Программа курса «социология массовой коммуникации»




НазваниеПрограмма курса «социология массовой коммуникации»
Дата14.02.2013
Размер53.3 Kb.
ТипПрограмма курса
ПРОГРАММА КУРСА
«СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»



Тема 1. Социология массовой коммуникации как отрасль социологии.

Социология массовой коммуникации как особая отрасль социологии, изучающая проблемы взаимодействия социальных структур и коммуникативной деятельности.

Социология массовой коммуникации как интегрирующая научная дисциплина.

Онтологические, гносеологические и аксиологические основы теории массовой коммуникации. Характеристики социальных структур, существенные для массовой коммуникации:

а) обусловленность видами человеческой деятельности,

б) относительная устойчивость в плане диахронии и нормативно обусловленная вариативность в плане синхронии.

в) соотношение с актуальными концептами данного времени и места.

Связь социологии массовой коммуникации с другими отраслями социологии.


Тема 2. Предмет и аппарат социологии массовой коммуникации.

Базовые составляющие социологии массовой коммуникации:

а) социальные системы, структуры, институты, процессы;

б) коммуникативные системы;

в) виды, каналы и средства массовой коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации с целью воздействия на общество и индивидов.

Различные подходы к обоснованию взаимодействия массовой коммуникации и социальных структур, к пониманию социальной информации и ценностной Обоснование социального статуса как важнейшей категории массовой коммуникации (Г.Дж.Мейн, М.Вебер, Ю.Хабермас, Т.М.Дридзе, А.Д.Швейцер и др.).

Общественная природа языка. Функции языка. Структурный, семантический и прагматический аспекты языка. Предмет социологии массовой коммуникации.


Тема 3. Системность массовой коммуникации.

Понятие системности в науке. Система, структура, классификация, таксономия, стратификация и типология как научные понятия. Критерии определения типов коммуникативных систем. Естественные коммуникативные системы (вербальный язык, язык мимики и жестов, языки животных). Искусственные коммуникативные системы (химические символы, музыкальная нотация, логико-математический язык, искусственные языки общения — волапюк, эсперанто). Их общие, отличительные характеристики.

Различные виды искусственных коммуникативных систем: априорные. Апостериорные. Смешанные, их функции и эффективность.

Языки программирования. Информационные языки.

Перспективы использования коммуникативных систем в реализации тенденции к системной интеграции информационных технологий. Создание мирового виртуального интерактивного пространства.


Тема 4. Модели массовой коммуникации

Лидеры общественной мысли. Пропагандистские модели. Контрпропагандистские модели. Модель «спирали молчания». Модель телевизионной массовой коммуникации. Знаки в телевидении.


Тема 5. Прикладные модели массовой коммуникации

Религиозная коммуникация.

Деловая коммуникация. Психоанализ и психотерапия.

Рекламная коммуникация. Риторика. Теория аргументации. Написание речей и профессия «спичрайтера».


Тема 6. Уровни организации массовой коммуникации.

Критерии выделения уровней организации массовой коммуникации.

Семиотический уровень. Понятие знака (Ч.Пирс. Ч.Моррис). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Общие характеристики семиотических систем. Понятие о синтактике, семантике и прагматике в семиотической теории.

Лингвистический (языковой) уровень массовой коммуникации. Вербальная основа языкового уровня массовой коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Высказывание и дискурс как коммуникативные единицы. Различные подходы к моделированию дискурса:

Ментальная модель (Ф.Джонсон-Лэрд), модель фреймов (М.Минский. Ч.Филлмор), модель сценариев (Р.Шенк, Р.Абелсон), модель ситуаций (Т.А.ван Дейк). Функциональные характеристики дискурса, существенные для социологии массовой коммуникации. Тематическое поле, языковой код, регистр (тональность) и способ (канал) массовой коммуникации — важнейшие структурные компоненты дискурса. Паралингвистический (невербальный) уровень организации массовой коммуникации. Широкое и узкое понимание паралингвистики. Виды невербальных коммуникативных средств: фонационные, кинесические и графические, их функции.


Тема 7. Типы массовой коммуникации.

Коммуникация как процесс обмена информацией. Каналы передачи информации.

Участники коммуникативного акта. Типы массовой коммуникации в зависимости от структуры коммуникативного акта.

Межличностная коммуникация, условия ее актуализации и основные функции. Речевой этикет. Технологический прогресс и его влияние на характер межличностного общения (непосредственное общение, почта, телефон, телевидение, мировая интерактивная среда). Психологические аспекты межличностного общения. Понятие манипуляции.

Межгрупповая коммуникация. Типы малых групп. Семья и организация. Коммерческие и некоммерческие организации. Досуговые группы (объединения по интересам). Особенности циркуляции информации в малых группах. Обмен информацией между малыми группами. Внешняя и внутренняя среда межгруппового общения. «Лидеры мнений» и положение групп в информационном пространстве (периферия, лакуны — «теневые» группы, невостребованные социальные группы, центр социального пространства).

Массовая коммуникация как социальное явление и процесс.


Тема 8. Методы коммуникативного анализа.

Семиотический анализ. Контент-анализ. Прагматический анализ. Структурный анализ. Мотивационный анализ. Анализ политических текстов.


Тема 9. Невербальная коммуникация.

Проксемика, кинесика, социология — науки, изучающие невербальную коммуникацию. Пространство физическое и пространство коммуникативное. Использование невербальной массовой коммуникации в театре и политике.


Тема 10. Коммуникативные технологии.

Политические технологии: основные понятия. Перформанс: основные понятия. Связи с общественностью: основные понятия. Религиозные технологии. Модели коммуникативных кампаний. Роль аудитории в планировании кампании. Коммуникативные кампании для различных сегментов общества. Коммуникативные кампании в разных профессиональных сферах. Коммуникативные кампании в разные исторические периоды.


Тема 11. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах.

Обоснование понятия «языковая личность» в социологическом аспекте (Ж.Пиаже, Л.Колберг, Т.Парсонс, Ч.Кули, Дж.Мид, Ю.А.Сорокин). «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека.

Структура «языковой личности». Вербально-семантические, когнитивные и прагматические характеристики языковой личности в модели Ю.Н.Караулова. «Индивидуальная языковая личность» и «коллективная языковая личность». Социальные характеристики коммуникантов. Коммуникативная личность и параметры ее моделирования.

Пол как заданная характеристика коммуникативной личности. Современные исследования влияния тендерных различий на характер когнитивных процессов и связанное с этим коммуникативное поведение личности. Мужской и женский типы массовой коммуникации (структурирование информации, отсев важной/незначимой информации, эмоциональность общения, детализированность изложения, темп речи и т.п.). Темпы развития коммуникативной активности у мальчиков и девочек. Коммуникативная диагностика девиантного поведения.


Тема 12. Методы изучения коммуникативных процессов.

Использование методов общей социологии в социологии коммуникаций (анкетирование, включенное наблюдение, корреляционный анализ и т.п.). Особенности адаптации данных методов к массовой коммуникации как предмету исследования (на примере социолингвистической анкеты).

Методы социологических исследований массовой коммуникации. Роль контент-анализа в исследовании текстов СМИ. Мотивационный анализ. Когнитивное картирование и оперативное кодирование. Нарративный анализ. Ролевой анализ. Дискурс-анализ как метод исследования социальной массовой коммуникации. Качественные методы в социологии коммуникаций. Глубинное интервью и фокус-группы и их место в социологии коммуникаций. Работа с экспертами.

Похожие:

Программа курса «социология массовой коммуникации» iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления  fillin \* mergeformat [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Социология массовой коммуникации» для специальности «Связи с общественностью» пенза 2011
Содержание требований государственного образовательного стандарта по курсу «социология массовой коммуникации»
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconСпециализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.
Цель дисциплины: сформировать у студентов понимание высокой социальной значимости журналистики как части системы массовой коммуникации...
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconПрограмма дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика»
Дисциплина носит теоретический характер, предполагающий определенный уровень подготовки студентов. Программа составлена в предположении,...
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconФедотова Л. Н. Факторы успешной коммуникации
Источник: Федотова Л. Н социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология коммуникации для студентов 5 курса очной формы обучения специальность 020300 социология
В настоящее время она превращается в междисциплинарную науку. Междисциплинарность обнаруживает и обосновывает универсалистский характер...
Программа курса «социология массовой коммуникации» iconПрограмма дисциплины «Социология массовых коммуникаций»
В процессе занятий также ставится цель сформировать у студентов начальные умения в интерпретации данных социологических исследований...
Программа курса «социология массовой коммуникации» icon«Социология массовой коммуникации»
Факультете экономики, управления и права фгоу впо «нгу им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница