Мишел ь пьеса в двух действиях




НазваниеМишел ь пьеса в двух действиях
страница1/37
Дата17.02.2013
Размер4.38 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
А.С. Давыдов


М И Ш Е Л Ь


Пьеса в двух действиях


г. Ставрополь 2012


Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А


С е р г е й – художник.

З о я – подруга Сергея.

П а в е л – священник.

В и к т о р – учитель.

Н и к о л а й – бизнесмен.

А л е к с а н д р – военный.

К о н с т а н т и н – инженер.

А н д р е й – шут в компании Николая.

И г о р ь – прокурор.

Г е н н а д и й М и х а й л о в и ч – следователь милиции.

М и ш е л ь д е М о н т е н ь – французский гуманист,
философ, писатель XVI века.

А н г е л.

Е л и з а в е т а С е м е н о в н а .

В а д и м.

Г е о г р а ф.

М а т ь П а в л а.

О ф и ц е р Г А И.

В о д и т е л ь.

В а л е н т и н а.

И р и н а.

К л е о п а т р а.

М а р и н а.

П с и х о л о г.

С и д о р е н к о.

А н т о н и н а.

Ж и т е л и с е л а В о л к о в а и д е р е в н и К л е щ и.

Р а з н ы е с л у ч а й н ы е л ю д и.


а грешные да начнут жить по правде, не

предаваясь унынию при воспоминании прошлого.

Жития Святых


Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е


Сцена разделена на две половины. Правая половина освещена.

Комната. Стол. Четыре стула. На одном сидит С е р г е й.

Три остальных пусты.


С е р г е й . Дорогая, где наша праздничная скатерть?

З о я. Сережа, неужели ты еще кого-то в гости ждешь? Я устала.

С е р г е й . Эти гости из прошлого. Как долго я их жду, а они все не идут.

З о я. Твой последний, не поняла из какого времени гость, испортил все наши скатерти: на одну пролил соус, на другую кофе. Ну ладно бы только пролил, он же пытался сразу пальцем что-нибудь изобразить… пока не просохло, и теперь вряд ли его шедевры отстираются.

С е р г е й. Ничего, мы по-простому. Как будто не ждали их и не успели стол накрыть (убегает на веранду и возвращается со стопкой листов бумаги). Их портреты. По памяти рисовал.

З о я. Сколько можно?

С е р г е й. Вот, посмотри, Костя…

З о я. Да знаю я их всех. Они уже живут у нас, прописаны.

С е р г е й. Но ты не знаешь, что он был душой класса, на гитаре играл, так тихо, проникновенно, своим баритоном кружил головы всем девчонкам. Он сядет вот здесь (начинает раскладывать портреты на столе). Рядом с ним, конечно, юморист и сказочник Пашка. Неразлучная, но вечно конфликтующая парочка. Когда Костя отыграет и мы выпьем глинтвейна, сядем в кружок, он начинает плести свои тут же выдуманные истории. Колька – наш аристократ, строгий, пунктуальный. А вот Витька, худой и покладистый. У него в лексиконе не было слова «нет». Сашка, забияка и драчун
(к каждому портрету пододвигает стул). Так, двух стульев не хватает. С Сашкой мы сядем на диване. И обязательно, непременно «Битлз» (включает магнитофон и во время первой сценки негромко, не заглушая диалогов, звучат знаменитые мелодии этой группы).

З о я (подходит к нему, нежно гладит по голове, теребит его длинные седые волосы, потом нежно берет руками его лицо). Любимый мой, детство не возвращается… Твои рисунки прекрасны… (рассматривает один из рисунков). Это просто портрет, но не человек… (берет второй портрет). На них – дети, но они уже совсем другие… Ведь и ты другой… посмотри на себя… И они постарели… не боишься обмануться в них? Жизнь отштамповала их на свой лад. Они стали как все и никогда не скажут тебе правды. Поверь мне, в училище, в театре у меня был большой репертуар. Пусть легкий жанр, но ситуации жизненные. Я тебе могу рассказать, кто их них кем стал.

С е р г е й. Не нужно, все равно не угадаешь.

З о я. Могу ошибиться в мелочах, но, как и все, они до крови бьются за металл, за свое место под солнцем, а у кого не получилось…

С е р г е й. Нет, нет, то, что было в нас заложено, время не изменит… Я разбужу в них детство, если оно спит, извлеку из них лучшее…

З о я. То, что ты не можешь забыть? Ты их любишь и скучаешь по ним… точнее, по тому времени… значит тебе худо со мной. Сереженька, любимый мой. Это я во всем виновата. Прости.

С е р г е й. Прости? За что? (Целует её руки, обнимает). Зоечка, подожди, самый ответственный момент. Так. Мы устроились. Теперь определяемся, что будем пить. (Обращаясь поочередно к пустым стульям). Коля, хеннеси? Витек, а ты что? (Зое). Витька парень простой. Принеси ему, пожалуйста, водочки. Паша, а ты вкусов не меняешь? Сухое красное? (Зое). Он может и коньячок. Разумеется. А Саша… Сашка военный человек, тоже только водку. Хотя и он может коньяк. Костя, а ты что? Зоечка, давай водку и коньяк, не ошибемся, поставим все на отдельный столик. В них может поменяться только пристрастие к спиртному.

З о я. Ты их приглашал?

С е р г е й. Разумеется. Вчера я послал друзьям импульс, сигнал, раздражитель. Уверен, что моё желание встретиться моментально нашло их отчаянные головы, протиснулось среди мыслишек о хлебе насущном и сообщило о месте и времени встречи. В сигнале я указал сегодняшний вечер.

З о я. Ты у меня ещё и телепат. Не знала.

С е р г е й. Дорогая, давай, давай, прошу тебя, накрывай на стол. Неудобно перед ребятами. За столько лет первый раз слетаются погостить.

З о я. Значит, ты вчера передавал друзьям свои мысли и чувства?

С е р г е й. Да, вчера.

З о я. До того, как дружища забрали или после?

С е р г е й (растерянно). То-то я его не вижу, под ногами не крутится. Как… где…

З о я. И ты не заметил, что он со вчерашнего вечера на полном серьёзе разговаривал с Врубелем, отвечал на его вопросы, просил у него советов… сидел на стуле, уткнувшись в стену головой, и оживленно вёл беседу? Печальное зрелище. Я испугалась, спросила у тебя, что делать, ты сразу ответил, что нужно вызывать врачей.

С е р г е й. Приехали?

З о я. Быстро. Спрашивают: «Кого забирать будем?» Ты молчишь. И, слава богу. Дружище отлепился от стенки и бодро отвечает: «Меня. Михаил Александрович сказал, что ждёт». Они спрашивают, а это кто? Тут дружище как хлопнет себя по лбу, еле на ногах удержался: «Да это же великий Врубель!» Врачи, конечно, подыграли: «Ах, да, да, он нас за вами и прислал, заждался. Поехали?» Ой, Серёженька, дорисовались вы с ним. И как это я проглядела? Вот он из детства не вышел. И все запасы спиртного и закуски вы с ним ликвидировали. На стол ставить просто нечего. Что с тобой происходит?

С е р г е й. Тоска, Зоечка, наверно, тоска. Непонятно откуда взялась, но вцепилась мертвой хваткой. Когда не знаешь, как жить дальше, спроси у друзей. Вот они и собрались.

З о я. Приехали.

С е р г е й. Нет, нет, они пока в пути, но скоро, очень скоро постучат в дверь.

З о я. Это мы с тобой приехали, дорогой. Наверно, скоро будем беседовать с твоим дружищем у него в палате.

С е р г е й. Несчастный Врубель подождёт, я нет. Не только я постарел на 20 лет, тут дело не в возрасте, всё изменилось. Другая страна, всё другое. Хочу знать, как они жили, как пережили революцию, как у них сложились дела, чем они занимаются. Исполнились ли их мечты. Кто они сейчас? Зоечка, поверишь, закрываю глаза руками и вижу их перед собой. Может это действительно глюки?

З о я. А если они спросят, как у тебя сложились дела?

С е р г е й. Непременно спросят. Они же друзья. Я отвечу – в поиске. Работы мои стали мало кому нужны. Художников пруд пруди. Конкуренция. Я – свободный художник. Повезу их по мебельным магазинам, где над каждым диваном мои красавицы под Кустодиева, свожу на «Русский подшипник», где в каждом цехе мои рабочие и техника под Леже и Дейнеку, напоследок заглянем в «Царицу Тамару» на моё грузинское застолье под Пиросмани. Гиви обещал год меня бесплатно кормить и поить. Вот и засядем. И только в твоих портретах я никого не копирую. Они сразу в тебя влюбятся, а я буду страшно ревновать. В маленькой мастерской они увидят большой бедлам и сразу всё поймут. Творческая обстановка: засохшие краски, незаконченные этюды, наброски. Я ничего не хочу скрывать. Друзья поймут. Я скажу им: «Друзья! Без вас я много прожил, но друзей не нажил. Один… Нет, с моим дорогим ангелом-хранителем. Познакомьтесь с ней, поцелуйте ей руки. Она, как мы. Бессребреник. Вольная, но верная, как лебедиха, птица». Вот, что я им скажу, Зоечка. Это настоящие друзья, и то, что мы столько лет не виделись – ничего не значит. Подарю им каждому по твоему портрету (приходит в себя). Нет, это ты прости меня, хорошая моя. Ты счастье моё. Отрада. Не оправдал я твоих надежд? Тебе стыдно за меня?

З о я. Я счастлива с тобой. Люблю тебя и мне никогда не стыдно за тебя, чтобы ты ни сделал. Они не знают тебя. Только я тебя знаю. Только я. Любимый, мы сейчас остались вдвоем, ты только постарайся, я тебя очень прошу, давай хотя бы месяц твоих художников не принимать.

С е р г е й. Но я не могу им запретить.

З о я. Они к тебе как к матери Терезе идут и несут с собой все свои неприятности, и они переходят на тебя.

С е р г е й. Что за теория?

З о я. Ты не можешь отказать им в выпивке. Наша квартира превратилась в сборище неудачников. То одни, то другие. Ты же безотказный. Наверно, такой же, как друг твой Виктор?

С е р г е й. Как я могу отказать? Они же художники. Им только немножко не везет в последнее время. У них наладится. Кого же мне принимать? Слишком успешного председателя Союза? Да, у него всегда всё очень хорошо. Он мило улыбается, но чем шире улыбка, тем серьезнее его подлость.

З о я. Не успели уйти Пат и Паташенок, как появился этот… последний. Они что, здесь караульную службу несут? Сдал – принял. Кто следующий?

С е р г е й. Не знаю. Быховский еще обещался навестить.

З о я. Это бесконечно. Когда-то ты спас меня. Что же мне сегодня сделать, чтобы успокоить, спасти тебя?

С е р г е й. Я не в нокауте, дорогая, спасать меня не надо. Мы вдвоем, мы вместе, а остальное – не важно. Ты права. Я тоже устал от гостей. Устал от своих бесполезных исканий, устал, наконец, от города. Нужно просто на время куда-то уехать.

З о я. Да, нужно поменять все. Оставить этот город, квартиру и уехать куда-нибудь, где мы действительно будет только вдвоем. Когда ты со своими художниками, мы не остаемся наедине. Как только я хочу к тебе прижаться, тут же между нами вырастает твой дружище. Для меня уже разлука. Я по тебе соскучилась. Сережа, когда ты обнимаешь меня или просто кладешь руку мне на плечо, я чувствую, как твое тепло, твоя нежность переплывают в меня, у меня темнеет в глазах и наступает такое блаженство. Я куда-то падаю. Ева сделана из ребра Адама, а я наверно – из твоего. У тебя никогда вот здесь, под сердцем, не болит? Чувствуешь, чего-то не хватает? Одного самого главного ребра? За что мне такое счастье быть с тобой, говорить с тобой? Я счастлива даже ожиданием, что мы будем вдвоем.

С е р г е й. Я люблю тебя. За что мне такое счастье? До сих пор не могу поверить: неужели ты со мной? Ты – самая лучшая, самая красивая женщина.

З о я. Сколько раз подвыпившие мужчины шептали этой подвыпившей женщине: «Я люблю вас», а я только смеялась и выражение их чувств через слово «люблю» ничего для меня не значило. Сколько сама песен красивых спела о любви, но только с тобой поняла смысл этого слова.

С е р г е й. Я люблю тебя почти на два года больше, чем ты меня. У меня так мало времени на тебя остается. Не могу работать, когда тебя нет рядом со мной.

З о я. Хочешь, я всегда буду сидеть рядом с тобой, когда ты работаешь?

С е р г е й. Когда ты рядом, я буду смотреть только на тебя. Не насмотрелся. Вот круг и замкнулся. Без тебя не могу работать, с тобой – тем более.

З о я. А что тогда здесь почти месяц торчал тот лохматый? Ты все время был с ним. Весь в какой-то зеленой краске, как маляр. Он что, газоны в городе красил к приезду губернатора? Я даже не узнала, как его зовут. Ты все: «Дружище, да дружище».

С е р г е й. Да, дружище. Товарищ по творческому цеху. Шингарев-Караваев Максимилиан Пантелеймонович. Согласись, что легче просто «дружище». Художник, декоратор. Хорошо еще, что волосы зеленой краской не красит, как его кумир Врубель. Да, пишет своеобразно, грубыми мазками, как будто лепит свои картины, хороший рисовальщик. Искренний, такой, какой он есть. Не обманет. Он талант и имеет право на вечное чудачество. Ему плевать на взгляд со стороны. Но с руководством вечный, тихий конфликт, поэтому и не везет по жизни. Пришел и просит: «Сережа, прими, Христа ради, на постой». Я тоже подумал сначала, что на пару дней, ну а потом, куда я его в таком виде?

З о я. Ну, можно же было дождаться, пока он хоть немного отрезвеет, чтобы сказать, что пара дней десять раз как кончилась? Смешной какой-то, тапочки всегда не на те ноги надевает и постоянно улыбается. С деньгами у нас плохо, а он из-за стола почти не вылезал. Ты же понимаешь, что мне не денег жалко, а твоего времени.

С е р г е й. Но он же не мешал. Сидел все молча.

З о я. Он тебя отвлекал. И меня.

С е р г е й. Положим, с тобой он только утром общался.

З о я. «Доброе утро, мадам. Как вы сегодня прекрасны». И всегда добавлял: «Мерси, мадам, спасибо вам большое». Но и это он только первые две недели повторял.

С е р г е й. Потом ему и это стало трудно произносить. Устал.

З о я. От усталости стал вилки ронять? Поднимет, вытрет о свои зеленые штаны и извиняется: «Пардон, мадам». Прольёт соус на скатерть и опять «пардон, мадам» и начинает пальцем соус размазывать.

С е р г е й. Забывается. Картину рисует. Когда-то был в командировке во Франции…

З о я. Пардон и мерси – это всё, что выучил?

С е р г е й. Да. Это было давно. Французы ему не понравились, повторял Врубеля, что в их живописи нет ни вдохновения, ни воображения, и язык назло им не стал учить.

З о я. Нет, нет, здесь я с ним совершенно не согласна. По-моему, так может говорить только неудачник.

С е р г е й. Ты права. Импрессионисты это просто чудо. Но у него свои кумиры. И талант у него есть, и если до конца нащупает свою дорожку к нему, будут еще более великолепные картины.

З о я. Как же он нащупает, когда у него руки трясутся? Что он у нас написал? (Поднимает с пола две-три картины). Щербатые пейзажи, дома, сказочные персонажи. А это что? На одном листе и храм, и какой-то старинный дом, и в углу женское лицо?

С е р г е й. Ты приглядись. На одной картине просматривается восход солнца, на другой – закат. Их нужно издалека смотреть.

З о я. Каким же нужно обладать зрением, чтобы это разглядеть? Догадаться еще можно, если он их подпишет. Просил разрешения меня нарисовать, но я решила, что твоих работ предостаточно.

С е р г е й. Это правильно. Всё равно он бы твой портрет не окончил.

З о я. А как он рисовал остальные картины и рисунки? Вы же из дома ни разу не выходили.

С е р г е й. Он рисует всегда по памяти или по фотографиям. Перенял от своего кумира. Как и вечное неудовлетворение: зарисовки, абрисы. Идеи, мысли, воспоминания – всё лепит на одном листе, боится забыть. И потом все свои работы предпочитает уничтожать. Его нужно успеть вовремя остановить. Вот эти картины я же прямо из рук у него вырвал.

З о я. А то, что все-таки «скорая» его увезла из нашего дома, тоже ничего? Теперь грех на тебе.

С е р г е й. Зоечка, солнышко, что б ты знала, что в психушку сейчас только по большому блату попасть можно, а он бесплатно. Там нашего брата хорошо знают, обижать не будут. Отдохнет, придет в себя, может и нащупает там свою дорожку. Половина моих товарищей по цеху в конце концов там стажировку проходила. Слабые мы люди, художники. Принесем ему туда бумагу, уголь, карандаши, и он нам такие шедевры оставит!

З о я. Признайся, ну почему и зачем ты с ним общаешься?

С е р г е й. У него нет такой, как ты. Нет опоры. И заметь, они не только ко мне приходят. Кто их классными пирожками потчует? А? Кто их утешает, участливо слушает их басни о том, как трудно быть настоящим художником, кто одобряет, успокаивает, кто им кофе наливает?

З о я. Только, чтобы отвлечь от вашей водки.

С е р г е й. Зоечка, они не такие уж и безнадежные. Пожрать на халяву да поболтать, но для них главное – атмосфера творчества. Некоторые музеи потихоньку, по дешевке скупают их картины, зная, что им теперь и копейка нужна, но покупают. Говорят, что выставлять не будем, так, на всякий случай, в запасник. Все те, кто был здесь и оставил по одной, две картины в благодарность за твои пирожки, будут известны и знамениты… но, боюсь, что, как и все гении, только после смерти.

З о я. Как всегда. Но ведь и мы этого не увидим.

С е р г е й. А мы оттуда будем на их выставки смотреть и нам будет хорошо.

З о я. Это и твоя радостная перспектива?

С е р г е й. Нет, моим работам мы будем радоваться при жизни.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Мишел ь пьеса в двух действиях icon«жил был геракл» Пьеса в пяти подвигах, двух действиях, четырнадцати картинах
Древняя-древняя Греция. Гора Олимп. Самая вершина. Место жительства зевса и жены его геры. Откуда-то снизу раздается плач ребенка....
Мишел ь пьеса в двух действиях iconБулгаков Михаил Афанасьевич бег восемь снов Пьеса в четырех действиях
С е р а ф и м а в л а д и м и р о в н а к о р з у Х и н а молодая петербургская дама
Мишел ь пьеса в двух действиях iconПьеса в четырёх действиях
Опушка – посетительница выставки скульптур, накануне обретшая новую ногу, а впоследствии утраченную любовь своей юности
Мишел ь пьеса в двух действиях iconБулгаков Михаил Афанасьевич батум пьеса в четырех действиях Действующие лица
Миха, Теофил, Канделаки, Геронтий, Дариспан, Климов, Котэ, Хиримьянц, Тодрия рабочие
Мишел ь пьеса в двух действиях icon«бег» опера в двух действиях, семи сценах (по одноименной пьесе М. Булгакова) 2007
Чарнота. У окна – Африкан в тулупе, в виде химика Махрова. В высоком игуменском кресле сидит Серафима, у её ног, на скамеечке – Голубков....
Мишел ь пьеса в двух действиях iconА. Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок»
Тема урока: А. Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок»
Мишел ь пьеса в двух действиях iconА. С. Грибоедов Комедия в четырех действиях в стихах

Мишел ь пьеса в двух действиях iconЗао независимое агентство
Именно из этого вытекает нерешительность и осторожность России в действиях на международной арене
Мишел ь пьеса в двух действиях iconПамятка о действиях при угрозах террористического характера 15
Муниципального общеобразовательного учреждения «Самурская сош» Магарамкентского района рд
Мишел ь пьеса в двух действиях iconЛитература 7-й класс Опольская Людмила Аполлинарьевна
Пьеса Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница