України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби




НазваниеУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
страница1/19
Дата15.09.2012
Размер2.89 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВЯ УКРАЇНИ

Державне підприємство “Український науково-дослідний інститут морської медицини”

Державний департамент морського і річного транспорту України
Професійна спілка робітників морського транспорту України

Фонд морської медицини


ВІСНИК


МОРСЬКОЇ МЕДИЦИНИ


Науково-практичний журнал

Виходить 4 рази на рік


Заснований в 1997 році


Зареєстрований в Міністерстві інформації України

Свідоцтво серія КВ № 2830


1 (17)

(січень-березень)


Одеса 2002


РЕДАКЦІЙНА КОЛЕГІЯ


Головний редактор А.О. Лобенко


В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), В.Г.Руденко ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.К.Асмолов, В.О.Васильєв, О.І.Верба, Ю.І.Гульченко, Т.В.Демидова, Л.А.Звягіна, Б.С.Запорожченко, О.М.Ігнатьєв, В.О.Лісобей, Т.П.Опаріна, О.М.Поливода.


РЕДАКЦІЙНА РАДА


Р.В.Богатирьова (Київ), П.В.Волошин (Харків), Є.М.Горбань (Київ), С.О.Гуляр (Київ), Л.М.Давидов (Київ), В.М.Запорожан (Одеса), В.О.Зубков (Одеса), М.Ф.Ізмеров (Москва), М.О.Корж (Харків), Н.Н.Корпан (Австрія, Відень), В.Й.Кресюн (Одеса), Ю.І.Кундієв (Київ), М.В.Курик (Київ), І.І.Кутько (Харків), М.В.Лобода (Київ), І.М.Логан (Одеса), Л.Т.Малая (Харків), В.В.Поворознюк (Київ), М.Д.Тронько (Київ), М.І.Хвисюк (Харків), П.М.Чуєв (Одеса), Чайковский Ю.Б. (Київ), О.О.Шалімов (Київ), О.А.Шандра (Одеса).


Адреса редакції


65049, м. Одеса, вул. Суднобудівна, 1

(кафедра морської медицини та професійних хвороб)

Телефони: (0482) 631-600, 630-573

Факс: (0482) 68-63-24


Редактор Н.І. Єфременко


Здано до набору р.. Підписано до друку р.. Формат 70108/16

Папір офсетний № 2. Друк офсетний. Умов.-друк.арк. .

Зам №


Видавництва “Друк” 65029, м. Одеса,

вул. Старопортофранківська, 61. Тел. 23-55-26


ISSN 0049-6804 Міністерство охорони здоров’я України, 1999

Державне підприємство “Український науково-дослідний

інститут морської медицини” , 1999

Державний департамент морського і річкового транспорту

України, 1999

Професійна спілка робітників морського транспорту

України, 1999

Фонд морської медицини, 1999


ОРГАНІЗАЦІЯ МЕДИКО-ПРОФІЛАКТИЧНОЇ СЛУЖБИ


УДК 616.37-002-008.64

Т.В. Демидова

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ У РАБОТНИКОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

УкрНИИ морской медицины г. Одесса


На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено его многофункциональностью и разнонаправленностью. Своеобразным "срезом" адаптационного процесса является внутренняя картина жизненного пути, которая характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях.

Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов:

соматический (телесный) - отношение к своей телесности (отношение к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, возрастным и различным соматическим изменениям);

личностный (индивидуально-психологический) - отношение к себе как к личности, отношение к своему поведению и образу жизни, защитным механизмам, употребление алкоголя;

ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути.

Ситуация может быть определена на разных уровнях от микро- к макро. Так, D. Magnusson (1978) предлагает 5 уровней определения ситуации:

А. Стимулы (Stimuli) - отдельные объекты или действия;

В. Эпизоды (Episodes) - особые значимые события, имеющие причину и следствие;

С. Ситуация (Situations) - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам;

D. Окружение (Settings) - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций;

E. Среда (Environment) - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

Согласно литературным данным, индивиды различаются по восприятию жизненных изменений. Некоторые изменения (например, брак) в среднем воспринимаются более позитивно, чем другие (например, развод). Кроме того, варьирует степень воздействия жизненных изменений на индивида (например, женитьба или экзамены). Одни жизненные ситуации изменяют личность (стресс, злоупотребление алкоголем и наркотиками); другие - нет, т.к. личность справляется с ними в краткий срок [1].

Особую актуальность анализ проблемы личностно-ситуационного взаимодействия приобретает в связи с анализом роли личности и среды (ситуации), здоровья и болезни, употребления алкоголя и наркотиков. Известно, что неблагоприятные изменения среды и личности повышают этот риск. Личность уязвима не ко всем, а к определенным факторам социальной среды. При анализе взаимосвязи между стрессом и злоупотреблением алкоголя предлагаются конкретные способы управления собственными социальными (social engineering) и личностными переменными (personal engineering) с целью профилактики: первое означает изменение стиля жизни (или среды, являющейся источником стресса): изменение режима работы, жизненных событий и др.; второе - оценку собственной личности, касающуюся значения, предаваемого событиям, ожиданий от других людей и жизни в целом.

Целью настоящего исследования явилось изучение роли жизненных событий в формировании адаптационных возможностей судовых операторов и определение степени их профессионального соответствия сложным видам операторской деятельности на флоте.

Под наблюдением находилось 104 моряка, проходивших медицинское обследование в центре психологического и профессионального отбора УкрНИИ морской медицины.


Таблица 1

Ранговые значения жизненных событий, произошедших у моряков за последний год

Ранг

Жизненные события, произошедшие с респондентами за последний год

Кол-во ответов

Процент ответов




Длительные рейс более 6-ти месяцев

33

32%




Изменение в финансовом состоянии

32

31%




Длительный отпуск

26

25%




Неопределенность направления и сроков рейса

25

24%




Ухудшение в делах

23

22%




Вынужденная работа не по специальности

20

19%




Смерть близкого родственника

19

18%




Изменение в состоянии здоровья члена семьи

19

18%




Поступление на учебу или ее окончание

15

14%




Сложные гидрометеорологические условия рейса

15

14%




Разлука с супругой

14

13%




Заклад или заем денег больше 1000 гривен

13

12%




Резкое изменение условий жизни

13

12%




Понижение в должности

13

12%




Увеличение или уменьшение семейных разногласий

12

11%




Переезд на другую квартиру

12

11%




Заклад или заем менее 1000 гривен

12

11%




Изменение привычного способа проведения досуга

11

10%




Вступление в брак

10

9%




Потеря работы

9

8%




Длительная болезнь члена семьи

8

7%




Изменения обязанностей на работе

8

7%




Резкое изменение условий и времени работы

8

7%




Изменение числа привычных семейных вечеринок

8

7%




Наркомания или алкоголизм в семье

7

6%




Уход супруги с работы

7

6%




Увеличение семьи

5

5%




Серьезное телесное повреждение или болезнь

4

4%


В таблице 1 приведены данные опросника "Анкета жизненных событий" (АЖС). Самыми актуальными за последние 12 месяцев для опрошенных моряков оказались 2 противоположные тенденции - длительный рейс и длительный отпуск (всего 59% респондентов). Длительные «работы-отпуски» сопровождаются изменением в финансовом состоянии (32%) и ухудшением в делах (23%) всех опрошенных. К наиболее массовым ответам также относятся - неопределенность направления и сроков рейса (24%), вынужденная работа не по специальности (19%), а также такие стрессогенные объективные жизненные обстоятельства, как смерть родственника и изменение в состоянии здоровья члена семьи (18%), злоупотребление алкоголем членами семьи и близкими (7%). Вместе с тем, если такие события, как смерть супруги, уход на пенсию и развод являются достаточно редкими, то одно утверждение о конфликтах с членами экипажа (1%), полное отрицание агрессии или угрозы в свой адрес, физическом недомогании в рейсе и трудностях сексуального порядка вызывают определенные сомнения в искренности респондентов. С целью проверки данного предположения был проведен парный корреляционный анализ количества ответов с такими валидными показателями, как шкала лжи (r=0,292; p=0,007) по тесту ММИЛ; количеству ответов на "Hand-тест" (r=0,196; p=0,04); возрастом опрошенных (r=0,225; p=0,025). 6% респондентов не отметили ни одного произошедшего события за последний год, что свидетельствует скорее о неискренности при заполнении анкеты, чем объективной ситуации.

Для исследования внутренней структуры интеркорреляционной матрицы вопросов АЖС и определения взаимосвязанных событий в жизни и профессиональной деятельности респондентов был использован факторный анализ с дальнейшим вращением варимакс-методов (Г. Харман, 1972.-.334 с). По выявленным 6 факторам сделаны выводы и выделены устойчивые комбинации изучаемых 26 событий, определяющих содержание того или иного фактора.


Таблица 2

Данные факторного анализа "Анкеты жизненных событий"

№№

Утверждения

Факторный вес




1- й фактор:




8

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

0,729

15

Увеличение или уменьшение семейных разногласий

0,667

2

Изменение в финансовом состоянии

0,653

13

Резкое изменение условий жизни

0,604

7

Смерть близкого родственника

0,409




2-й фактор:




4

Неопределенность направления и сроков рейса

0,793

10

Сложные гидрометеорологические условия рейса

0,708

1

Длительный рейс более 6-ти месяцев

0,620

23

Резкое изменение условий и времени работы

0,514




3-й фактор:




14

Понижение в должности

0,786

22

Изменения обязанностей на работе

0,712

20

Потеря работы

0,461




4-й фактор:




18

Изменение привычного способа проведения досуга

0,661

6

Вынужденная работа не по специальности

0,539

24

Изменение числа привычных семейных вечеринок

0,465

25

Наркомания или алкоголизм в семье

0,457

16

Переезд на другую квартиру

0,436

11

Разлука с супругой

0,345

28

Серьезное телесное повреждение или болезнь

0,244




5-й фактор:




17

Заклад или заем менее 1000 гривен

0,736

12

Заклад или заем денег более 1000 гривен

0,617

5

Ухудшение в делах

0,407




6-й фактор:




19

Вступление в брак

0,778

9

Поступление на учебу или ее окончание

0,512

3

Длительный отпуск

0,361

27

Увеличение семьи

0,279


Как видно из таблицы 2 в 1-й фактор с весом 15,3% вошли события, связанные с наиболее важными для моряков семейными обстоятельствами: разногласиями, условиями жизни, смертью родственника, что можно определить как "семейный фактор". В среднем события данного фактора отметили 18% респондентов.

Второй фактор с весом 9,6% составили в основном "рейсовые условия": направление, длительности, время и метеоусловия рейса (13% респондентов).

Третий фактор с весом 7,6% представляет собой изменение обстоятельств на работе и ее потеря - "работа" (9% респондентов).

Изменение привычного образа жизни, переезд, алкогольные эксцессы, наркомания в семье и разлука с близкими входят в 4-й фактор (6,9%). Настораживает тот факт, что на подобные кризисные явления в жизни моряка серьезно влияет вынужденная работа не по специальности (0,539), что можно обозначить как "изменение качества жизни" (11% респондентов).

Пятый фактор (6,6%) оказался достаточно изолированным от других жизненных событий и относится исключительно к закладу или займу денег и связанных с ними ухудшениями в делах - "финансовые вопросы". Средний процент моряков, отметивших финансовые сложности, оказался достаточно высоким и составил 16%.

В шестой фактор с весом 5,9% вошли такие объективные жизненные обстоятельства, как вступление в брак, учеба, длительный отпуск, увеличение семьи - "жизненные обстоятельства" (13 респондентов).

Таким образом, исходя из данных социологического опроса и результатов факторного анализа, алкоголизм и наркомания в кругу близких тесно связаны с общими неблагополучием как в семье, так и самого моряка. Особое беспокойство по поводу социального и материального благополучия и ностальгии по семье отмечается у моряков в первый и последний месяцы рейса, т.е. в период профессиональной реадаптации и перед возвращением домой. Эти два рейсовых периода являются наиболее напряженными и опасными в плане психологической надежности и адаптации судового специалиста, т.к. велика вероятность психического срыва, либо развития аддиктивного поведения. Полученные результаты должны быть учтены особенно в формировании адаптационных возможностей судовых операторов с целью обеспечения их профессионального соответствия сложным видам операторской деятельности на флоте.

Выводы: Наличие наркоманов и алкоголиков в семье, как и злоупотребление алкоголем самими моряками, тесным образом связывается ими с потерей работы или вынужденной работой не по специальности. С этими же проблемами субъективно связывается изменение привычного образа жизни, переезды и разлука с близкими.

Наиболее актуальными обстоятельствами в жизни моряков являются переживания, связанные с трудоустройством, сроками и направлением рейса и вытекающие из этого сложные финансовые вопросы (в данных утверждений занимают верхние ранговые места - от 32% до 19% из числа всех опрошенных).

"Анкета жизненных событий" нуждается в ревалидизации на отечественной популяции моряков и замене прямых вопросов на косвенные.


Ключевые слова: Социологические исследования, анкета жизненных событий, факторный анализ.


Литература.

  1. Diagnostic and statistical manual of mental diseases. 3-d ed., rev. (DSM-III-R). - Washington: Am.Psychiat. Ass., 1987. – 115 p.

  2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозр.психиатрии и медицинской психологии. - 1992. - №2. - С.5-10.

  3. Бычихин А.П., Сидоров П.И., Калинин А.Г. Некоторые социально-гигиенические особенности злоупотребления алкоголем среди моряков // Здравоохранение Российской Федерации. - 1986. - №7. - С.26-33.

  4. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований. - Л.:Медицина, 1980. - 208с.

  5. Овчаров В.К. Основные тенденции формирования здоровья трудового потенциала России. // Медицина труда и промышленная экология. - 1998.- №7.- С. 1-8.

  6. Тестирование экипажей морских судов на наркотики и алкоголь. Морской арбитраж (Комментарии) // Морской транспорт. Сер. "Экономика и коммерческая работа на морском транспорте". - М.: Мортехинформреклама. - 1992. - Вып.9 (21)-10 (22). - С.1-33.

  7. Яцков Л.П. Факторы, способствующие развитию алкоголизма у лиц, работающих в условиях моря // Медико-социальные аспекты проблемы "Человек-Океан".:Тез.докл.науч.-практ.конф., посвященной 30-летию ВГМИ. - Владивосток, 1988. - С.25.


Summary.

T.V.Demidova

SOCIOLOGIC INVESTIGATIONS AND THEIR RESULTS IN THE WORKERS OF WATER TRANSPORT OF UKRAINE


The present article is devoted to the investigation of the life events role in formation of a seafarer’s adaptive possibilities. It has been revealed that the most important circumstances in seafarers’ life are the emotions connected with the order for a work, terms and directions of a sea voyage and complicated financial problems connected with the problems mentioned above.


КЛІНІЧНА ПРАКТИКА ТА ПРОФІЛАКТИЧНА МЕДИЦИНА


УДК 616.71:617-089:616-057


А.Н.Брехов, Г.Д.Олиниченко, А.Г.Пинега, А.А.Брехов

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ПОЯСНИЧНОГО ОСТЕОХОНДРОЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ МАЛОИНВАЗИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Крымский медицинский университет им.С.И.Георгиевского

Балаклавская городская больница №9 г. Севастополя


Введение. В настоящее время заболеваемость остеохондрозом позвоночника имеет неуклонную тенденцию к увеличению, причем в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства отчетливо выявлены определенные закономерности в структуре заболеваемости и уровнях поражения. Изучены неблагоприятные (повреждающие) специфические факторы, характерные для различных профессий в машиностроительной промышленности, угольной, металлургической, сельском хозяйстве и моряков дальнего плаванья [6,7,10,11].

Клиника травматологии и ортопедии Крымского медицинского университета, располагая определенным опытом хирургического лечения больных поясничным остеохондрозом с применением малоинвазивных и эндоскопических технологий (250 больных), в рамках программы внедрения данных методик в ортопедических клиниках городов АР Крым (2000-2001 гг), провела анализ консервативного и хирургического лечения больных тяжелыми формами поясничного остеохондроза среди работников предприятий морского транспорта г. Севастополя.

За основу тяжелых, терапевтически резистентных форм поясничного остеохондроза нами взяты критерии, предложенные М.Д.Благодатским, C.Т.Ветрилэ и Х.А.Мусалатовым [1,4,9].

Тяжелые, терапевтически резистентные формы:

резко выраженный болевой синдром, при котором, несмотря на проводимую терапию в течение 3-х недель, наблюдается нарастание клинических симптомов заболевания, включая симптомы выпадения;

выраженный болевой синдром, неподдающийся купированию современными комплексными методами (включая эпидуральные блокады) в течение 1-1,5 месяцев;

умеренно выраженный болевой корешковый синдром длительностью более 3-х месяцев;

наличие, помимо болевого синдрома, выраженной органической неврологической симптоматики;

поясничный остеохондроз, осложненный корешково-спинальной симптоматикой;

наличие данных КТ или МРТ, выявляющих патологический субстрат компрессионного вертебро-радикулярного конфликта.

Материал и методы. Под нашим наблюдением находилось 30 больных плавсостава предприятий морского транспорта Севастополя и Керчи с тяжелыми формами поясничного остеохондроза, десятерым из них проведена микрохирургическая дискэктомия, причем одному пациенту на двух уровнях. Возраст больных – от 34 до 60 лет. Всем больным проведен следующий комплекс обследования:

ортопедо-неврологический статус;

стандартная рентгенография в двух проекциях (при показаниях – функциональная рентгенография);

КТ или МРТ пояснично-кресцового отдела позвоночника.

Методика консервативного лечения. Курс терапии включал следующие средства и методы воздействия: ортопедический режим, ортезирование, аналгетики, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), миорелаксанты, сосудистую терапию, седативные препараты и транквилизаторы, физиотерапию противовоспалительного и трофического действия, вытяжение на наклонной плоскости, постизометрическую релаксацию, тонизирующий или релаксирующий массаж, мобилизацию и мануальную терапию, артикулярные и эпидуральные блокады с глюкокортикоидами.

Методика оперативного лечения [2,5,8,12,13]. При неэффективности консервативной терапии выполнялась микрохирургическая дискэктомия (проведено 11 оперативных вмешательств у 10 больных). В основу данной технологии легли методики W.Сaspar’s и R.Williams’s [12,13] с ассистирующим видеоэндоскопическим мониторингом. Оперативные вмешательства выполнялись инструментами фирмы «Аesculap» и «Karl Storz» для операций на позвоночнике. Использовались жесткие эндоскопы длиной 15 см и диаметром 4 мм с углом обзора операционного поля 30 и 70 градусов, видеосистема фирмы «DMT» и бинокулярная лупа с волоконным осветителем. Запись фрагментов хода операции производилась на видеомагнитафон с последующей компьютерной цифровой обработкой и при необходимости выходом на печать. Положение больных на операционном столе – коленно-грудное, наркоз – эндотрахеальный, доступ к междуговому промежутку обеспечивался двумя ранорасширителями Caspar’s. Жесткий эндоскоп размещался в операционной ране через отдельный прокол (портал) располагаясь между браншами механических ранорасширителей.

Оперативному вмешательству предшествовала тщательная лучевая компьютерная диагностика. Исследования проводились по стандартной программе на томографе “Somatom APT” (Simens). Нами выявлено более 20 КТ признаков, которые характеризуют структурно-функциональное состояние межпозвоночного диска, тел позвонков, дугоотростчатых суставов и позвоночного канала [3].

При выборе хирургической тактики и определении объема оперативного вмешательства на позвоночно-двигательном сегменте влияют следующие КТ признаки: локальное асимметричное выпячивание заднебоковых контуров диска, слияние контуров диска и корешкового нерва, краевые костные разрастания по заднему контуру тела позвонка, гиперплазия дугоотростчатых суставов, гипертрофия желтой связки, пространственная ориентация плоскости дугоотростчатых суставов, деформация дурального мешка, наличие секвестров в позвоночном канале, сагиттальный и латеральный стенозы позвоночного канала, площадь междугового промежутка и проекция на него плоскости диска[3].

По уровням поражения больные разделились следующим образом: L4-L5 – 6 больных, L5-S1 – 5 (у одного больного микрохирургическое оперативное вмешательство проведено на двух уровнях L4-L5 и L5-S1 с разных сторон).

Результаты и их обсуждение. В настоящее время хорошо известны неблагоприятные факторы судовой среды, воздействующие на позвоночник плавсостава в условиях длительного рейса – низкочастотная вибрация, гиподинамия и гипокинезия, качка, гидродинамические удары, гипо- и гипертермия, периодические интенсивные физические нагрузки при ремонте и погрузочных работах, нарушение режима дня (вахтенная работа) [7]. Все эти факторы приводят к хроническому стрессу и субпороговым травмам структурных элементов ПДС. На таком «стартовом» фоне при одномоментных, форсированных нагрузках структурно-функфиональные системы позвоночника оказываются не в состоянии противостоять компрессионным, сдвиговым и знакопеременным усилиям, что ведет к различным вариантам вертебро-радикулярного конфликта с соответствующими клиническими проявлениями.

Проведенный вышеуказанный интенсивный курс консервативной патогенетической терапии позволил добиться устойчивой ремиссии у 20 больных. В последующем достигнутый положительный результат был закреплён на этапе санаторно-курортного лечения («Черные воды», Сакский курорт). Важным лечебно-профилактическим мероприятием мы считаем беседу врача с больным на этапе реконвалисценции, который имеет желание вернуться к прежней профессиональной деятельности в пароходстве. Методологически этот вопрос помогает решать программа «школы спины» с предоставлением специальной литературы и видеоматериалов.

Намного сложнее обстоит вопрос с больными, нуждающимися в оперативном лечении. Прежде всего, это вопрос о показаниях к оперативному лечению. Анализ таких показателей как выраженность болевого синдрома, длительность и частота рецидивов радикулалгии, тяжесть неврологических дефицитов и отсутствие эффекта от серии эпидуральных блокад, а также вышеперечисленные признаки КТ или МРТ позволяют ставить показания к оперативному лечению (в данном случае малоинвазивной технологией). Психологические аспекты беседы с рассматриваемым контингентом больных имеет две стороны. С одной - больные готовы на любые манипуляции, которые помогут им вернуться к труду, а с другой - испытывают страх перед оперативным вмешательством, возможные осложнения которого могут привести к потере работы и специальности. Беседы информационного, разъясняющего и убеждающего содержания помогают утвердить стремление пациента к борьбе со своей болезнью и веру в успех хирургического лечения. В этом плане информация о характере малоинвазивного хирургического вмешательства помогает утвердить активную позицию на достижение положительного результата лечения и возвращения к прежней профессии. Немаловажным является приведение примеров положительных результатов хирургического лечения с применением малоинвазивных технологий у коллег по работе, которые после подобных операций уже вернулись к труду в море.

По своему профессиональному составу больные разделились следующим образом: 2 матроса, 1 электрик, 4 механика, 1 старший механик, 1 второй помощник и 1 первый помощник капитана. Проведенный анализ историй заболевания и клинико-рентгенологических проявлений показал следующее:

возраст больных 30-40 лет – 2 больных, 40-50 лет – 5 и 50-60 – 3 больных;

общая длительность заболевания 1 год – 3 больных, до 2х лет – нет, 3-5 лет – 3 и 5-10 лет – 4 больных.

причина последнего обострения – у всех больных физическая нагрузка (подъем тяжести в сочетании с поворотом туловища при погрузке и разгрузке судна, ремонте двигателя, физическая нагрузка в сочетании с переохлаждением в трюме и т.п.);

течение последнего обострения – прогрессирующее, длительностью 2 мес – 2 больных, 3 мес – 8;

локализация боли – у всех больных люмбоишиалгия с преобладанием ишиалгии;

интенсивность болевого синдрома – резко выраженная – 2 больных, выраженная – 6, умеренная – 2;

симптом Лассега - у всех больных резко положительный с угла менее 45 градусов, в том числе у 3-х отмечался перекрестный симптом;

сила сгибателей и разгибателей стопы – снижена у всех больных на соответствующей стороне до 3-4 баллов;

рефлексы – коленные симметричны – у 2 больных, снижены на соответствующей стороне – у 8; ахилловы – симметрично снижены у 2 больных, снижены на пораженной стороне – у 6, отсутствует – у 2х;

нарушение чувствительности – в дерматоме L5 и S1 у 4 больных, L5 – у 2, в дерматоме S1 у 4 больных;

мануальный анамнез – четверо из 10 больных на протяжении 1-2 лет получали контактные и рычаговые приёмы мануальной терапии (2-3 раза в год), причем у всех четверых последнее обострение связано с сеансом мануальной терапии;

клинический эффект от серии эпидуральных блокад – всем больным проведена серия эпидуральных блокад с дипроспаном (2-3 блокады), у трех больных клинически значимого эффекта не отмечалось, у семи отмечался умеренное снижение болевого синдрома с рецидивом через 1-1,5 месяца.

Таким образом, оценивая качественную и количественную стороны поражения корешковых нервов при вертебро-радикулярном конфликте можно сказать, что все больные относятся к группе с частичным нарушением нервной проводимости – радикулоневрит (радикулярные боли в сочетании с симптомами выпадения).

Всем больным выполнена микрохирургическая дискэктомия (МХД). В 8 случаях обнаружена парамедиальная грыжа диска, в 3 латеральная, в 7 наблюдениях отмечалась сублигаментарная экструзия, в 4х транслигаментарная с секвестрацией. В пяти наблюдениях вследствие выраженного рубцового периневрального фиброза и несоответствия локализации грыжи диска и междугового промежутка классическую МХД пришлось расширить за счет парциальной фасетэктомии и парциальных резекций смежных дуг. Послеоперационный период протекал без осложнений, ходить больные начинали с 2-5 суток в полужестком ортезе, без средств внешней опоры, из стационара выписывались на 11-13 сутки. За этот период больным проводилась медикаментозная, стимулирующая и восстановительная терапия, а также физиотерапия противовоспалительного и трофического действия. Через 1-1,5 месяца после операции все больные прошли курс реабилитации в восстановительных центрах, включая гидрокинезотерапию. Контрольный осмотр больных через 2,5-3 месяца показал, что болевой синдром купирован, отмечается регресс неврологической симптоматики, объём движений в поясничном отделе удовлетворительный, оснований для направления больных на МСЭК не было. Трудоспособность всех больных восстановлена. К основной, профессиональной работе оперированные больные вернулись в зависимости от производственной необходимости при отсутствии противопоказаний со стороны заболевания позвоночника.

Заключение. Неблагоприятные факторы судовой среды способствуют формированию тяжёлых форм поясничного остеохондроза. При затяжном, рецидивирующем варианте течения тяжелых, терапевтически резистентных форм поясничного остеохондроза у плавсостава необходимо на более ранних этапах проводить активные лечебно-диагностические мероприятия (КТ, МРТ и интенсивный курс консервативной терапии). Применение малоинвазивных и эндоскопических технологий позволяет устранить ведущий патоморфологический субстрат в пораженном ПДС без дополнительных повреждающих и дестабилизирующих резекционных приемов, что способствует проведению ранней и адекватной реабилитации моряков и предотвращает их инвалидизацию.


Ключевые слова : поясничный остеохондроз, малоинвазивное хирургическое лечение, плавсостав.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 медичні та екологічні проблеми приморських регіонів
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
Державне підприємство “Український науково-дослідний інститут медицини транспорту”
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
України, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница