Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия»




Скачать 423.46 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия»
страница1/4
Дата13.02.2013
Размер423.46 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4
Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


кафедра философии


Методические указания
к семинарским занятиям по курсу

«Философия»


Для студентов всех специальностей


Издание 2-е, дополненное и переработанное


2007

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Философия» (издание 2-е, дополненное и переработанное), написаны в соответствии с программой по философии, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (24 января 2000 года, рег. №ТД-68/тип) и имеют целью сориентировать, организовать и облегчить самостоятельную работу студентов при подготовке к практическим занятиям.

Методические рекомендации снабжены тематикой сообщений и рефератов, практическими заданиями и списком литературы по каждой теме.

Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей.


Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.


Составители: Григорович Е.Н., Климович А.В.

Перевалова Л.В.


Редактор: Крусь П.П.


Рецензент: Скакун Е.В., кандидат философских наук, заведующий кафедрой политологии и социологии

Методические указания к семинарским занятиям по философии составлены в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 24 января 2000 г. (Регистрационный № ТД - 68/тип).

При составлении данных методических указаний авторы исходили из того, что изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий. В целом изучение курса философии призвано способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.

В результате освоения курса "Философия" студент должен

знать:

  • концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли;

  • основные категории философского знания;

  • ведущих представителей истории философии; уметь характеризовать:

  • специфику философского знания;

  • социокультурную обусловленность философии;

  • основные философские проблемы и понятия;

  • связь философии с практикой;

  • собственную философскую позицию и основания её выбора;

уметь анализировать:

  • место и роль философии в жизнедеятельности человека;

  • специфику различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества;

  • роль философского знания в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций;

приобрести навыки и качества:

  • анализа и интерпретации философских текстов;

  • философского обоснования своей жизненной позиции;

  • культуры философской аргументации и полемики;

  • философско-мировоззренческой толерантности.

Авторы данных методических указаний исходили из необходимости сохранения целостности и системности дисциплины, оставляя право преподавателям, читающим авторские курсы, менять проблематику и формы проведения семинарских занятий.

В качестве основных источников, учебных пособий и справочных изданий рекомендуется использовать:

  1. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Ведение в историю философии. М.: Гардарика, 2004.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1997.

  3. Введение в философию / Под ред. И.Т. Фролова. В 2 ч. М.: Политиздат, 1989.

  4. Гісторыя філасофіі / Пад рэд. Ч.С. Кірвеля. Гродна: ГрДУ, 1997.

  5. История философии / Под ред. Кирвеля Ч.С. Мн.: Новое знание, 2001.

  6. История философии в кратком изложении. М: Мысль, 1991.

  7. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. М. – Ростов-на-Дону, 2005.

  8. Кропивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 2004.

  9. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.: ИНФРА, 1999.

  10. Мир философии. Книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. В 2 ч.

  11. Современная западная философия / Под ред. Т.Г. Румянцевой. Мн.: Высшая школа. 2000.

  12. Философия: Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1997.

  13. Философия / Под ред. Каркваева Э.Р., Филкова Ю.М. М.: Юрайт, 2004.

  14. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н. М.: Юрист, 1996.

  15. Философия / Под ред. Лукашевича В.К. Мн.: БГЭУ, 2002.

  16. Философия / Под ред. Тернового О.С. Мн.: Універсітэцкае, 1998.

  17. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

  18. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1994.

  19. Хрестоматия по истории .философии. В 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

  20. Хрестоматия по философии. М.: Гардарика, 1997.


Справочные издания:

  1. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1998.

  2. Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1999.


Дополнительная литература указывается в конце каждой темы.

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

  1. Понятие философии. Особенности философского мировоззрения.

  2. Основные проблемы и функции философии. Объект и предмет философии.

  3. Соотношение философии с религией, наукой, искусством, идеологией.

Основные понятия темы

Культура, мифология, религия, философия, наука, искусство, идеология, онтология, гносеология, аксиология, логика, праксеология, антропология, этика, эстетика, материализм, идеализм, монизм, дуализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, диалектика, метафизика.

Темы сообщений

  1. Зачем человеку и обществу нужна философия?

  2. Специфика предмета философского знания.

  3. Особенности мифологического мировоззрения.

  4. Особенности религиозного мировоззрения.

  5. Специфика философского подхода к познанию.

Тематика рефератов

  1. Предмет философии и его историческая динамика.

  2. Философия и наука: общее и различие.

  3. Философия и идеология.

  4. Статус и роль философии в истории культуры.

  5. Философия и аксиология: аксиологический аспект философского знания.

Практические задания

  1. Выпишите некоторые определения философии, сформулированные мыслителями различных эпох, и прокомментируйте их (См. хрестоматийную литературу).

  2. Соотнесите понятия «философия» и «мировоззрение».

  3. Согласны ли вы с мнением Л. Фейербаха: «Философия – мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени, были философами»? Обоснуйте свой ответ.

  4. Имеется ли у философии свой язык? Как он складывался и развивался? В чем его существо? Чем он отличается от обыденного языка и языка науки?

Литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. – С. 4-102.

  2. Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1. С. 88-92.

  3. Левин Г.Д. Можно ли религиозное знание приравнять к научным гипотезам? // Вопросы философии. 2004. №11.

  4. Майданов А.С. Мир как источник знания //Вопросы философии. 2004.№ 9.

  5. Хрестоматия по философии. Раздел 1. Что такое философия и зачем она? – С. 3-219.

  6. Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука // Вопросы философии. 2004.№11.


Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

  1. Возникновение философии.

  2. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

  3. Рационально-практическая направленность философии Древнего Китая.

Основные понятия темы

Пракрити, пуруша, Брахман, Атман, нирвана, аскеза, сансара, майя, страдание, Дао, дэ, инь и ян, фа, у вэй.

Темы сообщений

  1. Общие закономерности развития философии на Востоке и Западе.

  2. Проблема страдания в философии буддизма.

  3. Религиозный характер философии Древнего Востока.

  4. Особенности древнекитайского философского мышления.

  5. Образ «благородного мужа» в философском учении Конфуция.

  6. Этический идеал даосов.

Тематика рефератов

  1. Западная и восточная философские традиции: общее и особенное.

  2. Эволюция древнеиндийской философской мысли.

  3. Традиции и особенности древнекитайской философии.

  4. Интерпретация понятия «Дао» в различных школах древнекитайской философии.

  5. Социально-этическое учение Конфуция.

Практические задания

  1. Объясните смысл высказывания: «Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало». Как Вы понимаете сущность понятия «недеяние»?

  2. Дао, дэ, у вэй, ци, ли, сяо, жэнь – какие из этих понятий употребляются в даосизме, а какие – в конфуцианстве и почему.

  3. Выделите основные понятия философии Древней Индии и раскройте их смысл. В каких древних книгах эти понятия используются?

  4. Раскройте смысл «учения о середине». К какому направлению древневосточной философии оно принадлежит?

Литература

  1. Антология даосской философии / Сост. Малявин В.В., Виноградский Б.Б.. М., 1994.

  2. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. Ч.1. М., 1969.

  3. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. М., 1072-1973.

  4. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1988.

  5. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.

  6. Радхакришнен С. Индийская философия. М., 1993. Т. 1-2.

  7. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

  8. Чанышев А.Н. курс лекций по древней философии. М., 1981.

  9. Хрестоматия по истории философии. Ч1. с.5-43.

  10. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.


Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Этапы развития и особенности античной философии.

  2. Основные школы и проблемы древнегреческой философии.

  3. Философские учения Платона и Аристотеля.

  4. Философия эллинизма и Древнего Рима.

Основные понятия темы

Космос, бытие, небытие, субстанция, идея, душа, материя, форма, природа, человек, добродетель, государство, логос, Бог, счастье, наслаждение.

Темы сообщений

  1. Проблема бытия в элейской школе.

  2. Специфика философского учения Сократа.

  3. Учение о душе в философии Платона.

  4. Теория идеального государства в философии Платона.

  5. Проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля.

  6. Эпикур о счастье и смысле жизни человека.

Тематика рефератов

  1. Философия элеатов.

  2. Эпоха эллинизма и новый тип философствования.

  3. Философия Древнего Рима.

  4. Общество и государство в философских учениях Платона и Аристотеля.

  5. Антропология античной философии.

  6. Неоплатонизм и завершение античной философии.

Практические задания

  1. Составьте структурно-логическую схему «Философские школы Древней Греции».

  2. Представьте в форме рисунка философское учение конкретного представителя античности.

  3. Раскройте платоновскую типологию форм правления с позиций теории развития по кругу.

  4. Раскройте смысл тезиса Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Действительно ли философ «ничего не знает» или это специфический метод философствования?

  5. Проанализируйте знаменитые апории Зенона (Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. С. 77-79) и попытайтесь ответить на вопрос, почему Аристотель назвал Зенона «отцом диалектики».

  6. Известно, что пифагорейцы объясняли гармонию природы и космоса с помощью числа. Ряд каких сущностей образовывала символика чисел с 1 до 10?

  7. Раскройте смысл этической концепции Сократа, которая может быть представлена в виде формулы «Знание = добродетель = счастье».

Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

  2. Боннар Андре. Греческая цивилизация: В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994.

  3. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

  1. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л.,1990.

  2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.

  3. Псевдо - Плутарх. Мнения философов // Человек. 1998. № 3, 4, 5, 6; 1999. № 1.

  4. Рожанский И.Д. Анаксагор. М.,1983.

  5. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991.

  6. Флоренский П.А. личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. 2003.№5.

  7. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989.

  8. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 44 - 148.

  9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.

  11. Янков В.А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5.


Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

  1. Характерные особенности средневековой философии.

  2. Становление и развитие патристики.

  3. Схоластика: рационализация христианского вероучения.

Основные понятия темы

Теоцентризм, реализм, номинализм, вера, разум, универсалии, свобода воли, креационизм, божественное откровение, вечность, время, истина, Бог, душа, человек, аскеза, смысл жизни.

Темы сообщений

  1. Философия эпохи средневековья как «служанка богословия».

  2. Рациональные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

  3. Проблема смысла жизни человека в средневековой философии.

  4. Новое понимание отношения веры, философии и теологии в философии Фомы Аквинского.

  5. Проблема соотношения вечности и временности в философии Августина.

  6. Диалектика всемирной истории в учении Августина.

Тематика рефератов.

  1. Неоплатонизм и становление христианской философии.

  2. Проблема веры и разума в философии средневековья.

  3. Августин как основоположник христианской теологии.

  4. Реализм и номинализм в средневековой философии.

Практические задания.

  1. Сопоставьте античную и средневековую философии по схеме: онтология, гносеология, антропология, социальные идеи.

  2. Сопоставьте философские учения Фомы Аквинского и Аристотеля по схеме: онтология, гносеология, антропология, этика.

  3. Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения философии средневековья и с позиций современного знания.

  4. Средневековый схоласт – это философ или теолог? Объясните соотношение этих трех терминов.

Литература

  1. Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем, Христианином // Вопросы философии. 1995. № 3.

  2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

  3. Аквинский Ф. Сумма теологии I-II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

  4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

  5. Неретина С. Парадоксы Тертуллиана // Человек. 1996. № 1.

  6. Нестин Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. 1998. № 10.

  7. Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья

  8. Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени // Вопросы философии. 2004. № 12.

  9. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

  10. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 149 - 162, 177 - 182.

  11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,

  12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991.


Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

  2. Натурфилософия и пантеистическая картина мира (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно).

  3. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.

Основные понятия темы

Гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, гелиоцентризм, Бог, природа, Единое, материя, человек, душа, государство, политика, нравственность, утопия.

Темы сообщений

  1. Особенности антропоцентризма философии эпохи Возрождения.

  2. Связь философии эпохи Возрождения с развитием современного ей естествознания.

  3. Особенности новой космологии (Н. Коперник, Дж. Бруно).

  4. Сущность концепции «ученого незнания» Н. Кузанского.

  5. Особенности пантеистической картины мира Дж. Бруно.

  6. Образ государя в социально-политической теории Н. Макиавелли.

  7. Особенность скептицизма М. Монтеня.

Темы рефератов

  1. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения.

  2. Неоплатонизм и философия эпохи Возрождения.

  3. Философия и естествознание в эпоху Возрождения.

  4. Антропоцентрический характер мировоззрения эпохи Возрождения.

Практические задания

  1. Проведите сравнительный анализ:

а) схоластической философии и философии эпохи Возрождения;

б) античной философии и философии эпохи Возрождения;

в) учений гуманистов эпохи Возрождения о человеке и обществе.

  1. Сопоставьте пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Выделите общие и специфические черты их учений.

  2. Какой принцип деятельности политика раскрывает Н. Макиавелли в работе «Государь», анализируя поступки главы государства: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши». Каково ваше отношение к этому принципу? Назовите политических деятелей, которые следовали этому принципу.

  3. «Мир одушевлен вместе с его членами», - говорит Дж. Бруно в диалоге «О причине, начале и Едином». Означает ли это, что у Дж. Бруно все природные существа, тела и предметы в равной мере обладают сознанием? Если нет, то в чем смысл данного высказывания?

  4. Что такое «макиавеллизм»? Каково соотношение между действительным учением Н. Макиавелли и «макиавеллизмом»?

Литература

  1. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. М., 1970.

  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М, 1980.

  3. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

  4. История диалектики XIV-XVIII в.в. М., 1974.

  5. Кампанелла Т. Город Солнца. М.- Л., 1947.

  6. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

  7. Мор Т. Утопия. М.-Л., 1947.

  8. Монтень М. Опыты. В 3 кн. М., 1980.

  9. Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка "Государя" // Вопросы философии. 1997. № 1.

  10. Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке // Человек. 1992. № 3.

  11. Утопический роман XVI-XVII в.в. М., 1971.

  12. Хрестоматия по истории философии. Ч.1. С. 202-237.


Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  1. Особенности развития европейской философии ХVII – XVIII в.в.

  2. Проблемы теории познания в философии Нового времени.

  3. Теории естественного права и общественного договора.

  4. Разработка концепции исторического прогресса в социальной философии просветителей.

Основные понятия темы

Метод, эмпиризм, рационализм, механицизм, сенсуализм, дуализм, индукция, дедукция, рефлексия, деизм, просвещение, философия истории, общественный договор, естественное состояние, естественные права, гражданское общество, правовое государство, социальный прогресс, свобода.

Темы сообщений

  1. Критика Ф. Бэконом заблуждений разума.

  2. Принцип сомнения в философии Р. Декарта.

  3. Этика Б. Спинозы.

  4. Учение о субстанции Б. Спинозы.

  5. Учение Дж. Локка о государстве.

  6. Монадология Г. В. Лейбница.

Тематика рефератов

  1. Социально-утопические идеи в романе Ф. Бэкона «Новая Атлантида».

  2. Проблема соотношения свободы и необходимости в этике Спинозы.

  3. Философия истории французских просветителей.

  4. Идея общественного прогресса в философии Просвещения.

  5. Французский материализм XVIII века.

Практические задания

  1. Объясните смысл тезиса Б. Спинозы "Свобода есть осознанная - необходимость". Какие Вы знаете другие подходы к пониманию свободы?

  2. Сравните анализ учений о субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница.

  3. Определите гносеологическую позицию, выраженную в высказывании французского философа ХVIII в. К. Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

  4. Определите гносеологическую позицию, заключённую в высказывании учёного и философа ХVIII в. Г. Лейбница: «…Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут ей быть сообщены… чувствами».

  5. Определите основополагающие темы философии XVII в.

Литература

  1. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.

  2. Момджан Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

  3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1976,

  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

  5. Рассел Б. История западной философии. М., 1992.

  6. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП в.в. М., 1984.

  7. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

  8. Философия эпохи буржуазных революций. М., 1983.

  9. Хрестоматия по истории философии. 4.1. С. 238-353.


Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Общая характеристика немецкой классической философии.

  2. Гносеология И. Канта и его этическое учение.

  3. Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля.

  4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Основные понятия темы

«Докритический период», «критический период», «вещь в себе», категорический императив нравственности, диалектика, тезис, антитезис, синтез, снятие, диалектический метод, абсолютная идея, гражданское общество, антропологический материализм.

Темы сообщений

  1. Космогонические идеи И. Канта.

  2. Натурфилософия Шеллинга.

  3. Субъективный идеализм И. Г. Фихте.

Тематика рефератов

  1. Идея свободы в социальной философии Гегеля.

  2. Философия истории в учении Г. В. Ф. Гегеля.

  3. Сущность и назначение человека в учении Л. Фейербаха.

  4. Немецкая классическая философия и её влияние на развитие европейской философской традиции.

Практические задания

  1. Прочитайте отрывок из произведения И. Канта "Критика чистого разума" (Мир философии. Ч. 1. С. 508-509) и ответьте на следующие вопросы:

Что такое "чистое познание" по Канту? Каковы компоненты этого знания? Что такое по Канту априорное и апостериорное знание и как их следует различать? Приведите примеры того и другого знания.

  1. Прочитайте отрывок из произведения Гегеля "Наука логики" (Мир философии. Ч. 1. С. 395-397) и ответьте на вопросы: Что такое" диалектический метод с точки зрения Гегеля? Как Гегель оценивал диалектическую мысль в истории философии?

  2. В чём отличие этического учения И. Канта от учений его предшественников? Почему И. Кант считает возможным и необходимым построение этики как строгой теоретической науки?

  3. На чём основано убеждение Г. В. Ф. Гегеля в прогрессивном ходе истории? В чём по Г. В. Ф. Гегелю состоит смысл истории?

  4. Сформулируйте основные положения гегелевской философии истории. Какая роль отводится в ней «великим личностям»? В чём смысл гегелевского понятия «великая личность»?

  5. Укажите тип философского мировоззрения, представленный следующими суждениями: Мир есть не-Я, созданное нашим Я (И.Фихте); Мир есть Абсолютная идея (Г. Гегель).

  6. Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении… Каковы предметы в себе и обособленно от…восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизве­стно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их».

Литература

  1. Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.

  2. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе// Вопросы философии. 2003.№9.

  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

  4. Гулыга А.В., Гуревич П.С. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии // Человек. Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.

  5. История диалектики. М., 1978.

  6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в.в. М., 1989.

  7. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта // Вопросы философии. 1998, № 10.

  8. Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант -Шопенгауэр) // Вопросы философии. 1999. № 1.

  9. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 353 – 422


Тема 8. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Предпосылки возникновения марксистской философии, её основные черты и особенности.

  2. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.

  3. Эволюция идей марксистской философии: неомарксизм, Постмарксизм и др.

Основные понятия темы

Материалистическое понимание истории, отчуждение, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, материалистическая диалектика, общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, способ производства материальных благ, классовая борьба, социальная революция.

Темы сообщений

1.Развитие К.Марксом диалектического учения.

2.Философия природы Ф. Энгельса.

3.Политическая экономия марксизма.

4. Ж.-П. Сартр о философии марксизма.

5. К.Поппер о философии марксизма.

Тематика рефератов

  1. Проблема отчуждения человека в философии марксизма.

  2. Диалектико-материалистическое понимание истории в учении К. Маркса.

  3. Развитие философии марксизма Лениным.

  4. Судьба марксизма в современном мире.

Практические задания

  1. Прочитайте отрывок из работы К. Маркса "К критике политической экономии. Предисловие" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 1, С. 438-440). Выделите основные понятия социальной философии К. Маркса. Сформулируйте основную идею материалистического подхода к объяснению общественных явлений. Какие законы общественного развития выявил К. Маркс?

  2. Как вы понимаете следующее высказывание К. Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове, надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»?

  3. Назовите достижения естествознания XIX века, явившиеся предпосылками формирования философии марксизма. раскройте значение этих открытий в становлении философии марксизма.

  4. Сопоставьте подходы Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса к решению онтологических, антропологических и социальных проблем.

  5. Прочитайте фрагмент из работы К.Поппера «Открытое общество и его враги» (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т 2. М., 1992. С160-161. 222-223, 226-228). Как Вы думаете, почему К.Поппер называет К.Маркса и Ф.Энгельса ложными пророками? Покажите, как К.Поппер, используя принцип фальсификации (опровержения), доказывает несостоятельность выводов марксизма о неизбежности замены капитализма социализмом в результате революции.

Литература

  1. Альтюссер Луи. Просто ли быть марксистом в философии //Философские науки. 1990. № 7.

  2. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991. , .

  3. Карл Маркс и современная философия. М., 1999.

  4. Марксистская философия в XIX в. В 2-х кн. М., 1979.

  5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. С. 5-9.

  6. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2.

  7. Стоянович Светозар. От марксизма к постмарксизму //Вопросы философии. 1990. №1.

  8. Сартр Ж.-П. Марксизм и экзистенциализм //Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В, М,, 1997. С. 207-218.

  9. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации //'Вопросы философии. 1998. №8.


Тема 9. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

  1. Кризис "классической философии". Особенности и основные тенденции развития современных типов философствования.

  2. Философия позитивизма

  3. Неопозитивизм и развитие аналитической философии.

Основные понятия темы

Рационализм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, верификация, фальсификация, конвенционализм, парадигма.

Темы сообщений

  1. Кризис в естествознании на рубеже ХIХ – ХХ вв. и его интерпретация в философии эмпириокритицизма.

  2. «Открытое общество» как общественный идеал К.Поппера.

  3. Структура научных революций Т.Куна.

  4. Анализ революции в естествознании рубежа ХIХ – ХХ вв. в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Тематика рефератов

  1. Трансформация традиций классического рационализма в постклассической философии.

  2. Проблема развития научного знания в постпозитивистской философии.

  3. Проблема рациональности на рубеже второго и третьего тысячелетий.

Практические задания

  1. Прочитайте отрывок из произведения О.Конта "Дух позитивной философии" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 2. С. 56-64). Что такое "позитивная философия"? Раскройте сущность "основного закона развития человеческого разума" и его проявления в истории человечества.

  2. Прочитайте отрывок из статьи К. Поппера "Какой мне видится философия" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 2. С. 203-208). Определите отношение К. Поппера к традиционным взглядам на философию и философскую деятельность.

  3. Назовите черты, отличающие постклассику от классической философии.

  4. Перечислите и проанализируйте основные направления постклассической философии.

  5. Определите, в чём заключается суть лингвистического поворота, осуществлённого аналитической философией. Назовите философов, представляющих аналитическую философскую традицию.

  6. Укажите основные принципы неопозитивизма, раскройте их содержание.

Литература

  1. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2,

  2. Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4.

  3. Грязнов А.Ф. Л. Витгенштейн и некоторые современные проблемы философии психологии//Вопросы философии. 1998. № 5.

  4. Грязной А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX в.//Вопросы философии. 1996, № 4.

  5. Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Внпросы философии. 1998. № 5.

  6. Овчинников Н.Ф. Карл Поппер - наш современник, философ XX века // Вопросы философии. 1992. № 8.

  7. Поппер К. Нищета историцизма// Вопросы философии. 1992. № 8, 9,10.

  8. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998.№3.

  9. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

  10. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1997.

  11. Хрестоматия по истории философии. Западная философия. М., 1997. С. 161-208,318-325.

  12. Леви-Стросс К, Структурная антропология. М., 1985.



  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций»
...
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconУчебное пособие к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов высших учебных заведений Луганск
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсам «Философия» и«Социальная...
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов Омск Издательство Омгту 2008 Составитель Н. Ю. Кликушина, старший преподаватель кафедры «Философия и социальные коммуникации»
Методические указания предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» дистанционной формы обучения
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания к семинарским
Культурология : методические указания к семинарским занятиям и контрольным работам / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г. Иванов]....
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания к семинарским
Культурология : методические указания к семинарским занятиям и контрольным работам / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г. Иванов]....
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история»
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «Отечественная история» для...
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения всех специальностей Екатеринбург
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов по курсу «философия» инаписанию контрольной работы для студентов факультета заочного образования
Методические указания составлены в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом и типовой программой по...
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия» iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу
Не менее важной целью курса является прививание магистрантам базовых навыков использования философской методологии при рассмотрении...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница