Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель




Скачать 309.26 Kb.
НазваниеПрограмма курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель
страница1/2
Дата14.02.2013
Размер309.26 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. Ломоносова


ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОГРАММА КУРСА


Информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе


Составитель: Шухардина Валентина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент


Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный подход, формы обучения, метод проектов,

I. Организационно - методический раздел

   Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Педагогические компетенции входят в систему общекультурных, общеличностных, которыми должен обладать выпускник высшей школы практически по любому направлению подготовки.

Информатизация всех сфер жизни общества, интеллектуализация производительных сил выдвигает на передний план интеллектуальную культуру как одну из базовых целей современного образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) несут огромный дидактический потенциал: модели и системы прикладного назначения, редакторы, издательские системы, среды программирования, логические и обучающие тренажеры, глобальные информационно-поисковые системы, системы управления базами данных, электронные таблицы, мультимедийные программы и др.

Грамотное применение ИКТ в образовательном процессе позволяет получить расширение интеллектуальных возможностей человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание; изменить стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценку. ИКТ повышают оперативность, объективность контроля и оценки результатов обучения; гарантируют непрерывную обратную связь; способствуют индивидуализации учебной деятельности, дифференциации темпа; создают позитивную мотивацию.

Таким образом, введение в образовательную практику нового средства обучения – компьютера позволяет повысить активность обучаемых, реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения как ведущих принципов развивающего обучения, т.е. создаются условия для полной реализации схемы процесса познания. Процесс обучения при использовании ИКТ строится на следующих основных подходах и принципах:

  • деятельностный подход является основой активной творческой работы с ИКТ и важным условием развития обучаемого;

  • дифференцированный подход осуществляет овладение разными учащимися разного материала;

  • внедрение новых форм обучения и организационные модели учебного взаимодействия с ИКТ качественно изменяют учебный процесс (групповая или проектно-индивидуальная модель; модель индивидуальной деятельности);

  • активное использование метода проектов и связанных с ним исследовательских, поисковых методов обучения, метода мозговой атаки;

  • оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.); создает позитивную мотивацию;

Таким образом, основными направлениями и результатами деятельности в области информатизации образования являются следующие:

  • обновление учебной среды за счет включения в нее средств ИКТ, изменение характера учебной деятельности, построение ее как поисковой, эвристической, появление качественно новых форм обучения;

  • модульный принцип структурирования содержания обучения и интенсификация процессов интеллектуального развития и саморазвития личности с использованием ИКТ;

  • развитие метода проектов и связанными с ним исследовательскими методами обучения;

  • использование средств телекоммуникаций для организации дистанционного обучения;

  • основными способами работы учащихся с ИКТ следует считать: модель изучения, модель управления информацией, модель творчества, модель общения, модель просмотра в Internet, модель проектной работы;

  • развитие компьютеризации образования, позволяющей использовать обучающие и контролирующие программы с целью обеспечения технологии самостоятельного учения учащихся и технологии контроля результатов обучения.

Следовательно, основной целью курса является формирование у обучающихся динамичного комплекса знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. В соответствии с поставленной целью в процессе изучения курса слушатель должен овладеть следующими основными понятиями: информационное общество и информационная культура; защита информации; современные информационные и коммуникационные технологии и их средства; цифровые образовательные ресурсы; информационно-методическое обеспечение учебного процесса; информационные системы и модели; информационное моделирование; дистанционные образовательные технологии.

В соответствии с этим содержание предлагаемой программы курса «Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» ориентировано на требования не только к уровню учащихся собственно предметной подготовки, а в основном на практический его компонент с целью овладеть умением оперативно и грамотно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Изучению различных программных сред уделено в курсе достаточно внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Таким образом, в процессе реализации (решения) конкретной задачи осуществляется освоение программной среды, для чего слушателю предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Далее организовывается продуктивная деятельность, в основе которой лежат исследования и творчество.

Основные задачи курса:

  • подготовить слушателей к организации всех видов образовательной деятельности в условиях широкого использования ИКТ;

  • ознакомить слушателей с современными приемами и методами использования ИКТ в образовательной деятельности;

  • обучить слушателей применению средств ИКТ в профессиональной деятельности в сфере образования;

  • выработать умения работать с современными операционными оболочками, с офисными технологиями, с электронными УМК (учебно-методическими комплектами), с интерактивными учебниками;

  • выработать умения работать с дистанционными образовательными технологиями;

  • познакомить с основными компонентами электронных образовательных изданий и цифровых образовательных ресурсов, требованиями к их созданию и использованию;

  • развить творческий потенциал будущего преподавателя, необходимый ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной работы слушателей, особенностью которой является выполнение лабораторных работ, практикумов, учебных проектов, поиск и использование необходимой для выполнения заданий информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Программа рассчитана на работу со слушателями в первом-втором учебных семестрах.

За исходный уровень владения предметом принимается: общее знакомство слушателей с современной образовательной и педагогической проблематикой, наличие основ информационной культуры, наличие грамотного представления о функционировании информационных и коммуникационных технологий; владение основами алгоритмизации и программирования.

После прохождения курса слушатели должны знать:

  • дидактические основы использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании;

  • назначение и структуру офисных технологий и средств телекоммуникаций;

  • основные понятия компьютерного информационного и математического моделирования;

  • функциональное назначение основных устройств современных компьютеров, их возможности и характеристики;

  • состав системного и прикладного программного обеспечения;

  • возможности дистанционного образования;

  • перспективные направления использования ИКТ в образовании.

После прохождения курса слушатели должны уметь:

  • применять современные приемы и методы использования ИКТ в образовательной деятельности;

  • использовать цифровые образовательные ресурсы Интернета в профессиональной деятельности в сфере образования;

  • работать с современными операционными оболочками, с различным программным инструментарием, с обучающими программами;

  • осуществлять участие в профессиональном общении, используя дистанционные технологии;

  • использовать приобретенные навыки работы с ИКТ по специальности;

  • исследовать информационные модели из предметных областей: физики, математики, химии, биологии, географии, экономики, информатики с использованием систем программирования или электронных таблиц;

  • прилагать полученные знания, умения и навыки к дальнейшему самообучению, саморазвитию и самореализации;

  • использовать современное мультимедийное программное обеспечение и Web-технологии для создания учебно-методического материала в виде презентаций и сайтов.

Средства обеспечения курса.

Лекционные занятия этого курса предполагают компьютерное сопровождение занятий в демонстрационном режиме или в индивидуальном режиме за каждым компьютером.

Практические и семинарские занятия предполагают работу слушателей с программно-методическим обеспечением всех тем курса, выполнение лабораторных работ, практикумов и учебных проектов.

Практические задания и лабораторные работы слушатели могут выполнять самостоятельно в удаленном режиме. После проверки задания преподавателем, слушатель также в дистанционной форме, узнает свою оценку и получает необходимые комментарии.

Очные занятия проводятся в компьютерном классе и предполагают следующие формы:

  • индивидуальные или фронтальные лекции, используя индивидуальные компьютеры или экран проектора;

  • семинары-практикумы по отдельным темам курса;

  • подготовка и создание учебно-методического материала в виде рефератов, презентаций и сайтов (учебные проекты).

  • компьютерное моделирование с реализацией алгоритмов в среде программирования или в электронных таблицах (учебные проекты).

Дистанционные занятия проводятся в электронной учебной среде факультета педагогического образования МГУ и предполагают самостоятельное изучение слушателем учебных материалов и выполнение практических заданий и лабораторных работ.

Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний

В начале первого семестра проверяется исходный уровень подготовки слушателей в виде входного тестирования.

По окончанию первого семестра слушатель представляет:

  • мини-реферат учебно-методического содержания по выбранной теме, выполненной в текстовом редакторе Word на 2-4-х страницах;

  • программу обработки статистической информации в электронных таблицах Excel.

В первом семестре зачет проводится в форме защиты учебного проекта - презентации (мультимедийной) учебно-методического содержания, выполненной в приложении PowerPoint.

В случае высокого начального уровня владения информационными технологиями, слушателю предоставляется возможность выполнить все задания и получить зачет за первый семестр досрочно.

По окончанию курса слушатель представляет:

  • проект «Модель», выполненный в системе программирования или в электронных таблицах; для специальностей, в которых в учебном процессе предусмотрена разработка и применение компьютерных моделей для обработки данных, достаточно представить описание программной среды (модели), исходные данные решаемой задачи, алгоритм обработки данных, описать полученные результаты моделирования.

  • лабораторную работу «Базы данных и СУБД»;

  • проект «Web-конструирование» учебно-методического содержания, выполненный в технологии HTML-конструирования.

Во втором семестре слушатели, уже имеющие высокий уровень владения необходимыми информационными технологиями, также имеют возможность досрочного выполнения всех требуемых заданий и лабораторных работ.

Итоговая оценка обучения представляет собой результат экзаменационного тестирования с учетом выполненных учебных проектов второго семестра.

На экзамене в форме компьютерного тестирования проверяются знания, умения и навыки по следующим вопросам:

  1. Информатизация общества и тенденции развития образования.

  2. Компьютер – как устройство для автоматической обработки информации.

  3. Программное управление работой компьютера.

  4. Информационные технологии. Текстовые редакторы.

  5. Информационные технологии. Графические редакторы. Растровая и векторная графика.

  6. Информационные технологии. Компьютерные презентации

  7. Информационные технологии. Электронные таблицы.

  8. Информационные системы и модели. Формализация и моделирование.

  9. Системный подход в моделировании. Система, системный эффект. Системный анализ. Основные понятия баз данных.

  10. Коммуникационные технологии в образовании. Передача информации. Организация телекоммуникационных сетей. Основы работы в Интернет. Сервисы сети Интернет. Основы языка разметки гипертекста HTML

Объем дисциплины и виды учебной работы

Рабочий план курса:

Аудиторная нагрузка – 48 часов, из них: лекций – 20 часов; практических занятий – 28 часов.

Самостоятельная работа – 52 часа.

Общая трудоемкость курса на два семестра – 100 часов.


Распределение часов курса по темам и видам работ

Вид занятий

Общая трудоемкость

Входное компьютерное тестирование

Итоговое компьютерное тестирование

4

4

Лекции:

- аудиторные занятия;

- электронные файлы в локальной сети или дистанционное обеспечение.


8

12

Семинары-практикумы на ПК в компьютерном классе.

20

Самостоятельная работа.

Лабораторная работа: «Базы данных и СУБД»

Учебные проекты по следующим темам:

1. Текстовые и графические редакторы.

2. Электронные таблицы

3. Компьютерные презентации.

4. Разработка и исследование математических моделей.

5. Основы языка разметки гипертекста HTML


8


8

8

12

4

12

Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)

100


Программа курса

«Информатизация образовательного процесса»

с указанием годовой учебной нагрузки в часах

Семестры

Образовательные модули

1 семестр

2 семестр

М1. Информатизация общества. ИКТ в образовании. Дидактические основы создания и использования ИКТ в образовании. Дистанционные технологии. Защита информации

4

8

М2. Компьютер – как устройство для автоматической обработки информации. Представление информации и основы работы с ПК. Программное обеспечение.

8




М3. Информационные технологии.

Текстовые и графические редакторы.

Электронные таблицы.

Компьютерные презентации


12




12

12

М4. Системный подход в моделировании. Базы данных.




8

М5. Информационные системы и модели. Формализация и моделирование




8

М6. Коммуникационные технологии.

Web конструирование




16

Входное и итоговое тестирование

4

8

Всего часов по семестрам

52

48

Всего часов за год

100

Учебно-тематический план курса


Образовательные модули

Всего часов

Лекции

(электр. файлы)

Практикумсемин

Самостоят.работа. (проект)

Программное

обеспечение

I семестр

Информатизации общества.

Дидактические основы создания и использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Правовая охрана информации. Защита информации.

4

4










Компьютер – как устройство для автоматической обработки информации.

Основные устройства и принцип работы персонального компьютера (ПК). Представление информации и основы работы с ПК.

Структура программного обеспечения.

Краткий обзор современных ОС (операционных систем) и ППО. Знакомство с интерфейсом ОС.

Microsoft Windows. Понятие файловой системы. Работа с файлами и папками. Работа с окнами.

Основы работы с архивами (на примере WinRAR).

8

4

4




OS Windows XP

Информационные технологии. Текстовые редакторы (Word).

Кодирование текстовой информации.

Подготовка документов средствами MS Word

Форматы текстовых файлов.

Создание учебно-методических материалов в Word.

Системы оптического распознавания документов.

Информационные технологии. Графические редакторы (Paint, PhotoShop).

Кодирование графической информации.

Растровая и векторная графика. Работа с графикой.

Приемы и методы подготовки растровых изображений. Векторный редактор.

8


4





4



4


4

MS Word


Paint, PhotoShop

Информационные технологии. Компьютерные презентации (PowerPoint).

Подготовка презентационных материалов. Введение в MS PowerPoint. Создание мультимедийных презентаций. Дизайн презентаций. Интерактивные презентации.

12







12

MS PowerPoint.

Информационные технологии. Электронные таблицы (Excel).

Структура ЭТ, типы и форматы данных. Автозаполнение. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Работа с листами и книгами Excel. Использование диаграмм и объектов.

12




4

8

MS Excel

Входное компьютерное тестирование

4




4







Всего за I семестр

52

8

16

28




Образовательные модули

Всего часов

Лекции

(электр. файлы)

Практикумсемин

Самостоят.работа. (проект)

Программное обеспечение

II семестр

Информационные системы и модели.

Моделирование как метод познания.

Формализация и моделирование.

Материальные и информационные модели.

Информационное моделирование. Математические модели.

Системный подход в моделировании. Системология. Базы данных. Система управления базами данных СУБД Access. Технология хранения, поиска и сортировки.



8


8



4








4


8


MS Excel


Системы программирования


MS Access

Новые информационные технологии (ИТ) в образовании.

Взаимодействие педагогических и информационных технологий.

Психолого-педагогические особенности ИТ.

Педагогический мониторинг с применением ИТ.

Дистанционные образовательные технологии.

-интерактивность, открытость, модульность, индивидуальная образовательная траектория.

4

4










Технология компьютеризации процесса урока

-.дидактические, методические и психологические требования к электронным УМК;

-структура и дидактические особенности мультимедиа курсов;

-структура, форма и содержание интерактивных учебников.

4




4




CD-диски


ЗлектронныеУМК

Коммуникативные технологии.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Передача информации. Основы работы в Интернет

Internet Explorer - программа, обеспечивающая доступ к Интернет ресурсам.·

Интернет-ресурсы образовательного назначения

Сервисы сети Интернет:

http-протокол. Всемирная паутина www.

FTP-сервис, телеконференции, аудиконференции, видеоконференции.

Электронная почта

Поисковые системы Интернет.

Создание Web-сайтов

Основы языка разметки гипертекста HTML

Разработка Web-представлений (MS FrontPage).

16




4

12

Internet Explorer

Компьютерное тестирование

-основные понятия компьютерного тестирования.

-разработка тестовых заданий. Оценка качества обучения;

-примеры интерактивных оболочек для тестирования, оценка качества обучения.

8

4

4




Тестовые компьютерные программы

Всего за II семестр

48

12

12

24




Всего

100

20

28

52




II. Содержание курса


Предметный компонент

  1   2

Похожие:

Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Новые информационные технологии в учебном процессе Для специальности 010701 Физика
Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Специальность 010701 – физика) к обязательному...
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconНовые информационные технологии в учебном процессе
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии иф
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconПрограмма кружка «Информационные и коммуникационные технологии»
«Информатика и информационные технологии», общероссийские тенденции, развития которой соответствуют мировым. Сформировать информационно-коммуникативная...
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconНазвание опыта: Программа «Информационные технологии» 5-11 класс
Программа – описание опыта работы учителей общеобразовательной школы по внедрению курса «Информационные технологии»
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconНовые информационные технологии (в образовании)
В процессе педагогической подготовки студентов необходимо прививать им умение не только использовать информационные технологии, но...
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconРабочая программа учебного курса «Информатика и информационные технологии»
Н. Угринович. Базовый курс «Информатика и информационные коммуникационные технологии» в средней (полной) школе. 2006 г
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconПрограмма курса оптические информационные технологии
Курс «Оптические информационные технологии» реализуется в рамках направления подготовки бакалавров 552800 «Информатика и вычислительная...
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель iconПрограмма курса «Информационные и коммуникационные технологии»
Н. Д. Угриновича «Информационные и коммуникационные технологии» (Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1 — 11 классы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница