Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна




Скачать 280.71 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна
Дата17.02.2013
Размер280.71 Kb.
ТипОбразовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр информационных технологий»


Дополнительная образовательная программа

научно-технической направленности

Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников


Автор программы - Кравченко Юлиана Валерьевна,

педагог педагог МОУ ДОД «ЦИТ» г. Сертолово


Сертолово

2009г.

Пояснительная записка


Данная программа дополнительного образования предлагает школьникам старшего возраста изучение объектно-ориентированного программирования на языке Free Pascal в визуальной интегрированной среде разработки Lazarus. Изучение языка высокого уровня даст школьникам представление в такой популярной области создания программных продуктов как объектно-ориентированное программирование.


Срок реализации: 1 год


Актуальность и новизна программы


Объектно-ориентированное программирование активно развивается и используется в современных языках программирования при разработке широкого спектра программных продуктов. Визуальная среда программирования Lazarus наиболее близка для понимания школьниками, так как языки Object Pascal и Free Pascal являются наследными, но более усовершенствованными продуктами языка Pascal, который знаком школьникам из курса общеобразовательной программы. В ходе знакомства с программой Lazarus учащиеся смогут приобрести теоретические и практические навыки по разработке алгоритмов и освоить технологию современного программирования.

Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению приложений, созданных в среде Lazarus, и в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение профессии программиста.

Выбор программы Lazarus не случаен. Учитывая тенденцию перехода многих учреждений, в том числе и образовательных, на альтернативное программное обеспечение (Open Source), следует предусмотреть возможность для учащихся научиться работать в разных программных средах. Очевидно, что умение работать в одной программе дает учащимся инструмент и для работы в других, похожих средах программирования, поскольку понятия об интерфейсе и инструментальных возможностях визуальных сред программирования схожи между собой.

Именно в настоящее время имеет смысл рассматривать программы с открытым кодом, что позволяет сформировать у учащихся более широкое представление о возможностях работы с цифровой техникой, нежели сложившееся классическое представление о ней.


Практическая значимость программы


Эпоха быстрых социальных изменений и стремительный прогресс в области информационных технологий предъявляют повышенные требования к развитию познавательной активности молодого поколения. Поэтому основными задачами дополнительных образовательных программ информационно-технологической направленности являются обогащение индивидуальности учащихся и высвобождение их творческого потенциала в процессе освоения средств информационных технологий.

Умение выделять актуальные проблемы и решать их оптимальным способом средствами программных приложений является важным условием образовательной компетентности учащихся, выбравших программу «Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus». Приложения, которые можно написать в среде Lazarus, являются конструктивными средствами для реализации творческих идей.

Программа служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Проникновение компьютерных технологий во все сферы современного общества (гуманитарную, естественнонаучную, социальную, экономическую и др.) позволяет использовать знания, выработанные при освоении курса «Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus», практически во всех образовательных областях старшей школы.

Основой курса служит практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая позитивному изменению индивидуально-личностных качеств учащихся. Одна из целей обучения работе в среде Lazarus заключается в предоставлении школьникам возможности личностного самовыражения и самореализации в программных продуктах, созданных в этой среде. Достижение цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках программирования исполняемых файлов.

Реализация творческих замыслов учеников осуществляется поэтапно:

  • на первом этапе создаются простейшие приложения;

  • на втором этапе уделяется особое внимание объектно-ориентированным принципам работы с компонентами. Рассказывается о работе с некоторыми классами языка Free Pascal;

  • на третьем этапе создаются приложения для работы с графикой.


Освоение знаний и способов создания программ-приложений осуществляется в процессе их разработки на близкие учащимся темы. Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к компьютерным технологиям.


Цель программы


  • сформировать у школьников целостное представление о разработке программных приложений с помощью объектно-ориентированных подходов в программировании;

  • реализовать способности учащихся в ходе создания различных приложений;

  • сформировать элементы информационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту создания программных продуктов с использованием объектно-ориентированных технологий.




    Задачи программы:



  • понять принципы объектно-ориентированного подхода к составлению алгоритмов и программ, значение объектно-ориентированного программирования в современном множестве информационных технологий;

  • овладеть базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применять их при создании приложений;

  • приобрести навыки разработки программных приложений в визуальной среде программирования Lazarus.


Возраст учащихся:

от 14 до 18 лет.


Количество учащихся в группе:

до 10 человек.


Режим занятий:

2 часа в неделю, программа рассчитана на год и предусматривает 72 часа обучения.


Форма организации занятий


Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. В ходе выполнения упражнения встроенная справочная система позволяет оперативно получать дополнительную информацию.

В ходе обучения школьникам могут периодически предлагаться непродолжительные, рассчитанные на 5—10 минут самостоятельные работы для проверки уровня освоения изученных способов действий. Кроме того, проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию приложений. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.


Методы работы


Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию выполняемых приложений.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в ходе практикума.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной компетентности учащихся. Складывается она из нескольких аспектов, которые учитываются в ходе реализации программы:

  • понимание того, для чего необходимо уметь создавать приложения и знать объектно-ориентированные принципы в программировании, обеспечивает социально-практическую значимость обучения;

  • осознание того, зачем ученику необходимо быть компетентным в области приложений, обеспечивает личностную значимость обучения;

  • знакомство с перечнем реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (операционные системы, приложение, проект, объектно-ориентированное программирование, событие, компонент и т. д.);

  • знания, умения и навыки, относящиеся к этим объектам;

  • способы деятельности по отношению к изучаемым объектам;

  • минимально необходимый опыт деятельности учащегося в сфере указанных компетенций;

  • индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению компетентности ученика.


Ожидаемые результаты


В рамках курса «Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают инструментарий среды Lazarus, необходимый для разработки полнофункционального приложения;

  • знают принципы работы основных компонентов Lazarus и умеют с ними работать;

  • знают основы объектно-ориентированного подхода в программировании и умеют работать с некоторыми классами языка Free Pascal;

  • умеют конструировать интерфейс приложений и разрабатывать их дизайн;

  • умеют работать с графическими средствами среды;

  • владеют приёмами организации и самоорганизации работы по созданию приложений;

  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании программ;

  • овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по созданию приложений.


Способы оценивания уровня достижений учащихся


Предметом диагностики и контроля в курсе «Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus» являются внешние образовательные продукты учащихся (готовые созданные исполняемые приложения), а также их внутренние личностные качества (способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию об изменении качеств и свойств учащихся на личностном уровне (способность к анализу или синтезу, оценочные суждения и др.) и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

  • количество творческих элементов в приложении;

  • степень его оригинальности;

  • относительная новизна в использовании технологий программирования для ученика или его одноклассников;

  • практическая польза приложения и удобство его использования.

  • практическая значимость приложения для других учащихся и возможность его использования в других объединениях и учащимися разных возрастных групп;

Созданные внешние образовательные продукты учащихся могут принимать участие в различных конкурсах, выставках, а также могут быть доступны для других учащихся в процессе дальнейшего обучения.

Проверка достигаемых учениками результатов производится в следующих формах:

  • текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  • текущая диагностика и оценка учителем знаний и умений школьников в виде практических работ.

Итоговый контроль проводят в конце всего курса. Он организуется в форме выполнения большого индивидуального итогового проекта.


Учебно-методический, технический и информационный комплекс


Программа курса включает электронное учебное пособие «Основы объектно-ориентированного программирования в Lazarus для школьников», разработанное автором программы.

Электронное приложение содержит необходимый теоретический материал, а также подробное описание практических работ с пошаговым их выполнением и в сопровождении иллюстраций.

Дополнительный модуль с исходными кодами всех программных проектов позволяет наглядно увидеть уже готовые исполняемые программы, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно на занятиях, также готовые коды позволяют выполнить проверку своих разработок в случае возникновения ошибок при тестировании и отладки своих продуктов.


Аппаратное обеспечение:

  1. Процессор не ниже Pentium IV.

  2. Оперативная память не меньше 512 Мб.

  3. Дисковое пространство не меньше 800 Мб.

  4. Монитор с 16-битной видеокартой.

  5. Разрешение монитора не ниже 800×600.


Программное обеспечение:

  1. Операционные системы: Windows XP и/или Linux Unior.

  2. Среда программирования Lazarus (русская и/или английская версия).



Тематический план занятий


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика




Введение. Основные понятия

5

1

1

Тема 1. Техника Безопасности. Введение в программирование

2




2

Тема 2. Алгоритмизация. Понятия ООП

2




3

Тема 3. О программе Lazarus

1




4

Практическая работа 1. Первый запуск программы




1




Раздел 1. Компоненты и события

3

11

5

Тема 4. Компоненты

1




6

Практическая работа 2. Первые успехи.




1

7

Практическая работа 3. Диалог.




2

8

Тема 5. Арифметические операции.

1




9

Практическая работа 4. Калькулятор




3

10

Тема 6. Обработка исключений.

1




11

Практическая работа 5. Ваш вес.




1

12

Практическая работа 6. Тест по географии.




2

13

Итоговая работа 1. Самостоятельная работа.




2




Раздел 2. Дизайн и обработка данных

5

9

14

Тема 7. Работа с формами.

1




15

Практическая работа 7. Много форм




3

16

Тема 8. Логика

2




17

Практическая работа 8. Решение задач




2

18

Тема 9. Массивы

2




19

Практическая работа 9. Обработка массива.




2

20

Итоговая работа 2. Самостоятельная работа




2




Раздел 3. Интерфейс и работа с текстом

2

8

21

Тема 10. Стандартный интерфейс пользователя

1




22

Практическая работа 10. Альбом




1

23

Практическая работа 11. Работа с меню




1

24

Практическая работа 12. Вкладки




1

25

Тема 11. Текстовые редакторы

1




26

Практическая работа 13. Справочник




1

27

Практическая работа 14. Словарь




2

28

Итоговая работа 3. Самостоятельная работа.




2




Раздел 8. Работа с графикой, решение задач

4

24

29

Тема 12. Работа с графикой

2




30

Практическая работа 15. Светофор




2

31

Практическая работа 16. Мишени




2

32

Итоговая работа 3. Самостоятельная работа.




2

33

Тема 13. Системы счисления.

2




34

Практическая работа 17. Решение задач.




2

35

Практическая работа 18. Решение задачи в программе.




2

36

Практическая работа 19. Решение математических задач программно.




6

37

Выполнение контрольного итогового проекта




6

38

Резерв




2




ВСЕГО: 72

19

53



Содержание программы

Введение. Основные понятия

Тема 1. Техника безопасности. Введение в программирование


Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Структура курса. Взаимосвязь курса со смежными дисциплинами.

Обзор истории развития вычислительной техники. Технические средства. Основные составные части компьютера и физические процессы, лежащие в основе его работы. Понятие о компьютерных сетях, виды сетей.

Эволюция программного обеспечения. Понятие об операционной системе. Программа, выполнение программ. Программное обеспечение. Цели и методы программирования. Основы современных технологий программирования, направления их развития в настоящее время. Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования. Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Lazarus.


Тема 2. Алгоритмизация. Понятия ООП

Основы разработки программ. Информация и данные. Обработка данных. Этапы разработки программ. Понятие об алгоритме, свойства алгоритмов (выполнимость, определенность, массовость, конечность, результативность). Тестирование.


Алгоритмические языки программирования. Принципы структурного программирования. Этапы решения задач с помощью ПК.

Допустимые операции и значения (арифметические и логические функции). Постоянные величины (константы) и переменные величины. Массивы. Формы записи алгоритма. Блок-схема. Основные блоки. Алгоритмические структуры. Линейные алгоритмы.

Учащиеся должны знать понимать:

  • три принципа объектно-ориентированного программирования: инкапсуляциию, наследование, полиморфизм;

  • понятия объекта и класса, их различия;

  • назначение методов, свойств и событий объекта;

  • принципы работы с готовыми объектами и классами языка Lazarus.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры классов, объектов, наследования классов.

Объект как сущность реального мира. Его моделирование посредством свойств, методов и событий. Классы как шаблоны объектов. Преимущества объектно-ориентированного подхода при организации взаимосвязи внутри одного объекта и между несколькими объектами с помощью принципов инкапсуляции, наследования и полиморфизма. Связь классов и объектов реального мира с компонентами и классами среды Lazarus.


Тема 3. О программе Lazarus

Интерфейс среды визуального программирования Lazarus


Учащиеся должны знать понимать:

  • назначение окон среды программирования Lazarus;

  • назначение основных команд меню.

Учащиеся должны уметь:

  • запускать среду Lazarus;

  • настраивать интерфейс среды Lazarus;

  • переключаться между окнами среды Lazarus.

Запуск среды программирования Lazarus на исполнение. Основные окна среды Lazarus: главное окно, окно редактора форм, окно инспектора объектов, окно дерева объектов, окно редактора кода. Минимальная настройка среды Lazarus.

Проект в среде Lazarus

Учащиеся должны знать понимать:

  • структуру проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать новый проект;

  • добавлять в проект новую форму;

  • переключаться на нужную форму либо на нужный модуль;

  • запускать проект;

  • сохранять проект.

Создание проекта в Lazarus. Добавление в проект новой формы. Переключение между формами. Структура проекта Lazarus. Сохранение проекта. Запуск проекта на исполнение.


Практическая работа 1. Первый запуск программы.


Раздел 1. Компоненты и события


Тема 4. Компоненты


Учащиеся должны знать понимать:

  • способы работы с компонентами;

  • основные свойства компонентов.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять и копировать компоненты;

  • помещать компоненты на форму;

  • изменять свойства компонентов;

  • изменять порядок расположения компонентов;

  • работать с компонентами: Button, Label.

Понятие и особенности визуального программирования в среде Lazarus. Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов. Создание приложения с помощью компонентов. Изменение свойств компонентов.

Элементы языка

Учащиеся должны знать понимать:

  • важность комментирования исходного кода, виды комментариев;

  • классификацию типов данных языка программирования Lazarus;

  • порядковые типы;

  • вещественные типы.

Учащиеся должны уметь:

  • преобразовывать целочисленный и вещественный типы в строковый и обратно;

  • работать с основными математическими функциями среды Lazarus.


Практическая работа 2. Первые успехи.

Практическая работа 3. Диалог.


Тема 5. Арифметические операции.


Учащиеся должны знать / понимать:

  • как запросить у пользователя информацию с клавиатуры и выполнить над ней арифметическую операцию либо операцию конкатенации.

Учащиеся должны уметь:

  • программировать ввод, вывод чисел и арифметические операции;

  • переводить из строкового типа данных в целочисленный и обратно.

Конкатенация строк. Преобразование типов (функции IntToStr и StrToInt). Арифметические операции.


Практическая работа 4. Калькулятор.


Тема 6. Обработка исключений.


Учащиеся должны знать понимать:

  • как отобразить на форме произвольный текст программным способом;

  • что такое событие и обработчик события;

  • структуру программного модуля;

  • основные события компонентов;

  • что можно делать на этапе конструирования и на этапе написания кода.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать обработчик события;

  • назначать компонентам осмысленные имена;

  • редактировать исходный код в обработчике события;

  • программно изменять свойства компонента и вызывать его методы;

  • работать с компонентами: Edit, Button, Label;

  • определять, какие события необходимы при реализации поставленной задачи, и какая у них должна быть реализация.

Обработка события OnClick. Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов. Исходный код модуля. Однострочный редактор.

Понятие события и обработчика события в среде Lazarus. Создание обработчика события для компонента. Структура программного модуля среды Lazarus. Процесс конструирования и процесс написания кода. Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов.

Управление событиями

Учащиеся должны знать понимать:

  • в каких случаях рационально использовать один обработчик событий для нескольких событий.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять приведение типов для компонентов;

  • назначать одно событие нескольким компонентам;

  • работать с компонентом SpeedButton.

Параметр Sender в процедурах обработки событий. Приведение типов.


Практическая работа 5. Ваш вес.

Практическая работа 6. Тест по географии.

Итоговая работа 1. Самостоятельная работа.


Раздел 2. Дизайн и обработка данных


Тема 7. Работа с формами.


Учащиеся должны знать понимать:

  • в каких случаях необходимо использовать несколько форм;

  • каковы преимущества и недостатки использования дополнительных форм в приложении;

  • как перейти к нужной форме, к соответствующему ей модулю в проекте.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать новую и корректно удалять существующую форму;

  • подключать модуль формы к модулю другой формы;

  • производить обмен информацией между несколькими формами;

  • работать с компонентами: StringGrid, UpDown, RadioButton, GroupBox, SpeedButton.

Создание и удаление формы. Переключение между формами. Зависимый переключатель.


Практическая работа 7. Много форм.


Тема 8. Логика.

Учащиеся должны знать понимать:

  • основные определения, связанные с алгеброй логики;

  • законы алгебры логики;

  • принципы работы с логическими выражениями и действия над ними;

  • принципы построения таблиц истинности.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать смысл логических выражений;

  • читать логические формулы;

  • производить действия над логическими формулами и логическими выражениями;

  • строить таблицы истинности;

  • решать логические задачи

Составление логических выражений, преобразование логических выражений, действия с логическими функциями, составление таблиц истинности.


Практическая работа 8. Решение задач.


Тема 9. Массивы

Учащиеся должны знать понимать:

  • основные понятия по теме Массивы;

  • принципы построения массивов;

  • принципы нумерации массивов;

  • возможность производить с массивами различные операции преобразования.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать одномерные массивы;

  • производить над массивами операции поиска максимального и минимального элементов;

  • производит сортировку одномерного массива по возрастанию и по убыванию;

  • менять местами элементы массива;

  • копировать один массив в другой;

  • решать задачи с использованием массивов.

Ввод элементов массива с клавиатуры. Чтение элементов массива. Операции над элементами массива. Перестановка элементов массива. Печать элементов массива в заданном порядке.


Практическая работа 9. Обработка массива.

Итоговая работа 2. Самостоятельная работа


Раздел 3. Интерфейс и работа с текстом


Тема 10. Стандартный интерфейс пользователя


Учащиеся должны знать понимать:

  • функциональность стандартных элементов пользовательского интерфейса приложений.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать стандартный интерфейс пользователя для приложений;

  • использовать в приложениях всплывающие подсказки (Hint);

  • работать с компонентами: MainMenu, PopupMenu, ToolBar, ImageList.

Стандартный интерфейс пользователя. Главное и контекстное меню. Панель инструментов. Всплывающая подсказка (Hint). Строка состояния. Пиктограмма.


Практическая работа 10. Альбом

Практическая работа 11. Работа с меню

Практическая работа 12. Вкладки


Тема 11. Текстовые редакторы


Учащиеся должны знать / понимать:

  • способы работы с компонентами-контейнерами;

  • назначение класса TStrings.

Учащиеся должны уметь:

  • работать со строками;

  • работать с параметрами шрифта;

  • работать с компонентами: Memo, CheckBox, FontsDialog, OpenDialog;

  • создавать «резиновый» интерфейс.

Многострочный текст. «Резиновый» интерфейс. Многострочный редактор. Стандартный диалог. Компонент-контейнер. Независимый переключатель.


Практическая работа 13. Справочник

Практическая работа 14. Словарь

Итоговая работа 3. Самостоятельная работа.


Раздел 8. Работа с графикой, решение задач


Тема 12. Работа с графикой


Теоретические сведения

Учащиеся должны знать понимать:

  • различия между компонентами Image и PaintBox;

  • графические методы класса TCanvas: MoveTo, LineTo, Rectangle, Ellipse, Pie, Arc, Draw, OutText;

  • свойство холста Pen;

  • свойство холста Brush.

Учащиеся должны уметь:

  • программировать рисование графических изображений.

Компоненты Image и PaintBox. Canvas (Канва). Линия, контур, закрашенная фигура. Цвет и стиль линий, заливки. Графический формат файла.

Основы графики


Учащиеся должны знать понимать:

  • основы рисования линий на холсте при помощи мыши.

Учащиеся должны уметь:

  • отслеживать движение мыши по компоненту и определять состояние кнопок мыши.

Рисование линий. Отслеживание движения мыши. Отслеживание состояния кнопок мыши.

    Классы TPen и TBrush

Учащиеся должны знать понимать:

  • основные принципы рисования в цвете.

Учащиеся должны уметь:

  • управлять параметрами пера, кисти;

  • очищать канву;

  • выбирать требуемый курсор для компонента;

  • сохранять нарисованное изображение в формате bmp на диск.

Свойства Pen и Brush. Очистка канвы. Графический формат bmp. Вид курсора. Класс Tpicture.

Просмотр графических файлов

Учащиеся должны знать понимать:

  • уметь создавать простое приложение для просмотра графических файлов;

  • принцип работы свойства Anchors.

Учащиеся должны уметь:

  • загружать и отображать графические файлы;

  • подключать графический формат jpg;

  • работать с компонентами выбора файлов и директорий: FileListBox, DirectoryListBox и DriveComboBox.

Компоненты выбора файлов и директорий. Загрузка графических файлов с помощью компонента Image. Графический формат jpg.


Практическая работа 15. Светофор

Практическая работа 16. Мишени

Итоговая работа 3. Самостоятельная работа.


Тема 13. Системы счисления.


Учащиеся должны знать понимать:

  • понятия о системах счисления;

  • возможность представления чисел в различных системах счисления;

  • правила действий над числами с различных системах счисления.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • производить основные арифметические действия над числами в разных системах счисления;

  • определять основание системы счисления и используемые в ней символы;

  • решать задачи с числами в разных системах счисления.



Практическая работа 17. Решение задач

Практическая работа 18. Решение задачи в программе.

Практическая работа 19. Решение математических задач программно.

Выполнение контрольного итогового проекта

Учебно-методические материалы


  1. Основы объектно-ориентированного программирования в Delphi: Учеб. пособие / В. В. Кузнецов, И. В. Абдрашитова; Под ред. Т. Б. Корнеевой. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Томск, 2008. — 120 с.

  2. Практикум по Delphi. Давыдова Е.В., М, 2006

  3. Сергей Коржинский. Изучаем Delphi. Электронная редакция. Москва, 2007,

  4. Кузнецов, В. В. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi: Методические рекомендации. — Томск, 2008. — 27 с.

  5. Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus. УниТех, Донецк, 2009.

  6. Волосевич А.А. Язык Object Pascal и система программирования Delphi. Учебное пособие. Мн.: БГУИР, 2003.

  7. Садовская О.Б. Программирование в среде Delphi. Создание оконных приложений. ВГУ, Воронеж, 2006.

  8. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. - Спб.:Питер, 2005.

  9. Free Pascal.ru - Информационный портал для разработчиков на Free Pascal & Lazarus & MSE. URL http://www.freepascal.ru

  10. Lazarus – News. URL: http://www.lazarus.freepascal.org

  11. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi: Учебная программа / Под ред. Т. Б. Корнеевой. — Томск, 2008.

  12. Lazarus – Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Lazarus.


Похожие:

Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 05. 13. 18 Математическое моделирование, численные методы и
«Объектно-ориентированное программирование», «Вычислительные системы и сети», «Системное программирование», «Операционные системы...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconПрограмма дисциплины Объектно-ориентированный анализ и программирование для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»
Целью курса является сформировать у студентов объектно-ориентированное мышление, научить их объектно-ориентированному (OO) подходу...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconЛитература: Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: Пер с англ. М: Конкорд, 1992
...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ "Введение в объектно- ориентированное программирование в среде Delphi "по дисциплине "Информатика" для
Составители: д-р техн наук В. М. Шишкин, Д. А. Володкин А. В. Турецкий, Р. А. Чертков
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconРабочая программа по курсу “ Объектно-ориентированное программирование
Целью курса является ознакомление студентов с принципами объектно-ориентированного программирования на примере языка Smalltalk
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна icon“Объектно-ориентированное программирование”
Целью данной учебной дисциплины является обучение программированию на языке Си++ с использованием принципов объектно-ориентированного...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconМетодическое пособие может быть рекомендовано для студентов, изучающих объектно-ориентированное программирование
Методическое пособие предназначено для изучения основ объектно-ориентированного языка программирования Delphi (ооп) без ориентации...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconФедеральное агенство по образованию
Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования,...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconПрограмма дисциплины
Целью курса является сформировать у студентов объектно-ориентированное (ОО) мышление и научить их писать программы с использованием...
Дополнительная образовательная программа научно-технической направленности Объектно-ориентированное программирование в визуальной среде Lazarus для школьников Автор программы Кравченко Юлиана Валерьевна iconОбразовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница