Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31»




Скачать 254.21 Kb.
НазваниеРабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31»
страница1/3
Дата18.02.2013
Размер254.21 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КУРГАНА «ГИМНАЗИЯ № 31»



Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 28.08.2009 г.

Утверждаю

Директор гимназии

/Л.С. Александрова/

31.08.2009 г.



Рабочая программа

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

для 9 класса

на 2009 – 2010 учебный год


2009 год

г. Курган


Разработчик программы:

Фефелова Елена Владимировна,

учитель истории МОУ города Кургана «Гимназия № 31»,

Первая квалификационная категория


Рецензент:

Смирнова Галина Михайловна,

учитель истории МОУ города Кургана «Гимназия № 31»,

Заслуженный учитель РФ, высшая квалификационная категория


Пояснительная записка.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
        К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

        Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

    • создание условий для развития личности ребенка;

    • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

    • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    • профилактику асоциального поведения;

    • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

    • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

    • укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Целью спецкурса «История русской культуры» является выявление характерных черт и особенностей культуры Руси IX-XIX века, влияния поворотных пунктов в ее истории (с учетом принятия христианства в восточном варианте, монголо-татарского ига, возникновения Московского государства, утверждение самодержавия, раскола в русской церкви, преобразований Петра I, эпохи просвещения Екатерины II, вариативности культурных направлений XIX века).

Задача учебного курса:

Сводится к приобретению минимума теоретических знаний о функциях и основных тенденциях развития русской культуры, оказанию им помощи для ориентации в сложном мире ее символов.

Место курса. Курс «История русской культуры» носит интегративный характер и соответствует образовательным стандартам.

Количество часов: 34.

Требования к уровню освоения курса.

Ученик должен знать:

- истоки, процесс формирования, основные особенности и смыслы русской средневековой культуры, ее взаимосвязи с мировой культурой

- о современном содержании понятий «культурная система», «культурный диалог», «культурная коммуникация», «традиционная культура», «культура личностного типа», «культурная политика», «культурный взрыв»;

- об общих закономерностях историко-культурного процесса и особенностях функционирования русской культуры в XVIII–первой половине XIX вв.;

Ученик должен уметь:

- логически связывать различные отрасли русской культуры с общими историческими закономерностями развития России

- анализировать и интерпретировать источниковый материал и исследовательскую литературу, касающуюся русской культуры

Ученик должен владеть:

- навыками комплексного изучения различных областей культуры (науки, техники и образования, общественной мысли и литературы, искусства и пр.)

Результатом изучения курса «История русской культуры» является итоговая работа учащегося- реферат по одному из памятников культуры Руси (по выбору). Обязательные требования к реферату сводятся к:

  1. к обоснованию темы, выбора именно данного памятника;

  2. анализу прочитанной литературы по теме реферата;

  3. выявлению заказчика, исполнителя заказа, времени создания памятника, его функционального назначения и т.д.

Примерный перечень тем рефератов:

        1. Архитектура домонгольской Руси

        2. Жанры древнерусской литературы.

        3. Ювелирное ремесло в Древней Руси.

        4. Литературные памятники Древней Руси.

        5. Псковская школа архитектуры.

        6. Творчество Феофана Грека.

        7. Искусство изготовления иконы.

        8. Берестяные грамоты – памятники письменности средневековой Руси.

        9. Место А. Рублева в русской культуре средневековой Руси.

        10. Новгородская архитектура XIV-XV вв.

        11. Архитектура московской школы.

        12. Памятники архитектуры XVI века.

        13. Решения Стоглавого собора 1551 г. о способах написания икон.

        14. Оружейная палата как центр художественной культуры XVII века.

        15. Место Дионисия в изобразительном искусстве Руси.

        16. Изобразительное искусство XVII века.

        17. Литература XVIII века.

        18. Развитие просвещения в XVIII веке.

        19. Развитие техники письма (X-XVIII вв.)

        20. Архитектура XVII века.

        21. Начало книгопечатания. Развитие книжной культуры (XVI-XVII вв.)

        22. Живопись XVII века.

        23. Монастыри как центры культуры Руси.

        24. Церковная реформа Петра I.

        25. Календарная реформа Петра I.

        26. Петровские ассамблеи.

        27. Французский и английский парки: общее и особенное.

        28. Школы петровской эпохи.

        29. Изменение образа жизни русского дворянина в петровскую эпоху.

        30. История русской усадьбы.

        31. Кунсткамера и ее «сибирские коллекции».

        32. Женское образование в России XVIII в.

        33. Народное образование в екатерининскую эпоху.

        34. Сватовство, брак и развод в русском быту.

        35. История русского масонства (XVIII- первая полов. XIX в.)

        36. Университетские уставы Александра I и Николая I.


Тематическое планирование




Название темы

Кол-во часов



Культура Древней Руси

10



Русская культура XVI-XVII вв.

4



Русская культура XVIII в.

8



Русская культура XIX в.

12




Итого

34

Учебно-тематическое планирование






Тема урока

Кол-во часов



Тип урока

Учебно-методическое обеспечение

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

д/з



Вводный


1

Изучения нового материала

Мультимедийное электронное пособие (МЭП) “История России IX-XIX век» Дрофа, 2008.

Выделять главные особенности средневековой культуры и устанавливать основные этапы ее развития.

Входной тест, анкетирование.

Записи в тетради



Истоки культуры Древней Руси



1

Комбини-

рованный

Слайды, фото

Обобщающая беседа

Записи в тетради



Древнерусская литература

2

Комбини-

рованный

Видео «ТГГ» , «Русский музей».

Понимать особенности средневековой литературы, знать основные памятники средневековой литературы. Иметь представление об особенностях старинной русской орфографии и пунктуации

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Записи в тетради



Архитектура Древней Руси

2

Комбини-

рованный

Презентация “Архитектура Древней Руси», практикум

Понимать символику культовой архитектуры, знать основные памятники деревянного и кменного зодчества Древней Руси.


Тесты для закрепления

Творческие задания



Живопись Древней Руси

2

Комбини-

рованный

МЭП, видео, слайды

Знать особенности средневековой иконографии, памятники русской иконописи, понимать символику росписи храма, а также технологию изготовления иконы, фрески, мозаики.

Проверка д/з устно и по карточкам

Творческие задания



Бытовая культура Древней Руси

2

Комбини-

рованный


Видео, слайды

Выделять основные составляющие крестьянского быта( крестьянский труд, обряды, приготовление пищи, устройство дома, народные праздники) и царского быта(государев двор, развлечения , свадьба, воспитание детей)

Тесты для закрепления

Записи в тетради



Общественно-политическая мысль конца XV-XVI вв.

2

Комбини-

рованный

Практикум

Понимать место и значение церкви в государстве, положения государства в публицистике, знать основные трактаты XV-XVI вв..

Опрос по вопросам домашнего задания

Записи в тетради



Русская культура XVII века

2

Комбини-

рованный

Видеоматериалы «Беседы о русской культуре», «Русский музей», «ТГГ»

Понимать характер изменений в русской культуре XVII века, знать основные элементы культуры XVII века

Промежуточное тестирование

Творческие задания



Принципы культурной политики Петра I.

2

Комбини-

рованный

Слайды, практикум, МЭП

Уметь сравнивать особенности средневековой культуры с культурой нового времени, понимать сложность и противоречивость петровской реформы, знать ее основы.

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Творческие задания



Просветительские идеалы в системе русской культуры.

2

Комбини-

рованный

МЭП, видеоматериалы

Понимать взаимосвязь идей просвещения и появление новых художественных стилей, знать основные памятники культуры второй половины XIX в.

Обобщающая беседа

Записи в тетради



Идея создания «новой породы» людей в истории русской культуры XVIII в.

2

Комбини-

рованный

Аудио-видеозаписи.

Понимать эволюцию верхушки русского общества, иметь представление об основных сторонах жизни вельмож.

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Записи в тетради



История образования и науки в XVIII – первой половине XIX вв.

2

Комбини-

рованный

Презентация “История образования”

Иметь представление о системе образования в России, знать основные этапы развития науки в XVIII – первой половине XIX вв.

Тесты для закрепления

Творческие задания



Жизнь и быт дворян в первой половине XIX вв.

2

Комбини-

рованный

МЭП, видео, слайды

Осознавать перемены дворянского быта( устройство усадьбы, праздничная и будничная жизнь), знать о жизни императорского двора.

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Творческие задания



Национальная идея в образах русского ампира.

2

Комбини-

рованный

Презентация “Архитектура России ХIХ века»

Знать о творчеств е известных мастеров архитектуры, живописи, скульптуры.

Проверка д/з устно и по карточкам

Творческие задания



Модель интеллигентской культуры середины ХIХ века.

2

Комбини-

рованный

Практикум, МЭП

Иметь представление об образе светского человека пушкинского времени, об основных этапах жизненного пути.

Обобщающая беседа

Записи в тетради



Феномен “передвижничества” в русской школе реалистического искусства

2

Комбини-

рованный

Презентация «Передвижники»

Иметь представление о становлении передвижнечества, знать творчество передвижников.

Тесты для закрепления

Творческие задания



Жизнь и быт купцов.

2

Комбини-

рованный

МЭП, видео, слайды

Знать имена крупнейших меценатов, понимать мотивы их деятельности

Итоговый тест, анкетирование.

Записи в тетради



Особенности русской культуры IX-XIX веков

2

Повторения

и

обобщения

Видеоматериалы




Защита рефератов






Содержание курса.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год
Программы основного общего образования по истории, авторской программы Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России, XX век», Новейшая...
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа по истории Средних веков для 6 класса на 2011-2012 учебный год Ермоленко Марина Владимировна учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа на 2009 /2010 учебный год Учитель
Программы. Математика. 5-6 классы / авт сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009. – 63 с
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 класса на 2009-2010 учебный год
Государственного стандарта среднего полного образования по истории 2004 года, примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconТематическое планирование уроков истории в 9 классе моу «Карагайская сош №2» на 2010 2011 учебный год
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XX века. Учебник для 9 класса. М., 2009 г
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconТематическое планирование уроков истории в 8 классе моу «Карагайская сош №2» на 2010 2011 учебный год
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX век. Учебник для 8 класса. М., 2009 г
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 класса на 2009-2010 учебный год
Павленко Н. И., Андреева И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. Ч. I. Павленко Н. И., Ляшенко Л. М., История России...
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconТематическое планирование уроков истории в 8 классе моу «Карагайская сош №2» на 2010 2011 учебный год
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история 1800 – 1913 гг. Учебник для 8 класса. М., 2009 г
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа по алгебре для 7 класса на 2009-2010 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии со вторым вариантом государственной программы
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31» iconРабочая программа по геометрии для 7 класса на 2009-2010 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии со вторым вариантом государственной программы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница