Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством




Скачать 246.87 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством
Дата21.02.2013
Размер246.87 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ


Управление качеством







Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»







Барнаул 2009

Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ


Управление качеством


Аннотация


  1. Минимальные требования к содержанию дисциплины:

Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.

  1. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности:

Курс «Управление качеством» тесно связан с вузовскими курсами: управленческие решения, основы менеджмента, логистика.

  1. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины;

  • Теоретический блок: содержание лекций;

  • Практический блок: планы и структура практических занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительной работы, перечень вопросов к экзамену, образец экзаменационного билета.

  • Список авторов элементов УМК: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент.

  • Нормативные документы, требования которые учитывались при разработке УМК дисциплины: ГОС ВПО по специальностям и Управление качеством.



Барнаул 2009

Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


Учебно-методический комплекс дисциплины:

Управление качеством


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Управление качеством







Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»







Специальность: 080507.65 Менеджмент организации

Курс обучения: 1

Семестр:

Всего часов по учебному плану: 42

В том числе по формам обучения: очная – 42

  • Лекции 21

  • Семинары 21

  • Самостоятельная работа 56

Формы итогового контроля знаний:

  • Экзамен 9 сем.



Барнаул 2009

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: сформировать у студента систематизированные знания о ключевых терминах и понятиях управления качеством, методологических основах управления качеством, планировании и контроле качеством, квалиметрии и способах её практического использования.

Задачи курса:

  • обобщить и систематизировать теоретический и практический опыт по управлению качеством;

  • раскрыть содержание основных категорий качества;

  • охарактеризовать основные подходы к управлению качеством;

  • рассмотреть сущность процессов планирования качеством, контроля качества, управления затратами на обеспечение качества продукции.

  • охарактеризовать принципы и специфические проблемы квалиметрии как науки.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

  • студент по итогам изучения курса «Управление качеством» должен иметь целостное представление о квалиметрии как современного метода количественной оценки качества продукции;

  • студент должен знать специфику процесса управления качеством, управление затратами на обеспечение качества продукции;

Изучение курса рассчитано на один семестр и заканчивается экзаменом.

Структура курса:


Наименование тем

Количество часов

Самост. работа

Лекции

Семинары

Д




Д




Д




Раздел I Теоретические основы управления качеством

Тема 1

Исторические предпосылки становления управления качеством

4




4




2




Тема 2

Квалиметрия как наука о методах количественной оценки качества

4




4




4




Тема 3

Управление качеством: объект,

содержание, цели и факторы.

4




4




10




Итого:

12




12




16




Раздел II Управление качеством

Тема 4

Качество как объект управления

4




4




10




Тема 5

Планирование качества

6




6




4




Тема 6

Контроль качества

6




6




6




Тема 7

Управление затратами на обеспечение качества продукции

10




10




10




Тема 8

Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России

4




4




10




Итого:

30




30




40




Всего:

42




42




56




Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература:

  1. Аристов С.Л. Управление качеством: М. 2003

  2. Воракута С.А. Управление качеством продукции. Учебное пособие: М. 2001.

  3. Гусев А.Н. Комментарий к уголовному кодексу РФ (для предпринимателей): М. 2006

  4. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2007

  5. Фомин В.М. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: М. 2002

  6. Чупилин А.И. Управление качеством. Учебное пособие, М. 2005.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: экзамен.

Раздел I Теоретические основы управления качеством


Тема 1: Исторические предпосылки становления управления качеством.

Начало формирования системного подхода (система Тейлора). Использование статистических методов (20е годы ХХ столетия). Концепция тотального (всеобщего) управления качеством (50-60е г. ХХ в.). Возникновение системы тотального менеджмента качества (70-80е г. ХХ в.). Появление стандартов как основы новой системы управления качеством (90е г. ХХ в).

Опыт управления качеством в Японии (4 уровня). Японская концепция обеспечения качества (вторая половина ХХ в.).

Опыт развития управления качеством в СССР (30-90е г. ХХ в.). Формирование системы управления качеством в Российской Федерации (на рубеже XX и XXI веков).

Тема 2: Квалиметрия как наука о методах количественной оценки качества.

Квалиметрия как наука. Статус квалиметрии: систематический, экономический, технико-экономический, общенаучный. Квалиметрия как взаимосвязанная система теорий. Категория качества в квалиметрии. Квалиметрическое шкалирование. Уровень качества. Свёртывание мер качества. Сравнительный уровень качества. Основные положения в современной квалиметрии. Методы квалиметрии в управлении качеством.

Тема 3: Управление качеством: объект, содержание, цели и факторы.

Цели и принципы стратегии управления качеством. Качество как философская категория. Качество как экономическая категория. Качество как категория для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество как объект.

Качество как процесс. Неотъемлемый элемент определения качества: термин (потребность). Основные понятия, связанные с понятием качества: свойство продукции, признак продукции, показатели качества, конкурентоспособность товара, технический уровень продукции.

Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества продукции. Классификация показателей качества продукции. Управление качеством как система. Основные методы влияния на процесс управления качеством. Жизненный цикл продукции.



Раздел II Управление качеством


Тема 4: Качество как объект управления.

Классификация объектов качества. Качество в жизнедеятельности. Основные аспекты качества: национальный, политический, экономический, технический, социальный, моральный. Качество как объект управления.

Формирование субъекта потребления. Отношение «объект-субъект», «производитель-потребитель». Интенсивное и экстенсивное количество качества. Триада качества.

Структурно-логическая модель качества. Многоуровневость качества. Круг, спираль, петля качества.

Тема 5: Планирование качества.

Планирование как процесс управления качеством. Всеобъемлющий характер планирования качества на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Главные задачи планирования качества.

Основные принципы планирования качества. Комплексность планирования. Основные правила и требования в процессе планирования качества. Принципы организации плановой работы. Основные задачи планирования качества. Минимизация потерь от внутреннего и внешнего брака.

Системный подход к планам качества. Планирование в широком и узком смысле. Объекты планирования качества. Внутриорганизационное планирование. Средства планирования. Политика повышения качества.


Тема 6: Контроль качества.

Виды и методы контроля качества. Основные термины и определение контроля. Основные задачи контроля. Статистические методы анализа качества. Источники данных при осуществлении анализа и контроля качества. Выборочный контроль. Сплошной контроль. Испытание готовой продукции. Система технического контроля вне стоимостной формы. Главная задача службы управления качества. Основные ограничения контроля качества. Комплексные системы управления качеством продукции. Примеры количественной оценки качества.

Тема 7: Управление затратами на обеспечение качества продукции.

Методы анализа затрат на качество продукции. Виды анализа затрат на качество. Основные цели анализа и оценивания затрат на качество. Пять направлений затрат на качество. Характеристика затрат. Функциональные направления затрат на качество. Основные этапы определения затрат на качество. Объём и структура затрат на качество.

Анализ брака и потерь от брака. Классификатор причин брака. Экономическая эффективность и конкурентоспособность продукции. Основные направления инновации. Социальное назначение управления затратами. Информационная база анализа затрат на качество.

Тема 8: Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России.

Формирование государственной политики в области качества. Основные факторы, определения направлений государственного регулирования качества. Специфика формирования и развития рынка, рыночных отношений в России (рубеж XX-XXI вв.). основные положения доктрины государственной политики в области качества в России. Программно-целевое регулирование как инструмент государственного воздействия на решение проблем качества. Объективные факторы углубленно-целевого регулирования. Основные направления повышения качества продукции. Региональный компонент качества продукции.

Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за качество продукции. Права потребителя.

Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ


Управление качеством


Вопросы к семинарским занятиям



Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»







Барнаул 2009

Семинары:


Семинар № 1

Тема: Исторические предпосылки становления управления качеством.

  1. Этапы развития управления качеством как объекта, знаний и предмета практической деятельности.

  2. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством продукции и услуг.

Рекомендуемая литература:

  1. Воракута С.А. Управление качеством продукции. Учебное пособие: М. 2001.

  2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006

Семинар № 2

Тема: Квалиметрия как наука о методах количественной оценки качества.

  1. Квалиметрия как наука. Статусы квалиметрии.

  2. Категория качества в квалиметрии.

  3. Категория количества в квалиметрии.

  4. Основные понятия современной квалиметрии.

Рекомендуемая литература:

  1. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006

  2. Фомин В.М. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: М. 2002

Семинар № 3

Тема: Управление качеством: объект, содержание, цели и факторы.

  1. Цели и принципы стратегии управления качеством.

  2. Категория качества: основные теоретические подходы.

  3. Качество как объект и процесс.

  4. Жизненный цикл продукции.

Рекомендуемая литература:

  1. Аристов С.Л. Управление качеством: М. 2003

  2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006

Семинар № 4

Тема: Качество как объект управления.

  1. Качество жизнедеятельности: основные аспекты.

  2. Триада качества.

  3. Структурно-логическая модель качества.

  4. Круг, петля, спираль качества.

Рекомендуемая литература:

  1. Воракута С.А. Управление качеством продукции. Учебное пособие: М. 2001

  2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006

Семинар № 5

Тема: Планирование качества.

    1. Планирование как процесс управления качеством.

    2. Основные принципы управления качеством.

    3. Объекты и средства планирования качества.

Рекомендуемая литература:

      1. Аристов С.Л. управление качеством; М. 2003

      2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие; М. 2006

      3. Фомин В.М. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация; М. 2002



Семинар № 6

Тема: Контроль качества.

  1. Основные термины и определения контроля.

  1. Основные методы контроля.

  2. Комплексные системы управления качеством продукции.

Рекомендуемая литература:

  1. Воракута С.А. Управление качеством продукции. Учебное пособие: М. 2001

  2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006

Семинар № 7

Тема: Управление затратами на обеспечение качества продукции.

  1. Основные цели анализа и оценивания затрат на качество.

  2. Этапы распределения затрат на качество.

  3. Информационная база анализа затрат на качество.

Рекомендуемая литература:

  1. Воракута С.А. Управление качеством продукции. Учебное пособие: М. 2001

  2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006

  3. Фомин В.М. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: М. 2002

Семинар № 8

Тема: Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России.

  1. Основные положения доктрины государственной политики в области качества в России.

  2. Программно-целевое регулирование как инструмент государственного воздействия на решение проблем качества.

  3. Правовые основы обеспечения качества.

Рекомендуемая литература:

  1. Гусев А.Н. Комментарий к уголовному кодексу РФ (для предпринимателей): М. 2006

  2. Миронов М.Г. Управление качеством. Учебное пособие: М. 2006


Разработал: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент


Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ


Управление качеством







Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»


Контрольные вопросы



Барнаул 2009

  1. В чем заключается экономическое содержание категории «качество»?

  2. Каковы основные этапы эволюции категории «качество»?

  3. Какие существуют методологические основы системы менеджмента качества?

  4. Каковы основные характеристики качества как объекта управления.

  5. В чем заключаются основные принципы управления качеством?

  6. Какие существуют подходы к управлению качеством и экономической эффективности управления качества?

  7. Какое влияние оказывает качество продукции на конкурентоспособность предприятия?

  8. Каковы особенности --- модели системы управления качеством?

  9. В чем сущность и основные параметры технопредметной среды организации?

  10. Каковы политика и цели стратегии менеджмента качества?

  11. В чем заключается особенность системного подхода к управлению качеством продукции в основных индустриально развитых странах?

  12. В чем заключается специфика системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях?

  13. Каковы объект, цели, факторы категории управления качеством?

  14. По каким основаниям классифицируются методы определения качества продукции?

  15. По каким принципам можно охарактеризовать «жизненный цикл» продукции?

  16. Какие существуют виды и методы контроля качества?

  17. Что включает в себя процесс разработки и внедрения систем менеджмента качества?

  18. Какие существуют факторы повышения эффективности системы менеджмента качества?

  19. Каковы основные цели контроля качества?

  20. Как можно определить планирование качества?

  21. Какие существуют комплексные системы управления качеством продукции?

  22. Что относится к сертификации продукции и систем качества?

  23. Как осуществляется управление затратами на обеспечение качества продукции?

  24. По каким признакам характеризуются этапы формирования и виды затрат на качество продукции?

  25. Что является информационной базой анализа затрат на качество продукции?

  26. Какие существуют методы анализа затрат на качество продукции?

  27. Какие основные функции анализа брака и потерь от брака?

  28. В чем сущность и цели квалиметрии как науки?

  29. В чем заключаются принципы и специфические проблемы квалиметрии?

  30. Какие существуют классификации показателей качества?

  31. Какие методы квалиметрии используются в управлении качеством?

  32. Какие методы и инструменты государственного регулирования деятельности организаций существуют в области качества?

  33. Каковы основные цели программно-делового регулирования государства?

  34. В чем заключается государственное регулирование ответственности за качество продукции?


Разработал: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент


Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ


Управление качеством







Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»


Перечень экзаменационных вопросов



Барнаул 2009

Перечень вопросов к экзамену:


  1. Основные аспекты качества и их характеристика.

  2. Качество как объект управления.

  3. Сущность категории качества и его роль в реализации законов развития общества.

  4. Основные свойства и формирующие категорию качества.

  5. Объектно-субъектная категория качества.

  6. Структурно-логическая модель качества как системы.

  7. Квалиметрия как наука и её сущность.

  8. Методология обеспечения единства измерений.

  9. Характеристика основных этапов формирования качества.

  10. Содержание понятий «формальный» и «неформальный» уровень качества.

  11. Методы оценки, контроля и регулирования качества.

  12. Сущность системного подхода к управлению качеством.

  13. Структура и классификация систем управления качеством.

  14. Международные требования к системам управления качеством.

  15. Цели и задачи комплексной системы управления качеством.

  16. Организация управления качеством на различных уровнях.

  17. Значение стандартизации и сертификации для повышения качества продукции, работ, услуг.

  18. Правовые основы гарантии качества в России и за рубежом.

  19. Критерии эффективности управления качеством.

  20. Основные статьи затрат на обеспечение качества.

  21. Интенсивное и экстенсивное количество качества.

  22. Статусы квалиметрии.

  23. Сущность экспертного метода оценки качества.

  24. Сущность вероятно-статистического метода оценки качества.

  25. Показатели экономической эффективности управления качеством.

  26. Показатели результатов и адаптивности систем управления качеством к среде конкуренции.

  27. Обеспечение качества в комплексе менеджмента.

  28. Принципы и механизмы регулирования качества.

  29. Статистические методы контроля качества.

  30. Структура и классификация систем обеспечения качества.

  31. Стандарт, как нормативный документ обеспечения качества продукции.

  32. Система стандартов международной организации по оценке качества.

  33. Международная система стандартов качества (ИСО 9000).


Разработал: Кинелёв С.В., к.ф.н., доцент


Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ


Управление качеством







Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»


Экзаменационный билет



Барнаул 2009

Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН


Дисциплина ____________________________________________


БИЛЕТ № ______


Зав. кафедрой ____________________________________________

(Ф.И.О.)

_______/______ уч. год



  1. Основные аспекты качества и их характеристика.

  2. Значение стандартизации и сертификации для повышения качества продукции, работ, услуг.



Министерство культуры РФ

Алтайский филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

­­­­ «Московский государственный университет культуры и искусств»­­­­­­


Кафедра

Экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ:


Управление качеством


Методические рекомендации по дисциплине



Специальность:

080507.65 «Менеджмент организации»







Барнаул 2009

Осваивая курс «Управление качеством», студенту необходимо научиться работать на лекциях, на практических занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность.

В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний.

По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с понятиями.

Необходимо очень тщательно вслед за лектором делать рисунки, чертежи, графики, схемы. Если лектор приглашает к дискуссии, необходимо принять в ней участие.

Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору. Дома необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, составить словарь новых терминов, составить план доказательства каждой теоремы и перечислить все используемые при ее доказательстве утверждения.

Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно. Для этого необходимо изучить лекционный материал, соответствующий теме занятия и рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы.

В процессе подготовки к занятиям необходимо воспользоваться материалами учебно-методического комплекса дисциплины.

Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как:

- уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями;

- наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения;

- наличие четких ориентиров самостоятельной работы.

Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию:

- цель изучения конкретного учебного материала;

- место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста;

- перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент;

- порядок изучения учебного материала;

- источники информации;

- наличие контрольных заданий;

- форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий;

- сроки выполнения самостоятельной работы.

Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины.

При выполнении самостоятельной работы рекомендуется:

- записывать ключевые слова и основные термины,

- составлять словарь основных понятий,

- составлять таблицы, схемы, графики и т.д.

- писать краткие рефераты по изучаемой теме.

Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний.

После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и при необходимости повторить учебный материал.

В процессе подготовки к экзамену необходимо систематизировать, запомнить учебный материал, научиться применять его на практике (в процессе доказательства теорем и решении задач).

Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, поиск ответа на контрольные вопросы.

Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов:

  знакомство;

  понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами;

  фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний;

  запоминание и последующее воспроизведение;

  использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д.

Для того, чтобы учащийся имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне.

Приобретение новых знаний требует от учащегося определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными.

Изучая «Управление качеством», студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить большой по объему учебный материал. Запомнить его очень важно, так как даже интеллектуальные и операционные умения и навыки для своей реализации требуют определенных теоретических знаний.

Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения учащимся следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала:

-     запись ключевых терминов,

-     составление словаря терминов,

-     составление таблиц,

-     составление схем,

-     составление классификаций,

-     выявление причинно-следственных связей,

-     составление коротких рефератов, учебных текстов,

-     составление опорных схем и конспектов,

-     составление плана рассказа.

      Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала на помощь учащемуся приходит содержание самой учебной дисциплины. Поэтому учащемуся остается только найти элементы (компоненты) этих систем и выявить существующие между ними связи и отношения, после чего визуализировать все это в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. Учащийся фактически творит, сам создает новую информацию, что существенно облегчает запоминание этой информации.





Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции»
«Экономика и управление на предприятии», 27011565 «Экспертиза и управление недвижимостью»
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «управление инфраструктурой организации (фэсилити-менеджмент)»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и менеджмента сервиса
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 «Управление персоналом» Для направления
Учебно-методический комплекс «Связи с общественностью» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»
Организация перевозок и управление на транспорте. Дисциплина входит в федеральный комплект цикла специальных дисциплин и является...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Технические средства автоматизации и управления" для специальности 220400 Управление в технических системах
Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "”Элементы и устройства систем управления" для специальности 220400 Управление в технических системах
Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства)»
Учебно-методический комплекс «Интернет-технологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Математические основы теории систем" для специальности 23. 01. 00 Информатика и вычислительная техника
Данный учебно-методический комплекс представляет собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства)»
Учебно-методический комплекс «Дизайн-проектирование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница