Лекция №1




Скачать 110.07 Kb.
НазваниеЛекция №1
Дата14.02.2013
Размер110.07 Kb.
ТипЛекция
Лекция № 1

  1. Требования к работе пользователя на ПК, что должен знать и уметь делать к 4 –ому курсу ВМК (MS Office ХР, Интернет, Browser, Инструментальные средства, используемые для разработки (MS Visual Studio 6.0, MS Studio .NET), ЯП: С, С++, С#, Базы данных: Oracle 8-9).

  2. Цель и задачи курса. Цель - научиться проектировать программные системы. Задачи – овладеть средствами проектирования, в частности: средствами визуального моделирования – язык UML. UML – язык диаграмм, позволяющий моделировать программные системы, бизнес-процессы. Процесс: на лекциях – что будет, на практических занятиях – что будет.

Форма отчетности: - экзамен или зачет, в каком виде будет проходить.

  1. Начало. Системный анализ. Общее представление о СА. Основные понятия, …

  2. Использование СА в разработке ПО.

  3. Задачи разработки ПО. Проблема создания больших систем и разработки технологии и средств автоматизации создания ПО. (Качество ПО, затраты на разработку, производительность – сроки разработки).

  4. Методологии разработки ПО (структурное программирование, модульное, нисходящее, объектно-ориентированное, визуальное программирование, CASE-технология). Чем они отличаются.

  5. ЖЦ программ. (системный анализ, проектирование, программирование, отладка и тестирование, эксплуатация, сопровождение). Базовые этапы ЖЦ ПС.



ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Системный анализ. Цель, задача, структура, система.

  2. Спецификация системы, признаки системы.

  3. Функционирование системы, классификация систем, системность.

  4. Понятие информации, виды информации. Методы получения.

  5. Использования информации и системного анализа.

  6. Информация и управление. Информационные системы.

  7. Базовые (основные) новые информационные технологии исследования и актуализации систем.

  8. Основные понятия моделирования. Свойства модели.

  9. Жизненный цикл моделируемой системы.

  10. Анализ и проектирование. Предметная область.

  11. Методология системного анализа и системного моделирования. Модель предметной области.

  12. UML – язык для визуализации, спецификации, конструирования и документации. Концептуальная модель UML.

  13. Моделирование прецедентов.

  14. Отношения прецедентов.

  15. Диаграмма прецедентов (банковская система или система электронной коммерции).

  16. Диаграмма действий для прецедента.

  17. Статическое моделирование. Ассоциации между классами.

  18. Категории классов приложения. Критерии разбиения на объекты. Структурирование категорий объектов.

  19. Внешние и интерфейсные классы.

  20. Сущностные объекты.

  21. Управляющие объекты.

  22. Диаграммы классов.

  23. Иерархии композиции и агрегирования, обобщения/специализации классов.

  24. Статическое моделирование предметной области.

  25. Динамическое моделирование. Конечные автоматы.

  26. Динамическое моделирование. Диаграмма состояний: плоская диаграмма и иерархическая диаграмма состояний.

  27. Динамическое моделирование. Моделирование взаимодействий объектов.

  28. Динамическое моделирование.

  29. Динамический анализ. Динамический анализ, не зависящий от состояния.

  30. Динамический анализ. Динамический анализ, зависящий от состояния.

  31. Проектирование архитектуры системы. Архитектурные стили. Декомпозиция системы.

  32. Архитектура подсистем. Критерии разбиения на подсистемы.

  33. Практические вопросы (задачи: «Клиент-банкомат», «Электронная коммерция», может быть еще).

На примере банковской системы взаимодействия «Клиент-банкомат».

Диаграмма прецедентов для системы «клиент банка – банкомат».

    • Прецедент «Снять деньги». Привести документацию.

    • Прецедент «Получить справку». Привести документацию.

    • Прецедент «Перевести деньги». Привести документацию.

    • Главная последовательность для прецедентов. Диаграммы действий для перечисленных прецедентов.

Статическое моделирование. Диаграмма классов.

  • Статическая модель предметной области: физические классы.

  • Статическая модель предметной области: сущностные классы.

  • Статическая модель банковской системы: атрибуты классов.

Разбиение на объекты.

  • Выделение клиентской и серверной подсистем.

Динамическое моделирование.

  • Описание последовательности сообщений для прецедента «Проверить ПИН-код».

  • Диаграмма состояний объекта «Управление Банкоматом»: прецедент Проверить ПИН-код.

  • Описание последовательности сообщений для прецедента «Снять»

  • Диаграмма состояний для объекта «Управление Банкоматом»: прецедент Снять Деньги.

  • Диаграмма состояний верхнего уровня для объекта «Управление Банкоматом».

  • Проектирование банковской системы.

И ВСЕ ПО ЛЕКЦИЯМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.


Проще всего составить представление о системном анализе, перечислив его самые основные понятия и утверждения.

Системный анализ—это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. Систем­ный анализ может также рассматриваться как методология построения организаций, поскольку организаций могут рассматриваться как то, что реализует методоло­гию решения проблем. Оба эти определения неразрывно связаны, однако мы вначале рассмотрим методологию решения проблем как таковую, а затем ее влияние на организацию. При этом мы будем в основном следовать С. Л. Оптнеру и С. Янгу.

Как уже говорилось, в центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. Если требование равнокачественности альтернатив выполне­но, могут быть получены количественные оценки. Но для того, чтобы количественные оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отражать участвующие в сравнении свойства альтернатив (выходной результат, эффективность, стоимость и другие). Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы и даны правильные оценки каждому элементу. Так возникает идея выделения «всех элементов, связанных с данной альтернативой», т. е. идея, которая на обыденном языке выражается как «всесторонний учет всех обстоятельств». Выделяемая этим определением целостность и называется в системном анализе полной системой или просто системой. Система, таким образом, есть то, что решает проблему.

Но как выделить эту целостность, «систему», как установить, входит данный элемент в данную альтернативу или нет? Единственным критерием может быть участие данного элемента в процессе, приводящем к появлению выходного результата данной альтернативы. Коль скоро это так, понятие процесса оказывается центральным понятием системного анализа.

Таким образом, то, что прежде всего должно быть выделено, если мы хотим думать и действовать «системно», есть процесс. Не может быть системного мышления без ясного понимания процесса.

Система определяется заданием системных объектов, свойств и связей. Системные объекты - это вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение.

Входом называется то, что изменяется при протека­нии данного процесса. Во многих случаях компонентами входа являются «рабочий вход» (то, что «обрабаты­вается») и процессор (то, что «обрабатывает»). Выходом называется результат или конечное состояние процесса. Процесс переводит вход в выход. Способность переводить данный вход в данный выход называется свойством данного процесса. Связь определяет следование процессов, т. е. что выход некоторого процесса является входом определенного процесса. Всякий вход системы, является выходом этой или другой системы, а всякий выход-входом. Выделить систему в реальном мире значит указать все процессы, дающие данный выход. Искусственные системы это такие, элементы которых сделаны людьми т.е. являются выходом сознательно выполняемых процессов человека.

Во всякой искусственной системе существуют три различных по своей роли подпроцесса: основной процесс, обратная связь и ограничение. Основной процесс преобразует вход в выход. Обратная связь выполняет ряд операций: сравнивает выборку выхода с моделью выхода и выделяет различие, оценивает содержание и смысл различия, вырабатывает решение, сочлененное с различием, формирует процесс ввода решения (вмешательства в процесс системы) и воздействует на процесс с целью сближения выхода и модели выхода. Процесс ограничения возбуждается потребителем (покупателем) выхода системы, анализирующим ее выход. Этот процесс воздействует на выход и управление системы, обеспечивая соответствие выхода системы целям потребителя. Ограничение системы, принимаемое в результате процесса ограничения, отражается моделью выхода. Ограничение системы состоит из цели (функции) системы и принуждающих связей (качеств функции). При­нуждающие связи должны быть совместимы с целью.

Всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Постулируется, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Граница системы определяется совокупностью входов от окружающей среды. Окружающая среда - это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Проблемой называется ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) выходом и существующим выходом. Выход является необходимым, если его отсутствие создает угрозу существованию или развитию системы. Существующий выход обеспечи­вается существующей системой. Желаемый выход обес­печивается желаемой системой. Проблема есть разница между существующей и желаемой системой. Проблема может заключаться в предотвращении уменьшения выхода или же в увеличении выхода. Условие проблемы представляет существующую систему («известное»). Требование представляет желаемую систему. Решение проблемы есть - то, что заполняет промежуток между существующей и желаемой системами. Система, заполняющая промежуток, является объектом конструирования и называется решением проблемы.

Проблемы могут проявляться в симптомах. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию. Обнаружение проблемы есть результат процесса идентификаций симптомов. Идентификация возможна при условии знания нормы или желательного поведения системы. За обнаружением проблемы следует прогнозирование ее развития и оценка актуальности ее решения, т.е. состояния системы при нерешенной проблеме. Оценка актуальности решения проблемы позволяет определить необходимость ее решения.

Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является описание условия, цели и возможностей в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т. е. в терминах структур и вхо­дящих в них элементов. Если структуры и элементы условия, цели и возможностей данной проблемы известны, идентификация имеет характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и элементы условия, цели и возможностей известны частично, идентификация имеет качественный характер, а проблема называется качественной или слабоструктуризованной. Как методология решения проблем системный анализ указывает принципиально необходимую последовательность взаимосвязанных операций, которая (в самых общих чертах) состоит из выявления проблемы, конструирования реше­ния проблемы и реализации этого решения. Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив систем по критериям стоимости, вре­мени, эффективности и риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин (маргинальных отношений). Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Наиболее адекватное построение этого процесса предполагает всестороннее использование эвристических заключений в рамках постулированной структуры системной методологии.

Редуцирование числа переменных производится на основе анализа чувствительности проблемы к изменению отдельных переменных или групп переменных, агрегирования переменных в сводные факторы, выбором подходящей формы критериев, а также применением там, где это возможно, математических способов сокращения перебора (методов математического программирования и т. п.). Логическая целостность процесса обеспечивается явными или скрытыми предположениями, каждое из которых может являться источником риска. Постулируется, что структура функций системы и реше­ния проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем. Меняться могут только методы вы­полнения функций. Совершенствование методов при данном состоянии научных знаний имеет предел, определяемый как потенциально достижимый уровень. В результате решения проблемы устанавливаются новые связи и отношения, часть которых обусловливает желаемый выход, а другая часть определяет непредвиден­ные возможности и ограничения, которые могут стать источником будущих проблем.

Таковы в общих чертах основные представления системного анализа как методологии решения проблем.

Применение системного анализа на практике может происходить в двух ситуациях: когда исходным пунктом является появление новой проблемы и когда исходным пунктом является новая возможность, найденная вне непосредственной связи с данным кругом проблем. Решение проблемы в ситуации новой проблемы проводится по следующим основным этапам: обнаружение проблемы, оценка ее актуальности, определение цели и принуждающих связей, определение критериев, вскрытие структуры существующей системы, определение дефектных элементов существующей системы, ограничивающих получение заданного выхода, оценка веса их влияния на определяемые критериями выходы системы, определение структуры для построения набора альтернатив, построение набора альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернатив для реализации, определение процесса реализации, согласование найденного решения, реализация решения, оценка результатов реализации решения.

Реализация новой возможности проходит другим путем. Использование данной возможности в данной области зависит от наличия в ней или в смежных областях актуальной проблемы, нуждающейся для своего разрешения в такой возможности. Использование возможностей в отсутствие проблем может таить в себе, как минимум, бесполезную растрату ресурсов. Использование возможностей при наличии проблем, но игнорирующее проблемы, превращающееся в самоцель, может способствовать углублению и обострению проблемы. Развитие науки и техники приводит к тому, что возникновение ситуации новой возможности становится заурядным явлением. Это требует серьезного анализа ситуации при появлении новой возможности. Возможность утилизируется, если лучшая альтернатива включает в себя эту возможность. В противоположном случае возможность может остаться неиспользованной. Внедрение новой техники на основе одного только критерия срока самоокупаемости может быть примером подхода, когда утилизация новой технической возможности осуществляется вне анализа проблем. Большой процент неудач при внедрении машинных систем управления в США на первом этапе их создания является в значительной мере следствием отсутствия в этот период проблемно-ориентированного подхода.

Рассмотрим теперь, каким образом системный анализ представляет организацию. Несвоевременное, расточительное решение или же обострение проблемы и возникающие, как следствие, потери свидетельствуют о том, что механизм контроля состояния системы, в которой возникла проблема, выработки и реализации необходимых решений работает неудовлетворительно. Например, это могло быть при определении перспективной для данного рынка продукции или при принятии на вооружение данной технической системы. Но неудовлетворительная работа этого механизма означает неудовлетворительную работу организации, реализующей этот механизм. Улучшение его работы может быть достигнуто улучшением выполнения функций решения проблем, предусматриваемых системным анализом. Для этого необходимо рассматривать организацию не как структуру подчинения с установленными или сложившимися отношениями, а как процесс решения проблемы. Такой подход позволяет рассматривать организацию как систему, а для ее описания, изучения и улучшения использовать концептуальный аппарат системного анализа.

Для улучшения выполнения функций решения проблем, реализуемых организацией, могут быть использованы разнообразные методы: от рационализации форм документов до применения математических моделей и вычислительных машин. Методы могут, следовательно, иметь альтернативы, их отбор может производиться в соответствии с принципами системного анализа. «Мощность» всех функциональных подсистем от обнаружения (идентификации) проблем до реализации решения должна быть примерно одинаковой. Бессмысленно иметь мощные методы выработки решения, если функция идентификации состояния выполняется неудовлетворительно. Решение о совершенствовании организации должно вырастать из ее проблем и соответствовать им по масштабу и сложности. Таким образом, отдельные методы совершенствования функций могут найти свое место только при конструировании организации как целостной системы

Похожие:

Лекция №1 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое строение лекция III 51 развитие значения слов в онтогенезе лекция IV 67 развитие понятий и методы их исследования лекция V 91 «семантические поля»
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №1 iconКурс лекций Москва 2008 Содержание Лекция Введение 3 Лекция Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире 9 Лекция История науки и техники в XIV первой половине XVII вв. 19
Лекция Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) 26
Лекция №1 iconЛекция-визуализация Лекция 2
Лекция физиология и биофизика возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в возбудимых системах. Учение о биотоках. Токи покоя и...
Лекция №1 iconЛекция Введение в бд и субд. Модели данных 2 Лекция Инфологическая модель «Сущность-связь»
Лекция Программирование в Mathcad, Интерполяция и регрессия, функции сглаживания данных и предсказания. 104
Лекция №1 iconТекст лекций н. О. Воскресенская Оглавление Лекция 1: Введение в дисциплину. Предмет и задачи курса Лекция 2: Основные организационные формы и практические мероприятия пр
Лекция 4: пр и средства массовой информации. Информационная политика РФ – тенденции и проблемы развития. Правовые основы пр
Лекция №1 iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами лекция №9. Особенности занятий легкой атлетикой с женщинами …63 ЛИТЕРАТУРА лекция №1 «Введение в предмет. История развития легкой атлетики»
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
Лекция №1 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир лекция шаманизм приложение список сокращений Лекция предмет и основные понятия истории религий слово «религия»
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Лекция №1 iconЛекция одиннадцатая. Постиндустриальный мир как замкнутая хозяйственная система. 77 Лекция двенадцатая. Постиндустриальный мир как единственный полюс хозяйственной мощи. Кризис модели «догоняющего»
Лекция четвертая. Трансформация производственных отношений постиндустриального общества. 25
Лекция №1 iconЛекция Полупроводниковые приборы
Лекция 19. Предельная чувствительность и шумы электронных усилителей
Лекция №1 iconЛекция
Лекция Обзор и архитектура вычислительных сетей 8 Тема Основные определения и термины 8
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница