Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми»




Скачать 84.19 Kb.
НазваниеУрока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми»
Дата15.09.2012
Размер84.19 Kb.
ТипУрок
Модуль. Обратная связь


План занятия

  1. Цель занятия

  2. Пример урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе

взаимоотношений со взрослыми»

  1. Пример урока на тему: «Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками»

  2. Пример урока на тему: «Взаимоотношения подростка и общества. Правовая ответственность несовершеннолетних»

  3. Задание по теме: «Здоровый образ жизни в системе антитеррористического воспитания»

  4. Задание по теме: «Уголовная ответственность за террористическую деятельность»


Цель занятия

Спроектировать урок на заданную тему:

«Здоровый образ жизни в системе антитеррористического воспитания»

«Уголовная ответственность за террористическую деятельность»


Пример урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе

взаимоотношений со взрослыми»


Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в большом значении для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.


Изучаемые вопросы

1. Подростковый период — период возрастного кризиса.

2. Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.

3. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями.


Рекомендации по изложению учебного материала

1. Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уро-

вень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового «чувства взрослости». В подростковом возрасте происходят процессы биологического созревания организма и социального взросления.

2. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период неизбежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.

3. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.

Правила слушания:

• старайтесь не прерывать собеседника;

• дайте собеседнику время высказаться;

• избегайте поспешных выводов;

• спокойнее реагируйте на высказывания;

• не отвлекайтесь;

• ищите истинный смысл сказанных слов;

• следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;

• старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи

собеседника.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и

уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).


Контрольные вопросы

1. Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?

2. Какими критериями определяется социальная зрелость человека?

3. Какую роль играют семья и родители в социальном развитии подростка?

4. Какие взаимоотношения с родителями наиболее эффективно способствуют социальному развитию подростка?


Домашнее задание

1. Изучите § 6.4 учебника.

2. Определите основные направления работы над собой, чтобы избегать ненужных конфликтов с родителями и другими взрослыми.


Пример урока на тему: «Формирование личности во взаимоотношениях

со сверстниками»

Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте.


Изучаемые вопросы

1. Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте.

2. Конфликтные ситуации в подростковой среде и пути их разрешения.

3. Определение способностей к общению.


Рекомендации по изложению учебного материала

1. Обратить внимание учащихся, что подростковый возраст — это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных. Вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

2. Проанализировать возможные причины возникновения конфликта и пути разрешения конфликтной ситуации. Можно рассмотреть три подхода к разрешению конфликтной ситуации: «атака», «уход» и «компромисс». В случае атаки необходимо повернуться лицом к проблеме, проанализировать ее детально и определить эффективный ход действий. Если этот вариант не удался и в отношениях ничего не меняется, следует рассмотреть вариант ухода («бегства»). Третий подход — «компромисс», т. е. пересмотр ситуации, сложившейся между конфликтующими сторонами. Уважающие себя люди свободно идут на компромиссы, однако в принципиальных вопросах компромиссы неприемлемы.

3. В заключение урока целесообразно предложить учащимся тест для оценки способностей к общению (см.: Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов. —М. : Просвещение, 2007).


Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет общение со сверстниками в становлении личности человека?

2. Какую роль вы отводите родителям при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками?

3. Какие качества вы считаете наиболее привлекательными в коллективе сверстников для установления более тесного общения с ними?


Домашнее задание

Изучите § 6.5 учебника.


Пример урока на тему: «Взаимоотношения подростка и общества. Правовая ответственность несовершеннолетних»


Урок Взаимоотношения подростка и общества.

Правовая ответственность несовершеннолетних


Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение в необходимости знать правовые нормы человека и гражданина РФ и соблюдать их в повседневной жизни. Проанализировать основные причины правонарушений, совершаемых в подростковом возрасте; разобрать с учащимися отдельные положения Уголовного кодекса РФ, предусматривающие уголовную ответственность несовершеннолетних.


Изучаемые вопросы

1. Необходимость правовых знаний в подростковом возрасте.

2. Основные причины правонарушений, совершаемых подростками.

3. Ответственность несовершеннолетних.


Рекомендации по изложению учебного материала

1. Основная идея урока должна состоять в том, чтобы учащиеся поняли, что в подростковом возрасте не просто увеличивается объем знаний, но и расширяется умственный кругозор человека. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенный смысл и направление. Поэтому подростку необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества. Эти знания позволят каждому избежать правонарушений, которые совершаются случайно, «за компанию», и не стать преступником.

2. Обратить внимание учащихся на то, что многие правонарушения подростки совершают из-за незнания правовых норм. Изучение совершенных подростками правонарушений показывает, что в большинстве случаев эти поступки явились следствием притязаний молодых людей на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться признания со стороны взрослых. Иногда минутный порыв становится причиной преступления, которое потом меняет всю дальнейшую жизнь молодого человека. Особое место занимают преступления, совершаемые подростками против половой неприкосновенности (изнасилования).

3. Целесообразно обсудить с обучаемыми отдельные положения Уголовного кодекса РФ, в которых предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних.

В заключение урока необходимо обобщить, что преступное поведение для большинства подростков случайно, ситуативно. Подростки, совершившие преступление, не смогли оценить возможные последствия своих поступков.


Контрольные вопросы

1. Какую роль играют правовые знания в профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними?

2. Какие наиболее вероятные причины приводят к правонарушениям, совершаемым несовершеннолетними?

3. В каком возрасте человек считается несовершеннолетним?


Домашнее задание

Изучите § 6.7 учебника.


Задание по теме: «Здоровый образ жизни в системе антитеррористического воспитания»


Подобрать и подготовить материал для проектирования уроков на тему:

«Здоровый образ жизни в системе антитеррористического воспитания»


Цель урока: Сформировать у обучаемых убеждения в том, что соблюдение норм здорового образа жизни несовместимо с террористической деятельностью, а формирование индивидуальной системы здорового образа жизни — надежная защита от вовлечения в террористическую деятельность.


Вопросы, предлагаемые для изучения

1. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

2. Здоровый образ жизни и безопасности жизнедеятельности.

3. Здоровый образ жизни и профилактика вовлечения в террористическую деятельность.


Необходимо разработать и представить свои методические рекомендации по наиболее эффективному, на ваш взгляд, изложению учебного материала на данных уроках, а также контрольные вопросы, в том числе тестовый контроль и домашнее задание.


Задание по теме: «Уголовная ответственность за террористическую деятельность»


Подобрать и подготовить материал для проектирования уроков на тему:

«Уголовная ответственность за террористическую деятельность»


Цель урока: Разъяснить учащимся содержание статей Уголовного кодекса РФ, в которых предусмотрены уголовное наказание за террористическую деятельность, сформировать у них убеждение в неизбежности наступления наказания за участие в террористической деятельности.


Вопросы, предлагаемые для изучения

1. Ответственность за участие в террористической деятельности (статьи: 205 — терроризм и 206 — захват заложников).

2. Уголовная ответственность за заведомо ложные сообщения об акте терроризма (ст. 207).

3. Уголовная ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208).


Необходимо разработать и представить свои методические рекомендации по наиболее эффективному, на ваш взгляд, изложению учебного материала на данных уроках, а также контрольные вопросы, в том числе тестовый контроль и домашнее задание.

Похожие:

Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconКруг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения
Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconДоклад на тему: «Гармоничные отношения с родителями как один из факторов нормального развития личности подростка»
«Гармоничные отношения с родителями как один из факторов нормального развития личности подростка»
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconЛитература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории
Цель: Формирование у обучающихся понятия значимости роли народа и личности в историческом процессе
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconТема реферата: «Формирование личности в процессе социализации»
Люди задаются вопросом, в чем же проблема формирования личности, на этот вопрос я и попытаюсь ответить
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconПотребность общества в творческой образованной личности
Развитие творческой активности и формирование приемов самоорганизации личности учащегося в процессе обучения
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconКонкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
«Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconРазработка урока на тему «Личная гигиена полости рта и уход за зубами»
Цель урока – формирование знаний в области профилактики и лечения заболеваний полости рта
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconКурсовая работа «Формирование культуры взаимоотношений у детей в старшем дошкольном возрасте»
Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconДом счастья (классный час для учащихся начальной школы)
Задачи: воспитание нравственно здоровой и духовной личности в счастливой и крепкой семье; формирование доброго отношения к родным,...
Урока на тему: «Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми» iconЧто такое «психологическая готовность к школе»?
Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница