Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ




Скачать 365.37 Kb.
НазваниеЭволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ
страница1/3
Дата20.02.2013
Размер365.37 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Короткова Мария Николаевна


ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Ф. ФУКУЯМЫ И С. ХАНТИНГТОНА: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ


Специальность 23.00.01 – теория и философия политики, история и методология политической науки


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук





Пермь – 2011

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Пермского государственного университета


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Рахшмир Павел Юхимович


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Черных Владимир Юрьевич


кандидат политических наук, доцент

Мартьянов Виктор Сергеевич


Ведущая организация Пермский государственный педагогический

университет


Защита состоится 22 июня 2011 года в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 004.018.01 при Институте философии и права УрО РАН по адресу: 620990, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии и права УрО РАН.


Автореферат разослан «______» мая 2011 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук, доцент Фадеичева М. А.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Сэмьюэла Хантингтона и Френсиса Фукуяму считают одними из самых известных политологов Соединенных Штатов. Оба – публичные интеллектуалы и эксперты, к их мнению прислушиваются практические политики самого высокого уровня. Самое же главное заключается в том, что они обрели известность благодаря концепциям, которые оказались парадигматическими с точки зрения интерпретации современного мирового развития.

Рождение концепций Фукуямы и Хантингтона обусловлено грандиозными потрясениями конца XX столетия. На рубеже 1980-1990-х годов рухнула социалистическая система в СССР и странах Центральной и Восточной Европы, а вместе с ней миропорядок, державшийся на противостоянии социалистических и капиталистических систем. Хотя на Западе звучало немало пророков, предвещавших такой исход, он стал явной неожиданностью для аналитиков. Обнадеженные перестройкой экономисты либерального толка были преисполнены оптимизма по поводу перспектив Советского Союза эпохи Горбачева. Даже наиболее искушенные советологи, в том числе самый авторитетный из них З. Бжезинский, не ожидали, что объект их исследований исчерпает себя так быстро.

Возникла острейшая необходимость в оперативном осмыслении не только того, почему это произошло, но и того, какие открываются новые перспективы мирового развития, с какими новыми вызовами придется столкнуться победителям в холодной войне. При всех атаках на Фукуяму и Хантингтона их подходы были концентрированным выражением тех ожиданий и опасений, которыми были охвачены не только академические круги, но и широкая общественность.

Именно этим, прежде всего, объясняется тот факт, что не очень известный до той поры даже политологическому сообществу американский ученый Ф. Фукуяма стал знаменитостью международного масштаба чуть ли не на другой день после появления его статьи «Конец истории?» в 1989 году1. Опираясь на гегелевское учение, Фукуяма подводил итог завершившейся эпохи и намечал ориентиры на будущее. Его статья была проникнута буквально брызжущим через край оптимизмом, предвещая неизбежный триумф либеральной демократии, призванной модернизировать весь мир2.

Концепция самого Фукуямы послужила вызовом, ответом на который стала концепция его коллеги и даже учителя С. Хантингтона. Важно отметить, что последний в свое время также отдал дань модернизационному подходу, рассматривая волны продвижения демократии. Но уже в начале 1990-х годов Хантингтон противопоставил модернизационному подходу Фукуямы цивилизационный.

Обе концепции не были, как это часто случается, простыми однодневками. Они прочно вошли в политологический и философско-политический дискурс. Их потенциал позволял им, не теряя основ, трансформироваться с учетом эволюции исторического процесса. Хотя оппоненты нередко ставили их концепции под сомнение в связи с теми или иными ситуационными изменениями, но, в конечном счете, они в течение примерно двух десятилетий сохранили жизнеспособность. При этом он вошли не только в профессиональный научный дискурс, но и в широкий обиход на уровне обыденного сознания.

Степень научной разработанности темы. Во-первых, анализ осложняется тем обстоятельством, что концепции Фукуямы и Хантингтона (подчас неявно) вошли в «ткань» современного политического повествования. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что оба ученых были публичными интеллектуалами и экспертами, поэтому огромное количество политических комментаторов из самых разнообразных СМИ, а также политики и общественные деятели всех уровней считали своим долгом откликнуться на публикации Фукуямы и Хантингтона. Между тем такое большое количество работ, посвященных взглядам незаурядных политических мыслителей, предполагает необходимость классификации и систематизации. Безусловно, для раскрытия всего многообразия реакций на творчество ученых, понадобилось бы отдельное историографическое исследование. Но поскольку это не является целью работы, то автор диссертации ограничивается тем, что определяет те узловые моменты и споры, анализ которых необходим для достижения поставленной в диссертации цели.

Основной массив реакций на творчество ученых состоит из рецензий на их публикации. Многие их них носят поверхностный характер. Однако, это не повод для их игнорирования, поскольку в них отражаются важные тенденции политической жизни, а также идеологические пристрастия авторов. Это само по себе является предметом собственно историографического исследования. Разнообразие публикаций (либералов и консерваторов правого толка, левых и ультраправых) отражают многообразие концепций Фукуямы и Хантингтона. Чрезвычайно важная, хотя и по объему значительно меньшая часть историографического массива – это основательные, глубоко аналитические статьи солидных изданий.

Важной специфической чертой историографии по исследуемой теме является отсутствие комплексных работ по творчеству Хантингтона и Фукуямы, их главных концепций в процессе эволюции, что еще раз подтверждает актуальность исследования. Вследствие вышесказанного, историография будет представлять собой своего рода кластеры из статей и рецензий, «спровоцированных» теми или иными трудами Фукуямы и Хантингтона, в центре внимания которых будут находиться вопросы эволюции их взглядов.

Ф. Фукуяма. «Конец истории и последний человек». Отечественные исследователи, как правило, видят в теории Фукуямы олицетворение идей Запада, оправдание западной экспансии (например, А. Г. Дугин, В. Баранов)1. Но есть и такие, которые всерьез интересуются ее философским аспектом (в частности, В. С. Малахов, Н. Серова)2.

Некоторые авторы (Ф. Фридберг, Т. Линдберг)3 пытаются найти взаимосвязь между «концом истории» и формированием внешней политики Соединенных Штатов. Другие, как Дж. Нагл и М. Гоув, выделяют вызовы, брошенные «концу истории»4. Третьи (Б. Пилбем и Ст. Хоффманн) концентрируют свое внимание на недостатках фукуямовской модели5.

«Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» и «Великий Разрыв». В центре внимания исследователей (Ф. Старка, Р. Герберта) оказался вклад политолога в коммунитаристские дебаты6. Нашумевшая книга Фукуямы сопоставлялась с двумя последующими. Впервые был поставлен вопрос об эволюции взглядов ученого по сравнению с «Концом истории» (Д. Вейгелем, Ф. Гордоном)7.

«Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции» (2002). Многие рецензенты обратили внимание на эволюцию взглядов ученого по сравнению с «Концом истории» - признание возможности начала новой, постчеловеческой фазы истории (Д. Бродерик, И. Инграм)1.

«Сильное государство: Управление и порядок в XXI веке» (2004). «Сильное государство…» (по мнению Дж. Гарзарелли и Б. Томассена) вернула Фукуяму к вопросам внешней политики: заставила задуматься о причинах неудач войны в Ираке, вновь поднять вопрос о правомерности распространения демократии и государственного строительства2. Вопросы эволюции исследователями практически не были затронуты.

Книга «Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие» (2006) вызвала целую серию откликов. Ожесточенные споры рецензентов вызвал вопрос принадлежности Фукуямы к неоконсерваторам. Многие из них согласились с версией самого политолога (в частности, А. Ливен и К. Андерсон)3. Большинство исследователей увидели в «реалистическом вильсонианстве» Фукуямы проявления либерального интернационализма4.

Практически все рецензенты (например, С. Холмс, Дж. Фонте) обратили внимание на эволюцию взглядов Фукуямы по сравнению с книгами «Конец истории…» и «Сильное государство…» (отметили отказ ученого от силовых методов решения проблем стран «исторического» мира, идею трудноосуществимости государственного строительства и распространения демократии и т.д.) 5.

С. Хантингтон. «Столкновение цивилизаций». Эта книга, как и «Конец истории…» Ф. Фукуямы, вызвала целую серию серьезных аналитических откликов. Неудивительно, что культурно-исторические аспекты концепции привлекли внимание большинства исследователей (например, Дж. Пила, Ст. Хоффманна)1. Но нашлись и такие, которые заинтересовались вопросом идеологической эволюции взглядов Хантингтона (Дж. Родригес и А. Вульф)2.

«Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности». В центре внимания исследователей оказались проблемы мультикультурализма и иммиграционной политики в Соединенных Штатах. Большинство западных политических комментаторов (например, К. Ламб, М. Линд) увидели в книге ученого проявление нейтивизма, расизма и пренебрежения к фактам3. Конечно, нашлись исследователи (в основном консервативные), которые разделили опасения Хантингтона по поводу возможного раскола американском общества и высоко оценили достоинства произведения (П. Скерри, Дж. Курт)4. К сожалению, практически незамеченной осталась эволюция взглядов Хантингтона по сравнению с предыдущими работами, например книгой «Третья волна. Демократизация в конце XX века».

Сравнение Ф. Фукуямы и С. Хантингтона. Большинство авторов противопоставляют концепции ученых: делают акцент на особенностях «Конца истории» и «Столкновения цивилизаций».­ Сторонники теории Ф. Фукуямы (в частности, Д. Грегг, Т. Милнер)­ аргументируют справедливость «конца истории» процессами модернизации, экономической взаимозависимостью5. Приверженцы теории Хантингтона (как, например, Дж. Толсон и Дж. Сакс) апеллируют к событиям 11 сентября, религиозным и этническим конфликтам, исламскому фундаментализму и откату демократической волны6.

Автор диссертации отмечает следующие «проблемные» места историографии по исследуемой теме. Во-первых, историографический обзор свидетельствует о том, что большинство авторов, пишущих о Хантингтоне и Фукуяме, интересуются, прежде всего, политическими, геополитическими, культурологическими, даже футурологическими аспектами их творчества. Между тем парадигматический характер их концепций побуждает обратить внимание на заложенное в них философско-политическое содержание. Во-вторых, чаще всего объектами сравнительного анализа становятся две первые (нашумевшие) книги Фукуямы и Хантингтона. При этом недостаточно учитываются последующие труды обоих авторов и произошедшая эволюция их концепций.

Объектом исследования являются концепции «конца истории» Ф. Фукуямы и «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, предметом исследования – эволюция названных концепций в сравнении друг с другом.

Цель исследования – раскрыть процесс эволюции концепций Фукуямы и Хантингтона в сопоставлении друг с другом. В соответствии с целью были поставлены следующие исследовательские задачи: 1) выделить основные положения философско-политических концепций Фукуямы и Хантингтона, идентифицировать их идеологические принципы; 2) выявить общие факторы эволюции концепций Фукуямы и Хантингтона; 3) провести сравнительный анализ основных положений философско-политических концепций Фукуямы и Хантингтона с учетом эволюции их взглядов, выявить общие черты и специфику; 4) оценить прогностический потенциал указанных концепций.

Теоретико-методологические основания исследования. Компаративный анализ работ С. Хантингтона и Ф. Фукуямы, как метод исследования, необходим для того, чтобы выделить общее и особенное в двух парадигматических подходах к современному мировому развитию. Он позволяет проанализировать генезис и эволюцию их философско-политических концепций; проследить взаимосвязь между изменением современного мира и эволюцией взглядов ученых.

Обстоятельство того, что их концепции рассматриваются в развитии, предполагает использование методов, присущих исторической науке. В диссертации также был использован концептологический подход (представленный работами отечественных ученых Т. А. Алексеевой, В. П. Макаренко). Этот подход предполагает, что функция политической философии заключается в интерпретации политических явлений. Идеология рассматривается в качестве систематизирующего начала для конструирования политического концепта1. Кроме того, в исследовании был учтен ценностный подход (представленный работами известного политического философа Л. Штрауса и отечественного философа Б. Г. Капустина). Этот подход, в свою очередь, предполагает, что политической философии присуща способность выносить «ценностные суждения»1.

Источниковая база исследования. Источниковую базу диссертации составляют произведения Ф. Фукуямы и С. Хантингтона: книги, статьи, интервью и письма.

Ф. Фукуяма. Все работы Фукуямы, так или иначе, возвращаются к проблематике «конца истории»: являются ответами ученого на вызовы времени, отражают эволюцию взглядов. Поэтому основой для классификации источников будут являться проблемы, с которыми столкнулась концепция «конца истории».

Во-первых, мы можем выделить ряд работ, посвященных «культурным» вызовам времени2. Во-вторых, ряд статей, в которых Фукуяма попытался осмыслить причины раскола в отношениях между Соединенными Штатами и Европой3. В-третьих, ответы на вызовы исламского фундаментализма и терроризма4. Например, статьи, посвященные событиям 11 сентября5.

Серьезным препятствием на пути «триумфа» либеральной демократии становится «слабое» государство. С этой темой тесно связаны вопросы государственного строительства, интервенции (способа решения проблем «слабых» государств)6, Иракской войны7 и отката демократической волны

С. Хантингтон. Книги, статьи и интервью ученого можно поделить на 4 группы. В первую очередь, автора диссертации интересуют работы, в которых Хантингтон предлагает цивилизационную модель международных отношений, – «Столкновение цивилизаций» и сопутствующие статьи8. К этой группе он также относит произведения, описывающие идеи и принципы новой внешней политики9. Не меньший интерес представляют работы, в которых Хантингтон отстаивает свой тезис о формировании мультицивилизационного мира1. Отдельно выделены статьи, посвященные событиям 11 сентября, Иракской войне, исламскому фундаментализму и терроризму2. И, наконец, в центре внимания диссертации находятся работы, касающиеся вопросов идентичности: в них особенно отчетливо просвечивает эволюция взглядов политолога3.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые концепции Фукуямы и Хантингтона анализируются на основе всего комплекса связанных с ними произведений, то есть в процессе эволюции их взглядов на протяжении двух десятилетий.

Структура работы, построенная по принципу «вызов-ответ», позволяет раскрыть динамику воззрений Фукуямы и Хантингтона; впервые выделить общие факторы и тенденции развития «конца истории» и «столкновения цивилизаций». Эволюционные срезы дают возможность по-новому взглянуть на политико-философское содержание их концепций, в частности, позволяют выделить ключевые идеи, оставшиеся неизменными на протяжении всей их деятельности.

Рассмотрение их эволюции от истоков до наших дней дает возможность говорить о существовании динамичной взаимосвязи между рассматриваемыми философско-политическими концепциями и модернизационным и цивилизационным подходам, а также взаимосвязи между ними и политическими идеологиями либерализма и консерватизма.

Основные положения, определяющие новизну исследования и выносимые на защиту:

1. Выявлено, что концепции Фукуямы и Хантингтона представляют собой два варианта политических философий, питающих современный либерализм (концепция «конца истории») и современный консерватизм (концепция «столкновения цивилизаций»).

2. Доказано, что существуют общие факторы эволюции концепций «конца истории» и «столкновения цивилизаций»: распад Советского Союза; полицентризм нового миропорядка; экономический рост и могущество стран третьего мира; национальные, религиозные и этнические войны.

3. Доказано, что различия концепций Фукуямы и Хантингтона в основном вытекают из разных подходов и идеологических позиций. Если их оценки политических режимов в принципе совпадают, то по такому важному философскому вопросу, как природа человека, они явно расходятся, обнажая либерально-прогрессистскую позицию Фукуямы и консервативно-пессимистическую Хантингтона.

4. Установлено, что общие черты «конца истории» и «столкновения цивилизаций» вытекают из структурной схожести концепций, их парадигматического характера и политико-философского ценностного подхода.

5. Выявлено, что существуют общие тенденции эволюции взглядов ученых. Это проявляется, в первую очередь, в отношении культуры. Фукуяма заявляет о важной роли культуры в экономическом и политическом развитии государств, Хантингтон выбирает культуру в качестве нового источника идентичности общества.

6. Доказано, что концепции Фукуямы и Хантингтона носят парадигматический характер, интерпретируя мировое развитие, исходя их модернизационного и цивилизационного подходов, которые, в свою очередь, обуславливают их высокий прогностический потенциал.

Апробация результатов исследования. Полученные в диссертации выводы нашли отражение в 5 научных публикациях, в том числе 1 в реферируемом издании по списку ВАК. Отдельные положения были представлены на межвузовской научной интернет-конференции «История. Общество. Молодежь» (январь-март 2009 года) в докладе «Россия в концепциях Ф. Фукуямы и С. Хантингтона»; межвузовской научной конференции «История. Общество. Молодежь» (январь 2010 года) в выступлении «Современный «конец истории». Основные положения были апробированы при чтении специального курса студентам Пермского государственного университета.

Теоретическая значимость и практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы: в исследованиях в области политической философии, политологии, философии и истории; в преподавания различных курсов в высших учебных заведениях, таких, например, как «Политология», «История и теория международных отношений», «Политическая философия» и др.

Структура работы. В соответствии с целью, поставленными задачами и выбранной методологией работа состоит из введения, 3 глав и заключения, списка использованной литературы, изложена на 171 страницах.

Для того чтобы сохранить целостные представления о взглядах обоих ученых, каждому посвящены отдельные главы. Это позволяет эффективнее проанализировать и глубже раскрыть их концепции в свете поставленных задач, в динамике их эволюции, а также наряду с объективными учесть субъективные, личностные факторы, что имеет особе значение, когда речь идет о крупных ученых и мыслителях. В третьей главе их взгляды сталкиваются в ходе сравнительного анализа, что позволяет выявить общее и особенное в обеих концепциях.

Библиография содержит 286 наименований, в том числе 192 источника на иностранных языках.

  1   2   3

Похожие:

Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconЭволюция категорий русского средневекового правосознания (философско-правовой анализ)
...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconТематика кср по курсу История зарубежной литературы ХХ века
Анализ художественного текста на выбор (с обращением к тексту оригинала). Компаративный анализ текстов разных авторов. Поиск типологических...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconКоваленко Б. В. Пирогов А. И. Политическая конфликтология
Ii. Эволюция философско-социологической и психологической рефлексии политического конфликта
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconПравославная аскеза ключ к новому видению человека
Духовная практика" и "отверзание чувств" как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи философско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconУроках литературы
...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconТемы курсовых работ по курсу “Менеджмент” Эволюция концепций менеджмента
...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» по философским и историческим наукам
В то же время такое соединение требует учета взаимосвязи философско-религиоведческого, философско-антропологического и философско-культурологического...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconИмперская либерально-консервативная и советская мобилизационная модели экономического развития: компаративный анализ
Англии, ни хозяйство Франции, которая ввозила из России накануне революции 1789 г около 1/5 импортируемых ею товаров1, ни ряд других...
Эволюция философско-политических концепций ф. Фукуямы и с. Хантингтона: компаративный анализ iconЖураковский Роман Эдуардович философско-антропологический анализ невроза оглавление

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница