Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




НазваниеРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
страница1/5
Дата16.02.2013
Размер0.64 Mb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки

Российской Федерации


Федеральная служба по надзору

в сфере образования и науки


РУКОВОДСТВО



для участников конкурса 2009 года


«Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»


Москва 2009


АННОТАЦИЯ



Руководство содержит рекомендации по проведению самооценки и подготовке отчета по критериям, характеризующим возможности и результаты деятельности образовательных учреждений в части обеспечения качества подготовки выпускников. В Руководстве изложены положения по организации конкурса, экспертной оценке деятельности образовательных учреждений и подведению итогов конкурса.

При разработке Руководства учитывались требования, изложенные в следующих документах:

- Модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM);

- «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования на территории Европы», разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;

- Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2000.


Авторы: Кочетов А.И., Дубровина Л.А., Блинкова О.В., Соловьев В.П.



ФГОУ ВПО Московский государственный институт

стали и сплавов


(государственный технологический университет)


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Конкурс проводится в соответствии с решением Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования и приказом Рособрнадзора от 24.02.2009 № 389«О проведении в 2009 году конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» (далее - конкурс) с целью создания системы государственного и общественного стимулирования образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные учреждения) к поиску современных методов управления для обеспечения качества подготовки выпускников.

Основные задачи конкурса:

  • стимулирование деятельности образовательных учреждений в области самоконтроля качества профессионального образования;

  • разработка предложений и рекомендаций по развитию систем качества в образовательных учреждениях;

  • содействие в развитии систем управления качеством для проведения самооценки деятельности образовательных учреждений и совершенствования процессов контроля качества подготовки выпускников.

Награды победителям конкурса 2009 года будут вручены в феврале 20010 года на торжественной церемонии в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Победители определяются на конкурсной основе за достижение значительных результатов в деятельности по обучению, внедрение эффективных методов управления образовательным учреждением, создание эффективной системы обеспечения качества подготовки выпускников.

Общее обеспечение проведения конкурса возлагается на Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора, подготовка предложений по определению победителей – на конкурсную комиссию.

Организационно-техническое обеспечение конкурса осуществляет федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт стали и сплавов (государственный технологический университет)» (далее – МИСиС), при котором создается технический секретариат.

Конкурсная комиссия:

  • утверждает организационные и методические материалы конкурса;

  • устанавливает критериальный уровень баллов для определения победителей конкурса;

  • определяет номинации конкурса и категории победителей;

  • проводит подведение итогов конкурса, которые объявляются приказом Рособрнадзора.


Технический секретариат:

  • разрабатывает организационные и методические материалы по проведению конкурса;

  • осуществляет методическую поддержку проведения конкурса на всех его этапах;

  • организует экспертизу конкурсных материалов;

  • организует выезд экспертов на места для проведения оценки систем обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений - финалистов конкурса;

  • рассылает финалистам конкурса их отчеты с заключениями экспертов о результатах проверки.


1. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ


    1. Участие образовательных учреждений в конкурсе добровольное.

    2. Участвовать в конкурсе могут любые образовательные учреждения, независимо от своей организационно-правовой формы.

    3. Образовательные учреждения и филиалы участвуют в конкурсе самостоятельно, полным составом всех своих подразделений.

    4. Принцип выявления победителей конкурса – определение образовательных учреждений, набравших наибольшую оценку в баллах по результатам экспертизы.

    5. Финалисты конкурса оплачивают на договорной основе работы, выполняемые экспертами, а также все транспортные и командировочные расходы по оплате их проживания.


2. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ


Участвовать в конкурсе 2009 года имеют право все образовательные учреждения, подавшие заявку и в срок до 25 мая 2009 года представившие отчет о своей деятельности, оформленный в соответствии с требованиями настоящего Руководства (см. п. 5). Образовательные учреждения - конкурсанты должны прислать отчет почтовым отправлением с уведомлением по адресу, указанному в конце Руководства, или сдать его в «Управление стратегического развития МИСиС» по адресу: Ленинский проспект, дом 2, комната № 314.

Семинары для представителей образовательных учреждений по порядку проведения конкурса проводятся в Москве на базе МИСиС в мае 2009 года.

Технический секретариат уведомляет образовательные учреждения о включении их представителей в число участников семинара.


3. МОДЕЛЬ И КРИТЕРИИ КОНКУРСА «СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Модель конкурса включает две группы критериев:

первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки выпускников, что делается для этого ("возможности");

вторая группа критериев характеризует, что достигнуто ("результаты").

Первая группа включает критерии:

  • роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников;

  • политика и стратегия в области качества подготовки выпускников;

  • использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся для обеспечения качества подготовки выпускников;

  • рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских);

  • управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников.


Вторая группа включает критерии:

  • удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;

  • удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учебой;

  • влияние образовательного учреждения на общество;

  • результаты, которых добилось образовательное учреждение в отношении запланированных целей повышения качества подготовки выпускников.

Модель конкурса приведена на схеме, где представлена ее структура и максимальное число баллов, которое может получить образовательное учреждение по каждому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.


МОДЕЛЬ И КРИТЕРИИ КОНКУРСА «СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



4. СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ


Критерий 1. РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Содержание критерия

Представленная информация должна показать, как руководители образовательного учреждения определяют его предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они поддерживают и развивают ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы управления, ориентированной на качество.


Составляющие критерия

1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества.

Оценивается применительно к руководителям всех уровней:

  • определение руководителями приоритетов, разработка стратегии, целей и политики образовательного учреждения в области обеспечения качества подготовки выпускников;

  • формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей, на основе которых создается культура образовательного учреждения; (праздник Семья)

  • личное участие в деятельности по повышению качества подготовки выпускников;

  • участие в достижении целей организации на основе установленной ответственности;

  • стимулирование и поддержание сотрудничества в рамках организации;

  • обучение самих руководителей вопросам управления качеством и их участие в обучении руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения; ТЦС, ВОК

  • анализ и повышение эффективности своего руководства системой обеспечения качества подготовки выпускников. Протоколы

1б. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента образовательного учреждения.

Оценивается применительно к руководителям всех уровней:

  • обеспечение руководством совершенствования структуры образовательного учреждения в целях реализации политики и стратегии;

  • обеспечение разработки и внедрения системы менеджмента процессов; Заседание Совета по управлению качеством, ТЦС

  • обеспечение разработки и внедрения процесса формирования, развертывания по вертикали и горизонтали и актуализации политики и стратегии; Заседание ректората

  • обеспечение разработки и внедрения процесса измерения, анализа и повышения наиболее важных результатов деятельности;

  • обеспечение разработки и внедрения процесса стимулирования, определения, планирования и реализации усовершенствований (в соответствии с применяемыми подходами, т.е. посредством творческой, познавательной деятельности и инноваций). Рейтинговая система оценки.

1в. Вовлечение руководителей в работу с заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами и другими организациями).

Оценивается применительно к руководителям всех уровней:

  • личное изучение, понимание, удовлетворение потребностей и пожеланий заинтересованных сторон;

  • установление взаимодействия с другими образовательными учреждениями и организациями по вопросам обеспечения качества подготовки выпускников;

  • личное участие руководителей в деятельности профессиональных организаций, подготовка, проведение участие в конференциях и семинарах по вопросам менеджмента качества в образовании; Международный форум, конференции

  • личное содействие распространению принципов всеобщего управления качеством (TQM) вне образовательного учреждения;

  • организация совместной с другими организациями деятельности по улучшению качества подготовки выпускников.

1г. Содействие руководства процессам улучшения качества подготовки выпускников, обеспечение персоналу помощи, оценка, поддержка, поощрение достижений отдельных преподавателей, сотрудников, студентов, а также групп (ВТК, проектных команд и прочее).

Оценивается применительно к руководителям всех уровней:

  • доведение до сотрудников стратегии, целей, задач, планов, политики в области качества подготовки выпускников;

  • доступность руководителей для работников и поддержание активного диалога с ними;

  • предоставление преподавателям и сотрудникам возможности участвовать в деятельности по улучшению качества подготовки выпускников, включая возможность подготовки, принятия и реализации ими управленческих решений;

  • обеспечение ресурсами процесса обучения преподавателей и сотрудников образовательного учреждения по проблемам повышения качества подготовки выпускников;

  • оказание личной помощи преподавателям, сотрудникам и обучающимся, участвующим в мероприятиях по повышению качества подготовки выпускников (выделение ресурсов, оргтехники, помещений, создание комфортных условий и др.);

  • доведение до сотрудников целей, задач и принципов учебной, методической, организационной, маркетинговой, информационной, рекламной и другой деятельности при подготовке выпускников;

  • личное участие в своевременном и соответствующем признании деятельности отдельных преподавателей, сотрудников, подразделений и групп внутри образовательного учреждения;

  • участие в своевременном и соответствующем признании деятельности отдельных людей и групп вне образовательного учреждения, в том числе в учебных заведениях, выпускники которых становятся студентами образовательного учреждения, а также на предприятиях и в организациях, где работают выпускники образовательного учреждения;

  • изучение результатов мониторинга, опросов, анкетирования по вопросам организации образовательной деятельности и достигнутых результатов.


Критерий 2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Содержание критерия

Представленная информация должна показать, как образовательное учреждение выполняет свое предназначение (миссию) и реализует стратегию развития с учетом ожиданий и потребностей заинтересованных сторон; как разрабатывает политику, планы, определяет цели и процессы.

Составляющие критерия

2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии.

Данная деятельность может включать:

  • сбор и обобщение информации для определения рынка труда, где предстоит работать выпускникам;

  • знание или определение по профилю образовательного учреждения потребности в выпускниках;

  • понимание и предвидение потребностей и ожиданий потребителей, персонала, партнеров, общества и других заинтересованных сторон;

  • понимание и предвидение развития рынка труда для выпускников образовательного учреждения;

  • определение, понимание и предвидение развития сферы образования региона.

2б. Использование информации для разработки политики и стратегии.

Оценивается, как в образовательном учреждении собирают и используют информацию, относящуюся к:

  • внутренним показателям деятельности образовательного учреждения и его подразделений;

  • предприятиям и организациям, где работают подготовленные в образовательном учреждении выпускники;

  • преподавателям и сотрудникам образовательного учреждения;

  • абитуриентам и школам, в которых они учатся;

  • обучающимся;

  • другим организациям и обществу в целом;

  • результатам проведенных самооценок деятельности образовательного учреждения;

  • поставщикам оборудования и материалов;

  • лучшим достижениям других образовательных учреждений;

  • новым подходам в области обеспечения качества подготовки выпускников;

  • социальным и правовым вопросам;

  • экологическим и демографическим показателям;

  • новым технологиям обучения;

  • результатам партнерства в научно-образовательной сфере;

  • результатам инвестиций в партнерство;

  • внешним оценкам со стороны СМИ.

2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии для обеспечения качества подготовки выпускников.

Оценивается, каким образом в образовательном учреждении:

  • определяют цели и разрабатывают политику и стратегию в области обеспечения качества подготовки выпускников и отражают в них принципы менеджмента качества;

  • разрабатывают систему обеспечения качества подготовки выпускников;

  • разрабатывают планы в соответствии со своими целями и перспективами;

  • учитывают различные краткосрочные и долгосрочные требования;

  • учитывают потребности и ожидания всех сторон, заинтересованных в деятельности образовательного учреждения;

  • используют политику и стратегию в качестве основы для планирования по всем направлениям деятельности, постановки целей и задач на всех уровнях образовательного учреждения (факультеты, кафедры, лаборатории, отделы и т.п.);

  • актуализируют и совершенствуют стратегию, цели и планы;

  • совершенствуют свою организационную структуру для выполнения стратегии и планов, достижения установленных целей.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
В целях повышения качества подготовки водителей транспортных средств и самоходных машин Федеральная служба по надзору в сфере образования...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
Об утверждении Правил отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав осуществление надзора за...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
Российской Федерации без прохождения процедуры признания и установления в Российской Федерации эквивалентности
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconРекомендации выпускникам по подготовке к гиа-9
Российской Федерации (далее государственная (итоговая) аттестация в новой форме), Федеральная служба по надзору в сфере образования...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное научное учреждение
Председательствующие: Болотов В. А. руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Ершов А. Г. – директор...
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 3 рациональное питание
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница