают шелковые ткани?

  17. Назовите режимы хранения текстильных материалов?

  18. Какие способы упаковки тканей вы знаете?

  19. Как определяется сортность ткани?


ТЕМА 1.2 НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Студент должен знать: понятие, назначение, свойства, классификацию и ассортимент нетканых материалов;

уметь: идентифицировать нетканые материалы.

Нетканые материалы: понятие, назначение, сырье. Физико-химический, вязально-прошивной, иглопробивной, валяльно-войлочный способы производства и потребительские свойства нетканых материалов. Ассортимент и качество нетканых материалов.

Литература: №1 (52-53), №3 (303-310) №9 (135-140)

Вопросы для самопроверки

  1. Что называют неткаными материалами?

  2. Какими способами получают нетканые материалы?

  3. Каких разновидностей вырабатывают вязально-прошивные нетканые материалы?

  4. Где применяются нетканые материалы?

  5. Как определяют сортность нетканых материалов?

ТЕМА 1.3 ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ


Студент должен знать: понятие, назначение, свойства, классификацию и ассортимент искусственного меха;

уметь: идентифицировать искусственные меха.

Искусственный мех: понятие, назначение, сырье, способы производства. Свойства, ассортимент и качество искусственного меха.

Практическая работа № 4 – Изучение ассортимента нетканых материалов и искусственного меха.

Выработать практические навыки определения вида нетканого материала и вида искусственного меха по способу изготовления, волокнистому составу, отделке и назначению.

Литература: №1 (53-54), №3 (315-318), №9 (145-147)


Вопросы для самопроверки

  1. Какими свойствами обладает искусственный мех?

  2. Какие способы изготовления искусственного меха вы знаете?

  3. Какие особенности клеевого искусственного меха?

  4. Где применяется искусственный мех?

  5. Какое сырье применяется при изготовлении искусственного меха?



ТЕМА 1.4 КОВРЫ И КОВРОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.


Студент должен знать: понятие, назначение, свойства, показатели качества, классификацию и ассортимент искусственного ковровых изделий; правила маркировки, упаковки, хранения и транспортирования.

уметь: идентифицировать ковры и ковровые изделия, анализировать ассортимент товаров на рынке.

Ковры и ковровые изделия: понятие, назначение. Состояние рынка ковров и ковровых изделий. Потребительские свойства, показатели качества и ассортимент. Макро - и микроспрос на ковры и ковровые изделия. Сегментация рынка ковров и ковровых изделий. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ковров и ковровых изделий.

Методические указания

Ковровые изделия представляют собой художественно-декоративные тканые и нетканые текстильные изделия (ковры, дорожки, скатерти, спортивные и лечебные коврики, портьеры, ламбрекены, покрывала и другие предметы быта).

По способу производства ковры бывают тканые, вязанные и нетканые.

Сырьем для производства ковров являются натуральные (хлопок, лен, джут, шерсть) и химические волокна. Наиболее ценным волокном является шерсть грубошерстных и полугрубошерстных овец, иногда грубую козью шерсть. Из химических волокон в производстве применяют модифицированные волокна медно-аммиачного и вискозного шелка, капрон, нитрон, полипропилен, хлорин, малорастяжимые текстурированные нити.

Текстурированным нитям для улучшения качества придают антистатические, негорючие, грязеотталкивающие свойства. При применении химических волокон снижается материалоемкость ковровых изделий, повышается их износостойкость, увеличивается эффективность использования сырья и производственных мощностей.

Процесс производства тканых ковров включает следующие этапы: прядение, крашение, ткачество и отделка.

Ткачество. Тканые ковры получают несколькими способами.

Ручной способ является народным художественным промыслом, который получил наибольшее распространение на территории Средней Азии (Туркмения, Азербайджан), Закавказья (Армения, Дагестан), Курской, Воронежской, Пензенской областей России. Ковровые изделия делят на ворсовые и безворсовые. Безворсовые – сумахи, паласы, килимы.

Ковры машинного производства. Двухполотные ковры по структуре представляют собой многослойную ткань, состоящую из двух каркасных систем, расположенных на ткацком станке параллельно, на расстоянии двойной высоты ворса. Каждый каркас состоит из коренной и настилочной основ (хлопчатобумажная крученая пряжа), переплетенных льняным или синтетическим пленочным (фибриллированным) утком. Каркасные системы связаны нитями ворсовой основы по закодированному рисунку. Ворсовые нити, закрепленные в каркасе переплетением основ и утка, разрезаются специальным ножевым механизмом.

При таком способе производства достигаются наибольшая заполненность поверхности ковра ворсовыми нитями и наиболее прочное закрепление ворса в каркасе. Рисунок многоцветный, четко виден на изнаночной стороне за счет выхода ворсовой основы. Двухполотные ковры по качеству и художественному оформлению наиболее близки к ручным.

Прутковые жаккардовые ковры состоят из трех систем основ — коренной, настилочной (хлопчатобумажная крученая пряжа) и ворсовой, переплетенных льняным или синтетическим утком. Ворс образуется нитями ворсовой основы, которые обвивают специальный металлический пруток, прокладываемый в ворсовый зев. Высота ворса определяется высотой прутка. Изнанка ковра гладкая, так как образуется переплетением нитей настилочной основы и утка.

Аксминстерские ковры также представляют собой многослойную ткань, состоящую из нитей коренной и настилочной основ (крученая хлопчато6умажная пряжа), переплетенных льняным или синтетическим утком, подаваемым в уточный зев с помощью рапиры. Существует несколько способов образования ворса. Нити ворсовой основы на изнаночную сторону не выводятся.

Отделка ковров. Она необходима для улучшения их внешнего вида и повышения эксплуатационных свойств. Снятые с ткацкого станка ковровые полотна очищают от лишних нитей и оборванных концов. Ворсовая поверхность выравнивается на стригальных машинах. Непрерывное ковровое полотно разрезают на отдельные изделия, края которых обметывают специальным швом. После этого изделия поступают на разбраковку и маркировку. Маркируют ковровые изделия на изнаночной стороне краской с указанием наименования предприятия-изготовителя, номера изделия, артикула, сорта, штампа ОТК. Кроме того, наклеивают ярлык с обозначением артикула, размера, номера изделия и рисунка, волокнистого состава, цены, даты выпуска, номера контролера.

Свойства ковров:- Линейные размеры : длина и ширина в см; масса ковра в г, плотность ковра, высота ворса; плотность ворса; износостойкость, устойчивость к смятию и продавливанию; упругость, устойчивость окраски, электризуемость; художественное оформление (рисунок, цвет, фактура).

По прочности и долговечности машинные ковры уступают ручным, но по рисунку и колористическому оформлению мало отличаются от них.

Ассортимент ковровых изделий. В ассортимент ковровых изделий входят ковры и дорожки, различающиеся сырьем, способом производства, плотностью и высотой ворса, размерами, оформлением.

Тканые ковровые изделия. По сырью различают ковры с чистошерстяным и полушерстяным ворсом. Средняя плотность ковров составляет 1000—2500 пучков на 1 дм, масса - 1,8—2,3 кг/м. По высоте ворса различают ковровые изделия длинноворсовые — 5—20 мм и низковорсовые — 3 мм. По способу производства ковры подразделяют на двухполотные, прутковые, аксминстерские. Размеры двухполотных ковров — от 180 х 100 до 500х 300см, площадь — от 1,8 до 15 м, масса — 2,0—2,4 кг/м, прочность закрепленного пучка — 400—500 г; прутковых — от 200 х 100 до 350 х 250; площадь — 2—8,75 м, масса — 2—2,2 кг/м, прочность закрепления пучка— 300 г; аксминстерских— от 124 х 700 до 300 х 137 см 2,4—2,7 кг/м. По оформлению ковры бывают одноцветными или жаккардовыми.

Тафтинговые ковровые изделия. Ковры и дорожки вырабатывают на тафтинговых машинах в основном из текстурированных жгутовых капронов с ворсом из капрона или из смеси капрона или медно-аммиачной пряжи. Ворс имеет петельную ровную или рельефную структуру. Наиболее пушистый ворс с разрезными петлями. Плотность стежков на 10 см составляет в среднем 26—30, 28—34; высота ворса — соответственно 6—10, 6—15 мм; масса — 1066—1500 г/м. Ковровые изделия, изготовленные с использованием более тонких текстурированных нитей, имеют массу 540—840 г/м. По колористическому оформлению изделия бывают гладкокрашеными, меланжевыми, жаккардовыми, печатными.

Трикотажные ковровые изделия. Изготовляют эти изделия на ковровязальных рашель-машинах. В качестве грунтовых нитей используют пряжу или пленочные нити. Ворс — из капроновой текстурированной нити. Изнаночная сторона проклеивается латексом. Рисунок — из цветных нитей или печатный.

Нетканые напольные покрытия. Вырабатывают их в основном иглопробивным способом из смесей химических волокон с отходами шерстяного прядения и восстановленной шерсти. Наиболее прочным является дублированное покрытие вязально-прошивного и иглопробивного полотен. По колористическому оформлению напольные покрытия могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, печатными.

Качество ковровых изделий. По качеству ковровые изделия подразделяют на 1-й и 2-й сорта, со знаком качества и индексом «Н». Оценивают сортность по балльной системе. Возможны дефекты: близны, подплетины, затяжки, недостающие нити основы, отсутствие ворсовых пучков, неравномерная ширина кромки, искажение рисунка, разная длина ворса. Для изделий каждого сорта установлена сумма баллов по допускаемым дефектам: 1-го сорта — 6, 2-го сорта — 16; для машинных ковров со знаком качества – 5.

Литература: №3(310-315)

Вопросы для самопроверки

  1. Какие способы производства ковровых изделий вы знаете?

  2. Что используется в качестве сырья для производства ковровых изделий.

  3. Какие районы выработки ковров ручной работы вы знаете?

  4. В чем преимущества ковровых изделий из химических волокон?


РАЗДЕЛ 2 ШВЕЙНЫЕ ТОВАРЫ

  1   2   3   4   5

Похожие:

Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов включают в себя рекомендации по изучению дисциплины, подготовке к разным видам аудиторных занятий: лекционным,
Информатика: Методические указания по самостоятельной работе студентов всех специальностей (изучению дисциплины и подготовке к различным...
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Вычислительная математика: Методические указания по самостоятельной работе студентов / Сост. Ковязина Е. М. – Киров: всэи, 2010....
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconБюллетень новых поступлений за март май 2011 года
Теория антикризисного управления : программа дисциплины, методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной и индивидуальной...
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconРабочая программа, методические указания к самостоятельной
Малышева Т. А. Информатика: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по направлениям подготовки...
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания предназначены для студентов факультета заочного социально-экономического образования специальности 040101....
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников
Биология с основами экологии: Методические указания по изучению дисциплины/Забайкальский аграрный институт. Сост. А. М. Венгеров....
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины для студентов всех направлений подготовки Бийск
Методические рекомендации предназначены в качестве руководства к самостоятельной работе студентов 1 курса специальностей, изучающих...
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью»
Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов....
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500 (080500. 68) «Магистр менеджмента»
Общие рекомендации по выполнению студентом-магистрантом самостоятельной работы по темам дисциплины
Общие методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению ­контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Общие положения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница