«Инновационные технологии в воспитании»




Скачать 117.97 Kb.
Название«Инновационные технологии в воспитании»
Дата13.02.2013
Размер117.97 Kb.
ТипДокументы
Костромской областной институт развития образования

Кафедра теории и методики воспитания


Образовательный модуль

к дистанционным курсам по теме

«Инновационные технологии в воспитании»


Составители: Ручко Л.С., к.пс.н., доцент кафедры теории и методики воспитания, Миновская О.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.


Особенности внедрения технологии дебатов в воспитательную работу в школе


Содержание образовательного модуля:

1. Этапы подготовки и проведения дебатов.

2. Рекомендации по содержанию выступлений участников.

3. Особенности аргументации и доказательства в дебатах.

4. Судейство в дебатах.

5. Контрольное задание.

6. Список литературы для самостоятельной работы.


Вопрос №1. Этапы подготовки и проведения дебатов.

Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения дебатов:

  1. Подготовительный этап.

На данном этапе педагогу следует:

  • установить цель игры в дебаты,

  • определить участников игры в дебаты,

  • разработать систему оценки для судей и составить судейский протокол,

  • познакомить участников с правилами игры,

  • сформулировать тему предстоящей игры,

  • сформировать команды участников,

  • собрать информационно-аналитический материал по проблеме для команд,

  • определить время для подготовки к игре,

  • создать условия для работы с информацией по теме: активизация знаний учащихся (мозговой штурм); поиск информации с использованием различных источников; систематизация полученного материала; составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.;

  • обеспечить формирование общих и специальных умений и навыков у участников, таких как формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; построение стратегии отрицающей стороны; умение правильно формулировать вопросы; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

  1. Организационный этап.

На данном этапе педагогу необходимо:

  • оформить помещение, в котором будет проводиться игра (оформление может быть достаточно строгим, необходимы столы для играющих команд, развернутых друг к другу, стол для судей, стол для тайм-киппера, стулья для зрителей, желательно подготовить таблички для команд и бейджи для участников);

  • подготовить необходимые средства: бумагу для записей, ручки, ведомости для судей, часы для тайм-киппера, папку для спикера, музыкальную аппаратуру и музыку для пауз, компьютер, проектор, если это необходимо;

  • разработать систему игр в дебаты, составить схему игр (если предполагается несколько игр).

  1. Собственно дебаты.

На данном этапе педагогу следует:

  • обозначить тему игр в дебаты,

  • представить участников игры,

  • раздать необходимые материалы,

  • еще раз обозначить правила и регламент игры,

  • познакомить участников с судейским протоколом,

  • провести жеребьевку команд (за минуту до начала игры определяется, какую сторону – утверждающую, сторону правительства, или опровергающую, сторону оппозиции, будет занимать команда). Обратите внимание на то, что до начала игры команды не знают, из какой позиции они будут выступать! В соответствии со совей позицией они и произносят свои контсруктивные речи по определенному регламенту.


Вопрос №2. Рекомендации по содержанию выступлений участников

Правительство имеет право дать любую интерпретацию темы, если только кейс последовательно определяет общий смысл темы, достаточно справедлив, чтобы можно было вести дебаты за обе стороны; достаточно ясен, чтобы обе команды знали, что им нужно доказывать.

Оппозиция должна отвечать на любой кейс правительства. Оппозиция не обязана представлять собственный кейс. Она должна опровергнуть кейс правительства.

Команды не имеют права менять формулировок своих позиций, аргументов, определений неясных понятий. "Правительству" не разрешается привлекать узко специализированные профессиональные знания, кроме как в ответах на возражения "оппозиции".

В течение первых четырех речей (кроме первой и последней минуты речи) любой представитель команды оппонента может с позволения выступающего задать ему вопрос или сделать комментарий (не более чем 15 секунд) по поводу его выступления. Вопросы задаются непосредственно в ходе речи. Вопрос можно не принять. Ответ на вопрос должен быть гармонично встроен в речь.

В заключительных речах (речах опровержения) не разрешается приводить новые аргументы или логические построения, а также давать комментарии и задавать вопросы.

В случае нарушения лимита времени более чем на минуту ведущий дебатов ("спикер") призывает выступающего закончить речь.


Премьер-министр (7 минут)

  • представляет утверждающую команду;

  • представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;

  • дает определение терминам (понятиям), входящим в тему;

  • представляет точку зрения утверждающей команды;

  • представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;

  • переходит к доказательству выдвинутых аргументов;

  • заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

  • отвечает на заданные вопросы.

Лидер оппозиции (8 минут)

  • представляет отрицающую команду;

  • отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей командой) и формулирует тезис отрицания;

  • принимает определения, представленные утверждающей стороной ( уточняет их);

  • представляет позицию отрицающей стороны;

  • представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;

  • опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

  • заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

  • отвечает на вопросы.

Член правительства (8 минут)

  • восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов;

  • приводит дополнительные доказательства к аргументам У2, предъявляет новые доказательства;

  • развивает утверждающую позицию;

  • опровергает аргументы оппозиции, указывает на их недостатки, отсутствие связи с темой дебатов (если в команде 4 спикера, то эта дача переходит к У3);

  • заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды

  • отвечает на перекрестные вопросы.

Член оппозиции (8 минут)

  • восстанавливает точку зрения отрицающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов;

  • продолжает опровергать утверждающую позицию;

  • подробно развивает отрицающую позицию; приводит новые доказательства;

  • заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

  • отвечает на вопросы.

Член оппозиции (4 минут)

  • еще раз акцентирует узловые моменты;

  • следует структуре отрицающего кейса;

  • не приводит новых аргументов;

  • выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе,

  • сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

  • завершает линию отрицания;  

Премьер-министр (5 минуты)

  • еще раз акцентирует внимание на узловые моменты дебатов;

  • следует структуре утверждающего кейса;

  • не приводит новых аргументов;

  • доказывает несостоятельность позиции отрицания, опровергает их аргументы или указывает на их недостатки;

  • сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

  • завершает линию утверждения

  • завершает дебаты.


Вопрос №3. Особенности аргументации и доказательства в дебатах

Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Тогда тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается, делается заключение.

Данная логическая цепочка может быть представлена следующим образом:

тезис (основная мысль, идея) - раскрытие, объяснение данной идеи — доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название «поддержки аргументов».

В процессе доказательства всегда следует помнить о том, что аргументы должны быть:

а) достоверными суждениями;

б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса;

в) достаточными для тезиса.

При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки, например:

- "ложность оснований" (основное заблуждение) - возникает тогда, когда в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, выдаваемые за истинные;

- "предвосхищение оснований " возникает тогда, когда в качестве аргумента используется положение, которое хотя и не является заведомо ложным, но само нуждается в доказательстве.

- "порочный круг" (круг в доказательстве) возникает при стремлении тезис обосновывать аргументами, аргументы обосновывать этим же тезисом.

Любой аргумент должен опираться на фактический материал (поддержки), к которому относятся: ссылки на авторитетные источники и документы, цифровая иллюстрация, примеры из реальной практики.

Также участники должны показать связь между свидетельствами и утверждением (тезисом). Подобная связь носит название "рассуждение". Если не удастся представить цепочку рассуждений, то доказательство не срабатывает.

В дебатах в основном используется несколько типов рассуждения.

- Рассуждение, основанное на обобщении фактов,

- Рассуждение, основанное на аналогии,

- Рассуждение, основанное на наблюдении,

- Рассуждения, основанные на причинно-следственной связи.


Вопрос №4. Судейство в дебатах

Главный критерий любого судьи дебатов прост: убедительность. Судья присуждает победу той команде, которая лучше, убедительнее играла на этой игре.

Вот несколько дополнительных критериев, на которые обращают внимание судьи:

Аргументация и анализ. Команда, проводящая гармоничный, целостный анализ будет смотреться гораздо предпочтительнее, нежели команда, которая основывается (исключительно) на эмоциях и голословных утверждениях. Аргументы должны быть простыми, четкими, убедительными, кроме того, они должны противостоять ценностям оппонентов.

Содержание. Жизненные и убедительные примеры, знание современной ситуации в мире существенно облегчат участникам задачу по поддержке кейса. Факты нельзя использовать вне аргументов, они должны органично их дополнять, убирая неясность и добавляя убедительности.

Опровержение. Нельзя просто ограничиваться представлением своей точки зрения – обязательно опровергайте любые, пусть даже самые абсурдные доводы оппонентов. Судья не должен сам искать минусы в кейсе ваших оппонентов. Убедительное опровержение аргументов оппонентов на протяжении всего раунда – вот показатель того, насколько свободно участник владеет темой и может в ней ориентироваться.

Структурированность. Судьи предпочитают логически выстроенные, последовательные речи. Они должны убедительно и сильно выделить основные моменты обсуждения и не распространяться на мелочи.

Способ и риторика. Способ, которым вы излагаете ваши аргументы, почти так же важен, как и сами аргументы. Уверенные, отшлифованные, без изъянов способ убеждает судью. Использование изложенных выше приёмов добавит речи привлекательности и возможно, судья услышит в ней именно то, что в неё закладывали.

Вопросы и комментарии. Участник, умело работавший с вопросами, получит более высокую оценку. Именно в вопросах и комментариях можно показать быстроту своего мышления, а это качество ценят все судьи.

Командная игра. От участников ожидают, что они будут работать как команда, усиливая и дополняя позиции друг друга, проводя единую философию, и проявляя командный дух. Важно не противоречить своему партнёру – а расширять и добавлять его мысли.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Представитель жюри ______________________________________

Тема законопроекта ______________________________________




ФИО участника

Критерии оценки

ИТОГО

Эмоцио-нальная убедитель-ность

Содержа-тельность выступле-ния

Аргументи-рованность суждений

Эффектив-ность коммуни-кации

Культура речи

Соответ-ствие теме и роли

ПРАВИТЕЛЬСТВО общее количество баллов команды:




1

ПМ






















2

ЧП 1






















3

ЧП 2






















ОППОЗИЦИЯ общее количество баллов команды:




1

ЛО






















2

ЧО 1






















3

ЧО 2




























Оценка выставляется по трехбалльной системе

ПОЯСНЕНИЯ

ПМ







ЧП1







ЧП2







ЛО







ЛО







ПМ









5. Контрольное задание.

 Задание 1.


Вам необходимо изучить методический материал, представленный в модуле, а затем подготовиться и провести дебаты. По итогам проведения Вам нужно представить отчет в формате Microsoft Word 1997-2003 (объем не более 150 Кб) или Microsoft PowerPoint 1997-2003 (объем не более 150 Кб).

Отчет должен включать в себя следующие аспекты:

  1. Характеристика условий проведения: класс, возраст, количество, особенности участников, время и место проведения игры,

  2. Фотоотчет с дебатов (4-5 фотографий уменьшить в размере, затем вставить фото в текст документа или презентацию)

  3. Отзывы детей о мероприятии,

  4. Аналитическая записка по итогам проведения дебатов. Необходимо раскрыть вопросы:

- какие результаты удалось достичь?

- насколько удовлетворены дети и Вы сами?

- какие аспекты дебатов вызвали наибольший интерес, прошли наиболее успешно? Какие эффективные приемы работы были использованы?

- какие трудности возникли при подготовке и проведении дебатов? Как они преодолевались?

- от каких факторов, условий зависит активное использование Вами дебатов в своей дальнейшей воспитательной практике?

  1. Методические рекомендации самому себе по проведению дебатов.


6. Список литературы для самостоятельной работы

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995. – 176с.

  2. Куприянова В.И., Назаров А.И. "Дебаты": от теории к практике: руководство. - Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2009. - 104 с.

  3. Листратенко Н. Диалоговые технологии в воспитательном процессе // Воспитание школьников. - 2006. - № 7. - С. 5.

  4. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам, М: РОССПЭН, 2002.






«Диалоговые технологии. Технология Дебаты»

Похожие:

«Инновационные технологии в воспитании» iconРоссийской федерации
Инновационные образовательные технологии в художественно-эстетическом и трудовом воспитании : сб научных статей / отв ред
«Инновационные технологии в воспитании» iconДоклад «Использование проектного метода как педагогической технологии в духовно-нравственном воспитании учащихся» иерея Сергия Уваркина и исполнительного директора ноу «Православная классическая гимназия имени прп. Андрея Рублева»
Данный доклад представляет одну из попыток практически решить проблему духовно-нравственного воспитания в конфессиональной школе,...
«Инновационные технологии в воспитании» iconДоклад «Инновационные технологии в преподавании физики»
«Инновационные технологии в преподавании физики как ресурс формирования познавательных интересов учащихся»
«Инновационные технологии в воспитании» icon«Инновационные технологии в воспитании»
Составитель: Ручко Л. С., к пс н., доцент кафедры теории и методики воспитания, Миновская О. В., к п н., доцент кафедры теории и...
«Инновационные технологии в воспитании» iconВсероссийская научно-практическая интернет- конференция «Актуальные проблемы и инновационные технологии в гигиене»
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08. 08. 2012 №810 в г. Перми 1-5 октября...
«Инновационные технологии в воспитании» iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
«Инновационные технологии в воспитании» iconПубличный отчет о деятельности
Инновационные образовательные программы и технологии, в том числе информационные технологии. 9
«Инновационные технологии в воспитании» iconДоклад гоу сош №1929 за
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии
«Инновационные технологии в воспитании» iconДоклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности ик – технологии
«Инновационные технологии в воспитании» iconДоклад директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности информационные технологии 13
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница