Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке




Скачать 368.3 Kb.
НазваниеМетодические материалы по гуманитарно-правовой подготовке
страница1/3
Дата19.02.2013
Размер368.3 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3



ПРОЕКТ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


по гуманитарно-правовой подготовке


Тема № 5 (раздел 1) «Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Деятельность руководителей органов (подразделений) внутренних дел по подготовке к 65-летию со дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками»


(для руководящего состава)


Москва 2009


Автор методических материалов: Морозов Андрей Анатольевич, старший преподаватель Омской академии МВД России, кандидат исторических наук, майор милиции.


Методические материалы подготовлены в соответствии с Тематическим планом по гуманитарно-правовой подготовке сотрудников органов, подразделений и учреждений системы МВД России для руководящего состава органов внутренних дел, утвержденным ДКО МВД России от 18 декабря 2008 г. № 21/19/10867.


Методические материалы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры философии и политологии. Протокол от 16 февраля 2009 г. № 10.


I. Текст лекции


Цели занятия: формирование у сотрудников органов внутренних дел понимания всемирно-исторического значения победы советского народа над фашистской Германией, а также рассмотрение задач руководителей органов (подразделений) внутренних дел по подготовке к 65-летию со дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Время занятия: 2 часа.

Вид занятия: лекция.


План лекции

Введение

1. Попытки пересмотра истории Великой Отечественной войны: правда и ложь.

2. Роль СССР в разгроме фашистской Германии.

3. Основные направления работы руководителей органов (подразделений) внутренних дел по подготовке празднования 65-летия со дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Заключение


Введение. Поднимаемая в этой лекции тема не перестает быть актуальной вот уже более шестидесяти лет. В следующем, 2010 году, мы будем праздновать 65-летие великой Победы. Однако сегодня возникает необходимость защищать от искажений и забвения саму Победу. Возникает две серьезные проблемы. Во-первых, предпринимаются попытки принизить роль советского народа в борьбе с фашизмом. Во-вторых, молодое поколение имеет смутные представления о ходе и итогах войны, о чем свидетельствуют многочисленные опросы.

Национальная история – неприкосновенная святыня и подлинное достояние каждого государства, стремящегося к сохранению полноценного суверенитета и к укреплению своей роли на международной арене в грядущем столетии. Национальную историю, пожалуй, даже следует включить в число элементов национальной безопасности, т.к. именно она обеспечивает связь между поколениями и самоидентификацию граждан со страной, в которой они живут; она помогает молодым людям проходить политическую и общественную социализацию.

В постсоветский период в России, в бывших республиках Советского Союза и в странах Восточной Европы происходит пересмотр истории. В основе этого пересмотра лежат положения об агрессивной политике СССР, о тоталитарных методах управления советского руководства. Ставятся под сомнение любые достижения, имевшие место в советский период нашей истории. Все это вносит раскол в российское общество.

В этих условиях, самый тяжелый удар пришелся на историю Великой Отечественной войны. Ведь это не просто история победы Советского Союза над фашистской Германией, это базис, основа системы международных отношений, сложившейся после окончания Второй мировой войны. И пусть сегодня Ялтинская система претерпела многие объективные изменения, однако некоторые ее элементы остались, это, прежде всего – Организация Объединенных Наций и международный статус России, ставшей правопреемницей СССР – государства-победителя, основавшего ООН. Происходит мифологизация истории. В этих условиях необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить историческую правду о великой победе.

Президент Владимир Путин подписал указ «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Согласно этому документу, Российскому Оргкомитету «Победа» поручено разработать проект перечня основных мероприятий на 2007-2010 гг. Они должны способствовать повышению эффективности патриотического воспитания молодежи, воинов армии и флота. Подготовка к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов является одной из важных задач работы соответствующих подразделений МВД России.


1. Попытки пересмотра истории Великой Отечественной войны: правда и ложь. Пересмотр итогов на постсоветском пространстве наиболее четко проявляется в странах Прибалтики. Ежегодное чествование ветеранов «лесных братьев» в Литве и ветеранов СС в Эстонии закрепилось в знаковом отказе лидеров прибалтийских государств (Валдаса Адамкуса и Арнольда Рюйтеля) приехать на 60-летие Победы в Москву.

Достаточно вспомнить, что в ноябре 2003 года в эстонском городе Пярну был открыт памятник легионерам эстонской дивизии 'Ваффен СС', который эстонские власти трактуют как монумент «борцам за независимость Эстонии во Второй мировой войне». Планируется установление подобного памятника и в Таллинне. Недавно в Эстонии были проведены торжественные церемонии перезахоронения останков эсэсовцев, а также награждение орденами тех, кто с оружием в руках противостоял силам антигитлеровской коалиции. Так что «война с памятниками» – это лишь логическое завершение стратегии пересмотра итогов Второй мировой войны в данной стране.  

В период Великой Отечественной войны в Латвии и Эстонии были сформированы дивизии СС, воевавшие на советско-германском фронте. После занятия Литвы, Латвии и Эстонии Красной Армией на их территории развернулось активное антисоветское партизанское движение, которое было окончательно подавлено лишь к середине 50-х годов.

В Латвии муниципалитет города Риги разрешил 16 марта 2005 года в центре латвийской столицы провести шествие бывших легионеров СС. МИД Латвии, глава которого, Артис Пабрикс, заявил, что госпоже Вике-Фрейберге надо четко озвучить «позицию по поводу оккупации Латвии со стороны СССР в 1940 году». Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберге стала знаменита в России после слов:  «Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию».

Пересмотр итогов Второй мировой войны и на Украине проходит по нескольким направлениям. Покровительство официальных властей Украины ветеранам Второй мировой войны, воевавшим на стороне нацистской Германии, осуществляется не в формате нацбилдинга, предполагающего объединение нации после трагических событий. Наоборот, пересмотр событий Второй мировой войны на территории Украины не объединяет украинский этнос, как это происходит с народами Прибалтики, а разъединяет его. Украинские процессы значительно отличаются от попыток примирения «красных» и «белых». Канонизация Степана Бандеры сопровождается переформатированием образа России, как главного врага Украины. А идея вступления Украины в НАТО все больше и больше приобретает черты символического реванша сил, воевавших на стороне нацистской Германии.

Президент Украины В. Ющенко подписал указ «О всестороннем изучении и объективном освещении деятельности украинского освободительного движения и содействии процессу национального примирения». Согласно документу, ветераны ОУН-УПА признаются воюющей стороной во Второй мировой войне и будут уравнены в правах с ветеранами Советской армии. Такой  пересмотр итогов Второй мировой войны встречает активное сопротивление. Лидер парламентской фракции Коммунистической партии Украины (КПУ) Петр Симоненко обвинил президента Виктора Ющенко в «попытках пересмотреть итоги войны и возродить "бандеровщину"».

Заявление президента Украины о приравнивании на законодательном уровне членов ОУН-УПА к ветеранам Великой Отечественной войны, которое преподносится, как попытка консолидировать общество, вызвало возмущение не только в Украине. Еще живы люди, которые, возможно, были жертвами этих формирований. Украинская повстанческая армия «пришла вместе с фашизмом и фактически поддерживала этот режим, участвовала в карательных операциях, уничтожала мирных жителей», - так считает депутат Палаты представителей белорусского парламента Игорь Карпенко. Депутат убежден, что «если начнется изменение принципиальных договоренностей, достигнутых между странами антигитлеровской коалиции, то это ни к чему хорошему не приведет. Кроме того, пересмотр итогов Великой Отечественной войны может повлечь за собой возникновение военных конфликтов в совершенно новых формах».

По сути дела, главным агрессором пытаются признать Советский Союз, господство которого якобы привело к тяжелым последствиям для эстонского, латвийского, литовского, украинского народов. Соответственно, нацистская Германия предстает как чуть ли не освободительница перечисленных народов. Когда люди говорят об этом, они, очевидно, игнорируют реальные факты. В частности, «забывают» о плане «Ост». Его осуществление вряд ли могло принести благополучие и счастье этим народам.

Задачи практического осуществления колонизаторской политики германского фашизма на захваченных территориях Польши, Чехословакии и особенно Советского Союза получили свое концентрированное выражение в так называемом генеральном плане «Ост». Как комплексная программа освоения, колонизации и германизации «восточного пространства», эксплуатации его природных и экономических ресурсов, порабощения, онемечивания и частичного истребления населяющих его народов, этот план начал разрабатываться по личному указанию Гитлера уже в самом начале войны против СССР и в своем первоначальном виде был утвержден 15 июля 1941 года. Главными авторами плана были рейхсфюрер СС Гиммлер, который был назначен, в дополнение ко всем другим его постам, «имперским комиссаром по делам укрепления немецкой расы», а также подчиненные ему высокопоставленные руководители ряда управлений и служб СС и Главного управления имперской безопасности (РСХА). В разработку этого плана активно включился также весь многочисленный аппарат «восточного министерства» во главе с Розенбергом, на протяжении 1941-1943 годов генеральный план «Ост» многократно корректировался, расширялся и дополнялся. Хотя в виде цельного документа этот план до сих пор не обнаружен ни в бывших нацистских архивах, ни среди каких-либо других материалов германского рейха, попавших в руки держав-победительниц, его существование не вызывает сомнений. Свидетельством тому служат прямые ccылки на этот план, а также всевозможные предложения и рекомендации по его доработке, содержащиеся в найденных теперь документах, в том числе имеющих подпись самого Гиммлера. Содержание этих документов позволяет довольно точно реконструировать не только весь общий дух, но и конкретные детали плана, пускай даже в их менявшихся вариантах.

25 мая 1940 года Гиммлер подготовил для фюрера специальную записку об обращении с местным населением предполагаемых к захвату восточных территорий. В этой записке, среди прочего, говорилось: «Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры». Далее Гиммлер ставил задачу, чтобы уже в короткий срок на восточных территориях перестали существовать мелкие народности – в частности, живущие на Западе Прибалтики кашубы и западные пруссы.

Для ненемецкого населения восточных территорий, как настаивал в этом документе Гиммлер, не должно существовать высших школ, а вполне достаточно четырехклассной народной школы. Главное, чему должны учить там детей – простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, а также знать божественную заповедь о том, чтобы "повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным". Те родители, которые хотят дать детям хорошее образование, должны ходатайствовать об этом перед высшими органами СС и полиции.

Основная же масса населения восточных территорий, которая будет признана расово-неполноценной, должна, по замыслу Гиммлера, «представлять собой лишенную руководителей массу рабочей силы и поставлять Германии ежегодно сезонных рабочих и рабочую силу для использования на черновых работах» (на прокладывании дорог, в каменоломнях, на стройках).

Хотя в данном случае дело формально касалось захваченных территорий Чехословакии и Польши и речь еще не шла напрямую о народах СССР, в том числе прибалтийских республик, поскольку вопрос о нападении на СССР в то время только еще решался, из последующих документов высшего нацистского руководства видно, что все эти программные установки Гиммлера полностью распространялись и на них, а скорее, даже – в первую очередь именно на них.

В меморандуме от 2 апреля 1941 года «уполномоченного по централизованному решению проблем восточно-европейского пространства», каковым до назначения на пост руководителя «восточного министерства» являлся Розенберг, были сформулированы главные направления деятельности немецких оккупационных властей для каждого из 7 запланированных новых территориальных образований. В отношении Эстонии, Латвии и Литвы в этом документе говорилось: «Следует решить вопрос о том, не возложить ли на эти области особую задачу как на будущую территорию немецкого населения, призванную ассимилировать наиболее подходящие в расовом отношении местные элементы. Если такая цель будет поставлена, то к этим областям потребуется совершенно особое отношение в рамках общей задачи. Необходимо будет обеспечить отток значительных слоев интеллигенции, особенно латышской, в центральные русские области, затем приступить к заселению Прибалтики крупными массами немецких крестьян. Можно было бы, вероятно, использовать для этой цели большой контингент колонистов из числа немцев Поволжья, отсеяв предварительно нежелательные элементы. Но не исключено переселение в эти районы также датчан, норвежцев, голландцев, а после победоносного окончания войны и англичан, чтобы через одно или два поколения присоединить этот край, уже полностью онемеченный, к коренным землям Германии. В этом случае, видимо, нельзя было бы обойтись и без перемещения значительных по численности неполноценных групп населения Литвы за пределы Прибалтики».

Имеющиеся документы свидетельствуют о том, что в период, непосредственно предшествовавший нападению на СССР, вопрос о будущей судьбе Прибалтики служил темой особенно интенсивной проработки в руководящих кругах нацистской партии и государства, СС, разведывательных и контрразведыватёльных служб. Одним из таких документов является запись совещания Розенберга с руководителем военной контрразведки «Абвер» адмиралом Канарисом. 31 мая 1941 года. Розенберг просил Канариса оказать помощь в подборе руководящих кадров и управленческого персонала для будущих оккупационных администраций на территории СССР из числа агентов «Абвера». Канарис дал соответствующее обещание, заявив, что такие люди у него найдутся, прежде всего, среди эстонцев.

Нацистские планы ускоренной колонизации Прибалтики, ее экономической эксплуатации, онемечивания одной части жителей прибалтийских республик и выдворения другой в целях заселения этих территорий немцами получили вполне официальное, директивное воплощение уже в первых инструкциях Розенберга для назначенного рейхскомиссаром «Остланд» высокопоставленного нацистского чиновника Х.Лозе. В свете всего выше сказанного становиться очевидным, что в планы нацистского руководства не входило обеспечение счастливого будущего прибалтийским народам и, тем более, украинскому народу.

Сохранившиеся документы нацистов в отношении их планов на период после окончательной победы, пишет немецкий журналист, писатель, публицист Джиордано Ральф, не оставляют сомнений в том, что после процедур отбора согласно «списку немецкого народа» (Deutsche Volksliste) и разделения на оценочные группы, кроме меньшинств, признанных «расово ценными», народы огромного оккупированного пространства от Архангельска на севере до Астрахани на юге европейской части Советского Союза были бы либо полностью истреблены, либо депортированы через Урал в Западную Сибирь и там предоставлены своей судьбе. Здесь нам и открываются подлинные масштабы второго, нееврейского, другого холокоста, реализация которого целиком и полностью зависела от дальнейшего хода войны. И теория, и практика генерального плана «Ост» не оставляют сомнения в апокалипсическом видении будущего, которое существовало в головах руководителей рейха.  

В пропорции к численности населения наибольшее количество жертв во время войны понесли поляки. Однако в абсолютном значении сильнее всех пострадали народы Советского Союза – погибло 27 миллионов человек – гражданских лиц, военнопленных, павших в боях. На востоке, возникает машина уничтожения, доселе невиданная в мировой истории, – мобильные эскадроны смерти так называемых групп специального назначения (в количестве четырех - A, B, G и D), которые были рассеяны с севера на юг по всему огромному восточному фронту. Подразделенные на команды специального назначения, они поставляют так называемые Сообщения о событиях в центр, в Главное управление имперской безопасности в Берлине, подробные отчеты о том, сколько человек, где и когда уничтожены – по самым осторожным оценкам, полтора миллиона человек.

Преступления нацизма были осуждены мировым сообществом, деяния фашистов приводят в ужас людей, которые узнают о них. Очевидно, что фашистские завоеватели представляли прямую угрозу многим народам. Они погубили миллионы ни в чем неповинных людей: расстреляли, повесили, сожгли в печах, отравили в газовых камерах, забили до смерти, уморили голодом… Только список этих преступлений займет тысячи страниц. И попытка реабилитировать нацистский режим не может не вызывать справедливого возмущения.

  1   2   3

Похожие:

Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические материалы по гуманитарно-правовой подготовке Тема №5, раздел 4
Тема №5, раздел 4: «Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Страницы доблести. О мужестве...
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconУчебно-методические материалы по подготовке и организации
Учебно-методические материалы предназначены для подготовки студентов специальности «Менеджмент организации» к семинарским занятиям...
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические рекомендации и подготовительные материалы по подготовке выпускников 9-х классов к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы
Методические рекомендации и подготовительные материалы по подготовке выпускников 9-х классов к государственной (итоговой) аттестации...
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические указания по подготовке и написанию квалификационной работы 36 > 1 Общие положения 36 Порядок подготовки дипломной работы 37
Методические материалы для государственного итогового междисциплинарного экзамена 4
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические материалы по подготовке и представлению (презентации) инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых по направлению «Нанобиотехнология»

Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconНазвание сайта
Контрольно-измерительные материалы, открытый сегмент фбтз, методические письма, издания, рекомендованные при подготовке к егэ
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические рекомендации по написанию разделов 40 > 2 Требования к оформлению работы 42 > Научный руководитель и его задачи 47 > Методические материалы по рецензированию дипломной работы 48
Методические материалы для государственного итогового междисциплинарного экзамена 7
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические материалы по морально-психологической подготовке
Тема №14, 14, 14 Причины и условия возникновения конфликтов в служебных коллективах органов внутренних дел и пути их разрешения
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconМетодические материалы для работы консультационных пунктов по подготовке к егэ по информатике 2010 г. Калинушкина О. Н. методист по информатике и икт
Планирование работы консультационного пункта по подготовке к егэ по информатике и икт 2010 г
Методические материалы по гуманитарно-правовой подготовке iconДополнительные учебно–методические материалы
Учебная литература, учебные курсы, лекции и методические материалы, переводимые в цифровые форматы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница