Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству»




НазваниеУчебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству»
страница1/7
Дата18.02.2013
Размер0.9 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»


Кафедра «Изобразительного искусства»


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

С.А. Бочаров__________

«___» __________2008г.


Учебно-методический комплекс

ДС.Ф.14.

«Теория и методика обучения изобразительному искусству»


Специальность «Изобразительное искусство»

Факультет искусств

Форма обучения (дневная)


Сыктывкар 2010

курс: 3

семестр: 6

Аудиторные: 68 часов.

лекции – 18 (34)

практические - 50 (34)

Самостоятельная работа. - 70

Всего часов: 138

Форма итогового контроля – зачет


4 курс

Семестр 7

Аудиторные - 68

Лекционные - 18

практические - 50

Индивидуальная работа -

Самостоятельная работа – 70 часов

Всего – 138 часов

Форма итогового контроля – зачет


4 курс

Семестр 8

Аудиторные - 64 часа

Лекционные – 18 часов/ 2 консультации

Практические - 34 часа

Контрольная работа- 4

Самостоятельная работа – 60 часов

Всего часов: 112

Форма итогового контроля - экзамен

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Составитель УМК

Доцент кафедры ИЗО, к.п.н. Торлопова Н.Г.

______________________________________


Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана

Специальности «Изобразительное искусство»


Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры «Изобразительного искусства»

Протокол заседания №…от «…»________2010г.

Заведующий кафедрой ИЗО

доцент, к.п.н. Бочаров С.А.

_______________________


Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры «Педагогики и педагогической психологии»

Протокол заседания №…от «…»________2010г.

Заведующий кафедрой

доцент, к.п.н. Уваровская О.В.


СОГЛАСОВАНО

Декан факультета искусств

д.ф.н. ______________Л.В. Гурленова


Председатель УМК факультета искусств

доцент кафедры ИЗО, к.п.н.______________Н.Г. Торлопова


СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА:

ОПД.Ф. 04.

Теория и методика обучения изобразительному искусству


Теория и история развития художественного образования. Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте. Методы преподавания рисованию в Др. Греции и Др. Риме. Рисование в Средние века. Рисование в эпоху Возрождения. Художники Эпохи возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Академическая система художественного образования в XVI и XIX веках. Рисование в России: Х.О. в XVIII века. Художественное образование в XIX веке. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже XIX - ХХ веков. Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX - начале ХХ века. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года. Советский период художественного образования. Х.О. в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х – 30-х годов. Становление системы высшего художественно-графического образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века.


Методика обучения изобразительному искусству.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи урока. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения. Специфика и содержание уроков на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения. Критерии оценки знаний школьников в области изобразительного искусства. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-техническая база. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Основы научно-исследовательской деятельности детей.


Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео- компьютерных пособий; типология видеозаписей; банк аудио-, видео- , компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.


Пояснительная записка


Курс «Теория и методика обучения изобразительному искусству» рассчитан для студентов специальности «изобразительное искусство» факультета искусств. Включает в себя несколько составляющих: История художественного образования, теория и методика обучению изобразительного искусства и аудиовизуальные технологии обучения.

Курс готовит студентов к профессиональной педагогической деятельности в качестве учителя изобразительного искусства, преподавателя профильных художественных дисциплин и факультативов в общеобразовательной школе и различных формах дополнительного образования (школ искусств, ДХШ, воспитателя и руководителя кружков, студий художественно-эстетической направленности).

Курс входит в число общепрофессиональных дисциплин ГОС по специальности 030800 «Изобразительное искусство».

Курс рассчитан на ознакомление с теоретическими и методическими основами обучения, разработанными отечественными педагогами как одному из видов изобразительной деятельности в детском саду и общеобразовательной школе. Вклад в теорию и методику обучения изобразительному и народному искусству внесли такие ученые как П.Г. Демчев, В.В.Корешков, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, С. Ломов, Г. Лабунская, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Рылова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.


Целями художественного образования на современном этапе являются:

обеспечение реализации Национальной доктрины образования РФ;

повышение общего уровня значимости культуры и искусства

в общем образовании;

сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Основная цель курса:

  • Освоение способов (методов) конструирования и моделирования ситуации познавательной и художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе и различных формах дополнительного образования;

  • Самоопределение в области педагогики искусства в условиях многообразия и вариативности программ и технологий художественного образования;

  • Актуализация и развитие собственных педагогических способностей и компетенций в проектировании индивидуальной стратегии будущей профессиональной педагогической деятельности и ресурсов для их осуществления.


Реализация заявленных целей возможно на основе решения следующих задач:


  • Изучения ГОС в области преподавания изобразительного искусства (ДОУ, ДОД, МОУ, ВУЗ, УСПО, СПО и т.д.);

  • формирование знаний, умений и навыков в преподавании изобразительного искусства;

  • формирования умения отбирать содержание для учебного курса, составлять учебно-тематическое планирование, составлять планы-конспекты уроков (учебных занятий), составлять рабочую программу учебного курса (факультатив, спецкурс, кружок, элективный курс);

  • формирования умения комплектования учебно-методической базы курса;

  • изучение различных форм работы в области изобразительного искусства и использование оптимальных форм проведения занятий;

  • изучение современных средств обучения, в том числе и электронных;

  • применение современных педагогических технологий;

  • формирование умения анализировать и оценивать продукты детского и художественного творчества;

  • развитие педагогических и психологических умений работать в разновозрастных группах обучающихся;

  • развитие творческого мышления и художественных способностей студентов, расширение их мировоззрения и знаний особенностей культуры своего региона, страны.


В содержании курса следует ориентироваться на:

  • раскрытие понятий «методика преподавания изобразительного искусства»

  • на анализ государственных образовательных стандартов для дошкольных учебных заведений (ДОУ), общеобразовательных школ (предметная область «Искусство»), средних и высших учебных заведений (специализация «Изобразительное искусство»;

  • на анализ действующих программ по изобразительному искусству для дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования, средних специальных и высших учебных заведений;

  • на обзор современной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству.

  • на знакомство с разнообразием учебных и внеучебных форм и методов организации художественно-творческой деятельности.


Основное содержание курса направлено на получение студентами профессиональных компетенций:

  • в составлении учебных и календарно-тематических планов, проектов рабочих программ в области преподавания изобразительного искусства;

  • конспектов уроков и занятий;

  • изготовлении учебно-методических пособий и наглядных материалов, в том числе и видеоматериалов, электронных пособий для различных уровней преемственной системы художественного образовании;

  • современные исследования в области художественной педагогики;

  • Изучение и апробация опыта внедрения современных педагогических технологий в образовательные процессы школы, вуза.


Студент должен знать:

  • основное содержание образования общеобразовательной школы, дополнительной системы образования, системы профильной подготовки и основные нормативные документы учебных учреждений, концепцию образования и законы об образовании;

  • историю развития методов изобразительного искусства;

  • базовые положения теории изобразительного искусства: теорию перспективы, теории цвета и колористики, теорию светотени, пластической анатомии и т.д.

  • основные дидактические принципы и методы обучения;

  • учебные программы различных образовательных учреждений и их содержание по изобразительному искусству;

  • виды и формы проведения занятий по изобразительному искусству;

  • требования к оборудованию учебных мастерских и аудиторий;

  • требования к учебному комплексу учебной дисциплины и содержание учебного кабинета (художественно-творческой лаборатории или мастерской).

  • виды и формы контроля знаний и умений в области художественного образования;

  • особенности и способы организации итоговых выставок, творческих конкурсов детских изделий и защиты проектов.


Студент должен уметь:

  1. Применять знания дидактических принципов обучения при организации учебного процесса, разнообразить педагогические приемы в работе с разновозрастными группами обучающихся, организовывать и проводить различные формы учебных занятий:




  • уметь модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры;

  • уметь оценить программы и методики преподавания искусства;

  • уметь анализировать и оценивать новейшие технологии обучения;

  • уметь организовать проектную деятельность учащихся;

  • уметь сделать анализ продукта детского творчества, дать оценку проделанной работе учащегося;

  • уметь составлять основные виды учебного контроля;

  • уметь организовать и провести внеклассное мероприятие или итоговую выставку, мастер-класс.


2. Составлять учебно-методические комплексы занятий по изобразительному искусству:

  • уметь проектировать и моделировать свою преподавательскую деятельность;

  • уметь составить план-конспект отдельного занятия;

  • уметь отбирать содержание учебного курса по выбранной теме;

  • уметь составить вариант учебно-тематического планирования или вариант рабочей программы кружка (факультатива);

  • Изготавливать учебно-методические пособия, в том числе и электронные;

  • уметь составить и выполнить наглядно-методическое пособие (плакат, технологическая карта, динамическая модель, макет и т.д.);



Теория и методика обучения изобразительному искусству

Сетка часов по семестрам


курс

семестр

контроль

Всего

Ауд-е

Лекции

Практ.

Сам-е

3

7

З

138

68

18(34)

50(34)

70

4

8

З

138

68

18

50

70

4

9

Э

112

52

18

34

60










388

188

54

134

208



  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания
...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» icon«Теория и методика обучения изобразительному искусству»
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconЭлектронный учебно-методический комплекс «Теория и методика обучения черчению» / гоу впо «Магнитогорский государственный университет» Тип эвм: Pentium IV; тип и версия ос: Windows xp
Жданов А. А. Электронный учебно-методический комплекс «Теория и методика обучения черчению» / гоу впо «Магнитогорский государственный...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconТеория и методика преподавания биологии учебно-методический комплекс по дисциплине
Теория и методика преподавания биологии: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И. В. Старовикова; Бийский...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Т теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. И. Чиркова; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconМетодика профессионального обучения Учебно-методический комплекс дисциплины
Д методика профессионального обучения [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. В. Довыдова; Бийский пед гос...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс по Теории и методике обучения русскому языку в старших классах является одним из основных составляющих основной образовательной
Ления факультета лингвистики и словесности пи юфу. Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо...
Учебно-методический комплекс дс. Ф. 14. «Теория и методика обучения изобразительному искусству» iconУчебно-методический комплекс математические понятия
Информатика. Основной целью ее изучения является расширение и углубление знаний студентов по профессиональным дисциплинам «Теоретические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница