Е. В. Афонасин Ответственный секретарь




НазваниеЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
страница1/31
Дата18.04.2013
Размер2.56 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Σ Χ Ο Λ Η


Философское антиковедение

и классическая традиция


Том II


Выпуск 1


2008


ΣΧΟΛΗ

Философское антиковедение

и классическая традиция


Издается «Центром изучения древней философии

и классической традиции»


Главный редактор

Е. В. Афонасин

Ответственный секретарь

А. С. Афонасина

Редакционная коллегия

Леонидас Баргелиотис (Афины–Олимпия), И. В. Берестов (Новосибирск),

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб (Санкт-Петербург), А. И. Щетников (Новосибирск)

Редакционный совет

С. С. Аванесов (Томск), Габор Бетег (Будапешт), Леван Гигинейшвили (Тбилиси), В. С. Диев (Новосибирск), Джон Рист (Кембридж), Теун Тилеман (Утрехт), В. В. Целищев (Новосибирск), С. П. Шевцов (Одесса),

Мостафа Юнеси (Тегеран)


Учредители журнала: Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН

Основан в марте 2007 г. Периодичность – два раза в год

Данный выпуск подготовлен благодаря финансовой помощи

Института «Открытое общество» (Будапешт)


Адрес редакции

Новосибирск-90, а/я 127, 630090, Россия


Тексты принимаются в электронном виде

по адресу: afonasin@post.nsu.ru


Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/


ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)


@ Центр изучения древней философии

и классической традиции, 2008



Σ Χ Ο Λ Η


Ancient Philosophy and

the Classical Tradition


Volume II


Issue 1


2008


ΣΧΟΛΗ

A Journal of the Centre for Ancient Philosophy

and the Classical Tradition


Editor-in-Chief

Eugene V. Afonasin


Executive Secretary

Anna S. Afonasina


Editorial Board

Leonidas Bargeliotes (Athens–Ancient Olympia), Igor V. Berestov (Novosibirsk),

Vasily P. Goran (Novosibirsk), John Dillon (Dublin), Svetlana V. Mesyats (Moscow), Eugene V. Orlov (Novosibirsk), Vadim B. Prozorov (Moscow), Andrei I. Schetnikov (Novosibirsk), Alexey V. Tzyb (St. Petersburg), Marina N. Wolf (Novosibirsk)


Advisory Committee

Sergey S. Avanesov (Tomsk), Gábor Beteg (Budapest), Levan Gigineishvili

(Tbilisi), Vladimir S. Diev (Novosibirsk), John Rist (Cambridge), Sergey P. Shevtsov (Odessa), Teun Tieleman (Utrecht), Vitaly V. Tselitschev (Novosibirsk),

Mostafa Younesie (Teheran)


Established at Novosibirsk State University and the Institute of Philosophy

and Law of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences


The journal is published twice a year since March 2007


Preparation of this volume is supported by

The “Open Society Institute” (Budapest)


The address for correspondence

Novosibirsk-90, P. Box 127, 630090, Russia


E-mail address: afonasin@post.nsu.ru


On-line version: www.nsu.ru/classics/schole/



ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)

@ The Center for Ancient Philosophy and

the Classical Tradition, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА


Первый выпуск второго тома журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» в определенном смысле подводит итоги нашей работы в течение первого года существования международного семинара «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», который проходит в Новосибирском Академгородке при поддержке Программы повышения качества образования Института «Открытое общество» (Будапешт). В 2007 / 2008 гг. прошло две больших школы, а также было организовано несколько однодневных семинаров и встреч 1.

Выпуск открывает новая статья Джона Диллона (Тринити колледж, Дублин), в которой исследуется монистическая и дуалистическая тенденции в платонизме до Плотина. Автор намеренно избегает выражений «средний платонизм» и «средние платоники» 2, предпочитая термин более определенный в хронологическом плане. Статья Диллона посвящена интересной странице в истории приключения идей. В ней прослеживается путь, проделанный метафизикой платонического толка от «умеренного монизма» Платона и Древней Академии через дуализм Плутарха и Нумения к монистической позиции Плотина.

Три следующих статьи этого выпуска связаны с различными аспектами античной науки. В работе Е. В. Орлова (Институт философии и права СО РАН) рассматриваются основные составляющие аналитики Аристотеля, такие как научный поиск, построение дока­зыва­ющего сил­логизма, применение универсального знания к частным случа­ям. В контексте рассмотрения научного поиска особое внимание уде­ляется семанти­ке Аристотеля.

В рамках разрабатываемой группой новосибирских и московских исследователей теории «социальных эстафет» Л. С. Сычева (Новосибирский университет) рассматривает появление литературных теорий в работах философов Древней Греции в качестве индикатора становления рефлексии по поводу художественного творчества, что означает возникновение мощного механизма сохранения накопленного опыта и существенно изменяет характер последующей литературной деятельности.

А. И. Щетников (Центр образовательных проектов ΣΙΓΜΑ) изучает алгоритм разворачивания всех числовых отношений из отношения равенства, условно названный им «алгоритмом Никомаха», иллюстрирует его соответствующими текстами и схемами, и высказывает гипотезу о том, что этот алгоритм мог быть математической основой для «идеальных чисел» Платона. Кроме того, автор предполагает, что еще одна возможная отсылка к лекции Платона «О благе» могла содержаться в «Платонике» Эратосфена, сохранившегося в фрагментарной форме у Теона Смирнского.

Далее в выпуске публикуется «Руководство по гармонике» Никомаха Геразского, также в переводе А. И. Щетникова 3.

Ушедший 2007 г. стал annus mirabilis для поклонников корпуса сочинений, надписанных именем Дионисия Ареопагита: в течение года появилось три основательных исследования философских истоков Дионисийского корпуса, и в ближайшее время ожидается третий том гёттингенского критического издания Corpus Dionysiacum Areopagiticum, содержащий схолии Иоанна Скитопольского к трактату «О божественных именах» 4. Мы решили причаститься к этому пиршеству ума и в данном выпуске публикуем два библиографических обзора, посвященных Дионисийскому корпусу, оба подготовлены автором этих строк. В первом обзоре кратко рассматриваются недавние работы, посвященные проблеме неоплатонических источников корпуса. Эта тема будет продолжена в следующем выпуске. Во втором обзоре дается очерк славянской традиции бытования корпуса. Этот текст публикуется на английском, так как, насколько мне известно, до настоящего времени не выходило ни одной обобщающей работы по этой теме на английском языке. Обзоры дополнены краткой библиографией. Кроме того, в выпуске публикуется статья Вл. Иткина о судьбе одного фрагмента корпуса («Видение Карпа о двух грешниках») в древнерусской рукописной традиции.

В разделе Дискуссии читатель найдет материалы круглого стола, посвященного проблеме происхождения и сущности гностицизма, который состоялся летом 2007 г. в рамках первой сессии семинара «Преподавая античность». В моем выступлении сопоставляются свидетельства ересиологов о загадочной секте «гностиков» и предпринимается попытка оценить их достоверность с точки зрения последующей истории гностицизма. Особое внимание уделяется одному месту из «Стромат» Климента Александрийского (Strom. III 29, 1–2 St), которое до настоящего времени не рассматривалось в этом контексте. А. А. Каменских сосредоточился на анализе аутентичного гностического текста, «Евангелия истины», входящего в состав коптской гностической библиотеки. За выступлениями следует запись дискуссии и избранная библиография.

Несомненно, представления о счастье и, в особенности, изменения в этих представлениях могут многое сказать об эволюции фундаментальных человеческих ценностей в тот или иной исторический пе­риод. Панос Елиопулос (Афинский университет) исследует античное понятие εὐδαιμονία в различных культурных контекстах, сопоставляя представления о счастье у Сёрена Кьеркегора и Григория Нисского. Публикуемая статья основана на выступлении, впервые прозвучавшем пару лет назад на первом двуязычном семинаре «Центра античной философии и культуры» в Древней Олимпии.

Таковы материалы, публикуемые в данном выпуске. Как и ранее, мы приглашаем к сотрудничеству заинтересованных исследователей классической традиции в различных ее аспектах. Заявки на участие в мероприятиях Центра, информация о которых регулярно публикуется на нашей странице в Интернете, в семинаре «Преподавая античность», а также материалы для публикации в следующих выпусках журнала просим присылать по электронной почте: afonasin@post.nsu.ru


Е. А.

11 июня 2008 г.

Академгородок

EDITORIAL


The first issue of the second volume of the journal contains seven original articles as well as further translations of classical texts, discussions, bibliographical outlines, and reviews. These materials are prepared by the participants of the international interdisciplinary seminar “Teaching Classics. Fundamental Values in the Changing World”, organized by the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition (Akademgorodok, Novosibirsk region, Russia) and supported by the Open Society Institute, Budapest. 5

The volume opens with an article by John Dillon (Trinity College, Dublin) on “Monist and Dualist Tendencies in Platonism before Plotinus” in a Russian translation. In the original version of the article the author summarizes its content as follows: “The Platonism that Plotinus inherits – setting aside Ammonius Saccas, of whom we know all too little – is by the later second century distinctly dualist in tendency, and is able, especially in the case of Plutarch, to quote Plato to its purpose. Plato himself, though, I would maintain, is, despite appearances to the contrary, what one might term a ‘modified monist’. That is to say, he fully recognizes the degree of imperfection and evil in the world, and holds it to be ineradicable, but he does not in the last resort believe in a positive countervailing force to the Good or the One. What we have is simply a negative force, whether Indefinite Dyad, disorderly World-Soul, or Receptacle, which is an inevitable condition of their being a world at all, but which, as a side-effect of introducing diversity, generates various sorts of imperfection. It is this scenario that justifies his follower Hermodorus in declaring that Plato recognizes only a single first principle, and it to this sort of monism – if anything, in a more pronounced form – that Plotinus returns”.

Three consequent studies deal with various aspects of ancient science. Eugene V. Orlov of the Institute of philosophy and law, Novosibirsk, discusses the basic elements of analysis in Aristotle, including the stages of scientific inquiry, the composition of a valid syllogisms, and applying universal knowledge thus gained to particular inferences.

Ludmila S. Sychova of Novosibirsk State University considers the earliest ancient theories of literature, esp. these by Plato and Aristotle, in the framework of the sociology of sciences. She argues that these theories initiated the process of accumulation of knowledge and shows how they have considerably changed the character of all consequent artistic creativity and literary activity.

Andrej I. Schetnikov (ΣΙΓΜΑ: The Centre for Educational Projects, Novosibirsk), on the basis of testimonies by Nicomachus of Gerasa, Theon of Smyrna and other later authors, reconstructs an algorithm of developing all the numerals (provisionally called the ‘algorithm of Nicomachus’) and demonstrates how this algorithm could be found in the background of the so-called Plato’s ideal numbers. Besides, he suggests that the Platonicus by Erathosthenes, preserved in a fragmentary form by Theon, could be used as a supplementary source for reconstructing the content of the famous lecture of Plato On the Good.

An annotated translation of the Manual of Harmonics by Nicomachus of Gerasa (the first century A. D.), also prepared by Andrej Schetnikov, supplements his recent translation of the Introduction to Arithmetic by this famous Neopythagorean philosopher 6. This short treatise, important for the history of ancient mathematics and musical theory, is translated into Russian for the first time.

Year 2006 / 2007 was an annus mirabilis for all lovers of Pseudo-Dionysius. Three important studies, dedicated to the Dionysian corpus and its philosophical sources have been published almost simultaneously, and a long-awaited third volume of the critical edition of the Corpus Dionysiacum Areopagiticum, containing the Scholia of John of Scythopolis to the Divine Names, should have appeared in 2007/2008 7. Fully recognizing importance of these advances in scholarship we decided to outline them in two bibliographic summaries, dedicated, respectively, to the Dionysian corpus and the classical tradition and Dionysius the Areopagite in the context of Byzantine–Slavonic literary relations. The former outline is in Russian and it will be continued in the next issue (this time focused in the Christian sources of Pseudo-Dionysius), while the latter is prepared in English, since, to the best of my knowledge, no detailed outline of this subject is available in English so far. The outlines are supple­mented with a short bibliography and enhanced by an article by Vladimir Itkin (a former curator of the Department of Manuscripts, State Public Library in Science and Technology, Novosibirsk) 8 on a fragment of the corpus, “A vision of St. Carpus about two sinners”, transmitted independently in the Russian literary tradition.

A discussion on the origins and nature of Gnosticism, conducted in the framework of the interdisciplinary seminar “Teaching Classics” in August 2007, is quite relevant to the general subject of our project which is a study of fundamental values in the changing world. The period concerned is very interesting in this respect, since in the second century A. D. the Mediterranean world underwent a profound change in ethical attitude towards the kosmos and human society, and the change is especially well reflected in one of the most controversial intellectual movement of the Late Antiquity, the so-called Gnostic tradition. Although attempts to draw a coherent picture of Gnosis which have been undertaken so far have yielded no satisfactory result, the basic patterns of thought, commonly labeled as ‘Gnostic’, are reasonably well known. Taken in the broadest sense of the word, Gnosticism is a specific world attitude. In the framework of Judeo-Christian world-view the Gnostics contemplated the world affairs from a global prospective, put them in the context of world history and developed a specific form of eschatology. The discussion opens with my paper, entitled “Lernaean Hydra and the Problem of the Origin of Gnosticism”, and a presentation by Alexey Kamenskikh on the Evangelium Veritatis. In my paper I have undertaken to interpret selected historical evidence, which can throw the light upon the development of this quite diverse and controversial tradition, including a passage from the Stromateis of Clement of Alexandria (Strom. III 29, 1–2 St), which, surprisingly enough, was not previously treated in this context.

Undoubtedly, happiness has always been considered one of the most important goals of human life, and the attitude to happiness and especially a change in this attitude in a given culture or a social strata, or in a specific period of time helps to understand the process, determining the evolution of other fundamental values. In this issue the ancient concept of εὐδαιμονία is treated by Panos Eliopoulos (University of Athens) in two different cultural contexts. He compares the attitudes to happiness taken by two Christian philosophers, separated by a very wide margin of space and time, Gregory of Nyssa and Søren Kierkegaard.


Е. А.

June 11, 2008

Akademgorodok

СТАТЬИ


МОНИСТИЧЕСКАЯ И ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИИ

В ПЛАТОНИЗМЕ ДО ПЛОТИНА 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЗам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А. Муравьев (ответственный секретарь), В. П. Наумов Рецензе н т ы
А. И. 'Зевелев, jj В. Е. Идлерицкий| (зам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconКонкурса подготовила: Чазова Светлана Анатольевна ответственный секретарь цкк, кандидат педагогических наук
Чазова Светлана Анатольевна – ответственный секретарь цкк, кандидат педагогических наук
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconМ. Ю. Ледванов Ответственный секретарь
Кожокару А. Ф., Юров С. С
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconИсследование психологической готов­
Ответственный за выпуск проф. Ю. А. Гагин Секретарь В. И. Дворецкая Компьютерный набор и верстка А. В. Малинин
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconДемографические исследования выпуск четырнадцатый историческая демография москва
И. А. Данилова, М. Б. Денисенко, В. В. Елизаров, И. А. Троицкая (ответственный секретарь)
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconФгоу спо «кхмт» положение
Состав приемной комиссии, ее председатель, ответственный секретарь назначаются директором техникума
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница