Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка




Скачать 291.25 Kb.
НазваниеПрограмма патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка
страница1/2
Дата13.02.2013
Размер291.25 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МОУ ОСОШ № 1


__________ Кечина И.Р.


«01» марта 2011 г.




ПРОГРАММА


патриотического воспитания


«Я – ТУАПСИНЕЦ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика программы:

  • образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – туристско-краеведческая;

  • вид детского объединения, в рамках которого реализуется программа – учебная группа;

  • возраст обучающихся - 15 -18 лет.

Срок реализации программы - 2 года. Курс рассчитан на 2 года. Программа первого года обучения составляет 144 часа. Второго также 144 часа.

Основной целью курса являются формирование у учащихся целостного представления о возникновении и развитии города Туапсе , а также системного представления о фольклоре, поэзии, прозе, литературных традициях края. Таким образом, по структуре программа является интегрированной – межпредметной. Изучение данного курса целесообразно проводить на базе 9 12 классов средних учебных заведений всех типов, что позволяет опираться на уже имеющиеся у школьников знания по отечественной истории и литературе.


Целевые ориентации программы:

  • дидактические: формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; общеучебных умений и навыков;

  • воспитывающие: формирование патриотизма, интернационализма, прививание любви к своей «малой родине»;

  • развивающие: развитие мышления, коммуникативных навыков, мотивации учебной деятельности;

  • социализирующие: приобщение к социально-экономическим нормам и ценностям общества; ориентация школьников на определение своей профессиональной роли в той или иной сфере деятельности, необходимой городу.


Задачи программы:

  • овладение учащимися знаниями об истории возникновения и развития города Новороссийска и Краснодарского края;

  • формирование целостного системного представления о фольклоре, поэзии, прозе, литературных традициях края;

  • создание условий для формирования чувства патриотизма;

  • развитие социально-важных качеств личности (способность к самоуправлению поведением, общением; мобильность; направленность на саморазвитие, самообразование и т. д.).


Пути, средства и методы достижения цели:

Обучение проводится с использованием традиционных информационных (лекции, беседы) и активных форм обучения (исследовательские работы, проектирование, анализ конкретных ситуаций и т.д.).

Учебный курс включает теоретическую и практическую части.

В теоретический блок входят:

  • собственно лекции - устное изложение информации педагогом с введением новых понятий;

  • краткие публичные выступления учащихся по теме занятий.

В практический блок входят учебные экскурсии и проектная деятельность учащихся.

Проведение значительного числа экскурсий (выездных, а также на базе музеев города) определяется спецификой данного курса.

Организация проектной деятельности учащихся предполагает индивидуальную работу в архивном отделе при администрации г.Новороссийска, работу в музейных фондах, самостоятельную работу с литературой и Интернет-ресурсами, написание рефератов и творческих работ.


Предполагаемые результаты.

В результате обучения учащийся должен:

  • овладеть первоначальными умениями исследовательской деятельности;

  • приобрести навыки работы с литературными источниками, исторической картой, обобщения исторических фактов, оперирования литературными и историческими понятиями;

  • знать даты, хронологию событий, историческую топографию, исторические факты, события, имена, названия, термины, литературный краеведческий материал;

  • сформировать ключевые компетентности в области решения проблем, работы с информацией, коммуникаций.

Общим итогом курса является формирование у учащихся прочных знаний по истории и литературе родного края и города, приобщение к нормам и ценностям общества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения.




Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов учебных занятий

теория

практика



Введение.

2

2

-



Тема 1. Этнические группы Кубани и Причерноморья.

4

2

2



Тема 2. Устное народное творчество кубанского казачества.

4

2

2



Тема 3. Устное народное творчество народов Причерноморья.

8

4

4



Тема 4. Эпос народов Закавказья.

6

3

3



Тема 5. Декабристы на Кубани.

12

7

5



Тема 6. Период 20-х - 30-х годов XX века в литературе края.

14

7

7



Тема 7. Организации писателей на Кубани.

6

3

3



Тема 8. «Уголок земли – Кубань родная». Лирика.

20

8

12



Тема 9. Прозаики Кубани. Нравственное становление личности.

12

6

6



Тема 10. Прозаики Кубани. История и современность.

30

15

15



Тема 11. Литературная критика.

18

8

10



Итоговая защита проектов.

8

-

8

Всего

144

69

75


Второй год обучения.




Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов учебных занятий

теория

практика



Тема 1. Наш край – жемчужина России.

12

6

6



Тема 2. Географические и геологические характеристики Черноморского побережья.

8

4

4



Тема 3. Районы Туапсинского района

10

5

5



Тема 4. Территория города Туапсе в древнейшее время.

6

3

3



Тема 5. Колонизация Черноморского побережья.

10

5

5



Тема 6. Внешняя политика России на Кавказе в конце 18-начале 19 века.

16

8

8



Тема 7. Социально-экономическое значение вхождения Закавказья в состав России.

4

2

2



Тема 8. Декабристы на Кавказе

6

3

3



Тема 9. Возникновение города.

12

6

6



Тема 10. Туапсе в годы первой русской революции, Октябрьской революции и Гражданской войны.

4

2

2



Тема 11. Город в 20-30-е годы 20 века.

6

3

3



Тема 12. Туапсе в годы Великой Отечественной Войны.

14

7

7



Тема 13. Послевоенное развитие Туапсе.

8

4

4



Тема 14. Культурная жизнь города.

10

5

5



Тема 15. Экология Туапсе .

10

5

5



Тема 16. История родных сел.

4

2

2



Итоговая защита проектов.

4

-

4

Всего

144

72

72

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.


Введение.

Теоретические занятия: Знакомство с программой, ее целями и задачами. Жанры устного народного творчества.

Практические занятия: Выбор тематики пилотных проектов.


Тема 1. Этнические группы Кубани и Северного Причерноморья.

Теоретические занятия: Этнос, этнические группы. Этнические группы Кубани и Северного Причерноморья, их фольклор.

Практические занятия: Составление алгоритма работы над проектом. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта. Характер контактов. Количество участников проекта. Продолжительность проекта.


Тема 2. Устное народное творчество кубанского казачества.

Теоретические занятия: Обряды, песни, гимн кубанского казачества. Обрядовые песни станиц.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 3. Устное народное творчество народов Причерноморья.

Теоретические занятия: Легенды и были о Туапсе и крае. Составление легенд о Туапсе и крае. Адыгейский фольклор: сказки, песни, обряды. Адыгейский эпос.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 4. Эпос народов Закавказья.

Теоретические занятия: Армянский эпос. Давид Сасунский. Шота Руставели – великий мыслитель Грузии. Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 2. Декабристы на Кубани.

Теоретические занятия: Декабристы на Кавказе. Декабристы на Кубани. А. Одоевский. А. Бестужев-Марлинский. Рассказы. Образы горцев в их произведениях. А. Бестужев-Марлинский «Фрегат «Надежда».

Практические занятия: Проектная деятельность: презентация и оценка результатов.


Тема 6. Период 20-х - 30-х годов XX века в литературе края.

Теоретические занятия: Советский период в литературе края. Журналы 20-х годов XX века. Роль Пименова в создании «Буревестника», «Новый лемех» и др. Д. Фурманов, А. Платонов, М. Зощенко и др., их участие в журналах 1934 г. А. Серафимович. Судьба и творчество. «Железный поток». Н. Островский «Как закалялась сталь». Образ П. Корчагина, молодое поколение. Героика времени в романе «Как закалялась сталь».

Практические занятия: Выбор тематики проектов.


Тема 7. Организации писателей на Кубани.

Теоретические занятия: Газета «Большевик». Альманах «Кубань» Оргбюро Совета советских писателей на Кубани.

Практические занятия: Составление алгоритма работы над проектом. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта. Характер контактов. Количество участников проекта. Продолжительность проекта.


Тема 8. «Уголок земли – Кубань родная». Лирика.

Теоретические занятия: В. Бакалдин «Верность», «Время», «Ожидание». В. Саакова (Неверова) «Когда б не любила». В. Саакова «Все, что в сердце». Образы, проблематика. И. Кравченко «Ищу тебя». Встреча с поэтами клуба «Надежда». И. Кравченко «Капли неба». В. Неподоба «Судьба и творчество». В. Неподоба «Уголок земли» - поэма-исповедь. И. Варавва. Лирика (по выбору).

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 9. Прозаики Кубани. Нравственное становление личности.

Теоретические занятия: Писатель и время. И. Абашев «Судьба и творчество». И. Абашев «Судьба Посейдона». И. Абашеев «5000 миль от надежды». «5000 миль от надежды». Нравственное становление личности. И. Варавва «Казачий край». И. Варавва «Цветы и звери».

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 10. Прозаики Кубани. История и современность.

Теоретические занятия: А. Знаменский. Рассказы. А. Знаменский «Осина на дороге». И. Иншаков. И. Зубенко «Проводы». И. Зубенко «Дети отца Филиппа». И. Зубенко «Яблоки в траве». Творчество И. Зубенко. В. Лихоносов «Мой маленький Париж». В. Лихоносов. Лирические отступления.

В. Лихоносов. История и современность. «Чистые глаза», «Где ты?», «Кто с тобой?» В. Логинов «На то она и любовь».

Ю. Сальников. Авторская позиция. Ю. Сальников «Джемпер с синими елками».

Диспут «Мой современник».

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 4. Литературная критика.

Теоретические занятия: Н. Веленгуров о А. Фадееве. Экскурсия в редакцию сочинской газеты. Н. Веленгуров о А. Фадееве и М. Шолохове. Н. Веленгуров о Д. Фурманове. Н. Веленгуров о Н. Островском. Статья «По следам Печорина». «По следам Печорина». «Литературная Кубань».

Изучение публицистических статей в краевых и сочинских газетах. Сочинение «Особенности критической статьи».

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Итоговая защита проектов.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Литературная викторина. Защита проекта.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.


Тема 1. Наш край – жемчужина России.

Теоретические занятия: Географическая характеристика Краснодарского края. Роль Краснодарского края в социально-экономической жизни России. Город Туапсе в социально-экономической жизни России. Курорты Краснодарского края. Экологические проблемы Краснодарского края. Миграционные проблемы Краснодарского края.

Практические занятия: Выбор тематики пилотных проектов.


Тема 2. Географические и геологические характеристики Черноморского побережья.

Теоретические занятия: Географические характеристики Черноморского побережья. Рельеф. Геологические характеристики Черноморского побережья. Горные породы. Полезные ископаемые.

Практические занятия: Составление алгоритма работы над проектом. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта. Характер контактов. Количество участников проекта. Продолжительность проекта.


Тема 3. Районы города Новороссийска.

Теоретические занятия: Географическое положение города Новороссийска. Население Новороссийска. Лазаревский район. Центральный район. Хостинский район. Адлерский район. Социально-экономические характеристики. Культурологические возможности и перспективы.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 4. Территория города Новороссийска в древнейшее время.

Теоретические занятия: Реки, озера и водопады на территории Новороссийска и края. Пещерные стоянки в районе современного Адлера и Сочи. Дольмены от Лазаревского до Красной поляны.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 5. Колонизация Черноморского побережья.

Теоретические занятия: Греческая колонизация Черноморского побережья. Римско-византийские укрепления на Мамайке. Генуэзская колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Экспансия Османской Турции на Черноморское побережье. Местное население и распространение ислама.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 6. Внешняя политика России на Кавказе в конце 18 - начале 19 века.

Теоретические занятия: Русско-турецкие отношения в конце 18 - начале 19 века. Создание Южной оборонительной линии. Основание Екатеринодара. Продвижение России в Закавказье. Рост территорий. Кавказская война 19 века. Присоединение Черноморского побережья Кавказа к России. Создание Черноморской оборонительной линии.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 7. Социально-экономическое значение вхождения Закавказья в состав России.

Теоретические занятия: Развитие Черноморского побережья Кавказа после Кавказской войны. Роль П.А. Ермолова в освоении Черноморского побережья Кавказа.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование.


Тема 8. Декабристы на Кавказе.

Теоретические занятия: Декабристы на Кавказе. Декабристы на Кубани. Просветительская деятельность декабристов на Кавказе.

Практические занятия: Проектная деятельность: презентация и оценка результатов.


Тема 9. Возникновение города.

Теоретические занятия: Возникновение города

Практические занятия: Выбор тематики проектов. Составление алгоритма работы над проектом. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта. Характер контактов. Количество участников проекта. Продолжительность проекта.


Тема 10. Новороссийск в годы первой русской революции, Октябрьской революции и Гражданской войны.

Теоретические занятия: События весны 1905 года. Вооруженное восстание в Новороссийске. Первый съезд советов сочинского округа. Провозглашение советской власти. Начало социалистических преобразований.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Тема 11. Город в 20-30-е годы 20 века.

Теоретические занятия: Исследование перспектив развития города в 20-е годы 20 века. Промышленное строительство в годы второй пятилетки.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Тема 12. Новороссийск в годы Великой Отечественной Войны.

Теоретические занятия: Туапсе накануне Великой Отечественной войны. Битва за Кавказ в ходе ВОВ. Новороссийско-Таманская операция. Сочи – город – госпиталь. Подвиг милосердия. Вклад в победу. Кубанцы – герои Советского Союза.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Тема 13. Послевоенное развитие Новороссийска .

Теоретические занятия: Послевоенное восстановление города. Строительство в 50-е годы 20 века. Развитие в 60-е годы 20 века. Сочи – центр международного туризма в 60-80-е годы 20 века.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Тема 14. Культурная жизнь города.

Теоретические занятия: Музеи города. Страницы культуры современного Туапсе . Кинотеатры. Архитектура современного Туапсе.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Тема 15. Экология Сочи.

Теоретические занятия: Охрана природы Сочи. Охраняемые животные и растения. Богатства Черного моря. Экологические проблемы Черного моря. Реки и экологические проблемы Черноморского побережья.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Тема 16. История родных сел.

Теоретические занятия: История села. Выдающиеся земляки. Перспективы развития родного края.

Практические занятия: Проектная деятельность: координация и консультирование. Тематические экскурсии.


Итоговые занятия.

Практические занятия: Проектная деятельность: презентация и оценка результатов. Защита проектов и творческих работ.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Технология обучения.

Обучение по курсу «Я – сочинец» основано на применении технологии проблемного обучения с элементами игровых технологий.

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие способностей. Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-педагог подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, экономиста, политика);

-побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Игровые технологии используются:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебной программы;

  • в качестве элемента занятия (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического

задания связывается с игровым результатом.


Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

В рамках классно-урочной системы применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые:

-фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;

-групповая работа (на принципах дифференциации);

-межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Главными особенностями организации групповой работы являются:

  • объединение делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.


Формы и виды контроля

Требования к организации контроля над учебной деятельностью учащихся:

  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой;

  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

  • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;

- объективность;

- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса.



Виды контроля

Цель организации контроля

Формы организации контроля

1

Предварительный контроль.

Направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который будет изучаться.

Индивидуальный устный контроль.

2

Текущий контроль.

Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявлении пробелов в знаниях учащихся

Устный фронтальный контроль.

о

Тематический контроль.

Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Комбинированный, уплотненный контроль.

4

Итоговый контроль.

Проводится по окончании каждого года обучения, с целью выявления уровня знаний и компетентностей учащихся.

Индивидуальный контроль.


Дидактические материалы по курсу:

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;

  • разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;

  • разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1   2

Похожие:

Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка icon6-9 классы пояснительная записка
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconКонцепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол n 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее именуется Концепция) документ, отражающий совокупность официально...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconПояснительная записка Название проекта «Музейный перекресток»
Цель: создание условий для вовлечения обучающихся школ города Тюмени в активную деятельность по изучению истории родного города,...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconПрограмма «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Программой совершенствования патриотического воспитания...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconПрограмма патриотического воспитания учащихся в моу «Основная общеобразовательная школа №2»
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране формирование у учащихся школы высокого патриотического...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconМетодические рекомендации по проведению кураторских часов в рамках внедрённой в Каргту модели патриотического воспитания студентов
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи кураторам при проведении кураторских часов со студентами. В рекомендациях...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconМетодические рекомендации по проведению кураторских часов в рамках внедрённой в Каргту модели патриотического воспитания студентов
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи кураторам при проведении кураторских часов со студентами. В рекомендациях...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconПрограмма начального общего образования оглавление пояснительная записка 3
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Уховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России», с учетом методических разработок...
Программа патриотического воспитания «я туапсинец» пояснительная записка iconВ. И. Лутовинов Одним из важных направлений деятельности научно-исследовательских учреждений и государственных органов и организаций, являющихся субъектами патриотического и военно-патриотического воспитания, являетс
Критерии и показатели оценки результатов работы по военно-патриотическому воспитанию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница