Современный русский язык учебное пособие Омск




НазваниеСовременный русский язык учебное пособие Омск
страница1/18
Дата12.02.2013
Размер2.62 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»


М.Н. Никонова


СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


Учебное пособие


Омск

Издательство ОмГТУ

2008

УДК 82.085:808.2(075)

ББК 81.2Рус-5я73

Н 63


Рецензенты:

М.П. Одинцова, канд. филол. наук, проф. кафедры русского языка ОмГУ;

Н.А. Седова, канд. филол. наук, доцент кафедры СКСиТ ОмГИС


Никонова, М.Н.

Н 63 Современный русский язык: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 164 с.


ISBN 978-5-8149-0562-8


Пособие содержит курс лекций, кратко, в доступной форме, с использованием традиционных лингвистических терминов излагаются основы теории языка и представляются все разделы современного русского языка.

Включен практикум, в котором представлены как теоретические вопросы, так и практические задания, способствующие овладению основами теоретических знаний по лингвистике и применению их в практической деятельности студента в вузе, а также развитию профессиональной компетенции будущего специалиста. Содержатся материалы для самостоятельного освоения дисциплины. В частности, даются рекомендации по выполнению практических заданий, курсовой работы и домашних заданий, по самостоятельному освоению теоретического материала. Представлен перечень экзаменационных вопросов. В приложении приводятся планы и образцы разбора языковых единиц, а также дан образец оформления библиографической карточки.

Предназначено для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью».


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета


УДК 82.085:808.2(075)

ББК 81.2Рус-5я73


ISBN 978-5-8149-0562-8 © Омский государственный

т


ехнический университет, 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 5

Методические рекомендации по изучению дисциплины 8

Библиографический список 23

Словари и справочники 26


Курс лекций 28

Раздел 1. Введение в языкознание 28

Лекция 1. Сущность языка 28

Лекция 2. Язык как средство общения и познания 33

Лекция 3 . Язык как историческая категория 42

Раздел 2. Русская языковая система 51

Лекция 1. Фонетика как наука и фонетическая система русского языка 51

Лекция 2. Взаимодействие звуков в потоке речи 54

Лекция 3. Графика и орфография 63

Лекция 4. Слово как основная единица языка и объект изучения

лексикологии. Отношения между словами 67

Лекция 5. Лексика как динамическая система 72

Лекция 6. Русская фразеология 77

Лекция 7. Морфемика и типы морфем 80

Лекция 8. Основные вопросы словообразования 83

Лекция 9. Морфология. Принципы классификации частей речи

и их характеристика 86

Лекция 10. Омонимия частей речи 93

Лекция 11. Синтаксическая система русского языка. Словосочетание 99

Лекция 12. Предложение и его типы 99


Практикум 107

Практическое занятие 1. Общение и его виды. Сущность языка 107

Практическое занятие 2. Функции языка. Язык и мышление 108

Практическое занятие 3. Язык и речь. Речевая деятельность 109

Практическое занятие 4. Общественный характер языка 110

Практическое занятие 5. Русский язык среди других языков мира 111

Практическое занятие 6. Структура общенародного языка 112

Практическое занятие 7. Языковая норма. 113

Практическое занятие 8.Фонетика. Классификация звуков речи 115

Практическое занятие 9. Фонетическое членение речи 116

Практическое занятие 10. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

Фонетическая транскрипция 118

Практическое занятие 11. Письмо. Этапы развития. Орфография 119

Практическое занятие 12. Слово как основная единица языка.

Лексическое значение слова 119

Практическое занятие 13. Структура и способы толкования

лексического значения слова 120

Практическое занятие 14. Многозначность.

Типы лексических значений и способы возникновения вторичных

значений 122

Практическое занятие 15. Лексическая омонимия. Разграничение

омонимии и полисемии. Паронимы 123

Практическое занятие 16. Синонимия. Антонимия 125

Практическое занятие 17. Лексика с точки зрения ее происхождения 126

Практическое занятие 18. Старославянизмы в русском языке 127

Практическое занятие 19. Иноязычная лексика 128

Практическое занятие 20. Лексика как динамическая система 129

Практическое занятие 21. Фразеология русского языка. Лексикография 130

Практическое занятие 22. Основные вопросы словообразования 131

Практическое занятие 23. Морфемный состав слова 133

Практическое занятие 24. Грамматический строй языка и его единицы 134

Практическое занятие 25. Части речи как лексико-грамматические

классы (категории) (ЛГК) слов 136

Практическое занятие 26. Имя существительное 137

Практическое занятие 27. Имя прилагательное 139

Практическое занятие 28. Имя числительное. Местоимение 140

Практическое занятие 29. Глагол и его особые формы 142

Практическое занятие 30. Наречие. Категория состояния.

Служебные и особые части речи 143

Практическое занятие 31. Предмет синтаксиса. Основные единицы

синтаксиса 144

Практическое занятие 32. Словосочетание. Типы словосочетаний 145

Практическое занятие 33. Предложение как основная синтаксическая

единица. Простое предложение 146

Практическое занятие 34. Специфика сложного предложения 148

Приложение 1. Планы и образцы разборов 149

Приложение 2. Образец оформления библиографической карточки 162


Список сокращений и условных обозначений 163

ВВЕДЕНИЕ


Умение свободно, грамотно и оптимально использовать русский язык при устном и письменном общении, в том числе в сферах, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, в типичных для нее речевых ситуациях, является свидетельством высокого уровня коммуникативной компетенции и необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста в сфере массовых коммуникаций. Языкознание дает основные сведения о происхождении и сущности языка, особенностях его структуры и функционирования, о специфике языковых единиц разных уровней, о речи как инструменте эффективного общения и нормах речевой коммуникации. Именно поэтому дисциплина «Современный русский язык» включена в учебную программу специальности 030602 «Связи с общественностью».

Название «Современный русский язык» отражает существенные черты изучаемого в рамках этой дисциплины учебного материала, который содержит все основные разделы современного русского языка: лексикологию и фразеологию, фонетику, орфоэпию, графику и орфографию, словообразование и морфемику, морфологию и синтаксис, лексикографию, пунктуацию.

Отличием представленного в данном учебном пособии курса лекций по современному русскому языку от подобных является наличие в нем раздела «Введение в языкознание», который предваряет изучение русской языковой системы и дает общие лингвистические знания: сведения о языкознании как науке, его разделах, целях, задачах и связях с другими науками; о происхождении, сущности языка как системы знаков, его функциях, об особенностях его структуры, взаимоотношениях с речью, мышлением, культурой, обществом; знакомит с многообразием языков мира, законами их исторического развития, с основными понятиями и терминами, без которых невозможно изучать конкретный отдельный язык, в частности, русский, подготавливает к изучению других предметов лингвистического цикла (стилистики, литературного редактирования, культуры речи).

В основе материала лекций лежит синтез традиционных лингвистических учений и взглядов, изложенных в трудах отечественных лингвистов: В.А. Белошапковой, А.А. Реформатского, Д.Н. Шмелева, Н.М. Шанского, Б.Н. Головина, В.И. Кодухова, Ю.С. Маслова, Л.В. Щербы, Л.Л. Касаткина, Л.П. Крысина,
М.Р. Львова и др., и относительно новых научных концепций и точек зрения, получивших распространение в последние годы как в области русского языка, так и в области культуры речи, теории текста и теории дискурса, семиотики, культурологии, когнитивистики, что находит отражение в изменении формулировок некоторых теоретических положений, введении новых понятий, уточнении терминологии, обновлении библиографического списка.

Такой способ подачи материала позволяет, с одной стороны, сохранить связь со школьной практикой изучения русского языка и тем самым сделать его более доступным для усвоения студентами, а с другой стороны, обратить внимание на существование в отечественном языкознании разных точек зрения на некоторые вопросы теории русского языка, выделить проблемы, вызывающие полемику в научном мире. Все это важно не только для овладения системой русского языка, но и для развития мышления, в том числе лингвистического, т. к. помогает студенту приобрести навык исследования неоднозначных проблем.

Цель преподавания дисциплины − подготовка специалиста высокой коммуникативной культуры. В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

– систематизировать знания по теории языка и русской языковой системе, полученные в школе, а также расширить представления студентов о языке в целом и русском языке в частности как особой системе знаков;

– дать студентам определенную совокупность сведений обо всех сторонах языка как системы и о речи как инструменте эффективного общения и, кроме того, вооружить их понятиями и терминами, необходимыми при изучении других дисциплин, как лингвистических, так и нелингвистических;

– научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

– повысить общую культуру, уровень гуманитарной образованности, гуманитарного мышления;

– научить владеть культурой общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях, в том числе связанных с будущей профессией;

– побудить к нахождению своего стиля, своих приемов общения, эффективных с точки зрения достижения конкретных целей общения;

– создать базу для формирования и развития открытой для общения («коммуникабельной») личности, которая должна иметь достаточно высокий рейтинг в системе социальных ценностей современного общества.

Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины. По окончании курса студенты должны обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

– иметь представление о языке в целом и русском языке в частности как особой системе знаков, о современном состоянии исторически сложившегося русского литературного языка на всех его уровнях, о речи как инструменте эффективного общения;

– владеть понятиями и основными единицами терминологического аппарата лингвистики (языковая единица, лексическое значение, норма, троп, лексическая сочетаемость, грамматическая форма, синтаксическая функция, коннотация, стилистическая окраска, языковая игра и пр.), необходимыми при изучении как лингвистических (культура речи, стилистика, литературное редактирование и др.), так и нелингвистических дисциплин (теория массовой коммуникации, связи с общественностью и др.);

– свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

– владеть общелитературными и стилистическими нормами, культурой общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях, в том числе связанных с будущей профессией;

– адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

– грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять тексты, используя в необходимых случаях словари и справочники.

Объем и структура учебной дисциплины. Дисциплина изучается в течение трех семестров и включает следующие основные разделы и темы:

  1. Введение в языкознание

    1. Сущность языка как системы знаков.

    2. Язык как историческая категория.

  2. Русская языковая система

  1. Фонетическая система русского языка.

  2. Лексика и фразеология.

  3. Морфемика и словообразование.

  4. Грамматика: морфология и синтаксис.

Формы организации учебного процесса. Изучение дисциплины предполагает:

– освоение лекционного курса;

– выполнение заданий практических занятий;

– самостоятельную проработку отдельных лекционных тем;

– выполнение домашних заданий;

– подготовку курсовой работы.

Аттестация студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в конце каждого семестра. При этом к экзамену в конце третьего семестра студент должен представить курсовую работу. Кроме того, обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение заданий, предусмотренных планом практических занятий, и представление результатов выполнения домашних заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Методические рекомендации по выполнению заданий практикума


Специфика этого курса в целом – его практический характер, из чего следует необходимость отведения большей части времени на выполнение различного рода практических заданий и решение коммуникативных задач; немаловажно при этом уделять внимание упражнениям на восстановление, закрепление и совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых навыков, полученных в средней школе.

Система теоретических вопросов и практических заданий по курсу представлена в практикуме.

Практическая по своей направленности учебная дисциплина ставит перед студентом сложную цель – овладеть знаниями о языке как системе знаков для повышения уровня своей коммуникативной и профессиональной компетенции.

Основные задачи, решаемые студентом при подготовке к практическим занятиям:

– освоить терминологический аппарат дисциплины;

– свободно и грамотно использовать языковые средства в речевой коммуникации;

– овладеть общелитературными и стилистическими нормами, культурой общения и формулами речевого этикета в разных речевых ситуациях, в том числе связанных с будущей профессией;

– выработать навык адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

– научиться грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять тексты, используя в необходимых случаях словари и справочники.

Содержание работы. В процессе подготовки к практическим занятиям студенту необходимо:

  1. освоить теоретический материал по теме занятия (ориентир − список ключевых слов), обратившись к соответствующему фрагменту конспекта лекций;

  2. изучить рекомендованную литературу, указанную в плане занятия;

  3. подготовиться к ответам на поставленные вопросы;

  4. письменно выполнить указанные задания.

Порядок представления и содержание практических заданий, включенных в планы практических занятий, полностью соответствуют логике лекционного курса. Эту последовательность при подготовке к занятиям рекомендуется соблюдать. Прежде чем приступить к выполнению заданий, студенту необходимо усвоить материал соответствующей лекции (или ее фрагмента), при необходимости дополнить его, обратившись к библиографическому списку и рекомендованной литературе (соответствующие рекомендации даются в плане практических занятий).

Методические рекомендации по выполнению домашних заданий

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Современный русский язык учебное пособие Омск iconУчебное пособие Омск 2010 Рецензенты
Французский язык: учебное пособие / авт сост. Л. Г. Мосяйкина. – Омск: Изд-во Сибгуфк, 2010. – 60 с
Современный русский язык учебное пособие Омск iconСовременный русский язык
Сборник методических материалов по курсу «Современный русский язык. Синтаксис». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 32 с
Современный русский язык учебное пособие Омск iconСовременный русский язык морфология
Сборник методических материалов по курсу «Современный русский язык. Морфология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 16 с
Современный русский язык учебное пособие Омск iconПрограмма соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта © Потемкина Т. В., 2006 Цели и задачи курса Современный русский язык введен в учебный план специальности «Журналистика»
Сборник методических материалов по курсу «Современный русский язык. Лексикология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 15 с
Современный русский язык учебное пособие Омск iconУчебное пособие Омск 2009 министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Пушнина Западной Сибири: лосновы товароведения и ранок: учебное пособие / О. В. Гончарова Омск: Издатель ип погорелова, 2009. – 362...
Современный русский язык учебное пособие Омск iconУчебное пособие для учащихся «Русский язык 10-11 классы» Д. Э. Розенталь, М., «Дрофа», 2000 г
Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Авторы: Власенков, Рыбченкова. «Просвещение, 2002-2004гг»
Современный русский язык учебное пособие Омск iconПрограмма дисциплины Русский язык и риторика направление 0302300. 62 «Психология»
«современный русский литературный язык» и о важнейших свойствах и функциях литературного языка
Современный русский язык учебное пособие Омск iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык – нормированная и обработанная форма...
Современный русский язык учебное пособие Омск iconГолуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2001. Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. 7-е изд
Брызгунова Е. А. Интонация и синтаксис // Современный русский язык: Учеб для филол спец ун-тов. – М., 1989
Современный русский язык учебное пособие Омск iconПрограммами и учебниками на 2011-2012 учебный год пцо святителя Николая Чудотворца юао г. Москвы
М. Т. и др. Русский язык (Просвещение) Баранов М. Т. и др. Русский язык (Просвещение) Бархударов С. Г и др. Русский язык (Просвещение)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница