Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями»




Скачать 260.27 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями»
Дата17.02.2013
Размер260.27 Kb.
ТипРабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано


_____________________________

Руководитель ООП по

направлению 220100

профессор Первухин Д.А.

Утверждаю


___________________________

Зав. кафедрой

Системного анализа и управления

профессор Первухин Д.А


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями»


Направление подготовки: 220100 Системный анализ и управление

Магистерская программа:

«Системный анализ организационно-управленческой деятельности в больших системах»;


Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная


Квалификация (степень) выпускника: магистр

Составители: доц. Афанасьева О.В.


Санкт-Петербург

2012

  1. Цели и задачи дисциплины: целью изучения дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» является освоение студентами методов ситуационного управления и их применение для решения задач управления при системном анализе проблемных ситуаций. А так же приобретение знаний в области, включающей в себя совокупность принципов, средств, методов и способов человеческой деятельности, направленную на моделирование, анализ, синтез, производство и эксплуатацию объектов различного назначения для проектирования и управления сложными системами, ресурсами, процессами и технологиями.

Задачи курса – изучение и освоение методов ситуационного управления, широко применяемых при управлении ресурсами, процессами и технологиями.


2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» входит в вариативную часть дисциплин профессионального цикла и является необходимой для последующего логического перехода к выполнению научно-исследовательских работ и написанию магистерских диссертаций.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Математика», «Математические методы системного анализа и принятие решений», «Системный анализ и принятие решений» по направлению подготовки бакалавра техники и технологии, а также теоретической и практической основами её являются следующие курсы магистратуры: «Функциональный анализ», «Математическое моделирование ч.1 и ч.2» и «Современные проблемы системного анализа и управления».

Знания, умения и навыки, полученные при изучении настоящего предмета, используются в дисциплинах: «Теория больших систем» и является необходимой для последующего логического перехода к выполнению научно-исследовательских работ и написанию магистерских диссертаций.

Изучение дисциплины осуществляется в ходе лекционных занятий с рассмотрением практических ситуаций, в рамках одного семестра и завершается сдачей зачета.

Теоретический материал состоит из 8 разделов и основным азначениием курса является ознакомление студентов с особенностями ситуационного управления и технологиями его реализации.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных

способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4);

профессиональных:

способность вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ (ПК-1);

способность ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований (ПК-2);

научно-исследовательская деятельность:

способность применять перспективные методы системного анализа и принятия решений для исследования функциональных задач на основе мировых тенденций развития системного анализа, управления и информационных технологий (ПК-7);

проектно-конструкторские компетенции

Способность выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления сложными многомерными объектами управления (ПК-10);

проектно-технологические компетенции

Способность применять современные технологии создания сложных комплексов с использованием САSЕ-средств, контролировать качество разрабатываемых систем (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность

способность руководить коллективами разработчиков аппаратных и/или программных средств экспертных систем поддержки принимаемых решений (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - методы системного планирования действий по модернизации техники и технологий, ситуационного управления ресурсами, процессами и исполнительской последовательностью производственных алгоритмов;

    - методы декомпозиции, агрегирования и координации крупномасштабных систем оптимального, адаптивного и робастного управления;

    - сущность методов моделирования, применяемых при системных исследованиях;

    - методологические основы ситуационного управления сложными системами;



Уметь:

- использовать методы ситуационного управления для системной экспертизы инфраструктур, образующих компонентов и процессов их взаимодействия, поиска наилучших решений из ряда конкурентоспособных при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

- осуществлять постановку задачи системного исследования методами моделирования;

- проводить формализацию исходной информации, необходимой для исследования сложных систем

- разрабатывать математические модели и исследовать процессы и объекты, выполнять их системный анализ.

Владеть:

- методами организации и проведения системных исследований, включая организацию и применение модифицированных и новых методов;

- методами анализа научной и практической значимости системных исследований;

-научно-методическим аппаратом моделирования сложных систем и

- методами качественного и количественного анализа сложных систем;

- методиками сбора, переработки и представления научно-технических материалов по результатам исследований к опубликованию в печати.

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

24

-

-

24

-

В том числе:
















Лекции

8

-

-

8

-

Практические занятия (ПЗ)

16

-

-

16

-

Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

84

-

-

84

-

В том числе:
















Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-

Расчетно-графические работы (РГР)

-

-

-

-

-

Реферат

12

-

-

12

-

Другие виды самостоятельной работы:
















Оформление отчётов по лабораторным работам

-

-

-

-

-

Домашнее задание

6

-

-

6

-

Подготовка к зачету и экзамену (всего)

в том числе:

18


-


-


18


-

самостоятельное изучение теории и методов решения задач ситуационного управления

16

-

-

16

-

изучение теории и методов при выполнении домашнего задания

14

-

-

14

-

изучение теории и методов при подготовке к защите РГР




-

-

-

-

изучение теории и методов при подготовке к практическим занятиям

14

-

-

14

-

изучение теории и методов при подготовке к защитам лабораторных работ

-

-

-

-

-

изучение теории и методов при подготовке к курсовому проектированию

-

-

-

-

-

работа со справочной научно-технической литературой

4

-

-

4

-



















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




-

-

Зач.




Общая трудоемкость час

зач. Ед.

108

-

-

108

-

3

-

-

3

-


5. Содержание дисциплины


5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Основные понятия ситуационного управления социальными, организационно-экономическими и производственными системами

Основные понятия, процесс управления, наука управления и системы управления. Общие принципы управления. Типы управленческого анализа. Исследование операций и планирование. Содержание и цели организационной деятельности. Игровое моделирование. Вычисление оптимальных стратегий. Принятие решений при управлении.

2.

Управление

ресурсами

Ситуационное управление трудовыми ресурсами. Распределение и использование трудовых ресурсов. Оценка эффективности работы персонала. Моделирование сложных систем управления трудовыми ресурсами.

Управление запасами. Основные положения и методы при принятии решений относительно выбора размера партии продукции, уровня резервного запаса, и распределения ограниченных ресурсов. Системы управления ресурсами.

3.

Ситуационное управление и планирование в условиях неопределённости

Принятие решений при планировании и размещении объектов. Задачи размещения и размещения – распределения с использованием непрерывного пространства решений. Задачи планировки и размещения с использованием непрерывного и дискретного пространства решений.

Управление рисками при агрегированном планировании производства. Математические модели агрегированного планирования производства. Использование модели с квадратичной функцией затрат и модели для определения оптимального размера партии продукции. Интеграция производственного процесса.

Теория и методы календарного планирования в условиях неопределенности.

4.

Ситуационное управление проектами

Задача выбора проекта. Модели выбора проекта. Сетевое планирование. Руководство проектом. Интегрированные системы планирования и руководства.

5.

Применение методов ситуационного управления при оценке надёжности систем

Структурные свойства систем. Некоторые оценки надёжности. Интервальная надёжность и эксплуатационная готовность

6.

Использование методов ситуационного управления в системе здравоохранения и в сфере обслуживания

Краткая характеристика и анализ проблемы системы здравоохранения с помощью методов системного анализа и управления. Планирование национальных и региональных систем медицинского обслуживания. Модель распределение ресурсов в системе здравоохранения.

Управление работой экстренных, санитарных служб, службы уличного движения и других внутригородских (местных) сфер обслуживания. Проблемы применения методов ситуационного управления в городской сфере обслуживания. Новые направления в использовании методов системного анализа и управления для решения проблем городской сферы обслуживания.

7.

Ситуационное управление на транспорте


Прогнозирование потребностей в перевозках людей и грузов. Анализ распределения возможных видов транспортных средств. Определение параметров задачи и описание различных вариантов решения, оценка эффективности возможных вариантов решения. Разработка макетов транспортной сети и оценка возможных вариантов решения.

8.

Применение методов ситуационного управления для электроэнергетических систем


Прогнозирование нагрузки и планирование производственных процессов. Планирование увеличения производства электроэнергии и развития сети электропередачи.

9.

Системно-аналитические методы управления производственными и технологическими процессами


Задачи распределения ресурсов при непрерывном производстве. Задачи составления смесей. Линейные модели технологических операций и ряда одновременно выполняемых технологических операций. Оптимизация технологических процессов и проектных решений. Математические модели технологических операций.

10.

Новые подходы к принятию решений в условиях неопределенности

Анализ степени риска. Различные виды дерева решений. Теория предпочтений. Оценка важности решения. Системный подход и принятие решений



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Научно-исследовательская работа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Написание магистерской диссертации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Теория больших систем




+

+




+




+




+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Основные понятия ситуационного управления социальными, организационно-экономическими и производственными системами

1










8

9

2.

Управление

ресурсами

1










8

9

3.

Ситуационное управление и планирование в условиях неопределённости

1










8

9

4.

Ситуационное управление проектами

1










8

9

5.

Применение методов ситуационного управления при оценке надёжности систем

1










8

9

6.

Использование методов ситуационного управления в системе здравоохранения и в сфере обслуживания




4







8

12

7.

Ситуационное управление на транспорте




4







10

14

8.

Применение методов ситуационного управления для электроэнергетических систем


1

4







9

14

9.

Системно-аналитические методы управления производственными и технологическими процессами


1

4







9

14

10.

Новые подходы к принятию решений в условиях неопределенности

1










8

9




Итого:

8

16







84

108


6. Лабораторный практикум не предусмотрены учебным планом и основной образовательной программой


7. Практические занятия (семинары)

7.1.  Практические занятия (семинары) для очной формы обучения


№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)



6

Использование методов теории массового обслуживания при исследовании социальных и производственных систем.

4



7

Практическое использование общей схемы исследования транспортной системы.

4



8

Задача выбора объема капиталовложений по комплексу перера­ботки минерального сырья.

4



9

Оперативно-календарное планирование работы нефтеперераба­тывающего завода.

4


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Меньших В.В. Моделирование информационных систем центров ситуационного управления: монография / В.В. Меньших, О.В. Пьянков, И.В. Щербакова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 132 с.

2. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров. Компьютерно - ориентированный подход, Дело, 2008. - 304 с.

1.  Айзерман М.А. Выбор вариантов. Основы теории / М.А. Айзерман, Ф.Т. Алескеров.  М.: Наука, 1990.

2.   Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1989.

3. Исследование операций: в 2-х томах. Пер. с англ./Под ред. Дж. Моудера, С. Эльмаграби.-М.: Мир, 1981.Т.2.-677с.

4. Исследование операций: в 2-х томах. Пер. с англ./Под ред. Дж. Моудера, С. Эльмаграби.-М.: Мир, 1981.Т.1.-712с.

5. Романов В.Н. Техника анализа сложных систем: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011.


б) дополнительная литература

6. Беллман Р. Принятие решений в расплывчатых условиях / Р. Беллман, Л. Заде // Вопросы анализа и процедуры принятия решений: Сб. переводов. Под ред. И.Ф. Шахнова. М.: Мир., 1976.

7. Борисов A.M. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / A.M. Борисов, А.Б. Алексеев, Г.В. Меркурьева. М.: Радио и связь, 1989.

8. Волкова В.Н. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи / В.Н. Волкова, В.А. Воронков, А.А. Денисов.  М.: Радио и связь, 1983.

9. Квейд  Э. Анализ сложных систем. М.: Сов. Радио, 1969.

10. Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление / Д. Клиланд, В. Кинг. М.: Сов. Радио, 1974.

в) программное обеспечение


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов, обучающихся в вузе, на внутрисетевом сервере http://www.spmi.ru/;


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лаборатория теории и методов прогнозирования: ауд. 3502, площадь помещения – 67 кв м., количество рабочих мест – 10; лаборатория оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием для проведения лекционных и практических занятий и компьютерный класс и 3501, площадь помещения – 84 кв м., количество рабочих мест – 15.


11.  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Методические рекомендации для преподавателей

    Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от состава аудитории и уровня подготовки студентов. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способа изложения того или иного вопроса наиболее адекватного составу слушателей. Лекционный курс рекомендуется излагать с использованием мультимедийных средств.

    Основные приемы изучения дисциплины и используемый соответствующий методический материал рассмотрены в учебниках и учебных пособиях (приведены в списках основной и дополнительной литературы):

    1.  Образовательные технологии: программно – целевой метод обучения (последовательное и ясное изложение материала, разумное сочетание абстрактного и конкретного, обучение по примерам; на практических занятиях для развития самостоятельного мышления и умения рассуждать рекомендуется применение исследовательского и эвристического методов); самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующее обсуждение в виде выступлений по освоенному ими материалу на семинарских занятиях; использование иллюстративных анимационных и видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации), демонстрируемых на современном оборудовании.

    2.  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: конкретные формы и процедуры текущего, промежуточного и итогового контроля знаний доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для организации изучения дисциплины рекомендуются разработанные автором и утверждённые вузом фонды оценочных средств, включающие домашние задания, контрольные работы, тесты и методы контроля (защита, коллоквиум, зачёт, и др.), позволяющие оценить знания, умения и уровень компетентности студентов.

    Контроль приобретенных навыков практической работы в лабораториях кафедры осуществляется в два этапа: при выполнении лабораторных работ и при защите теоретической части работы, результатов моделирования и оценки их достоверности.

    Ежемесячно проводится оценка текущей успеваемости в форме аттестации студента и сведения передаются в деканат.

    3  Итоговый контроль осуществляется защитой контрольной работы, приемом зачета и экзамена в виде тестирования. Экзаменационные тесты, разработанные автором и утверждённые вузом, должны строго соответствовать содержанию курса читаемых разделов дисциплины в данном семестре. Студенты допускаются к сдаче экзамена при наличии положительных результатов по: контрольным работам; выполненным и защищенным заданиям на семинарских занятиях, домашних заданий и зачетов.



Методические рекомендации для студентов

    В семестре во время изучения дисциплины студент очной формы обучения должен выполнить 4 практических работы в соответствии с методическими указаниями к каждой работе, согласно календарному учебному плану и индивидуальному графику. Индивидуальный график работ является общим для всех студентов Национального минерально-сырьевого университета «Горный», в нем темы работ очередного занятия распределены на каждого студента согласно его порядковому номеру в журнале группы (журнал находится у старосты группы).

    По выполненным работам студент составляет отчеты. Отчёт оформляется в печатном виде на листах формата А4 в соответствии с требованиями, предъявляемыми кафедрой. Обязательная защита отчетов происходит публично на аудиторном занятии преподавателю, ведущему занятия, либо комиссии.

    В соответствии с рабочей программой необходимо выполнить две контрольные работы в семестре, одна из которых домашняя, вторая – аудиторная. Контрольные работы выполняются по заданиям, аналогичным тем, что приведены в указанных выше методических пособиях, разработанных на кафедре СПГГУ и других вузов. В контрольных работах даются задачи, аналогичные типовым задачам, разобранным в учебных пособиях, приведенных в основной и дополнительной литературе.

    Вся информация по организации учебного процесса продублирована на кафедральных информационных стендах.


Разработчик:


Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

доцент кафедры САиУ

О. В. Афанасьева

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)


Эксперты:

ФБОУ ВПО

«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»



заведующий кафедрой СДВС,

профессор, д-р техн. наук





О.К. Безюков

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)



ОАО «Концерн радиостроения «ВЕГА»» филиал в СПб.

зам. директора по производству и НИОКР, профессор, д-р техн. наук

К.А. Злотников

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)



Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconПрограмма дисциплины Управление бизнес-процессами для студентов четвертого курса направления 080100. 62  Экономика подготовки бакалавра специализаций: «Управление рисками и страхование»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconСпециализированная магистерская программа «Социальное управление человеческими ресурсами» Индекс по фгос наименование дисциплины и виды учебной работы студента
Специализированная магистерская программа «Социальное управление человеческими ресурсами»
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconРабочая программа дисциплины «управление технологиями обогащения минерального сырья»
И о возможностях управления технологиями обогащения для целенаправленного изменения качества получаемой готовой продукции
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconПрограмма учебной дисциплины «введение в управление технологиями»
Направление подготовки: 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconПрограмма учебной дисциплины «введение в управление технологиями»
Направление подготовки: 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconУправление рисками в ОАО «Банк Финсервис»
В процессе своей деятельности ОАО «Банк Финсервис» (далее – Банк) сталкивается с различными рисками, и управление ими играет чрезвычайно...
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconПрограмма дисциплины управление финансовыми рисками по специальности 06. 04 «Финансы и кредит» Автор: Родина В. А
Дисциплина «Управление финансовыми рисками» изучается на 4-м курсе бакалавриата финансового факультета. Студенты должны владеть основными...
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Управление финансовыми рисками»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconРабочая программа дисциплины
Для подготовки аспирантов по инновационной образовательной программе “Управление информационными ресурсами”
Рабочая программа учебной дисциплины «Ситуационное управление (управление рисками) ресурсами, процессами и технологиями» iconРабочая программа дисциплины
Для подготовки аспирантов по инновационной образовательной программе “Управление информационными ресурсами”
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница