Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами




НазваниеПодготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами
страница1/15
Дата13.02.2013
Размер2.38 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство образования РФ

Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского

На правах рукописи




Кириченко Елена Борисовна



Подготовка будущих социальных педагогов в вузе

к работе с детьми-сиротами


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Байбородова Л. В.


Ярославль

2003



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………. 3


Глава I. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема…………………………………… 11


§ 1. Сиротство как социальный и психолого-педагогический феномен… 12


§ 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами………………………………………………………………………36


§ 3. Опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами………..60


§ 4. Критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами ……………………………… 79


Выводы по главе I ………………………………………………………… 95


Глава II. Модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами…………………………………………………97


§ 1. Задачи и содержание подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами……………………………… 98


§ 2. Этапы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами………………………………………………………… 112


§ 3. Опытно-экспериментальная проверка модели подготовки студентов к работе с детьми-сиротами………………………………………………… 132


Выводы по главе II …………………………………………………………157


Заключение……………………………………………………………… 159


Библиографический список……………………………………………...163


Приложения……………………………………………………………… 179





Введение


Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует форми­рованию у него автономности, инициативности, половой идентично­сти и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъек­том межличностных отношений и сформироваться в зрелую лич­ность. Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагоги­ческой помощи и поддержки детей-сирот, которую смогут обеспечить специально подготовленные кадры.

Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоя­щее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации де­тей-сирот, их адаптацию к жизни в обществе. На наш взгляд, данную задачу можно решить в рамках обучения студентов по специальности “Социальная педагогика”.

Проблемам профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образо­вания посвящены труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, Н.Ю. Клименко, Р.М. Куличенко, Т.В. Лодкиной, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Л.Е. Никитиной, С.В. Тетерского и др.

Важную роль имеют труды по общим вопросам профессио­нальной подготовки учителя О.А. Абдуллиной, Н.И. Болдырева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сласте­нина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др.

Существенное значение для определения ведущих позиций нашего исследования имели работы, посвященные психологическим особенностям развития детей-сирот, И.В. Дубровиной, Л.Г. Жеду­новой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Тол­стых, И.А. Фурманова и др.

Различным аспектам социального воспитания детей, остав­шихся без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байборо­довой, Н.П. Ивановой, А.М. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, М.И. Рож­кова, Г.В. Семья, Е.Е. Чепурных, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др.

Если содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами достаточно активно разрабатывается, то проблема подго­товки студентов, будущих социальных педагогов, к работе с детьми-сиротами специально никем не исследовалась.

Вышеизложенное обусловливает следующие противоречия:

  • между потребностью общества решать проблемы социального воспитания детей-сирот в условиях увеличения их количества и отсутствием специально подготовленных выпускников вузов к работе с ними;

  • между необходимостью специальной подготовки социальных пе­дагогов к воспитанию детей-сирот, определяемой особенно­стями развития и социализации этой категории детей, и неразработанностью научно обоснованного теоретического и методического обеспе­чения подготовки кадров данного профиля социально-педагоги­ческой деятельности.

Противоречия определили проблему исследования: каковы цели, содержание, формы и условия подготовки будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами?

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

Объект исследования: процесс подготовки студентов к социально-педагогической ра­боте с детьми-сиротами в рамках специальности “Социальная педа­гогика”.

Предмет исследования: комплекс педагогических средств подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

Гипотеза исследования. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с детьми-сиротами будет эффективной, если

  • обучение студентов организуется на старших курсах в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”, выбору которой предшествует практическая работа студентов с детьми-сиротами;

  • осуществляется оценка пригодности студентов к работе с детьми-сиротами на основе сочетания профессиональных проб и рефлексии в процессе учебно-практической и добровольческой деятельности;

  • при определении целей, задач, содержания и форм подготовки будущих социальных педагогов в вузе учитываются особенности социализации детей-сирот, обусловленные депривационными, институциональными и педагогическими факторами;

  • подготовка студентов представляет собой поэтапный процесс формирования профессиональной педагогической позиции, которая характеризуется установкой на сотрудничество с детьми-сиротами и профессиональной компетентностью по данному профилю социально-педагогической деятельности.

Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность сиротства в социально-педагогическом ас­пекте;

  • охарактеризовать особенности социально-педагогической дея­тельности с детьми-сиротами;

  • обосновать цели, задачи и принципы подготовки, разработать со­держание и формы подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиро­тами;

  • выявить педагогические условия подготовки студентов педагоги­ческого вуза по специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами.

Теоретико-методологической основой исследования явля­ются идеи гуманистической педагогики (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др.), современные концепции социализации (Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.), философские и психолого-педагогические тео­рии развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теории педагогической деятельности и концепции развития личности педагога (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков и др.); идеи воспи­тания детей-сирот (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жеду­нова, М.И. Рожков, Л.М. Шипицына и др.).

Методы исследования. Теоретические - анализ литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические - изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, опрос, на­блюдение, беседа, изучение результатов деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа.

Использовались педагогические измерения и компьютерная об­работка эмпирических данных.

База исследования: институт педагогики и психологии Яро­славского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, детские дома и интернаты Ярославской области, заго­родные лагеря отдыха Ярославской области, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Высшая школа социаль­ной работы им. А. Соломон (Германия, г. Берлин), Школа для под­готовки приемных родителей (Германия, г. Берлин).

Основные этапы исследования. На первом этапе (1997 – 1999гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по данной проблеме, анализировался оте­чественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, разрабатывались основные теоретические поло­жения исследования, накапливался эмпирический материал в про­цессе работы с педотрядом, выявлялись особенности социально-пе­дагогической работы с детьми-сиротами, были определены цели, за­дачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1999 – 2000 гг.) проводилось опытно-экспе­риментальное исследование, осуществлялись разработка и апробация про­грамм по специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа”.

На третьем этапе (2000 - 2002 гг.) продолжались опытно-экспериментальная работа, подготовка студентов специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиротами, анализировались и обобщались полученные результаты, формулирова­лись выводы исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбо­ром методологических позиций, опирающихся на данные философ­ской, социально-педагогической, психолого-педагогической литера­туры, использованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предмету; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, получе­нием конкретной позитивной динамики подготовленности студентов к работе с детьми-сиротами в процессе обучения в вузе.

Научная новизна исследования:

  • обоснована модель подготовки студентов педагогического вуза специальности “Социальная педагогика” к работе с детьми-сиро­тами;

  • разработаны критерии и показатели подготовленности социаль­ных педагогов к работе с детьми-сиротами;

  • определены сущность, структура, содержание и формы подго­товки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами;

  • выявлены педагогические условия и средства подготовки студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизировано содержание понятия “сиротство” в соци­ально-педагогическом аспекте; выявлены проблемы и тенденции подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами в отечествен­ном и зарубежном опыте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методика диагностирования уровня подготовленности социальных педагогов к работе с детьми-сиротами; учебный план и программы обучения студентов специальности “Социальная педагогика” по специализации “Социально-педагогическая деятельность в дет­ских домах и учреждениях интернатного типа”; подготовлен спецкурс “Теоретико-методические основы соци­ально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попече­ния родителей”, для направления 540600 “Педагогика”.

На защиту выносятся:

  • обоснование специфики социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, которая обусловлена особенностями социализации детей-сирот и имеет абили­тационный характер;

  • модель подготовки студентов к работе с детьми-сиротами по специальности “Социальная педагогика” в рамках специализации “Социально-педагогическая деятельность в детских домах и уч­реждениях интернатного типа”, представляющая собой совокуп­ность взаимосвязанных компонентов: целевого (формирование у студентов установки на сотрудничество с детьми-сиротами; про­фессиональ­ной компетентности по данному профилю социально-педагогиче­ской работы); содержательного (социально-политиче­ская, специально-теорети­ческая, психологическая, социально-правовая, методическая виды подготовки); организационного (этапы подготовки, обусловленные ведущими задачами на каждом из них: на первом – создание условий для профессионального само­определения студентов к работе с детьми-сиротами в рамках общей системы обучения по специальности; на втором – формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятель­ности, в рамках специализации) и аналитико-результативного (оценка при­годности студентов к работе с детьми-сиротами, изучение эффек­тивности подготовки студентов с помощью наблюдения, бесед, ана­лиза, рефлексии);

  • комплекс педагогических условий подготовки студентов к работе с детьми-сиротами: отбор студентов для обучения по специализа­ции на основе профессиональных проб и рефлексии; интеграция различных видов деятельности студентов (учебная, учебно-практическая, добровольческая, исследовательская); координация действий педа­гогов, участвующих в подготовке студентов; взаимодействие вуза с образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

Личное участие автора заключается в разработке концепции и программы исследования, организации опытной и экспериментальной работы, создании учебно-педагогического комплекса по специализации «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа».

Апробация и внедрение результатов исследования осущест­влялись автором через публикации и выступления, отражающие ре­зультаты исследования, на открытых педагогических чтениях, по­священных К.Д. Ушинскому (1998, 1999); на ежегодных конферен­циях молодых ученых (Ярославль, 1999, 2000); на Московском слете студенческих отрядов (Москва, 1999); на Всероссийской научной конференции “Школа на рубеже веков” (Смоленск, 2000); на семи­наре социальных работников по проблемам работы с детьми деви­антного поведения (Германия, г.Гамбург, 2000); на научной конфе­ренции ученых института педагогики и психологии “Актуальные проблемы современного образования” (Ярославль, 2001); обсужда­лись на заседаниях кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; через практическую педагогическую деятельность автора.

Результаты исследования нашли отражение в 10 публика­циях автора. Программы по специализации используются в институте педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Институте раз­вития образования г. Ярославля.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. В диссертацию включены таб­лицы, диаграммы.

Глава І. Подготовка студентов к работе с детьми-сиротами как социально-педагогическая проблема


Начать изучение вопроса подготовки студентов к работе с детьми-сиротами, необходимо с рассмотрения сущности сиротства. Именно со следствием этого социального явления связана деятельность социального педагога, работающего с детьми-сиротами. Рассмотрение феномена сиротства позволит, во-первых, обосновать значимость профессиональной подготовки специалистов к работе с данной категорией детей, во-вторых, выявить факторы, определяющие специфику данной подготовки.

Исходя из многоаспектности изучаемой проблемы и учитывая характер социально-педагогической работы с детьми-сиротами, для исследования целесообразным представляется рассмотрение феномена сиротства в двух основных аспектах: социальном и психолого-педагогическом.

Социальный педагог, профессиональная деятельность которого связана с детьми-сиротами, в своей работе неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными особенностями их социализации. Поэтому при подготовке социальных педагогов в педагогическом вузе необходимо учитывать специфику социально-педагогической деятельности с этой категорией детей. В связи с этим, важным, на наш взгляд, будет рассмотрение вопроса об особенностях социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.

Социальный педагог, работающий с детьми-сиротами, должен обладать специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками. Для определения специфических профессионально обусловленных требований к личности будущего социального педагога мы выделили основные критерии и показатели подготовленности студентов к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, что также поможет нам оценить их качество подготовки.

Мы рассмотрим отечественный и зарубежный опыт подготовки специалистов к работе с детьми-сиротами, что позволит нам определить ведущие идеи и принципы, которые необходимо учитывать при разработке модели подготовки социальных педагогов к работе с детьми-сиротами.

Таким образом, теоретический анализ проблемы подготовки студентов в вузе к социально-педагогической работе с детьми-сиротами, обеспечивает определение основных положений, на которых основывается наша исследовательская и опытно-экспериментальная работа.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами icon1. Аналитический отчет о работе рмо педагогов
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов – психологов и социальных педагогов за 2009-2010 учебный...
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconПрактическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе Саратов
П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов...
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconБудущих педагогов А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография
Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных...
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconКонцепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconПрофессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях

Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания классического танца»
Целью данного курса является подготовка студентов будущих педагогов балета к самостоятельной научно-методической, практической педагогической,...
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами icon«Детский дом №3»г. Хвалынска Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»
Предлагаемая программа явилась результатом многолетнего практического опыта работы автора с детьми-сиротами
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconКгбоуспо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» Межрайонный ресурсный центр по работе
Сборник методических разработок педагогов, разработчиков программ, методистов мрц по работе с одаренными детьми, по итогам первого...
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами iconО работе Зимней Олимпийской Школы
Главной цель теоретическая, практическая и психологическая подготовка учащихся 9-11 классов, завоевавших право представлять Кизильский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница