Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности»




Скачать 102.98 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности»
Дата14.09.2012
Размер102.98 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Уральский государственный горный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Председатель методической комиссии

Института гражданской защиты

__________________ В.Б. Болтыров

«_____» ___________2007


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.06. – «Безопасность жизнедеятельности»


Закреплена за кафедрой: безопасности горного производства.

Учебный план специальностей подготовки дипломированных специалистов специальности

130405 - «Обогащение полезных ископаемых».


Часов по РУП: общая – 150 ч., обяз. ауд. занятия – 68 ч., самост. работа студентов – 82 ч.

Виды контроля в семестрах по специальности: экзамен – 8 семестр.


Программу составил:

Токмаков Виталий Васильевич, доцент, к.т.н.


Рабочая программа дисциплины ОПД.Ф.06 «Безопасность жизнедеятельности» составлена на основании:


а) государственного образовательного стандарта ВПО направления подготовки дипломированных специалистов 130400 (650600) – «Горное дело» (Утв. Приказом Минобразования РФ от 14.04.2000г.)


б) рабочего учебного планов специальностей: 130405 – Обогащение полезных ископаемых; (Утв. 23.06.2000 г.)


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры безопасности горного производства.

Протокол № 7 от «30» мая 2007 г.


Зав. кафедрой _______________ проф. Ермолаев А.И.


СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой ОПИ _______________проф. Козин В.З.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой, соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная цель и задача дисциплины – вооружения обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, технического и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Студент должен иметь представление:

  • об основных направлениях совершенствования и повышения эффективности безопасности деятельности человека;

  • о передовом отечественном и зарубежном опыте в области обеспечения безопасности деятельности;

  • о перспективах развития техники и технологии в части создания безопасных условий жизнедеятельности;

  • о фактическом состоянии с травматизмом, профессиональными заболеваниями в нашей стране и мире в целом;

  • об основных причинах и причинителях смертности в отдельных областях, средах пребывания человека, видах деятельности.


Студент должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

- идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- средства и методы повышения безопасности, и устойчивости технических средств и технологических процессов;

- методы исследования устойчивости и функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.


Студент должен уметь:

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- работать с приборами и оборудованием.


Студент должен иметь навыки:

- проведения контроля параметров условий среды на их соответствие нормативным требованиям;

- работы со средствами защиты от негативных воздействий и опасностей.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)




Наименование раздела

Обяз. ауд. занятия

Литература

(страницы)

1

2

3

Раздел 1. Человек и среда обитания

14





1.1. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности.

2


[1] с 319-348

[2] с 7-16, 61-84

1.2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

4


[1] с 60-68

[2] c 88-95

[3] c 63-73

1.3. Негативные факторы в системе «Человек – среда обитания».

4


[1] c 76-80

[2] c 97-182

[3] c 15-24

1.4. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

4


[1] с 80-88

[2] c 97-182

[3] c 43-97

Раздел 2. Техногенные опасности и защита от них

14





2.1. Индентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны.

4


[1] с 355-374

[2] с 27-47

2.2. Методы и средства повышения безопасности технологических систем и технологических процессов.

6


[1] с 375-403

[2] с 47-61

2.3. Анализ опасностей технических систем.

4


[1] с 379-398

[2] с 47-54

Раздел 3. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях

20





3.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

4


[1] с 252-299

[2] c 202-224

[3] c 320-440

3.2. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях.

4


[1] с 267-271

[2] c 290-292

[3] c 224-225

3.3. Устойчивость функционирования объектов экономики.

4


[2] с 229-230

[3] c 300-312

c 428-445

3.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

4


[2] c 225-229

[3] c 468-469

3.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

4


[2] c 229-234

[3] c 471-477

Раздел 4. Антропагенные опасности и защита от них

5





4.1. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе
«человек - машина».

2


[1] с 355-373

[2] с 7-35


4.2. Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД.

3


[1] с 328-332

[2] с 258-263

Раздел 5. Управление безопасностью жизнедеятельности.

10





5.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД.

6


[1] с 348-374

[2] с 253-271

5.2. Экономические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4


[1] с 419-423

[2] с 271-274

Раздел 6. Безопасность в горной промышленности.

5





6.1. Общие вопросы техники безопасности на горных предприятиях.

1


[3] c 11-42

6.2. Меры безопасности основные технологических процессов и оборудования горного производства.

2


[3] c 100-242

6.3. Основные причины и источники аварий на горных предприятиях.

2


[3] c 319-445




  1. ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПИСМЕННЫХ РАБОТ




    1. Лабораторный практикум




№ п/п

Номер раздела и темы

Наименование тем лабораторных работ

1.

1.2.

Исследование метеорологических условий на рабочем месте.

2.

1.2.

Исследование освещенности рабочих мест.

3.

1.2.

Производственный шум.

4.

2.2.

Исследование вибрации машин.

5.

2.2.

Определение запыленности воздуха.

6.

2.2.

Определение концентрации газов интерферометрами.

7.

2.2.

Экспресс-метод определения ядовитых газов в атмосфере рабочей зоны.

8.

6.2.; 3.4.; 3.5.

Фильтрующие респираторы и самоспасатели.

9.

6.2.; 3.4.; 3.5.

Изолирующие самоспасатели и респираторы.

10.

6.2.; 3.4.

Аппараты искусственной вентиляции легких «Горноспасатель-8 м» и «Горноспасатель - 10».

11.

2.1.

Оценка радиационной обстановки.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Рекомендуемая литература.

      1. Основная литература.

  1. Ушаков К.З., Каледина Н.О., Кирин Б.Ф., Сребный М.А. «Безопасность жизнедеятельности». – М.: Издательство МГГУ, 2000-430 с.

  2. Подюков В.А., Токмаков В.В. «Безопасность жизнедеятельности» (учебное пособие) – Екатеринбург. Изд-во УГГГА. 2001-276 с.

  3. Ушаков К.З., Каледина Н.О., Кирин Б.Ф. и др. «Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело» - М.: Изд-во Академия горных наук, 1999 – 487 с.




      1. Дополнительная литература.

  1. Горбунова Л.Н., Калинин А.А., Кондраченко В.Я. и др. «Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях» - Красноярск: ИПЦ К ГГУ, 2003 – 512 с.

  2. Сураев В.С. «Нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности» (Учебное пособие) – Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.Н. Носкова», 2005. 439с.

  3. Безопасность жизнедеятельности (энциклопедический словарь. – С – Петербург. ИИА «Лик». 2003г. – 504 с.

  4. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности – М.: Высшая школа, 1998 – 448 с.




    1. Средства обеспечения освоения дисциплин:

- Руководства по лабораторным работам (11 наименований);

- Видеотека по травмирующим и вредным факторам, чрезвычайным ситуациям (40 наименований);

- Натуральные образцы и макеты средств защиты.


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


- Приборы контроля газовых и пылевых вредностей окружающей среды. (Экспресс - приборы);

- Средства защиты дыхательной системы (средства самоспассения - самоспасатели, противогазы и средства защиты для спасательных команд – респираторы);

- Оживляющая аппаратура (оборудование искусственного дыхания);

- Приборы контроля параметров ионизирующего излучения, электромагнитных полей, вибрации, освещения и т.д.;

- Кабинет средств индивидуальной защиты;

- Кабинет горноспасательного дела;

- Лаборатория промышленной вентиляции.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа по дисциплине цикла опд-ф05 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 280200 «Технология и оборудование производства химических волокон и композиционных материалов на их основе» Курс 4
Основнгыми целями преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 09 «Теория горения и взрыва»
Учебный план подготовки дипломированных специалистов направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальностей 280102 «Безопасность...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 14. «Безопасность жизнедеятельности»
Учебный план специальностей подготовки дипломированных специалистов специальности
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности»
Часов по руп: общая – 100, обяз ауд занятия – 51, самостоятельная работа студентов – 49
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности»
Часов по руп: общая – 188, обяз ауд занятия – 51, самостоятельная работа студентов – 129
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины экология для направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconПрограмма дисциплины Безопасность жизнедеятельности Специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования» (цикл опд. Ф. 18)
Ознакомить студентов с научными основами безопасности жизнедеятельности, обеспечив теоретическую и практическую подготовку по дисциплине...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»
Актуальность и значимость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основана на том, что современная окружающая среда и техносфера...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 06. «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный план подготовки дипломированных специалистов 280102 специальности «Безопасность технологических процессов и производств (в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница