Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития




Скачать 24.89 Mb.
НазваниеДополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития
страница1/50
Дата30.08.2012
Размер24.89 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОРИЕНТИРЫ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ


Материалы научно-практической конференции


19–20 мая 2011 года


Екатеринбург

2011

Содержание

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. 52

1. Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание. − М.: Прогресс, 1988. − 506 с. 123

Непрерывное профессиональное образование учащихся с ОВЗ 126

Обобщающий урок по русскому языку в 6-м классе по теме: «Н и НН в прилагательных» 154

Ход урока 155

1. Оргмомент. Приветствие. Оформление тетрадей. 155

2. Повторение пройденного. Работа со словом (этап «разогрева»). 155

Чтение стихотворения подготовленным учеником. 155

1. Кочеткова, С. В. Программа создания системы военно-патриотического воспитания // Детство. – 2008. – № 3–4. 187

2. Кочеткова, С. В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. // Детство. – 2008. – № 1–2. 187

3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. 2002 г. № 15-52-691/15-01-21 // ОБЖ, – 2003. – № 1. 187

5. Мазыкина, Н. , Монахов, А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников, – 2003. – № 6. – С. 13–17. 187



Н.А. Стумбрис,

первый проректор ГБОУ ДПО СО «ИРО»

г. Екатеринбург


Обращение к участникам научно-практической конференции
«Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития»


Проведение конференции, посвященной вопросам непрерывного образования, инициировано Институтом развития образования в третий раз. По своему формату она принципиально отличается от предыдущих. Первоначально в обсуждении актуальных вопросов теории и практики непрерывного образования участвовали педагогические работники учреждений общего и дополнительного профессионального образования Свердловской области, постепенно география участников расширилась и конференция получила статус Всероссийской. Особенностью этого года является партнерское участие Уральского отделения Российской академии образования и ведущих вузов Уральского региона.

Изменились и целевые ориентиры содержания конференции:

– от определения границ и проблем непрерывного образования – к анализу опыта и качества реализации непрерывного образования;

– от определения социальных предпосылок развития непрерывного образования – к анализу его социальных результатов;

– от анализа условий развития профессионализма на индивидуальном уровне к обсуждению вопросов формирования инфраструктуры, системных условий и механизмов взаимодействия между уровнями образования.

В соответствии с этими целевыми ориентирами определены направления работы и тематика секционных заседаний.

Не случайным является и уточнение тематики конференции: «ориентиры инновационного развития». В условиях принципиально нового устройства общества, интенсивного информационного потока, развития науки и технологий должны меняться инфраструктура, тип организации учебного процесса, образовательные технологии, методы обучения, система оценки полученного образования.

Непрерывное образование актуально для всех категорий граждан, для различных категорий специалистов. Но все же приоритетной в рамках нашей конференции остается тематика непрерывного педагогического образования, поскольку в современных условиях профессия учителя, преподавателя меняет свое изначальное содержание. Учителя призваны становиться тьюторами (консультантами, наставниками и посредниками), а их основная задача – помочь учащимся самим определять траекторию собственного образования и осознать личную ответственность за это.

Но главным, что радикально изменило представление о профессионализме учителя, стало лишение его статуса единственного источника знаний. Информационная революция существенно разоружила учителя, навязывая ему роль фасилитатора создания и обретения знаний и компетентностей вместо прежней функции транслятора уникального знания. С одной стороны, он должен все время искать самое современное знание в своей области, а с другой – понимать ограниченность этих попыток и направлять учеников на самостоятельный поиск этих знаний.

В этих условиях кардинально должна меняться и роль системы повышения квалификации. Ее основной задачей становится создание условий для саморазвития педагогов.

Безусловно, в сфере повышения квалификации педагогов происходят перемены. Все больше образовательных программ создаются не как стандартные пакеты, одинаковые для всех, а ориентированные на конкретных пользователей. Но необходимо еще очень много усилий, чтобы обеспечить профессиональное развитие каждого педагога, и Институту развития образования не под силу в одиночку решить эту задачу. Именно поэтому мы стараемся расширять число партнерских организаций, с которыми вместе будем обеспечивать непрерывное профессиональное развитие работников образования.

Надеюсь, что современные стратегии и модели профессионального развития педагогов будут одним из главных предметов обсуждения. А резолюция, принятая по итогам конференции, определит ориентиры непрерывного педагогического образования.


Б.М. Игошев,

д.п.н., профессор, ректор УрГПУ,

г. Екатеринбург


Реализация принципа непрерывного образования в УрГПУ


Уральский государственный педагогический университет – родоначальник высшего профессионального педагогического образования на Урале, отметивший в прошлом году свое 80-летие.

Одна из приоритетных задач деятельности нашего университета – формирование многоступенчатой системы непрерывного образования, направленной на удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей граждан и общества, развитие отраслевого рынка труда.

Университет стремится к созданию необходимых условий для становления культурной, образованной и деятельной личности, для гарантированного получения каждым выпускником профессии в целях обретения уверенности в постоянно изменяющемся мире и достижения успеха в жизни на основе эффективной реализации основных полученных профессиональных и социальных компетенции. Вместе с тем мы отчетливо понимание, что современное образование – это образование в продолжение всей жизни.

Миссия Уральского государственного педагогического университета, как совокупность долговременных целей, вытекающих из объективной оценки собственного потенциала, заключается в следующем:

  • в стремлении обеспечить доступ граждан к знаниям, накопленным человечеством, и внести собственный вклад в развитие лучших российских и мировых традиций в образовании, науке, культуре, социальной сфере;

  • в содействии подготовке мыслящих людей с широким кругозором, глубокими знаниями и профессиональной компетенцией, способными стать интеллектуальным потенциалом системы образования и других профессиональных систем России;

  • в развитии УрГПУ как регионального центра непрерывного образования, науки и культуры: довузовского, вузовского, послевузовского, дополнительного профессионального образования по широкому спектру педагогических, социальных и гуманитарных специальностей;

  • во влиянии на образовательное, научное, духовное и социально-экономическое развитие Уральского региона; в формировании интегративного евразийского образовательного и научного пространства;

  • в развитии фундаментальной и прикладной науки как основы качества образования и источников новых знаний и технологий для решения образовательных, научных, социальных и экономических проблем современного общества;

  • в предоставлении материальных, образовательных, научных, информационных и организационно-управленческих ресурсов для развития интеллектуального потенциала и стимулирования творческой активности преподавателей и научных сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов;

  • в переходе университета на уровень развития, характеризующийся реализацией интеллектуального потенциала и качества научной, образовательной, культурной и воспитательной деятельности через инновационную деятельность;

  • в создании институциональной модели развития университета, объединяющей философию бизнеса и образования, науки и культуры; в формировании развивающейся профессионально-предпринимательской научно-образовательной организации;

  • в развитии материальной базы университета на основе современных механизмов привлечения финансовых средств; в повышении эффективности использования ресурсов, с целью создания условий для ведения деятельности, отвечающих лучшему российскому и международному уровню;

  • в формировании и развитии у субъектов образования корпоративной культуры через осознание их роли и предназначения в едином научно-образовательном пространстве Уральского региона и России;

  • в активизации позиционирования бренда УрГПУ как высокопрофессиональной научно-образовательной организации.

Содержание непрерывного образования представлено в УрГПУ:

  1. программой подготовки к поступлению в вуз, рассчитанной на 2 года и предполагающей профориентационную работу среди выпускников средних общеобразовательных школ Екатеринбурга и Свердловской области;

  2. 71 программой высшего профессионального образования с присвоением квалификации «Специалист», степеней «Бакалавр» и «Магистр», а также программами среднего профессионального образования;

  3. 46 программами послевузовского образования с присвоением ученой степени «Кандидат наук» и 4 программами с присвоением ученой степени «Доктор наук», для обеспечения которых в УрГПУ создано 7 диссертационных советов;

  4. программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации по всем основным профессиональным образовательным программам вуза, а также программами дополнительного образования с присвоением дополнительной квалификации по программам «Менеджмент в образовании», «Менеджер по развитию персонала», «Менеджер по маркетингу», «Преподаватель высшей школы».

Уральский государственный педагогический университет в течение последних лет ведет интенсивную работу по координации научной деятельности педагогических вузов Уральского региона. Ученые вуза оказывают научно-методическую помощь образовательным учреждениям общего и профессионального образования. Научно-исследовательская и инновационная деятельность эффективно осуществляется в рамках научных школ и направлений в области психолого-педагогических, гуманитарных, социальных и естественных наук. В структуре Института менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров создано Отделение непрерывного образования, которое является координационным центром системы дополнительного профессионального образования. Отделение непрерывного образования инициирует и участвует в проектах по созданию и развитию профессиональных сообществ и разработке и реализации совместных программ с Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга.

В УрГПУ функционирует Центр компьютерного тестирования, в задачи которого входит организация массовых контрольных мероприятий со студентами УрГПУ по проверке остаточных знаний, и подготовка преподавателей университета к использованию технологий компьютерного контроля в текущей учебной работе.

В университете разработана и осуществляется система повышения квалификации ППС, руководящих работников (директоров институтов, департаментов, филиалов, представительств, деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей управлений и отделов) и других категорий работников. Эта система включает курсы целевого назначения, проводимые в университете, переподготовку специалистов, стажировки, проведение научно-практических конференций и методических семинаров по актуальным проблемам образования и профилям специальностей, участие в работе производственно-экономических семинаров, проводимых другими образовательными организациями.

УрГПУ стремится в полную меру использовать возможности современных информационных технологий. Информационный сайт www.uspu.ru отражает работу, проводимую УрГПУ по подготовке будущих специалистов, и ориентирован на широкую аудиторию студентов, аспирантов, преподавателей, выпускников, школьников, абитуриентов и их родителей. Сайт содержит постоянно обновляемую ленту новостей вуза, информацию о вузе, профессорско-преподавательском составе, реализуемых образовательных программах, условиях поступления в УрГПУ. С целью создания условий для реализации внутривузовской системы менеджмента качества образования на официальном сайте УрГПУ создан раздел «СМК», содержащий документы по СМК УрГПУ: Положение об отделе, Политика УрГПУ в области качества и Программа обеспечения качества образования, информация для преподавателей и студентов.

В связи со значительным объемом научной работы и разнообразием направлений научной деятельности в УрГПУ в качестве самостоятельного создан и функционирует сайт www.science.uspu.ru. На нем размещены нормативные и организационные материалы, касающиеся работы отделов управления по научной и инновационной деятельности, диссертационных советов, научных школ. В соответствии с требованиями ВАК на сайте размещаются авторефераты диссертаций. Публикуются информационные сообщения и материалы конференций, проводимых на базе университета.

С основным информационным сайтом УрГПУ связаны сайты подразделений, на которых размещается информация об их деятельности и условиях обучения на них (Институт физической культуры – http://ifk.uspu.ru, Институт специального образования – http://iso.uspu.ru, исторический факультет – http://history.uspu.ru, факультет информатики – http://inform.uspu.ru).

На сайте (портале) учебного назначения www.distant.uspu.ru представлены учебно-методические комплексы для студентов всех форм обучения. Доступ к материалам возможен для зарегистрированных пользователей из локальных сетей учебных классов, а также через Internet. Практически, завершена разработка учебно-методические комплексов по дисциплинам первых трех циклов учебных планов педагогических специальностей (ГСЭ, ЕН и ОПП); для филиалов и представительств УрГПУ комплексы тиражированы на CD-носители и переданы для использования. Для обеспечения востребованности студентов и выпускников вуза отраслевым рынком труда создан Центр содействия трудоустройству, занимающийся обеспечением вторичной занятости студентов, трудоустройством выпускников, развитием студенческого отрядного движения в УрГПУ.

Осуществляется связь между студентами и управлениями образования г. Екатеринбурга и Свердловской области, муниципальными и негосударственными учреждениями общего образования, учреждениями образования, городским центром занятости населения и др. организациями и предприятиями. Проводится информирование работодателей о специальностях и направлениях, по которым происходит выпуск специалистов, ежегодная «Ярмарка вакансий». Основные направления взаимодействия с работодателями: прием заявок от работодателей и трудоустройство студентов по этим заявкам; сотрудничество с работодателями по прохождению стажировок; организация информационных мероприятий: встречи с выпускниками той или иной специальности на факультетах, презентации, дни карьеры; сбор данных о потребности в кадрах образовательных учреждений и других работодателей для анализа востребованности в специалистах по профилю подготовки вуза; изучение интересов работодателей, их удовлетворенности взаимодействием с вузом по вопросам трудоустройства, уровнем подготовки специалистов. По отзывам работодателей, уровень выпускников УрГПУ соответствует требованиям и пожеланиям образовательных учреждений и социальных организаций. Они отмечают высокий уровень практической, теоретической, методической подготовки выпускников, позволяющий им легко адаптироваться к конкретным условиям педагогического труда.

Менеджмент педагогического университета ориентирован на установление длительного динамического баланса с региональным развитием и рынком педагогического труда; поиск новых возможностей в конкуренции; инновационную деятельность; мониторинг адаптации персонала к инновационным изменениям; создание информационного обеспечения деятельности; своевременность и адекватность реакции Университета на социальный заказ и запросы рынка труда.


Ф.Т. Хаматнуров,

д. п. н., профессор,

директор НОЦ инноваций в образовании УрО РАО,

г. Екатеринбург


Концептуально-педагогические подходы к развитию системы непрерывного
профессионального образования Свердловской области


В последние годы под целью непрерывного образования понимается – целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Такой подход концептуально неверен для Свердловской области.

Если под целью понимать повышение возможностей трудовой и социальной адаптации личности в быстро меняющемся мире, то непонятно, кто является субъектом изменений мира – дееспособный гражданин Свердловской области или инновации мы будем ввозить из других областей страны и из-за рубежа?

Следовательно, целью непрерывной системы профобразования должно стать формирование и развитие субъекта инновационных изменений окружающей социально-экономической среды.

Какие недостатки, на наш взгляд, существуют в системе непрерывного профессионального образования Свердловской области?

Первое, у нас в области крайне неадекватная потребностям социально-экономического развития структура непрерывного профессионального образования.

В 1980-е гг. в развитых странах оптимальной структурой считалось, например, когда в промышленности соотношение между инженерами, техниками и рабочими составляло пропорцию 1 : 4 : 8, т.е. чтобы инженер, человек с полным высшим образованием, мог адекватно реализовать свой творческий потенциал необходимо было, чтобы под его руководством работало 4 специалиста со средним профессиональным образованием, на которых в свою очередь приходилось бы 8 высококвалифицированных рабочих. Сейчас среднее оптимальное соотношение в высокоразвитых экономических системах считается пропорция 1 : 4 : 4.

А как у нас? В 2008–2010 гг. например, в Свердловской области планировался ежегодный выпуск специалистов с высшим, средним и начальным образованием в пропорции 2,2 : 1,4 : 1, т.е. на более чем на 2 специалистов с высшим образованием приходился 1 (один!) рабочий, а в группе профессий «металлургия, машиностроение и металлообработка» данное соотношение равно пропорции 1 : 1,3 : 1,7, т.е. на каждых 2 (двух) инженеров приходится только 3 (трое) рабочих.

Эти цифры сами говорят за себя – профессионально-образовательная структура в нашей области ни тактически, ни стратегически не соответствует ни одной экономической модели – ни высокоразвитой экономике знаний информационного общества, ни вчерашней экономике индустриального общества, ни даже экономике развивающихся стран.

Правда, отметим, что исследования, проведенные специалистами УрО РАО совместно с РГППУ, показывают, что есть не только отраслевые, но и особенности отдельных предприятий в квалификационной структуре персонала, т.е. этот вопрос требует детальных исследований.

Второе, у нас в области, хотя исследования специалистов РГППУ, проведенные среди 210 вузов и колледжей Российской Федерации, показывают, что это характерно и для всей страны в целом, доминирует доставшаяся нам из советского периода социально-профессиональная модель системы непрерывного профобразованию. Данная модель основана на принципе многоуровневости. Это четырех-пяти уровневая система профобразования: НПО-СПО-ВПО-послевузовское образование (аспирантура – докторантура и др.).

Каждый уровень – это смена социально-профессионального статуса.

Например, выпускник общеобразовательной школы поступает в учреждение НПО – выбирает профиль «металлообработка» – в частности, рабочую профессию «токарь». Потом идет в СПО, не меняя профиля, но на выходе он специалист уже другой профессии – не рабочий, а техник. Поступает в технический вуз – тоже по профилю «металлообработка» – он вновь меняет профессию – становится инженером.

Это три разных социально-профессиональных статуса. В действительности – это путь получения высшего образования и ученых степеней, потому, что наиболее престижным уровнем этой системы является высшее образование и получение ученых степеней.

Эта социально-профессиональная модель имеет несколько недостатков.

  1. Эта модель дискредитирует начальное и среднее профобразование, рассматривая их лишь как ступени к получению высшего образования. Ранее мы говорили о сложившемся неправильном соотношении специалистов с высшим, средним и начальным профобразованием – такое соотношение это и есть следствие доминирования в обществе этой модели.

  2. Опыт внедрения инноваций, основанных на этой модели, показывает, что они сохраняют социально-профессиональную статичность и технологическую консервативность. Социально-профессиональная модель привела к кризису в самой системе профобразования. Она позволяет массово готовить специалистов с дипломами высшей квалификации, но работодатели интересуются качеством труда, а не документом об уровне образования.

В настоящее время можно выделить ключевое противоречие между доминирующей моделью системы непрерывного образования, ориентирующей личность, общество и государство на иерархический социально-профессиональный статус и потребностью эффективной экономики в ориентации личности, общества и государства на качественную высокопроизводительную профессиональную деятельность.

В основе данного противоречия находится проблема исследования, разработки и внедрения новой модели системы непрерывного профессионального образования, включающей в себя содержание образования, педагогические технологии и организацию. Инновационный вектор развития данной модели детерминирован взаимодействием науки, образования и производства. Государственная острота этой проблемы заключается в том, что функционирующая в настоящее время модель массово воспроизводит подготовку кадров для «деградирующих» производств.

Для обеспечения эффективности отечественного профессионального образования необходимо обоснованное определение его содержания (чему учить?) и применяемых педагогических технологий (как учить?). Ответы на эти вопросы могут быть получены путем профессионально-педагогического анализа взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности: научно-технической – научно-технологической – инновационно-производственной – научно-методической – инновационно-образовательной.

Но главным при этом остается вопрос – кто это будет делать? На данный вопрос существует один ответ – это педагог профессионального обучения, подготовкой которого для различных отраслей экономики в России занимается система профессионально-педагогического образования (ППО). Особенностью такой подготовки, в отличие от традиционного педагогического (учитель для общеобразовательной школы) и инженерно-технического (отраслевого) образования, является интеграция предметно-отраслевого и психолого-педагогического компонентов с включением производственно-технологической подготовки (подготовка по рабочим профессиям).

Возникает вопрос, какие меры можно предпринять в такой ситуации в Свердловской области?

Как показывают исследования специалистов УрО РАО и РГППУ, учитывая многоотраслевой характер нашей области, необходимо развивать не только социально-профессиональную модель непрерывного образования, ориентированную на потребности развития вузов и академических научно-исследовательских учреждений, но и учитывать потребности производства.

Так, этому способствует квалификационно-профессиональная модель непрерывного профобразования, основанная на принципе дополнительности и предполагающая индивидуальную траекторию достижения высоких уровней профессионализма (характер, содержание, качество и производительность труда, социальная защищенность и др.) в рамках одной профессии не меняя социально-профессионального статуса в течение «всего активного трудоспособного периода». Например, ребенок мечтает о профессии музыканта-скрипача – он поступает в музыкальную школу. Закончив ее, он идет в музыкальное училище, затем в консерваторию, далее могут быть аспирантура и различного рода курсы, конкурсы и т.д., т.е. человек учится и повышает свою квалификацию в течение всей жизни, но он как был скрипачем, так им и остается. Социально-профессиональный статус его не меняется, меняется его профессионально-квалификационный статус, который отражается на характере, содержании, качестве его труда, его социально-материальной защищенности. Аналогично можно развивать профессиональную карьеру слесарю, токарю, повару и т.д. От низшего разряда до статуса «мастер». Такая модель непрерывного профобразования получила широкое распространение в регионах государств с наибольшей локализацией инновационных производств.

Большинство родителей нашего мегаполиса ориентируют своих детей на получение высшего образования, на сложный, качественный и производительный труд с высоким уровнем социально-материальной защищенности. В РГППУ под руководством академика РАО Г.М. Романцева разработана концепция высшего рабочего образования – прикладного бакалавриата – это тип многоуровневой вариативной подготовки высококвалифицированных рабочих с высшим профессиональным образованием для инновационного высокотехнологичного производства. Реализация предлагаемого направления решает проблему повышения престижа рабочих профессий.

Была разработана и реализована на практике концепция специфического учебного заведения института рабочего образования (ИРО), создаваемого на базе вуза, техникума, колледжа или «продвинутого» профессионального училища, в котором каждому человеку обеспечивается формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Двухуровневая 7-летняя система обучения (для выпускников 9-х классов) с возможностью завершения (или временного прерывания) образования с определенной профессиональной квалификацией на 5-ти стадиях учебного процесса.

Фактически это первая в стране система рабочего образования, которая соответствует «экономике знаний» и позволяет реализовать популярный в развитых странах лозунг «образование через всю жизнь». Эта система, которая позволяет молодому человеку не только успешно профессионализироваться и планировать свою карьеру на любом предприятии, но и, при социально-экономической необходимости, самостоятельно создать себе рабочее место, т.е. малое предприятие.

Можно было бы предложить и межпредметную модель непрерывного профобразования, основанную на принципе маневренности – интегративная подготовка специалистов для массового развития сферы малого бизнеса. Также получившей в развитых странах широкое распространение.

Например, на таком принципе строится разработанная и внедряемая специалистами РГППУ концепция «профессионального ремесленного образования – интегративная подготовка квалифицированных специалистов для массового развития сферы малого бизнеса.

  • Ремесленник – это работник принципиально нового типа не только в профессиональном, экономическом, но и правовом плане, сочетающий в себе качества рабочего очень высокой квалификации и менеджера, способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и самостоятельно выполнить работу, постоянно ориентируясь на максимальное удовлетворение запросов заказчика.



  • Перспективна модель преемственной смены профессионального выбора – человек работал сварщиком – предприятие закрылось – он пошел в в автослесари, т.е. это профориентационный подход к системе непрерывного профобразования.

Но эта смена специальности или даже профессии основана на принципе преемственности, который позволяет процесс обучения новой профессии квалифицировать как элемент системы непрерывного образования. В противном случае начинается маргинализация личности. Например, это мы видим на примере рабочих-мигрантов. У себя на родине человек мог быть инженером или преподавателем – здесь он разнорабочий, человек низкой квалификации.

Как видим, новые модели непрерывного профессионального образования, разработанные специалистами УрО РАО и РГППУ, ориентированы на высокое качество профессиональной деятельности, создают возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.

В заключение отметим, что инновационное развитие и повышение конкурентоспособности Свердловской области возможны только как следствие синергетического эффекта от радикальной модернизации системы профессионального образования, предусматривающей придания ей динамичности, гибкости и эффективности, всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня человеческого капитала.


А.Ю. Муравицкий,

д.ф-м.н., профессор,

университет Луизианы;

Т.А. Муравицкая,

Луизианская школа наук и искусств


Университетское образование в США: плюсы и минусы


Система университетского образования в США начала формироваться на основе западноевропейских образцов, и процесс ее формирования продолжается уже около 300 лет. Уже сложились определенные принципы и структура этой системы.

В основе университетского образования США лежит идея демократизма, что характерно и для всего американского общества. Эта идея реализуется посредством следующих принципов:

– принцип свободы;

– принцип ценности личности;

– принцип прагматизма.

И свобода, и признание ценности личности, и прагматизм, так или иначе, обеспечивают функционирование системы высшего образования как демократической, эффективной и гибкой социальной структуры.

Как реализуются эти принципы на практике? Свобода как признак демократизма проявляется уже в процессе формирования структуры университета. Американский университет имеет независимый от государственных органов статус (лишь государственные университеты имеют финансовую зависимость), администрация и преподавательский состав избираются на основе голосования сотрудников университета, при найме на работу претенденты на должность проходят реальный, а не фиктивный, конкурс. Окончательное решение по поводу кандидата на преподавательскую должность принимается, прежде всего, на основе рейтинга студентов (соискатель дает пробную лекцию) и результатов голосования преподавателей факультета и колледжа. Таким образом, за редким исключением, университет, его преподаватели достаточно свободны в проявлении своих мнений и взглядов.

Принцип свободы проявляется и в организации процесса обучения. Студент волен менять специальность, а значит и факультет, на протяжении всего срока обучения, доля предметов по выбору составляет около половины из всех необходимых, студент может в любой момент прервать обучение, а затем без бюрократических проволочек его продолжить. Все это дает большую возможность выбора для учащегося, и делает систему обучения гибкой.

Принцип ценности личности реализуется в отношениях между администрацией университета и его сотрудниками, во взаимоотношениях преподавателей и студентов. Сотрудники университета, как правило, имеют достойную заработную плату и хорошие условия работы (не чрезмерная нагрузка, нередко небольшие группы студентов, достаточно большое помещение для индивидуальной работы и вся необходимая оргтехника). Во всем этом сказывается уважение к личности преподавателя, признание ценности его труда. В отношениях между студентами и педагогами также превалируют уважение, терпимость, стремление поощрять успехи учащихся, поддерживать их психологически. Вопросы дисциплины, посещаемости чаще всего не возникают, так как правила обучения четко определены и им должны следовать все без исключения.

Прагматизм университетской системы в США обусловлен прагматическим характером самого общества, где люди чаще всего стремятся добиться результата с наименьшими затратами времени и средств, где цениться эффективность и высокая организация труда, где рациональность деятельности – превыше всего.

В системе высшего образования прагматизм проявляется, прежде всего, в ориентации на прикладное обучение, то есть целью является подготовка специалиста, способного приступить к работе по специальности сразу после окончания университета. И хотя в программе обучения достаточно много дисциплин общего и теоретического характера, все-таки преобладание прикладных предметов явно существует. Внутри каждой дисциплины обязательны аспекты практического характера, информация, позволяющая использовать знания на практике.

Процесс обучения, как правило, очень хорошо, рационально организован, отлажен на протяжении десятилетий, а то и столетий. Система дипломов строго структурирована: Associate degree (нет аналога в России), бакалавриат (Bachelor degree), магистратура (Master’s degree), аспирантура (Ph.D.). Первую обычно получают в течение двух лет в колледжах невысокого уровня. Вторую – обычно за четыре года. Эта вторая программа обычно называется undergraduate study. Некоторым университетам позволено проводить обучение на более высоком уровне для получения студентами. И последняя степень, Ph.D., может быть получена тоже не во всех университетах.

Таким образом, все детали университетской машины работают слажено и четко. Об эффективности работы американских университетов говорят такие факты, как: неизменно, из года в год американские университеты занимают первые строчки в мировых рейтингах, число Нобелевских лауреатов, работающих там, – самое высокое в мире, молодежь со всего мира стремиться получить американское высшее образование.

Все вышесказанное подчеркивает позитивные аспекты университетского образования в США, демонстрирует ее рациональность, гибкость и эффективность. Вместе с тем, как у всякой живой системы, у этого образования есть и негативные аспекты, напрямую связанные с его положительными сторонами.

Так, демократизм оборачивается возможностью оказывать давление на преподавателей со стороны студентов в том случае, когда последних не устраивают полученные оценки, широта выбора иногда приводит к неэффективному метанию между университетами и специальностями, что зачастую приводит к тому, что молодой человек не оканчивает вуз. Только 57% поступивших в американские университеты их заканчивают. Это – самый низкий показатель среди развитых стран.

Прагматизм также имеет свои отрицательные проявления: ориентации на то «как сделать» приводит к тому, что учащиеся не могут и не хотят понять «что это», то есть не стремятся проникнуть в суть изучаемых явлений, предпочитая дрейфовать по поверхности этих явлений. В результате абстрактный, теоретический интеллект формируется плохо, преобладает вербальный интеллект, что иногда создает видимость ума и образованности, но на самом деле не является проявлением этих качеств.

Образование в США является бизнесом. Более того: образование в США является большим бизнесом, индустрией. Замети, что М. Хайдеггер указывал на то, что на Западе университеты стали превращаться в индустрию еще в конце ХIХ в. Это – также проявление прагматического характера западного общества.

Что продают университеты и колледжи США? Ответ прост: они продают

дипломы. Именно к получению диплома стремятся многие американские студенты, прагматически ориентированные всей системой воспитания. А такое стремление, хорошее само по себе, начинает преобладать над такими мотивами, как получение знаний, развитие интеллекта и личности. Такая ориентация зачастую обесценивает само пребывание в университете, превращает процесс овладения знаниями в процесс получения оценок. Сами университеты поощряют такое отношение к обучению: общий объем часов университетских программ снизился с начала 60-х гг. на 50%. Это отрицательно сказывается на уровне подготовки специалистов, на общем интеллекте и образованности студентов. А в конечно счете, – на всей культуре и жизнедеятельности общества в целом.

Такой же двойственный характер имеет и дистантное обучение (on-line обучение). Оно позволяет достичь несколько рациональных целей:

– охватить большую аудиторию;

– упростить процесс коммуникации между преподавателем и студентом;

– предать больший объем информации;

– более четко организовать процесс обучения.

Все вместе это позволяет облегчить процесс обучения, сэкономить значительно время, материальные и людские ресурсы, то есть более рационально организовать деятельность.

Несомненно, все это является большим преимуществом перед традиционными методами обучения. В американских университетах в силу этого on-line обучение широко распространено: эти методы органично применяются в традиционных курсах, когда преподаватель использует компьютерные программ для контроля или демонстрации материала. Также существуют целые курсы и даже специальности, где обучение введется исключительно on-line. Преимущества очевидны и легко принимаются как студентами, так и преподавателями.

Вместе с тем, видны и негативные стороны этого явления. Оn-line обучение выхолащивает самую суть педагогической деятельности, которая состоит в многообразном личностном общении педагога и учащегося. Без личного контакта, который исключен в случае on-line обучения, преподаватель не имеет возможности воспитывать в студентах такие качества, как любовь к истине, эмоциональное отношение к своей будущей профессии, не в состоянии передать свое личное позитивное отношение к предмету, «заразить» им студента. Все это обедняет и даже делает бессмысленным образование, если оно сводится к овладению знаниями через компьютер.

К счастью, все это понимают, и в США никто не стремиться заменить традиционное образование on-line обучением, хотя доля последнего неуклонно возрастает. Таким образом, система университетского образования в США является одной из самых эффективных и гибких в мире, при этом, не будучи свободной от значительных недостатков и проблем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт развития регионального образования свердловской области» аннотированный каталог
Свердловской области в гцки и представительстве гак ирро в 2005-2006 аттестационном году
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconСвердловской области «институт развития образования» (Гбоу дпо со иро) Кафедра профессионального образования
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconМетодические рекомендации Екатеринбург 2012 Рецензенты: Пакалина Е. Н., доцент кафедры профессионального образования гбоу дпо со «Институт развития образования»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития icon«Институт развития образования» (гбоу дпо со «иро»)
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconПрограмма V международной научно-практической конференции «информационные и коммуникационные технологии в образовании»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт...
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке к
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области гоу дпо «Институт развития регионального образования Свердловской...
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке к егэ по обществознанию автор-составитель
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области гоу дпо «Институт развития регионального образования Свердловской...
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке к егэ по литературе авторы-составители
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области гоу дпо «Институт развития регионального образования Свердловской...
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к егэ по географии авторы-составители
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области гоу дпо «Институт развития регионального образования Свердловской...
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке к егэ по истории россии автор-составитель
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области гоу дпо «Институт развития регионального образования Свердловской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница