Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации




Скачать 143.6 Kb.
НазваниеСостояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации
Дата14.02.2013
Размер143.6 Kb.
ТипДокументы
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации


М.М. Тимофеева, советник отдела библиотек и архивов Департамента культурного наследия и изобразительного искусства, Министерство культуры Российской Федерации. Москва.

Библиотечное дело России – активная, пере­довая, востребованная и профессионально орга­низованная сфера культуры. Российские библиоте­кари за последнее десятилетие изменили пред­ставления в стране о задачах библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктурах, их роли в политической жизни, развитии демократии и местного самоуправления. Развитие информа­ционного общества идёт бурными темпами, и особенно важно, что библиотеки активно уча­ствуют в этих процессах.

Отдавая должное энтузиазму, профессиона­лизму и сплоченности работников библиотек, я искренне рада приветствовать организаторов и участников Всероссийского библиотечного кон­гресса, XV Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации.

Это крайне важно – совместно обсуждать важ­нейшие вопросы развития библиотечного дела в России. От наших совместно обдуманных реше­ний, согласованных действий зависит дальней­шая деятельность, направленная на осуществление конституционных прав граждан на информацию и на обеспечение интеллектуального, духовного и экономического развития общества и государства.

Библиотеки являются ключевым звеном в соз­дании единого информационного и культурного пространства страны, выполняют важнейшие со­циальные и коммуникативные функции, являют­ся одним из базовых элементов культурной, обра­зовательной и информационной инфраструктуры страны, городов и сел.

Из 130 тысяч российских библиотек количе­ство публичных библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации составляет 37%, библиотек сферы образования (школьных, вузов­ских, средних специальных учебных заведений) 49%, библиотеки других ведомств составляют 14%.

Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более 25 лет назад, а государствен­ное статистическое наблюдение распространяется только на общедоступные библиотеки, в основном относящиеся к ведению Министерства культуры Российской Федерации.

По данным государственного статистическо­го наблюдения количество публичных (общедо­ступных) библиотек на 1 января 2010 года состав­ляет 45 792, из которых к ведению Министерства культуры Российской Федерации относится 9 фе­деральных библиотек, к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муни­ципальных образований относятся 45 782 библио­теки. В том числе региональных библиотек – 260 (86 универсальных научных библиотек, 33 юноше­ских, 72 детских и детско-юношеских, 69 специаль­ных библиотек для слепых) и муниципальных 46,1 тысячи (из них 35,9 тысяч сельских).

С 2000 года сеть библиотек сократилась на 6%. В числе причин сокращения библиотек чаще все­го называются: оптимизация системы библиотеч­ного обслуживания; ликвидация или реорганиза­ция библиотек в районах, в которых для стацио­нарного библиотечного обслуживания нет доста­точного количества жителей, и сокращение библио­течной сети шло, в основном, за счет муниципаль­ных библиотек.

Посещение общедоступных библиотек снижа­ется примерно пропорционально сокращению их числа, однако остается все ещё на достаточно вы­соком уровне и составляет около 460 млн посеще­ний в год, и в тоже время растет число посещений библиотечных сайтов.

Вместе с тем количество библиотек, имеющих транспорт, снизилось на 20% и составляет в настоящее время 1,7% от общего числа; количество теле­фонизированных библиотек увеличилось, но незна­чительно, и это только 32% общедоступных библио­тек.

Сравнительные статистические данные о состо­янии материально-технической базы региональ­ных и муниципальных библиотек в 2000 г., 2005 г. и 2009 г. приведены ниже:




Показатели

2000 г.

2005 г.

2009 г.

2009 г. по сравнению

с 2000 г. в %

Общее число

общедоступных

библиотек;

48 820

48 084

45 782

93,8

из них:













требуют

капитального ремонта

5 935

4 029

3 358

56,6

аварийные

772

451

397

51,4

Число библиотек,

имеющих:













ПК

1 694

6 361

15 151

894

копировальную, множительную

технику

2 752

5 994

12430

452

транспорт

936

787

754

81

телефон

13 791

13 428

14 608

106

факс

349

1 098

2 511

719

Интернет

397

2 302

6 870

1 730

Общее число ПК в библиотеках

11 131

13 883

65 470

588


Одной из наиболее наглядных характеристик библиотечного дела является показатель книгообеспеченности пользователей. Степень разрыва ве­личины этого показателя по-прежнему значитель­на. В Костромской области она составляет свыше 28 книг на 1 жителя, а в Республике Ингушетия – 6,3 книги. Среднероссийский показатель книго­обеспеченности остался на уровне 2007 года и со­ставляет 16,5 книг на 1 жителя.

Важным показателем развития библиотечно­го обслуживания являются объемы новых посту­плений в расчете на 1 000 жителей. С этой точки зрения ситуация в целом по стране неравномер­на – только в 21 регионе величина поступлений новых книг находится в пределах международно­го норматива 250 книг. Хуже всего обстоит дело в Южном федеральном округе, и, вместе с тем, це­лый ряд регионов демонстрируют показатели, су­щественно превышающие рекомендованные нор­мативы: Республика Карелия, Чукотский автоном­ный округ, Мурманская область.

Следует отметить как положительный фактор то, что среднероссийский показатель поступления новых книг на 1 000 жителей в 2008 году увеличил­ся на 21% по сравнению с 2007 годом. Объемы но­вых поступлений в муниципальные библиотеки увеличились на 33,2%, чему способствовали суб­сидии из федерального бюджета на комплектова­ние фондов муниципальных библиотек. И, к сожа­лению, следует констатировать тот факт, что дан­ный показатель снижен в 2009 году.

Все ускоряющиеся темпы развития информа­ционных технологий продолжают изменять об­раз традиционной библиотеки. В последнее время все большее количество библиотек позициониру­ют различные центры. По выполняемым функци­ям среди них можно выделить информационные, «общественного доступа», просвещенческие, ком­муникационные и др. Лидирующая роль в соста­ве центров принадлежит группе информационных, что отражает усиление значения информационной функции библиотек. По состоянию на 1 апреля 2009 года на базе региональных и муниципальных библиотек уже функционируют 5 176 центров раз­личной социально значимой информации и, пре­жде всего, центров правовой информации.

В целом по России, относительно предыдущих лет, динамика развития библиотечной отрасли по­ложительная.

Но, несмотря на положительные тенденции, за­данный темп не решает главного вопроса – созда­ния единого информационного пространства Рос­сии на основе новейших информационных техно­логий.

Очевидно, что укрепление роли государства в экономической и общественной жизни требует определения важнейших приоритетных направ­лений государственной политики и государствен­ной поддержки, которые позволят обеспечить ком­плекс действий, направленных на развитие библиотечного дела, как ресурса социальной стабильно­сти, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной безопасности государства.

В «Основных направлениях деятельности Пра­вительства Российской Федерации до 2012 года», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации в ноябре 2008 года, опре­делены следующие приоритеты развития культу­ры:

 создание условий для повышения качества и разнообразия в сфере услуг;

 обеспечение для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям;

 сохранение и популяризация культурного наследия;

 развитие библиотечного дела;

 продвижение российской культуры;

 совершенствование организационных, эко­номических и правовых механизмов развития сфе­ры культуры.

В Перечень, состоящий из 60 проектов по всем отраслям Российской Федерации по реализа­ции «Основных направлений деятельности Пра­вительства Российской Федерации до 2012 года», включен проект «Развитие библиотечного дела».

В 2010 году основными мероприятиями данно­го проекта являются:

 Комплекс мероприятий по развитию публичных центров правовой, деловой и социально-значимой информации, созданных на базе регио­нальных и муниципальных библиотек; и

 Комплекс мероприятий по содействию мо­дернизации материально-технической базы библиотек и внедрению новейших информационных технологий.

Кроме того, в рамках реализации Стратегии формирования электронного Правительства Рос­сийской Федерации планируется развитие сети публичных центров правовой информации, соз­даваемых на базе региональных и муниципальных библиотек и до конца 2010 года совместно с Феде­ральной службой охраны Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации планируется создание одной тысячи центров.

В проект федеральной целевой программы, разработанной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, «Инфор­мационное общество (2011–2018 г.г.)», Министер­ством культуры Российской Федерации внесено предложение о включении в эту программу проек­та «Компьютеризация общедоступных библиотек Российской Федерации»

В проект Национального плана реализации Стра­тегии развития информационного общества в Рос­сийской Федерации на 2009–2011 годы включено:

 Создание информационно-технологической инфраструктуры библиотек;

 Обеспечение доступа библиотек к сети Ин­тернет;

 Перевод библиотечных фондов в электрон­ный вид;

 Обеспечение доступа к электронным библио­течным фондам с использованием сети Интернет;

 Обучение, повышение квалификации и пе­реподготовка работников библиотек в сфере ис­пользования ИКТ;

 Создание и ведение Сводного каталога библиотек России;

 Реализация проекта «Модельные сельские библиотеки».

Осознавая важность и необходимость задач, решаемых библиотеками России, Министерство культуры Российской Федерации направляет свои усилия на создание условий для осуществления их деятельности.

Целью государственной политики, осуществля­емой Министерством культуры Российской Феде­рации в области библиотечного дела, является со­действие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспе­чить гражданам максимально быстрый и полный доступ к информации, реализация их конституци­онных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального куль­турного наследия, хранящегося в библиотеках.

В настоящее время во многих центральных библиотеках регионов очевидна необходимость рас­ширения площадей и модернизации технологи­ческих процессов, в том числе в связи с созданием филиалов Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

В связи с этим в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы) на реконструкцию региональных библиотек Ре­спублики Бурятия, Республики Карелия, Чуваш­ской республики, Республики Хакасия, Киров­ской, Тамбовской, Оренбургской, Томской, Пен­зенской, Белгородской и Челябинской областей предусмотрено финансирование в объеме 2 765,5 млн рублей.

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)» Министер­ством культуры Российской Федерации реализу­ется проект «Создание модельных сельских библиотек».

Проект направлен на создание в сельской мест­ности образцовых (эталонных) библиотек, соот­ветствующих современным требованиям инфор­мационного обслуживания населения с целью мо­дернизации сельских библиотек за счет бюджетов других уровней и внебюджетных средств. Проект имеет стимулирующий характер. За период дей­ствия данного проекта с 2006 по 2010 год было соз­дано184 модельных сельских библиотеки в 40 ре­гионах России, и общий объем финансирования проекта из федерального бюджета с 2006 по 2010 год составил 97 млн. рублей.

К началу 2010 года создано более 800 модель­ных сельских библиотек за счет финансирования из бюджетов разных уровней и внебюджетных средств, что абсолютно недостаточно для библио­течного обслуживания сельского населения Рос­сии на современном уровне.


Впервые в 2009 году в программу «Культура России» был включен проект «Создание мобиль­ной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек» (четверть населенных пунктов в сельской местности не имеют стацио­нарных библиотек). В прошедшем году был создан и представлен специалистам модельный образец библиомобиля. Всего изготовлено для поставки в регионы 6 библиомобилей, тогда как потребность в них составляет несколько тысяч единиц. При су­ществующем уровне финансирования этого проек­та в рамках ФЦП «Культура России» (2006–2011)» результаты реализации будут минимальны.

В июне 2009 года принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федераль­ный закон «О библиотечном деле». В закон внесе­ны новые понятия «национальный библиотечный фонд» и «книжные памятники».

К сожалению, не удалось в принятом законе за­крепить положения о правовом статусе межпосе­ленческой библиотеки. Тем не менее, в закон вне­сены поправки, касающиеся расширения функций центральной библиотеки.

В настоящее время в целях реализации положе­ний этого закона подготовлен проект постановле­ния Правительства Российской Федерации о вне­сении изменений в положение о Министерстве культуры Российской Федерации в части переда­чи ему полномочий по определению порядка от­несения документов к книжным памятникам, по­рядка регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников и порядка ведения реестра книжных памятников. Проект согласован с заин­тересованными федеральными органами исполни­тельной власти и внесен в Правительство Россий­ской Федерации.

Минкультуры России совместно со специа­листами Российской государственной библиоте­ки уже разработан проект Положения о книжных памятниках, в котором определены порядок отне­сения документов к книжным памятникам, поря­док регистрации книжных памятников в реестре книжных памятников и порядок ведения реестра книжных памятников.

Подготовлен, доработанный в соответствии с Инструкцией о бюджетном учете, проект Инструк­ции по учету библиотечных фондов. После прохож­дения установленных процедур согласования с за­интересованными ведомствами данные документы будут утверждены приказами Министерства куль­туры Российской Федерации и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Актуальным для библиотек является вопрос о работе с материалами экстремистской направлен­ности. Министерством культуры Российской Фе­дерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и специалистами в обла­сти библиотечного дела проработан вопрос о рабо­те с федеральным списком экстремистских матери­алов, публикуемых на сайте Министерства юсти­ции Российской Федерации, и подготовлен проект инструкции по работе с документами, включенны­ми в федеральный список экстремистских матери­алов. Инструкция была утверждена приказом Ми­нистерства культуры Российской Федерации и на­правлена на регистрацию в Министерство юсти­ции Российской Федерации. В соответствии с пол­номочиями Министерства культуры Российской Федерации инструкция разработана для федераль­ных библиотек, находящихся в его ведении. Мини­стерство юстиции отказало в регистрации данного документа, усмотрев в нем превышение полномо­чий Министерства культуры Российской Федера­ции.

В целях выявления сетевого, информационно­го, кадрового потенциала библиотечной системы страны и состояния её материально-технический базы, Правительством Российской Федерации в феврале 2009 года принято распоряжение о прове­дении в 2009–2011 годах работ по сбору сведений о библиотеках, находящихся на территории Россий­ской Федерации.

Во исполнение распоряжения Министерством культуры Российской Федерации были направле­ны письма с проектами формы статистического на­блюдения и указаниями к её заполнению во все фе­деральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подготовки организации сбора све­дений о библиотеках.

Вопрос о проведении работ по сбору сведений о библиотеках, находящихся на территории Россий­ской Федерации, в марте 2010 года был рассмотрен на Координационном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации и на межведомственном совещании с участием пред­ставителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и конфессий в апреле текущего года.

Приказом Федеральной службы государствен­ной статистики утверждена единовременная фор­ма федерального статистического наблюдения № 1-ВПБ с указаниями по её заполнению.

Министерством культуры Российской Феде­рации подготовлен проект изменений, вносимых в Методику определения нормативной потребно­сти субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства, в которой прописана ме­тодика определения нормативов обеспеченно­сти библиотечным обслуживанием населения му­ниципального района, городских и сельских поселений, минимальные нормативы численности на одну библиотеку в группах сельских поселений с различным количеством жителей, нормативной потребности объема и пополнения библиотечных фондов и другие.

Методика утверждена распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 1767-р. Она предназначена для расчета норма­тивной потребности субъектов Российской Феде­рации в объектах культуры на основании норма­тивов обеспеченности населения объектами куль­туры, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года и но­сит рекомендательный характер.

Кроме того, Министерством культуры Россий­ской Федерации были подготовлены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности де­ятельности органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации». Показатель «количе­ство библиотечного фонда на 1 000 населения» за­менен на показатель «количество новых поступле­ний на 1 000 населения». Данный показатель отра­жает реальную деятельность региональных властей по комплектованию библиотек за отчитываемый период и должен способствовать направлению уси­лий на комплектование фондов библиотек.

В 2010 году Министерством внесены измене­ния и дополнения в форму федерального стати­стического наблюдения 6-НК «Сведения об обще­доступной (публичной) библиотеке и 7-НК «Све­дения об учреждении культуры досугового типа» в части расширения показателей по библиотекам, входящим в состав указанных учреждений.

В заключение отмечу, что у Министерства культуры Российской Федерации сложились и успешно развиваются хорошие деловые контак­ты с Российской библиотечной ассоциацией. По многим вопросам, связанным с библиотечным де­лом, учитывается позиция РБА и заключения её экспертов.

Желаю участникам Конгресса успешной и пло­дотворной работы, ярких идей, смелых и мудрых решений, осуществления намеченных планов.


// Информационный бюллетень РБА. – 2010. – № 56. – С. 34-38.


Похожие:

Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconГук «Кемеровская областная научная библиотеки им. В. Д. Федорова» Отдел прогнозирования и развития библиотечного дела
Алексеева О. Н., гл библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconДоклад май 2007 года
Российской Федерации, начатую в 2005 году докладом «Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconЗакон республики татарстан
Настоящий Закон регулирует вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, юридическими лицами...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconКонцепция развития библиотечного обслуживания молодёжи Республики Коми на 2006 – 2010 гг.: итоги и перспективы
Концепция развития библиотечного обслуживания молодёжи Республики Коми на 2006 – 2010 гг была принята с целью комплексного развития...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconЗакон «О библиотечном деле»
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconПрикладная радиоэлектроника. Состояние и перспективы развития”
Международной академии наук прикладной радиоэлектроники (ан прэ) и Харьковского национального университета радиоэлектроники (хнурэ)...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconТ. Д. Рубанова история библиотечного дела древний мир Средние века Эпоха Просвещения
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconО библиотечном деле принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года в ред. Федеральных
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconО библиотечном деле принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года в ред. Федеральных
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,...
Состояние и перспективы развития библиотечного дела в Российской Федерации iconО библиотечном деле принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года в ред. Федеральных
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница