Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит




Скачать 334.9 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит
страница1/2
Дата12.02.2013
Размер334.9 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по УНР

________________Е.С.Астапова

«_____» _______________2007г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по дисциплине МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ



для специальности 080109 – бухгалтерский учет, анализ и аудит



курс – III семестр – V


Лекции – 18(час) Экзамен – нет


Практические (семинарские) занятия – 36 (час) Зачет – V семестр



Лабораторные занятия – 18 (час)


Самостоятельная работа – 66 (час)


Всего часов – 138 (час)


Составитель Двоерядкина Н.Н.



Факультет М и И

Кафедра ОМ и И


2007 год

Рабочая программа составлена на основании авторских разработок преподавателей кафедры ОМиИ, в соответствии с рекомендациями выпускающей кафедры.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей математики и информатики

«26 » января 2006 г., протокол № 5


Заведующий кафедрой Литовка Г.В. __________

Рабочая программа обсуждена на заседании УМС _________________
080109 –бухгалтерский учет, анализ и аудит _____

«___» ______________200 г., протокол № ____


Председатель __________________________

(подпись И.О.Ф.)


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ


____________________


«__» ___________200__г.


СОГЛАСОВАНО Заведующий выпускающей кафедры


«__» ___________200__г.

СОГЛАСОВАНО


Председатель УМС факультета

_______________________


«___» ______________200__г.



1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Программа предназначена для подготовки дипломированных специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Это накладывает на нее определенные особенности, заключающиеся в том, что выпускник должен получить высшее образование, способствующее дальнейшему развитию личности. В этой программе делается особый акцент на будущую профессиональную деятельность и создается общее видение мировоззренческого характера.

Математика является мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки. Целью математического образования студентов является:

1) воспитание достаточно высокой математической культуры,

2) привитие навыков современных видов математического мышления,

3) привитие навыков использования математических методов и основ математического моделирования в практической деятельности бухгалтера.

Дисциплина «Математика в экономике» является логическим продолжением курса высшей математики студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», связующим звеном между общими и профессиональными дисциплинами данной специальности. Поэтому, в рамках данной дисциплины необходимо продемонстрировать широкий спектр применимости фундаментальных математических понятий при решении прикладных экономических задач.

Основной целью данной дисциплины, в связи с постоянно усложняющимися экономическими процессами, требующими создания и совершенствования особых методов изучения и анализа, является обучение студентов практическим навыкам составления математических моделей.

Для достижения поставленной цели в рамках дисциплины «Математика в экономике» решаются следующие задачи:

1) Анализ известных экономических моделей с позиций их устойчивости к незначительным изменениям окружающей действительности.

2) Сбор и обработка «сырой» информации, необходимой для количественной и качественной оценки экономических процессов.

3) Построение моделей путем анализа первичной информации и нахождение параметров модели с использованием математических компьютерных пакетов.

Специальные компьютерные пакеты позволяют за небольшой промежуток времени выполнить громоздкие вычисления, а основное внимание уделить экономическому анализу решения задач. Это особенно важно для развития творческого мышления студентов, которые могут всесторонне исследовать новые объекты, выделять закономерности и формулировать утверждения на основе собственных наблюдений.

Дисциплина позволяет увидеть тесную связь математики и экономики и изучается после освоения студентами:

  • высшей математики;

  • теории вероятностей и математической статистики;

  • экономико-математических методов;

  • эконометрики.

2. Содержание дисциплины.

2.1 Федеральный компонент. Дисциплина «Математика в экономике» является дисциплиной по выбору, поэтому при составлении рабочей программы мы опираемся на опыт работы кафедр математики и информатики и бухгалтерского учета и экономического анализа АмГУ.

2.2 Лекционные занятия, наименование тем, содержание, объем в часах (18 ч).

Раздел 1. Многомерные статистические методы исследования в экономике (8 ч).

Многомерный анализ как один из наиболее действенных количественных инструментов исследования социально-экономических процессов, описываемых большим числом характеристик.

Кластерный анализ: постановка задачи, построение дендрограммы, иерархические и неиерархические структуры, агломеративные и дивизитивные иерархические методы.

Факторный анализ, и его использование в исследовании связи, выделение латентных переменных (факторов), интерпретация факторных нагрузок и факторных весов, моделирование значений наблюдаемых переменных на основе выделенных латентных факторов.

Многомерное шкалирование, построение геометрического образа экономического пространства, метрические и неметрические методы шкалирования, показатель «стресса»,

Раздел 2. Теоретико-вероятностные основы математического моделирования (4 ч).

Вероятностное моделирование как основа принятия решений в условиях неопределенности.

Элементы теории стратегических игр, основные критерии выбора лучшей стратегии при управлении, теоретико-игровой подход к анализу данных.

Временные ряды при изучении динамики экономических явлений, тренд, сезонность.

Раздел 3. Анализ основных моделей экономики (6 ч).

Модель торговли, модель экспорта и импорта, модели спроса и потребления, модели управления запасами, модель выравнивания цен, модель Вольтера-Лотка, модель Холлинга-Тэннера и др. Анализ устойчивости моделей к изменениям внутри системы и внешней среды.

2.3 Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах (36 ч).

Раздел 1. Многомерные статистические методы исследования в экономике. (20 ч)

Кластерный анализ: меры сходства (расстояния), вычисление расстояний, меры объединения или связи, построение дендрограммы, агломеративные и дивизитивные иерархические методы (денограммы), последовательный кластерный анализ, метод к - средних.

Факторный анализ: нахождение корреляционной матрицы, определение оптимального количества собственных чисел матрицы (количества факторов), критерий Кайзера, критерий факторной осыпи, выделение латентных переменных (факторов), нахождение и интерпретация матрицы факторных нагрузок и факторных весов, моделирование значений наблюдаемых переменных на основе выделенных латентных факторов.

Многомерное шкалирование, построение геометрического образа экономического пространства, метрические и неметрические методы шкалирования, показатель «стресса».

Дискриминантный анализ:

Раздел 2. Теоретико-вероятностные основы математического моделирования (6 ч).

Принятие решений в условиях неопределенности.

Элементы теории стратегических игр, основные критерии выбора лучшей стратегии при управлении, теоретико-игровой подход к анализу данных.

Временные ряды при изучении динамики экономических явлений, тренд, сезонность, построение моделей с аддитивной и мультипликативной сезонностью.

Раздел 3. Анализ основных моделей экономики (10ч)

Модель торговли, модель экспорта и импорта, модели спроса и потребления, модели управления запасами, модель выравнивания цен, модель Вольтера-Лотка, модель Холлинга-Тэннера и др. Анализ устойчивости моделей к изменениям внутри системы и внешней среды.


2.4 Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах (18 ч).

MATHCAD: знакомство с функциями, предназначенными для решения задач линейной алгебры. Вычисление собственных векторов и собственных значений матриц. Решение систем линейных и нелинейных уравнений. Построение графиков функций.

STATISTICA: кластерный анализ, факторный анализ, многомерное шкалирование, дискриминантный анализ.

ПОИСК РЕШЕНИЯ: решение задач линейного программирования, двойственные задачи, анализ устойчивости двойственных оценок, компьютерное решение задач теории игр, транспортных задач и др. путем сведения их к задаче линейного программирования.

EXCEL: анализ временных рядов, построение трендов, выбор оптимального тренда, построение моделей с аддитивной и мультипликативной сезонностью.

2.5 Самостоятельная работа студентов.

Студентам необходимо самостоятельно повторять ранее изученные понятия по математике и эконометрике из следующих разделов:

  • линейная алгебра;

  • линейное программирование;

  • классические методы оптимизации;

  • дисперсионный анализ;

  • регрессионный анализ;

  • дифференциальные уравнения и их системы и др.

Кроме того, во время изучения дисциплины «Математика в экономике» каждый студент выполняет следующие самостоятельные задания:

1. Творческое задание по теме «Кластерный анализ»: студенты составляют задачу, связанную с их будущей профессиональной деятельностью и находят ее решение. Задача составляется на основании статистических данных, которые собирают студенты во время выполнения курсовых проектов по профессиональным дисциплинам. Таблица данных должна содержать 8-10 различных переменных и не менее 20 наблюдений.

2. Расчетно-графическая работа: работа рассчитана на 7-8 недель, выполняется по индивидуальным вариантам, которые находятся на кафедре общей математики и информатики. Выбор варианта осуществляется согласно порядковому номеру студента в списке группы.

Типовой вариант расчетно-графической работы:

Задание: 20 испытуемых по 10-бальной шкале определяли свои литературные предпочтения (0 – не нравиться, … 10 – очень нравиться). Результаты анкетирования, содержащие данные о предпочтениях книг различных жанров представлены в таблице1.

Таблица 1



детектив

женский

.роман

исторический роман

отечественная.классическая лит-ра

зарубежная классическая лит-ра

советская классика

книги о войне

детская литература

сказка

поэзия

фантастика

приключения

научная лит-ра

1

4

2

7

2

5

6

8

2

3

6

10

1

9

2

3

1

3

1

3

2

5

6

9

8

1

0

2

3

6

5

7

6

4

5

6

8

2

9

3

1

2

4

3

6

5

4

8

6

5

5

3

4

4

5

3

5

5

9

5

2

5

6

8

2

3

6

10

1

9

6

8

1

8

1

8

1

8

1

8

1

8

1

9

7

3

0

3

3

1

3

1

3

2

5

6

9

8

8

9

10

5

10

9

10

9

10

9

10

9

10

7

9

5

2

5

2

5

6

8

2

3

6

10

1

9

10

6

5

6

5

6

5

6

5

6

5

6

5

5

11

3

6

3

6

3

6

3

6

3

6

3

6

6

12

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

13

3

1

3

1

3

2

5

6

9

8

1

0

2

14

6

7

6

7

6

7

6

7

6

7

6

7

1

15

10

9

1

6

5

4

7

8

9

3

2

1

5

16

3

6

9

9

3

6

5

8

9

2

4

5

3

17

5

3

6

6

5

9

8

3

2

0

10

1

2

18

6

5

1

2

3

5

4

6

9

8

7

1

2

19

4

6

9

8

4

5

6

3

2

1

4

5

0

20

4

10

10

2

5

8

7

9

6

3

0

1

0


Разбить предложенные жанры в некоторые совокупности используя методы факторного анализа, дискриминантного анализа и многомерное шкалирование. Проверить точность полученного разбиения статистическими критериями.

3. Индивидуальное домашнее задание: время выполнения задания 2 недели. Выбор варианта осуществляется согласно порядковому номеру студента в группе.

Типовой вариант индивидуального домашнего задания:

№1. Два предприятия производят продукцию и поставляют её на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе. Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением одной из пяти различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведенной по каждой технологии, предприятия могут установить цену реализации единицы продукции на уровне 10, 8, 6, 4 и 2 денежных единиц соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона

Технология

Цена реализации единицы продукции, д.е.

Полная себестоимость единицы продукции, д.е.

Предприятие 1

Предприятие 2

1

10

5

8

2

8

4

6

3

6

3

4

4

4

2

2

5

2

1.5

1


В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:

Y=8-0.3-X,

где Y- количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс.ед.),

Х- средняя цена продукции предприятий, (д.е.)

Значения долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения представлены в таблице 3.


Таблица 3

Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е.

Доля продукции предприятия 1 купленной населением

Предприятие 1

Предприятие 2

10

10

0.31

10

8

0.33

10

6

0.25

10

4

0.2

10

2

0.18

8

10

0.4

8

8

0.35

8

6

0.32

8

4

0.28

8

2

0.25

6

10

0.52

6

8

0.48

6

6

0.4

6

4

0.35

6

2

0.З

4

10

0.6

4

8

0.58

4

6

0.55

4

4

0.5

4

2

0.4

2

10

0.9

2

8

0.85

2

6

0.7

2

4

0.65

2

2

0.4


1.Существует ли в данной задаче ситуация равновесия при выборе технологий производства продукции обоими предприятиями?

2. Существуют ли технологии, которые предприятия заведомо не будут выбирать вследствие невыгодности?

3. Сколько продукции будет реализовано в ситуации равновесия? Какое предприятие окажется в выигрышном положении? Дайте краткую экономическую интерпретацию результатов решения.


№ 2. Намечается крупномасштабное производство легковых автомо­билей. Имеются четыре варианта проекта автомобиля. Определе­на экономическая эффективность каждого проекта в зависимости от рен­табельности производства по истечении трех сроков, которые рассматриваются как некоторые состояния среды (природы). Значения экономической эффективности для различных проектов и состояний природы приведены в таблице 4.

Требуется выбрать, лучший проект легкового автомобиля для производства, используя критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица при α =0,1. Сравните решение и сделайте выводы.

Таблица 4

проекты

Состояние природы

S1

S2

S3

R1

20

25

15

R2

25

24

10

R3

15

28

12

R4

9

30

20


№ 3. Определите тип электростанции, которую необходимо построить для удовлетворения энергетических потребностей комплекса крупных промышленных предприятий. Множество возможных стратегий в задаче включает следующие параметры:

R1 – сооружается гидростанция;

R2 – сооружается теплостанция;

R3 – сооружается атомная станция.

Экономическая эффективность сооружения электростанций зависит от влияния случайных факторов, образующих множество состояний природы. Результаты расчета экономической эффективности приведены в таблице 5.

Таблица 5

Тип станции

Состояние природы

S1

S2

S3

S4

S5

R1

40

60

30

25

45

R2

55

50

65

60

30

R3

50

30

40

35

60


№ 4. Фирма производит пользующиеся спросом детские платья и костюмы, реализация которых зависит от состояния погоды. Затраты фирмы на единицу продукции составят: платья 5 ден.ед., костюмы 10 ден.ед. Цена реализации продукции составит 25 ден.ед. за платье и 36 ден.ед. за костюм. По данным наблюдений за несколько предыдущих лет фирма может реализовать: в условиях теплой погоды 1220 платьев и 430 костюмов, при холодной погоде – 550 платьев и 980 костюмов.

В связи с возможными изменениями погоды определить стратегию фирмы в выпуске продукции, обеспечивающую ей максимальный доход.

  1   2

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
В подготовке программы итогового квалификационного экзамена по специ­альности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» принимали...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: специальности 080109.
Специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» степень (квалификация) – экономист (2000 г.)
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconПрограмма производственной преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Гос впо, положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений впо с учётом рабочих учебных планов по специальности...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
«Финансы и кредит»; 080109. 65 (сокр.) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 080109. 65 (пол.) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconРабочая программа по дисциплине математика для специальности 060500 бухгалтерский учёт и аудит
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060500 бухгалтерский учет и аудит...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу) новосибирский филиал учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности программа
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: специальности 080109.
Специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» степень (квалификация) – экономист (2000 г.)
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Катков Ю. Н., Шварц Э. С., Шварц М. Р. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский управленческий...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconЭкономика и управление на предприятии апк»; 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Уссурийск 2009
«Механизация переработки сельскохозяйственной продукции»; 310900 «Землеустройство»; 280301 «Инженерные системы сельскохозяйственного...
Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит iconРабочая учебная программа по дисциплине рынок ценных бумаг для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Рынок ценных бумаг. Рабочая программа. Для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» специализация «Банковское...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница