Реферат Культура Египта, Индии и Китая




Скачать 141.87 Kb.
НазваниеРеферат Культура Египта, Индии и Китая
Дата18.02.2013
Размер141.87 Kb.
ТипРеферат
Реферат

Культура Египта, Индии и Китая


Содержание

стр.

1. Культура Древнего Египта 3

2. Культура Древней Индии 5

3. Культура Древнего Китая 6

Список литературы 12


1. Культура Древнего Египта

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид - пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146 м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.

Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу.

В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть.

В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.

Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр.

Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.


2. Культура Древней Индии

Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в 3 веке до н.э. Ее центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки, гравюры); их дивительным достижением была система водопровода и канализации, которых не было ни у одной их других древних культур. Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную письменность.

Яркой особенностью культуры Хараппы был ее необычный консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских мест не изменялось, а новые дома строились на местах старых. Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди них выделяются основные - брахманизм и его формы индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла в эпоху “Ригведи” - большого собрания религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после так называемого “великого переселения народов”.

В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения Северной Индии. В эпоху “Ригведи” начал складываться индийский феномен - кастовая система. Впервые были теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского общества на четыре основные “варны”: жрецы, воины, простолюдины-земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и поведения людей каждой варны. Согласно с этим, законным считался брак лишь в пределах одной варны. Результатом таких отношений между людьми стало следующее разделение варн на еще большее количество мелких каст. Формирование каст - это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. Олимп в индуизме символизирует троица Брахма, Вишну и Шива, которая представляет космические силы творения, сбережения и уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам жрецов и выступавшего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с учением буддизма, миссия жизни человека есть достижение нирваны.

Ислам ярко отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего, мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической системой, но главное их верование опиралось на концепцию “сгруппированного братства”, которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту веру. Вся индийская литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли религиозное разделение света, включены в брахманизм, джайнизм, индуизм и буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории культуры Индии, а и мировой философии и науке. С ними тесно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской науки - математики, астрономии, медицины и природоведения. Известно, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для нее религиозными и философскими системами.

Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре, культуре и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими колоссальными размерами.

Восприятие света через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства ощущается и влияние искусства и других древне восточных цивилизаций. Это объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.


3. Культура Древнего Китая

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Ее столицей стал город Шан, давший название стране и правящей династии царей. Позже ее завоевали другие китайские племена, назвав новое царство Чжоу. Впоследствии оно распалось на пять независимых княжеств. Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас, спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Также был изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткатства.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа "Пи", открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт. Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной и Великим каналом. Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла многих результатов. В Древнем Китае. впервые была написана “Фармакология”, впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.

Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о “жизненной энергии”. На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система “ушу”, давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны “кунг-фу”.

Своеобразность духовной культуры Древнего Китая в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как “китайские церемонии”.

Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги, культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став абстрактными божествами-символами, например Небо.

Наиболее важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство - этико-политическое учение философа-идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на “высших” и “низших” и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

Главной силой, противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм.

Легисты, будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и авторитет которой должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство делало ставку на мораль и древние традиции, тогда как легизм ставил на первое место административный регламент.

Под влиянием характерных для древне китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и вся его классическая литература.

Уже в наиболее раннем поэтическом сборнике, знаменитой “Книге песен”, которая создавалась продолжительное время на основе народных песен, священных напевов и древних гимнов, воспеваются подвиги предков.

Во 2-3 веках в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру, это проявилось в литературе, образном искусстве и, особенно, в характере.

Буддизм просуществовал в Китае прочти 2 тысячелетия, заметно изменился в процессе приспособления к специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с конфуцианским прагматизмом в Китае возник чань-буддизм, который впоследствии распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее трансформации буддизма проявились в своеобразном китайском искусстве, которое как нигде в мире опиралось на традиции.

Китайцы так и не приняли вид индийского Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с храмами. Значительную роль в китайской культуре сыграл и даосизм, с которым связано развитие науки и техники Древнего Китая. Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл “Великий шелковый путь”, по которому совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами, что повлияло на китайскую культуру.


4. Эллинская культура

Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям - мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох - от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма - обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях - детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Архаический период

В истории Древней Греции 8-6 в. до н. э. характеризуются большими переменами в хозяйственной деятельности, социальной жизни, культуре. Одним из наибольших приобретений культуры Архаического периода есть произведения Гомера “Илиада” и “Одиссея”. В 7-6 вв. до н. э. возникла греческая лирика, одним из первых лирических поэтов считается Архилох. В первой половине 6 в. до н. э. на острове Лесбос творила Сапфо, творчество которой было вершиной лирики Древней Греции.

В 8-6 в. в Древней Греции происходил подъем образотворческого искусства и арактеры. В 7 в. до н. э. появляются постройки из камня. Главным образом это храмы. В процессе формирования арактеры возникают 3 основных направления:

Дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм);

Ионический (легкость, стройность, декоративность);

Коринфский (утонченность). Храмы архаического периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре архаического периода основное место занимает изображение человека. Греческие художники пытаются овладеть правильным построением тела человека, научиться передавать движение.

Живопись, главным образом, известна нам с вазовых росписей.

В 6 в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры.

В конце 6 века возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окружающем мире были основой для развития философии.

Основателем милецкой философской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из которой все возникает и в которую все превращается. За первооснову также считали “апейрон”, неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегреческий философ и математик Пифагор основал философскую школу в Южной Италии. По его философии мир состоит из количественных закономерностей, которые можно вычислить.

Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда количественных закономерностей в мире.

Идеалистическая линия в философии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской философской школой. Победа над Персией дала Греции полную власть в Средиземноморье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей культуры.

Классический период

В классический период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название “трагедия” (“песнь козлов”). Известными драматургами этого периода были Эсхил (“Закованный Прометей”), Софокл (“Антигона” и “Царь Эдип”), Еврипид (“Медея”, “Электра”).

Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди философских проблем в классическом периоде на первый план выдвигается понимание сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах.

Древнегреческие софисты учили, что “человек является мерой всех вещей”, а сущность вещей зависит от их связи с человеком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании “идей”. Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют философы. Аристотель сделал свой вклад в философию, природоведение, историю, литературу, государственное право, основы формальной логики.

Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегреческий лекарь Гиппократ.

Греческое искусство в классический период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера “Дорифор”, юноша с копьем. В 4 веке до н. э. греческая скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей характера человека.

В 5 веке до н. э. - время перелома в греческой живописи, перехода к объемному изображению. Чертой греческой культуры является состязательность. Греческий агон - борьба, состязание - олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм

Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Египта назван эллинским. Для него характерно расширение взаимосвязей и взаимовлияний греческой и восточной культур. Лишившись полисной ограниченность, греческая культура впитывала в себя восточные элементы. Эти изменения нашли свое проявление в религии, философии, литературе. Возникли новые философских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура (последователь Демокрита).

В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих государств содействовали развитию арактеры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома.

В области скульптуры в этот период существовало 3 школы:

1. Родосская школа (драматизм). Скульптурные группы “Лаокоон” и “Фарнезский бык”;
2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме;

3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Древней Греции.


Список литературы

1. Е. А. Ильина, М. Е. Буров. Культурология. Учебный курс (учебно-методический комплекс);

2. О. С. Борисов, Н. О. Свечникова Культурология.  СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 483 с.


Похожие:

Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д., 1997. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Марковой. М., 1998
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая icon1. правовые памятники
Общественный и государственный строй стран Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии, Древнего Китая. Дискуссия об «азиатском»...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconРеферат по предмету «Культурология» на тему: «Культура Древней Индии»
В индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра,...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconОбразовательная программа «культура индии»
Целью изучения дисциплины специализации «Традиция бхакти в Индии» является формирование понимания сущности, компонентов и различных...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconДревняя македония: история, язык, культура
Балкан до Египта, а оттуда до Индии. В сегодняшней лекции мы подробно рассмотрим историю древней Македонии – той территории, которая...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconМинистерство образования российской федерации философи я учебник для технических направлений и специальностей вузов 2 0 0 1г
Философия древней Индии и Китая. II философия древней Индии
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconРеферат Тема: Культура Древнего Востока
Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до iii—V вв н э., т е до того...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconПрограмма включает сведения по истории Первобытного Общества, Передней Азии, Египта, Индии, Китая, Греции и Рима
В данном случае компьютерная задача по истории – это не форма проверки знаний, а увлекательная форма их приобретения. В поисках ответа...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconОбразовательная программа «культура индии»
Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших...
Реферат Культура Египта, Индии и Китая iconPrese. Dokumentācija. Informācija
Тинъю, Чэнь. Китайская каллиграфия / Чень Тинъю; перевод Нина Демидо [и др.]. – [Пекин] : Межконтинентальное издательство Китая,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница