Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года




НазваниеСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года
страница1/35
Дата20.02.2013
Размер3.86 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


УТВЕРЖДЕНА

приказом Минпромторга России

от ________ 2009 г. №


СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244.

Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в планах мер и комплексных мероприятиях нормативно-правового, экономического, научно-технического и организационного характера, в инновационных, региональных и бюджетных целевых программах,  в отдельных проектах.

Паспорт Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года приведен в Приложении 1 к настоящей Стратегии.

Стратегия:

- определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития легкой промышленности с учетом вызовов предстоящего периода, структурные изменения и пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс, восприимчивый к инновациям;

- обеспечивает согласованность действий государственных органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке легкой промышленности на государственном уровне по приоритетным направлениям развития отрасли;

- служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, стимулирования пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевоору-жению в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно-государственного партнерства.

При разработке Стратегии и мероприятий учтены:

- национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечение высоких темпов промышленного роста и создание потенциала для будущего развития российской экономики);

- предложения федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 20 июня 2008 года по вопросу подъема  экономики легкой промышленности, определения путей и способов повышения ее конкурентоспособности на рынке потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения;

- важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- предложения субъектов Российской Федерации, отраслевых НИИ, общественных организаций и объединений о необходимых мерах поддержки отрасли по приоритетным направлениям и проблемным вопросам;

- особенности легкой промышленности, как объекта предполагаемого воздействия и стартовые условия ее деятельности на современном этапе для определения целевых ориентиров ее развития на период до 2020 года.

Базой для разработки Стратегии послужили следующие документы и материалы:

- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурные преобразования в экономике, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

- сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов (июль 2009 года);

- основные направления развития легкой промышленности, одобренные участниками заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года (г. Иваново);

- региональные программы, концепции и кластеры развития легкой промышленности, официальные источники информации;

- методические рекомендации по разработке стратегий развития отраслей промышленности, разработанные Минэкономразвития России в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № МФ-П13-4480.

В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.

Для реализации Стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, важнейших инновационных проектов (далее – ВИП) и других инновационных проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.

Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:

- интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;

- совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.

В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году к уровню 2008 года в 3,1 раза и увеличения экспорта в 4,0 раза, объем которого в 2020 году составит порядка 3,0 млрд. долларов США.

Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспо-собность российских компаний, увеличить долю инновационной продукции, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50 процентов, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46 процентов объема производимой легкой промышленностью продукции. Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года. Она должна взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

II. МЕСТО И РОЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший много-профильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Отрасль содействует гармоничному развитию регионов, решению социальных вопросов (особенно в градообразующих населенных пунктах) - повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого бизнеса.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) легкая промышленность Российской Федерации по объемам продаж и уровню потребления продукции входит в состав ве­дущих мировых отраслей промышленного комплекса, опережая таких «монстров», как машино- и автомобилестроение, военно-промышленный комплекс, химическую промышлен­ность и другие. При этом объем потребления товаров легкой промышленности в мире растет более высокими темпа­ми, чем прирост населения Земли.

Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Для России до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходит в основном за счет импорта. В настоящее время ситуация меняется и можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в ведущих мировых странах). Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г. №Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема  экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции. Решение этих вопросов предусматривается осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства.

Выполнение поставленных вопросов своевременно и актуально (особенно в условиях глобального финансового кризиса), так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом и необходимостью улучшения сложившейся ситуации в легкой промышленности, предприятия которой сегодня обеспечивают своей продукцией почти четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны в продукции отрасли удовлетворяются всего лишь на 17-36 процентов, что противоречит законодательству о безопасности государства, согласно которому в объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 50 процентов. Доля отрасли в объеме промышленного производства Российской Федерации менее 1,0 процента (в 1991 году этот показатель был равен 11,9 процентов и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12 процентов).

Поэтому сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО. И это выполнимая задача. Технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции) способен вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребления из натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний. Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.

Предприятия отрасли производят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения.

Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40 процентов производимой продукции (рис.1).





Потребители продукции

- Население (индивидуальный покупатель)

- Силовые структуры и ведомства

Корпоративный сектор, отрасли экономики

(продукция промежуточного спроса)

- приоритетные национальные проекты

- технический текстиль

- Экспорт

Доля отрасли в ВВП России






1980-е годы

18-20процент...

Настоящее время -1,0процент...









Рис.1. Области применения и структура потребления продукции

легкой промышленности


Это ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи, ковры и ковровые изделия. С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть - конечный индивидуальный потребитель - задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. В связи с этим, целесообразно в перспективе сохранение пропорций по потребителям продукции отрасли. Это наиболее привлекательный сегмент как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.

Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты (4,3процента). Это не очень большая цифра с точки зрения максимизации прибыли отрасли. Однако это полностью управляемый государством сегмент рынка, так как обеспеченность российских силовых структур вещевым довольствием российского производства является одним из важнейших элементов сохранения национальной безопасности.

Корпоративный сектор и ряд отраслей экономики потребляют продукцию промежуточного спроса, которая используется ими в качестве материалов и компонентов в процессе производства -1,8 процентов, и в рамках реализации приоритетных национальных проектов - более 0,9 процентов. Несмотря на сравнительно небольшую долю, этот сегмент рынка играет важную роль в развитии экономики России, так как с одной стороны он создает спрос на сырьевые полуфабрикаты довольно высокого передела и, таким образом, способствует реализации целевых установок стратегий развития энергетической и химической отраслей промышленности и соответствующих программ в сельском хозяйстве. С другой – он является важным элементом обеспечения уже реализуемых стратегий развития в других отраслях экономики.

Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли -75 процентов, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На швейные изделия и изделия из меха приходится 30 процентов, на продукцию кожевенно-обувного производства около 25 процентов (рис.2).









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Похожие:

Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года
Цели и задачи Стратегии соответствуют проводимой политике государства в области инновационного и социально-экономического развития...
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconОтчет о деятельности Комитета тпп РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности в 2011 году
Комитет активно участвует в реализации государственной политики поддержки и развития текстильной и легкой промышленности страны,...
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconПлан мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года №
Разработка комплекса мер по развитию межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и легкой промышленности, включая...
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития легкой промышленности республики татарстан на период до 2015 года
Стратегия развития легкой промышленности Республики Татарстан на период до 2015 года (далее – Стратегия)
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития металлургической промышленности россии на период до 2020 года
Основные тенденции и прогнозные параметры развития металлургической промышленности
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconКонцепция развития легкой промышленности Волгоградской области на период до 2020 года Содержание
Взаимосвязь легкой промышленности Волгоградской области со смежными отраслями (приложение 1)
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconТорговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии
Анализ состояния внутреннего и внешнего рынков продукции легкой промышленности и перспективы их развития
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconI. Стратегические направления развития и анализ конкурентных преимуществ Сибири Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития регионов Сибири в 2010 2020 годах
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты...
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconДоклад директора Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли РФ с. А. Цыба: «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»
Сопредседателя Оргкомитета V московского международного конгресса и VII международной специализированной выставки, академика ран
Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития фармацевтической промышленности российской федерации на период до 2020 года
Цели и приоритеты государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница