1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины




Скачать 82.32 Kb.
Название1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дата12.02.2013
Размер82.32 Kb.
ТипДокументы


1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки

аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины


1.1. Цели и задачи дисциплины


Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов знания научных основ накопления и движения метана в угленосной толще и его выделения в горные выработки и скважины с учетом природных и технологических факторов, умения прогнозировать экстремальные виды выделения метана (газодинамические явления), управлять процессами газовыделения в условиях интенсификации горных работ.


Задачи дисциплины:

- изучить природные и технологические факторы, обуславливающие газоотдачу угольного пласта;

- изучить методы прогноза газообильности выработок;

- изучить способы и схемы дегазации шахт;

- знать причины возникновения внезапных выбросов угля и газа и предупредительные признаки;

- знать методы локального прогноза газодинамических явлений в шахтах.


1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего

изучение данной дисциплины


Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

- иметь представление о процессах формирования газовой фазы в угольных месторождениях и видах связи метана с углем в природном состоянии массива;

- знать основные законы газовой динамики угленосных массивов, характер движения газа в массиве с учетом его газопроницаемости и пористости, виды выделения газа из массива угля, закономерности формирования зон повышенной газоотдачи угольного пласта при различных системах разработки;

- уметь: прогнозировать опасные газодинамические явления в шахтах, осуществлять профилактические мероприятия по их предупреждению, рассчитывать параметры работы дегазационных скважин.


1.3. Связь с предшествующими дисциплинами


Дисциплина «Газодинамические явления в шахтах» предполагает связь с дисциплинами: «Аэрология горных предприятий», «Теория горения и взрыва», «Вентиляция шахт».

1.4. Связь с последующими дисциплинами


Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при написании диссертации по специальности 05.26.01 – «Охрана труда».


2. Содержание дисциплины


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

(в часах и зачетных единицах)


Виды учебной работы

Объем часов

(ЗЕ)

Трудоемкость изучения дисциплины

72/2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

2

Лекции

2

Практические занятия

0

Самостоятельная работе аспиранта (всего)

68

В том числе:




Изучение тем, вынесенных на самостоятельную работу

68

Подготовка к практическим занятиям

0

Подготовка реферата

0


2.2. Разделы дисциплин и виды занятий


№ пп

Наименование тем и их содержание

Объем часов / ЗЕ

Лекц.

ПЗ

СР

1.

Общие сведения о происхождении метана. Газоносность угольных пластов. Абсолютная и относительная газообильность выработок

0,4

-

4

2.

Давление газа в угольных пластах и их газоносность с ростом глубины залегания. Условия дренирования газа из угольного массива. Связь давления газа и газоносности угля. Уравнение Лэнгмюра. Понятие о метаноемкости угля

-

-

6

3.

Основные законы газовой динамики шахт. Физические характеристики шахтных газодинамических процессов. Молекулярная, конвективная и турбулентная диффузии. Закон распределения. Коэффициент неравномерности газовыделения. Стационарные и нестационарные газодинамические процессы. Слоевые скопления метана

0,4

-

10

4.

Процессы газовыделения в шахтах. Гозовыделение из обнаженной поверхности угольного массива, из отбитого угля, из выработанного пространства, при взрывных работах, двигателей внутреннего сгорания, суфлярные. Внезапные выбросы угля и газа

0,4

-

6

5.

Процессы газопереноса в горных выработках. Газоперенос в лавах, вентиляционных штреках, выработанном пространстве. Переходные газодинамические процессы

-

-

6

6.

Управление метановыделением в горные выработки путем изменения схем вентиляции участка, аэродинамического сопротивления выработок, порядка отработки пластов в свите.

0,4

-

6

7.

Процессы газопереноса в тупиковых выработка и камерах

-

-

4

8.

Слоевые скопления газа в выработках, причины и механизм образования. Меры борьбы со слоевыми скоплениями. Местные скопления метана, их обнаружение и предотвращение

-

-

6

9.

Газовая динамика мощных угольных пластов, ее особенности. Газовыделение из временно невынимаемых толщ при различных вариантах отработки пласта. Влияние способа управления кровлей и порядка выемки слоев на динамику газовыделения

-

-

6

10.

Газовый барьер при разработке высокогазоносных пластов, его негативные последствия и пути его преодоления

-

-

4

11.

Методы локального прогноза внезапных выбросов угля и газа. Определение зон, опасных по внезапным выбросам и меры профилактики

0,4

-

10

ИТОГО

2

0

68



2.3. Лекционный курс


Тема 1. Общие сведения о происхождении метана. Газоносность угольных пластов.

Тема 3. Основные законы газовой динамики шахт.

Тема 4. Процессы газовыделения в шахтах.

Тема 6. Управление метановыделением в горные выработки.

Тема 8. Слоевые скопления газа в выработках, причины и механизм образования. Меры борьбы.

Тема 11. Методы локального прогноза внезапных выбросов угля и газа.

2.4. Практические занятия – не предусмотрены


3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний


3.1. Контрольные работы – не предусмотрены


3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования –

не предусмотрены


3.3. Самостоятельная работа


Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную работу.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

- библиография по проблемам газовой динамики и дегазации шахт;

- публикации источников по газодинамическим явлениям в шахтах;

- научно-исследовательская литература по рудничной аэрогазодинамике, фильтрации жидкости и газа в трещиновато-пористых средах, теории горения и взрыва.

Конспектирование и реферирование источников по тематическим блокам.


3.3.1. Поддержка самостоятельной работы


Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети КузГТУ:

1. Издания КузГТУ

2. База данных РГБ

3. Научная электронная библиотека РФФИ

4. Университетская информационная система Россия


3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрена


Итоговый контроль проводится в виде экзамена кандидатского минимума по спецпредмету, куда входят элементы данной дисциплины.


4. Активные методы обучения – не предусмотрены


5. Материальное обеспечение дисциплины


Компьютерные классы с выходом в Интернет и в локальную сеть КузГТУ, а также принтеры, сканеры, ксероксы и др.


6. Литература


6.1. Основная

Бирюков, Ю. М. Газодинамические явления в угольных шахтах (природа, прогноз, предотвращение) / Ю. М. Бирюков. – Калининград.: КГТУ, 2010. – 128 с.

Давидсон, В. Е. Основы гидрогазодинамики в примерах и задачах: учебное пособие для вузов / В. Е. Давидсон. – М.: Академия, 2008. – 320 с.


6.2. Дополнительная


Предотвращение динамических и газодинамических явлений при подземной разработке угольных пластов / Е. Л. Плотников [и др.]; ГОУ ВПО «Кузбасс. Гос. техн. ун-т» – Кемерово.:КузГТУ; Кузбассвузиздат, 2010. – 159 с.

Похожие:

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconПодготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных научных исследований. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о принципах построения систем управления...
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЗадачами изучения дисциплины являются следующие
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconВид учебной работы
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconВид учебной работы Объем часов / зачетных единиц Трудоемкость изучения дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconВид учебной работы Объем часов / зачетных единиц Трудоемкость изучения дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – получение знаний о методологических принципах исследования влияния параметров технологических процессов...
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний важнейших фундаментальных законов механики...
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о современных методах исследования и синтеза...
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЗадачи изучения дисциплины Цель дисциплины показать место русского языка в системе родственных мертвых и живых славянских языков
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница