Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу




НазваниеБез попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу
страница1/4
Дата14.09.2012
Размер0.62 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4
ГОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКИЙ ДОМ №8»

ПГТ.НИЖНИЙ ОДЕС


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ


ДИРЕКТОР ГОУ «ДЕТСКИЙ ДОМ Н.Я.ШАМАРДИНА

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР Х.С.КУРКОВА


2009 год


Забота о здоровье детей –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Наш Детский дом создан на основе Постановления № 94 от 13.02. 1995 года. До 2006 года имел название Детский дом «Солнышко», учредителем являлось Управление образования Администрации МО «г. Сосногорск». С 1 января 2007 года Детский дом передан в ведомство Министерства Образования Республики Коми, является государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 3 до 18 лет и носит название «Детский дом № 8».

Детский дом расположен в центре поселка Нижний Одес. Двухэтажное здание построено в 1985 году, включает четыре жилых помещения, где живут семьи: «Надежда», «Огонек», «Радуга», «Теремок», также имеются музыкальный зал, кабинеты социального педагога, психолога, сенсорная комната, два кабинета труда, библиотека, столовая, медицинский блок, включающий прививочный, процедурный, медицинский кабинеты, теннисный, тренажерный и спортивный залы.

Вся воспитательно-образовательная работа строится согласно программы развития Детского дома на период с 2008 по 2012 год, которая является логическим продолжением программы развития с 2003 по 2007 годы и годового плана работы.

Кадрами Детский дом укомплектован полностью. На 01.12.2009г. в Детском доме работает 19 педагогов, из них 1 совместитель.

Возрастной состав педагогического коллектива

До 30 лет – 3

От 30 до 50 лет - 12

Старше 50 лет – 4

Состав педагогического коллектива по образованию

Курсовая подготовка - 1

Среднее специальное – 11

Высшее - 7

Состав педагогического коллектива по стажу работы в Детском доме

До 3 лет (молодые специалисты) – 4

От 3 до 10 лет – 12 человек

От 10 до 20 лет - 3 человека

Свыше 20 лет - нет

Состав педагогического коллектива по категорийности

Не имеют квалификационную категорию – 6

Имеют II квалификационную категорию – 10

Имеют I квалификационную категорию – 3

Имеют высшую квалификационную категорию – нет

Воспитательно-образовательная работа строится с учетом контингента детей. Процесс развития должен способствовать основной цели работы Детского дома: психологической реабилитации и социальной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и её конечному результату: подготовить воспитанника Детского дома, способного самоопределяться по отношению к окружающему миру, занять достойное место в обществе, обрести свое лицо.


Цели и задачи Детского дома.

ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, коррекция недостатков и отклонений в физическом и психическом развитии детей, формирование физической, нравственной и духовной культуры, подготовка к профессиональному и личностному самоопределению.

Задачи:

1. создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, физического и психического развития детей с учетом их индивидуальных особенностей.

2. корректировка ценностно-ориентированной и эмоциональной сферы воспитанник

3.создание воспитательного пространства, обеспечивающего личностный рост каждого воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни.

Приоритетным направлением деятельности Детского дома является содействие личностному росту каждого ребенка, улучшение качества жизни воспитанников. Качество жизни – это сложная система факторов, основными из которых является:

  • Здоровье;

  • Работа, творчество;

  • Отношение к близким людям;

  • Безопасность;

  • Непосредственная включенность в общество;

  • Эмоциональное здоровье.

Развитие Детского дома ориентируется на создание воспитательно – образовательной среды, которая максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально – интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

В соответствии с этим и складывается образ детского дома в ближайшей перспективе, который состоит из направлений, позволяющих реализовать принципы непреры­вности, преемственности воспитания в сочетании с принципами индивидуализа­ции и дифференциации воспитания в комплексе.

НАПРАВЛЕНИЕ 1. модернизация содержательной и технологической сторон воспитательно – образовательного процесса.

Цель: совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост воспитанника и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

НАПРАВЛЕНИЕ 2. создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Цель: достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций воспитанников и профессиональной компетенции педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности выпускников детского дома

НАПРАВЛЕНИЕ 3. совершенствование воспитательно- образовательного процесса.

Цель: становление воспитанника как компетентной, социально интегрированной личности на основе развития индивидуальных творческих способностей по интересам, эстетического вкуса, духовно – нравственной направленности, подготовка воспитанников к постинтернатной жизни

НАПРАВЛЕНИЕ 4. обеспечение медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанников

Цель: сопровождение развития социально – адаптированной личности воспитанника, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни

Одним из самых актуальных направлений в работе коллектива детского дома является:

НАПРАВЛЕНИЕ 5. сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Цель: обеспечение полноценного психофизического развития воспитанников. Реализация программы «Школа здоровья»

задачи

Условия решения поставленных задач

Внедрение технологий здоровьесбережения, создание здоровьесберегающей среды в Детском доме

Комплексное обследование детей, поступающих в Детский дом

Мониторинг состояния здоровья воспитанников

Создание банка данных о состоянии здоровья детей

Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы воспитанников

Реализация программы «Школа здоровья»

Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

Организация предметно-развивающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья


Работу по здоровьесбережению составляют:

- психологический аспект;

- медицинский аспект;

- педагогический аспект.


Состояние психологического здоровья является определяющим компонентом в развитии как каждого участника воспитательно-образовательного процесса, так и коллектива в целом. Исходя из этого при планировании работы одним из ведущих определен

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Поскольку объектом труда педагога – психолога в Детском доме являются дети. А предметом труда является помощь в формировании у детей определенных личностных качеств, помощь в преодолении ими детских страхов, застенчивости, излишней агрессивности, то основная цель работы:

  • Создание условий для развития у каждого ребенка на всех возрастных этапах индивидуальности, способности к саморазвитию, жизненному самоопределению.

Работа строится согласно разработанному годовому плану, который содержит следующие виды деятельности:

  1. Психодиагностика.

  2. Коррекционно – развивающая работа.

а) индивидуальная;

б) групповая;

  1. Просветительская работа с педагогическим коллективом.

  2. Работа с детьми «Группы риска» и с «трудными» подростками.

  3. Психолого-медико-педагогический консилиум.

  4. Методическая работа.



Психолого -педагогическая диагностика проводится с целью:

    • установления различных отклонений в психическом развитии, имеющих преимущественно медицинскую природу;

    • профессиональной ориентации;

    • готовности к обучению на каждом этапе развития, соответствия возрастным нормативам;

    • предупреждения психических перегрузок, невротических срывов;

    • характерологических особенностей, интересов, склонностей и т.д.

Для реализации поставленных целей используются следующий диагностический материал.

  • Блок «Диагностика готовности к школьному обучению», содержит стандартизированный комплекс психодиагностических методик, направленных на диагностику уровня развития познавательных процессов детей 5 – 9 лет:

- восприятия;

- произвольного внимания;

- память;

- образно – логического мышления;

- речи;

- тест «Четвертый лишний»;

- тест Гуденаф – Харриса, анализ рисунка человека;

- тест Равенна.



  • Блок «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста (с 11 до 17 лет):

- Методика диагностики показателей и формы агрессии – разработан

А. Баса и А.Дарки (предлагается в адаптации А. К. Осницкого);

- Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков

(по Е. Личко);

- Тест отсчитывания минут – классическая психофизиологическая

проба;

- Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) –

адаптация методики Д.Роттера в авторстве с Е.Ф.Бажиновой,

С.А.Голынкиной, А.М.Эткинда;

- Методика диагностики предрасположенности личности к

конфликтному поведению – методика К.Томаса в адаптации

Н.В.Гришиной.



  • Блок «Диагностика школьной адаптации» содержит тесты для выявления компонента риска школьной адаптации – эмоционального состояния ребенка в связи с учебным процессом:

- Методика комплексной экспресс-диагностики состояния

социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС,

Овчарова Р.В.);

- Тест Самочувствие – Активности – Настроение (САН, Доскин

А.А);

- Методика регистрации уровня школьной тревожности (Филипс);

- Методика регистрации времени реакции – классическая

психофизическая проба;

- Рисуночная проективная методика, предназначенная для

диагностики уровня школьной тревожности учащихся 6 – 9кл.

(А.М.Прихожан).

  • Методика исследования психологического климата А.Я. Лутошкиной.

  • Социометрия Я.Л. Коломинского.

  • Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения у учению в средних и старших классах школы А.Прихожан.

  • Методика диагностики типа школьной мотивации детей старших классов Е.Лепешова.

  • Цветовая диагностика эмоций ребенка (4 – 11 лет) О.А.Орехова.

  • Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!» Н.Пряжникова.

  • Тест Голланда.

  • Модификация карты интересов О.Г.Филимонова.

  • Экспресс – диагностика уровня социальной изолированности личности (Д.Рассел, М.Фергерсон).

  • Цветовой тест отношений (ЦТО).

  • Методика изучения воспитанности Т.А.Селихова.

  • Множество проективных методик: «Кактус», «Метафорический портрет», «Человек», «Человек под дождем», «несуществующее животное» и пр.



Коррекционноразвивающая работа.

Основная цель коррекционной работы – способствование полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Задача: психологопедагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Работа строится в двух направлениях: индивидуальная и групповая.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста направлена на устранение психической незрелости воспитанников совместно с дефектологом и воспитателями, особое значение уделяется следующим проблемам:

  • Слабое развитие речи детей;

  • Неразвитость тонкой моторики;

  • Неправильное формирование способов учебной работы.

  • Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операционными навыками;

  • Низкий уровень развития самоконтроля;

  • Низкий уровень развития когнитивной сферы:

  • Отклонения в поведении детей:

- агрессивность;

- вспыльчивость;

- пассивность;

- гиперактивность;

- отставание в психическом развитии.

  • Нарушения эмоционально-волевой сферы.



В работе по устранению этих проблем используются следующие методы:


ВНИМАНИЕ

- методика «Цепочка действий» (самоконтроль и произвольное запоминание);

- методика по развитию речи, осознанности восприятия и использование речи;

- методика развития тонкой моторики и умения работать по образцу;

- развитие внимания (корректурная проба, упражнения, основанные на принципе

точного воспроизведения какого – либо образа);

- распределение цифр в определенном порядке;

- упражнение «Найди слово»;

- методика Мюнстерберга (модифицированная);

- игра «Каждой руке – свое дело» и другие.

ПАМЯТЬ

- обучающая методика «Смысловые единицы»;

- Игра «Запомни – повтори»;

- Игра «Заменить все»;

- Игра «Ищи безостановочно» и другие.

МЫШЛЕНИЕ

- упражнение «Составление предложений»;

- упражнение «Исключение лишнего»;

- упражнение «Поиск аналогий»;

- упражнение «Способы применения предмета» и другие.

ВООБРАЖЕНИЕ

- методика «Незаконченные фигуры»;

- изучение географической карты;

- составление рассказа с использованием определенных слов;

- игра «Волшебные кляксы» и другие.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

- разучивание стихотворений;

- пересказ и рассказ;

- скороговорки;

- игры «В слова», «Со словами»;

- коррекция навыков чтения и другое.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

- упражнения для развития мелкой моторики рук и зрительно-двигательной

координации:

- конструирование;

- объединение;

- срисовывание;

- вырезание;

- раскрашивание;

- игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации

движений):

- игры с мячом;

- игры с резинкой;

- игры с зеркалом и другие.

АРТТЕРАПЕВТТИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИИ

- упражнение «Метафорический портрет»;

- упражнение «Самый счастливый момент в жизни»;

- упражнение «Рисую страх»;

- упражнение «Поход за удачей» и другие.

ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

- игры с предметами;

- игры с мячом;

- игра с куклами и масками;

- игра с песком и другие.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

- сочинение сказок, обыгрывание;

- упражнение «Телеграмма»;

- игры с масками куклами и другие.


Эффективной формой в работе педагога-психолога являются активные групповые занятия или групповые тренинги.

  • Модифицированной программе социального тренинга для младших школьников «Сотрудничество» (составитель О.В.Власюк).

Цель программы: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками; сотрудничество детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей; развитие коммуникативных навыков.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 – 40 минут.

В программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

  • Беседа:

  • Дискуссия;

  • Моделирование и анализ проблемных ситуаций;

  • Ролевые игры;

  • Психодиагностические процедуры;

  • Арттерапевтичекие методологии;

  • Упражнения на сплочение группы;

  • Релаксация;

  • Рефлексия и анализ занятия;

Результативность работы программы контролируется три раза за учебный год: исходную (в начале работы по программе), промежуточную (в середине) и контрольную (по окончании работы). Используются следующие методики:

  1. «Самооценка», включающая шкалы:

  • Хороший – плохой

    • Добрый – злой

    • Умный – глупый

    • Слабый – сильный

    • Смелый – трусливый

    • Красивый – некрасивый

    • Нелюбимый – любимый

  1. Сформированность образа «Я», включающая вопросы:

  • На кого бы ты хотел быть похожим?

  • На кого ты не хотел бы быть похожим?

  • Какой ты сам?

  1. Социометрия «Два домика», которая позволяет выявить симпатии и антипатии

детей, а также определить социометрический статус каждого ребенка.

  1. Методика «Несуществующее животное», которая позволяет изучить некоторые личностные особенности детей, в том числе отношение к себе, положение в социальном мире, уровень самооценки.

Активно используются в работе с воспитанника бинарные или интегрированные занятия совместно с инструктором по труду (изобразительное искусство + психология) и социальным педагогом (психология + право). Объединение работы двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности и дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.



  • Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников (автор Г. Семенова)

Цель программы: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы; возможность испытывать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальности и творческих возможностей ребенка.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 – 40 минут.

Индивидуальная работа так же строится по коррекции поведения подростков совместно с воспитателями и социальным педагогом. Работа строится по устранению следующих трудностей:

  • Эмоциональная неуравновешенность;

  • Акцентуации характера;

  • Низкий уровень самоконтроля;

  • Профессиональное самоопределение.



Для этого используются следующие методы:

  • Личные беседы. На которых, дети могут поделиться своими проблемами, переживаниями, горем, радостью, удачами, учатся раскрывать и понимать свое внутреннее «Я», отстаивать свою позицию. Это возможно только при полном доверии между психологом и детьми.

  • Арттерапевтические методологии. Именно этот метод в работе больше всего нравится детям. Они никогда не отказываются выполнять предложенную работу. И часто, сами того не осознавая, раскрывают свой внутренний мир, свое состояние, которое трудно выразить при помощи слов.

  • Рисуночные тесты. При помощи рисунков ребята открывают свой внутренний мир, впускают в него взрослого, просят о помощи и избавляются от накопившихся трудностей и проблем.

  • Дискуссия. Подростки высказывают свое мнение, учатся выслушивать мнения других, отстаивают свою точку зрения, доказывают свою правоту.

  • Тренинг. Дети активнее участвуют на тренингах, чем на познавательных занятиях, это объясняется раскрепощенной обстановкой, царящей на тренинге. Ребята узнают что - то новое и сразу закрепляют ее, проигрывая примеры из жизни.



Групповая работа с подростками строится на основе

  • Модифицированной программе психологического тренинга для подростков «Я и Они» (составитель О.В.Власюк)

Цель программы: предоставление подросткам возможности осознавать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшению коммуникации и способствующую безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношений.

Задачи программы:

  1. выработка адекватных и эффективных навыков общения;

  2. формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях любого коллектива;

  3. предоставление подросткам возможности осознавать важность приобретения ими социальных навыков;

  4. формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения, актуализация представлений о половой самоидентичности.



Для разрешения поставленных задач в программе, используются следующие методы психолого – педагогического воздействия и конкретные техники:

  • лекционное изложение материала;

  • беседа;

  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;

  • телесно-ориентированных техник (психологическая релаксация);

  • арт – терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, конструирование из бумаги и картона, коллаж и пр);

  • дискуссия;

  • психодиагностические процедуры;

  • ролевые игры.



Большое внимание уделяется работе с группой «Трудных» подростков и с детьми «Группы риска».

Основная цель в работе с «трудными» подростками и подростками «Группы риска» : формирование жизнесберегающей позиции; создание условий для осознания воспитанниками необходимости переоценки поведения.

Широко применяется психологическая коррекция с «трудными» подростками, и подростками «Группы риска»:

- коррекцию посредством игр;

- коррекция через творческое самовыражение: рисование, конструирование, занятия музыкой, кружки и другие виды творческой деятельности.

- коррекция через сублимирование уходов в социально одобряемую деятельность, например спорт (секции). Приобщение подростков к групповым видам спорта, требующим навыков сотрудничества (футбол, баскетбол и т.д.).

- коррекция через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия.

Для достижения наиболее лучших результатов в работе с этими категориями детей проводится психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения подростков» авторы Е.Гнездь, Н.Середенко.

Цель программы: формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства, и недостатки; формирование личностной рефлексии; содействие развитию подростков эго-идентичности и расширение других возрастных задач.


Занятия проводятся два раза в месяц, продолжительностью 40-60 минут. На занятиях затрагиваю следующие темы: «Употребление ПАВ: мифы и реальность», «Реклама», «Я и Мое Тело», «Я и мои социальные роли» и другие.


Также ребята приходят на индивидуальное консультирование, где в обстановке полного раскрепощения и доверия, пытаются переосмыслить свое поведение, стараются понять, что делают неправильно, кто им необходим для помощи в переоценке своих действий, как и каким путем можно добиться наилучших результатов в исправлении и переоценке выбранного ими образа жизни.

Составляются программы сопровождения «трудных» подростков, которые включают в себя работу специалистов в сотрудничестве, т.е. после проведенных бесед, наблюдений и диагностики педагогом - психологом составляется карта направленности ребенка на какую – либо деятельность. Далее подключаются специалисты и, основываясь на рекомендации, внедряют «трудного» ребенка в жизнь Детского дома. «Трудные» подростки, в основном, редко посещают творческие кружки и спортивные секции из – за отсутствия интересов, а также скудности кругозора и односторонней направленности, низкой работоспособности и выносливости. Учитывая скудные интересы, навыки и умения мы пытаемся отвлечь детей от сложившегося негативного образа жизни и настроить на желание изменить свои привычки.


Психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк).

  1   2   3   4

Похожие:

Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconГоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес
А если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно. Поэтому надо подводить детей к осознанному...
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconДоклад областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Полное название: Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconПоложение о промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа»
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconКоу «Тарский детский дом им. Д. М. Карбышева»
Рассмотрены причины сиротства в современном государстве. Преимущества организации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся...
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconДоклад Государственного казенного образовательного учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» 2011 год
Учрежден Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области; имеет Устав образовательного учреждения. Детский дом...
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconПрограмма индивидуального социально
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом»
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconУчебники по пдд. (интернет). Взаимодействие с гибдд и другими организациями
Гоу для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы- интернат для детей – сирот...
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу icon«Специальный (коррекционный) детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с онр посредством картины и наглядного моделирования
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconЛ. В. Бикина Образовательная программа кружка «Юный математик»
Ргоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Порецкий детский дом им. И. Н. Ульянова» Министерства образования...
Без попечения родителей «детский дом №8» пгт. Нижний одес организация работы по здоровьесбережению директор гоу iconОбразовательная программа кружка «Юный математик»
Ргоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Порецкий детский дом имени И. Н. Ульянова» Министерства образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница