Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения»




Скачать 363.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения»
страница1/4
Дата14.02.2013
Размер363.28 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»


Кафедра практической психологии и педагогики


Учебная программа

Курса по выбору студента (СД.В.03)

Психология девиантного поведения

Специальность 050706.65


Автор - составитель:

Чернова М.И.,

ассистент





Тобольск 2008


Пояснительная записка

Курс по выбору «Психология девиантного поведения» разработан для студентов социально-психологического факультета, специальности «Педагогика и психология» и определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Курс «Психология девиантного поведения» читается на 5 курсе, в 9 семестре. В соответствии с учебным планом для изучения курса по выбору выделяется 116 часов, из них: аудиторных – 56 часов (лекций – 28 часов и семинарско-практических занятий – 28 часов); самостоятельная работа – 60 часов. Форма контроля: 9 семестр – зачет.

Отклоняющееся поведение детей и подростков – одна из актуальных проблем общества, психолого-педагогической практики образования. Реализация комплексного подхода, с помощью которого возможно решение этой проблемы, требует теоретической подготовки специалиста-психолога.

Специфика курса заключается в его междисциплинарном характере, во взаимосвязи с такими фундаментальными отраслями психологии, как психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, юридическая психология. Программа курса характеризуется новизной, является результатом анализа и синтеза информации из отечественных и зарубежных источников. Литература по данной дисциплине носит, главным образом, описательный характер, отсутствует единый теоретический фундаментальный подход к объяснению отклоняющегося поведения. Новым при составлении данной программы явилось интегрирование разных описаний девиантного поведения в русле культурно-исторического подхода, теории деятельности. Разнообразные формы девиации рассматриваются как формы деформации личности, к которым приводят, прежде всего, дефекты общения, семейного воспитания, создающие условия для интериоризации дезинтегрирующих личность подходов к решению психологических проблем и преодолению жизненных трудностей.

Основное содержание курса представлено в четвертом разделе. Программа подробно освещает содержание и структуру занятий, определяет основные понятия и задания для самостоятельной работы. Дан примерный перечень вопросов к контролю, рекомендуется основная и дополнительная литература.


  1. Цели и задачи дисциплины

Целью данного курса является теоретическая подготовка студентов к мерам профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях образовательных учреждений, а также разработка соответствующих программ и концепций.

Курс по выбору студента «Психология девиантного поведения» ориентируется на решение следующих типовых задач определенных ГОС ВПО.

Задачи курса:

  • дать общее представление о феномене девиантного поведения личности, его механизмах и факторах формирования и развития;

  • раскрыть специфику девиантной личности и особенностей отклоняющегося поведения;

  • познакомить с основными формами профессиональной деятельности специалиста-психолога в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения в условиях образовательно-воспитательных учреждений.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • категориальный аппарат дисциплины;

  • особенности и причины нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии;

  • факторы становления и развития поведенческих и личностных отклонений в детском, подростковом и юношеском возрастах;

  • основные приемы и способы предупреждения и преодоления девиантного поведения, место и роль психолога образовательного учреждения в работе с детьми-девиантами.

Студент должен уметь:

  • определять с помощью социально-психологических критериев степень и вид поведенческих и личностных отклонений;

  • подбирать и использовать психологический инструментарий для диагностики девиантности;

  • формулировать рекомендации и разрабатывать программы по организации комплексного сопровождения девиантных детей в условиях образовательно-воспитательных учреждений.

Студент должен владеть:

  • средствами психологической профилактики и коррекции нежелательного поведения детей и подростков;

  • методикой реализации комплексного сопровождения и сотрудничества с различными специалистами по преодолению девиантных проявлений;

  • способами квалифицированной профилактической, психокоррекционной и развивающей работы в случаях различных отклонений личностного и поведенческого характера.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

9

ДО

ДО

Общая трудоемкость дисциплины

116

116

Аудиторные занятия

56

56

Лекции

28

28

Практические занятия

28

28

Контроль за самостоятельной работой:

-

-

Самостоятельная работа

60

60

- изучение литературы (реферирование и аннотирование);

20

20

- самостоятельное изучение тем;

30

30

- подготовка и выполнение контрольной работы

10

10

Вид итогового контроля

зачет

зачет
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconПояснительная записка Курс по выбору «В мире пространственных фигур»
Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классах с ориентацией на естественно научный профиль, 17 часов
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconШмакова К. В. Девиантное поведение подростков фгоу впо «Волгоградская академия государственной службы» Научный руководитель – к психол н., В. В. Крутова
На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим....
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconРабочая программа по дисциплине «Психология торговли продаж» пояснительная записка
Курс психология торговли и продаж предназначен для студентов заочного отделения Санкт-Петербургского института гостеприимства
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconОвсянникова В. В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков
...
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconПрограмма дисциплины организационное поведение для направления 521500 -менеджмент (вторая ступень высшегопрофессионального образования) Москва 2000 г. Автор д ф. м н., проф. С. Р. Филонович Пояснительная записка Курс «Организационное поведение»
Курс «Организационное поведение» посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает...
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconПояснительная записка Курс «Социальная психология»
Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconПояснительная записка Курс «Социальная психология»
Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconКурс по выбору "Нестандартные задачи по математике" для учащихся 7 класса Пояснительная записка
Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение...
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский университет
По направлениям подготовки: 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности; 031001. 65 – Правоохранительная деятельность;...
Пояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения» iconПояснительная записка Место курса в образовательном процессе
Учебный курс «Информационные технологии» является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Курс включает в себя практическое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница