Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия




Скачать 83.65 Kb.
НазваниеНаправления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия
Дата19.02.2013
Размер83.65 Kb.
ТипДокументы
УДК 519.711


Н.В.ВОЛКОВА

N.V.VOLKOVA


НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДСИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АСУ ПРЕДПРИЯТИЯ


THE AREA OF DECISION SUPPORT SYSTEM USAGE IN STAFF CONTROL SYSTEM FOR ACS OF ENTERPRISE


В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные анализу использования СППР в системе управления персоналом, входящей в состав функциональной части АСУ предприятия. Рассматриваются задачи, решаемые данным классом подсистем.

This paper discusses the analysis of decision support system usage in staff control system included into the functional part of ACS of enterprise. The tasks solved by the given class of subsystems are considered here.

Ключевые слова: система поддержки принятия решений, управление персоналом, трудовые ресурсы.

Keywords: decision support system, staff control, work forces.


В настоящее время любое предприятие заинтересовано в управляемости и эффективности развития своего производства. Информация о состоянии предприятия – во всех ее аспектах и составляющих – должна быть как можно более достоверной, прозрачной и оперативной. Несмотря на то, что необходимость внедрения автоматизированных систем управления персоналом в основном определяется целями и задачами производства, каждое предприятие расставляет свои приоритеты выбора и внедрения подобного рода управленческих систем.

Первые попытки использования автоматизированных систем управления персоналом предпринимались со второй половины 90-х годов. Как правило, это были достаточно простые локальные решения с ограниченным набором возможностей, рассчитанные на автоматизацию части задач и вопросов кадровой службы. Подобного рода системы могли использоваться в течение определенного, достаточно непродолжительного, периода времени, затем изменялись задачи, появлялись новые требования к автоматизации, и системы либо прекращали функционировать, либо продолжали независимо существовать в отдельном подразделении, решая ограниченный набор задач. Однако эти первые попытки помогли сформулировать требования к автоматизированным системам управления персоналом, определить понимание того, что создаваемый в данной области программный продукт должен быть комплексным и соответствовать потребностям не только отдела кадров, но и предприятия в целом [1].

Главная причина разработки более совершенной автоматизированной системы управления персоналом связана с появлением качественно нового подхода к информационным технологиям работы с трудовыми ресурсами. На производстве появилась необходимость в наличии реального механизма, который мог бы оказывать содействие в решении возникающих проблем. Принятие решения о внедрении автоматизированной системы управления персоналом происходит на уровне руководящего звена предприятия. Основной фактор, способствующий успешности внедрения подобного рода систем, - это заинтересованность руководства, его осведомленность в проблемах внедрения, апробирования и эксплуатации системы HR (Human Resources)-службами предприятия. HR-службы представляют собой совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия, призванные управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики [2].

Выбор автоматизированной системы управления персоналом – сложная задача, которая зависит от ряда факторов социального и производственного значения, и решение которой направлено на обеспечение производства «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов сотрудников на производстве и соответствующего стимулирования положительных и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.

На сегодняшний день остается нерешенной проблема оценки эффективности систем управления. Данные системы, как правило, выбираются под задачи предприятия в целом, и HR-служба выстраивает свою работу, исходя из возможностей данной системы с учетом перспектив и целей развития производства. Сложность состоит в том, чтобы точно определить реальность этих перспектив и, соответственно, приобрести автоматизированную систему управления персоналом, возможности которой могут быть максимально использованы в процессе развития предприятия. Однако, несмотря на сложность анализа совокупности факторов, влияющих на выбор системы, необходимо учитывать и решать текущие задачи управления персоналом, связанные с личностно ориентированным подходом работы с каждым сотрудником. Стандартная автоматизированная система управления персоналом может успешно решить проблемы очень малого круга задач – только если предприятие имеет незначительное количество сотрудников. С целью улучшения эффективности решений реальных задач управленческого характера, в автоматизированные системы управления персоналом внедряют различного рода системы поддержки принятия решений (СППР), предназначенные для реагирования на текущую ситуацию, посредством анализа большого количества информации из разных источников [3].

С точки зрения технологии функционирования СППР в составе подсистемы управления персоналом решает три основных проблемы:

- получение и передача информации об управляемом объекте;

- переработка этой информации в соответствии с заданной целью;

- выдача управляющего воздействия на данный объект управления.

На техническом уровне различают СППР предприятия вцелом, подключенные к большим хранилищам информации и обслуживающие несколько подразделений предприятия, и настольные СППР, представляющие собой небольшие системы, не требующие распределенного хранения или обработки данных. По мере развития производства, упорядочивания структуры организации и налаживания внутрипроизводственных связей, проблема разработки и внедрения СППР становится особенно актуальной. Основная задача СППР – предоставить инструмент для выполнения углубленного анализа данных. Выделяют три класса задач анализа, решаемые в рамках СППР:

- информационно-поисковый, в рамках которого система осуществляет поиск необходимых данных в соответствии с заранее определенными запросами. Этот класс задач решается построением систем информационно-поискового анализа на базе реляционных систем управления базами данных (СУБД) и статических запросов с использованием языка SQL;

- оперативно-аналитический, в рамках которого система производит группировку и обобщение данных в любом виде, необходимом аналитикам и специалистам кадровой службы предприятия. Причем, в этом случае невозможно предсказать необходимые аналитику запросы. Этот класс задач решается построением систем оперативного анализа с использованием технологии оперативной аналитической обработки данных (OLAP), использующую концепцию многомерного анализа данных;

- интеллектуальный, в рамках которого система осуществляет поиск функциональных и логических закономерностей в накопленных данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные закономерности и/или с определенной вероятностью прогнозируют развитие некоторых процессов [4].

Для СППР, решающих любой выделенный класс задач, функции предварительной обработки и хранения данных на основе информации из системы управления предприятием (или базы данных предприятия), а также информации из сторонних источников, сформулированы в виде концепции хранилища данных (ХД). В основе данной концепции лежит идея разделения данных, используемых для оперативной обработки и для решения задач анализа, что позволяет интегрировать информацию, отражающую разные точки зрения на одну предметную область.

На сегодняшний день накоплен обширный опыт разработки и внедрения специализированных структур данных и создания СППР на основе СУБД разных типов, среди которых основное предпочтение отдается промышленным СУБД, ориентированным на создание информационных систем (ИС), оперирующих большими объемами информации с повышенным требованием к безопасности (например, Oracle, MS SQL Server). За формирование аналитических запросов к данным и представление результатов их выполнения в СППР отвечают подсистемы анализа, выбор которых осуществляется в зависимости от того, в каком виде и на каких аппаратных и программных платформах размещена структура данных системы.

Концепция СППР включает целый ряд средств, объединенных общей целью – способствовать принятию рациональных и эффективных управленческих решений для различных задач, возникающих в ходе работы предприятия. В рамках автоматизированных систем управления персоналом внедрение подобного рода систем позволяет производить анализ большого количества разнородной и слабоструктурированной информации, прогнозировать динамику развития производства, осуществлять оценку потенциала трудовых ресурсов предприятия с целью повышения качества социальных и трудовых показателей, характеризующих каждого сотрудника.

СППР, в зависимости от данных, с которыми они работают разделяют на:

- оперативные, предназначенные для немедленного реагирования на текущую ситуацию;

- стратегические, основанные на анализе большого количества информации из разных источников с привлечением сведений, содержащихся в системах, аккумулирующих опыт решения проблем.

СППР первого типа получили название информационных систем руководства (ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, адекватно отражающие в режиме реального времени все аспекты производственного цикла предприятия. Для данного вида систем характерно то, что они ориентированы на конкретный вид деятельности предприятия (хозяйство, финансы, управление ресурсами и прочее), и предоставляют отчеты, базирующиеся на стандартных для предприятия запросах. СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые формируют результаты (выводы) на основе агрегированных данных, что придает системе черты искусственного интеллекта. Такие системы создаются только в том случае, если четко определена структура производства и имеются основания для обобщения и анализа не только данных, но и процессов их обработки. Если ИСР является развитием системы оперативного управления производственными процессами, то СППР – это механизм развития производства, включающего в себя некоторую часть управляющей информации системы, обширную систему внешних связей предприятия, а также технологические и кадровые процессы развития производства.

Важно, чтобы внедрение СППР в автоматизированную систему управления персоналом формировало положительное восприятие не только у руководства, использующего аналитические инструменты для принятия решений, но и у сотрудников, пользующихся определенным спектром возможностей системы, среди которых важную роль играет возможность просмотра перечня, имеющихся у каждого сотрудника социальных и трудовых гарантий, выделенных на основании анализа предоставленных документов и законодательных актов в сфере социального и трудового обеспечения. Это можно осуществить, введя в систему управления первичную информацию о сотрудниках (личные данные, перечень имеющихся документов социального и трудового характера). Таким образом, за счет использования СППР по управлению трудовыми ресурсами и анализа первичной информации о сотрудниках на основании законодательной базы РФ становится возможным определить совокупность личных показателей, характеризующих каждого сотрудника предприятия, что необходимо учитывать всем заинтересованным подразделениям, занимающимся процессами управления персоналом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марин, Л.Ф. Технологии создания автоматизированных систем о населении [Текст] / Л.Ф. Марин, Е.В. Бойченко – М.: Издательство «Проспект», 2006. – 400 с.

2. Бойченко, Е.В. Методология автоматизации проектирования элементов АС ГРН [Текст]: Е.В. Бойченко, А.В. Михеев - Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, 2001 год. – 372с.

3. Чекинов, Г.П. Применение ситуационного управления в информационной поддержке принятия решений при проектировании организационно-технических систем [Текст] / Г.П. Чекинов, А.Л. Куляница, В.В. Бондаренко // Информационные технологии в проектировании и производстве. - № 2, 2003.

4. Система поддержки принятия решений в человеко-машинных системах управления. Труды Института проблем управления РАН им. В.А.Трапезникова [Текст]. Том VIII. - М.: ИПУРАН, 2000г. - с. 46-59.


Волкова Наталья Вячеславовна

ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г.Орел

Аспирант кафедры «ЭВТиИБ»

Тел.: +7(4862) 40-96-14

E-mail: ns1986@yandex.ru

Похожие:

Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconСистема поддержки принятия решений для управления железнодорожным грузовым фронтом в транспортном подразделении промышленного предприятия
Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по основам анализа и синтеза производственных...
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconУчебно-тематический план программы профессиональной переподготовки
Решения в системе управления. Понятие управленческого решения. Типология управленческих решений. Роль и место принятия решений в...
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconИнтегрированные системы поддержки принятия решений в многоуровневых асу непрерывными технологическими процессами
Специальность 05. 13. 06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconЭлементы теории принятия решений и решение практических задач
Представлены результаты исследования возможности использования элементов теории принятия решений (тпр) в различных областях, таких...
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconМосковский энергетический институт
Специфика принятия решений в условиях определенности, риска, неопределенности. Основные направления исследований. Классификация методов...
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconОценивание ситуации в задачах принятия решений
Целью работы является повышение достоверности оценивания ситуации для поддержки принятия решений сложных задач
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconЛекция №10: «Интеллектуальные системы принятия решений и управления в условиях конфликта»
Рассмотрена классификация интеллектуальных систем принятия решений и управления, новые результаты в их исследовании и приводятся...
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия icon3 Эконометрические методы принятия решений в контроллинге Эконометрика в контроллинге
Недаром специалисты по контроллингу большое внимание уделяют проблемам создания, развития и применения компьютерных систем поддержки...
Направления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия iconОсобенности управления персоналом в учреждениях правоохранительной системы
В статье дается представление о системе управления персоналом конкретного государственного учреждения, характеристика и специфика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница