Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»




Скачать 370.96 Kb.
НазваниеУрок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»
страница1/2
Дата11.02.2013
Размер370.96 Kb.
ТипУрок
  1   2


Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 28 города Томска


Региональный этап 11 Российского конкурса учителей истории, обществознания и литературы

«Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

(интегрированный урок: история и литература)


Разработали:

учитель истории

высшей категории

Суханова В.В.,

учитель литературы

высшей категории

Насонова Е.Ю.


Томск - 2011


Тема урока: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

Цели и задачи урока:

  1. Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.

  2. Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературой.

  3. Развивать умения сопоставлять, анализировать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений.

  4. Формировать проектно-исследовательские компетенции обучающихся.

  5. Формировать ценностно-смысловые компетенции обучающихся.

  6. Воспитывать у школьника уважение к ценностям демократического общества.

  7. Формировать у школьника чувство патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории.

Оборудование урока:

  • презентация с использованием ПК и проектора

  • архивные документы

  • иллюстративный материал

  • заочная экскурсия в Государственный архив Томской области

  • заочная экскурсия в музей истории политических репрессий "Следственная

тюрьма НКВД"

Методы и приемы работы: аналитическая беседа с обучающимися, проблемные вопросы, анализ документов, работа со словарем, опережающее домашнее задание по теме.

Виды деятельности: работа в группах над проектами, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Предварительная работа: организуются группы «историков», «литературоведов», «архивариусов», которые получают задания творческого и практического характера (работа в Государственном архиве Томской области, посещение музея истории политических репрессий НКВД).

Основные понятия: чистка государственного аппарата, командно-административная система, «враг народа», культ личности, политические процессы, репрессии, реабилитация.

Продолжительность: 2 урока

Ход урока.

Оргмомент

«Откройте ваши сердца, приготовьтесь услышать, увидеть, понять, почувствовать, принять и помочь».

  1. Слово учителя.

Над миром бушует войны суховей,

Тревожа страну мою воем гнусавым,

Но мне, заключенному в каменный саван,

Не быть в этот миг средь ее сыновей…

Но я не корю тебя, Родина – мать.

Я знаю, что, только в сынах разуверясь,

Могла ты поверить в подобную ересь

И песню мою, как шпагу, сломать.

Шагай, моя песня, в знаменном строю,

Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.

Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли

Отчизна заметит ошибку свою.

- Это стихотворение Бруно Ясенского. Опишите политический режим в обществе, в котором могло появиться такое стихотворение. В какое время в России могло возникнуть это стихотворение?

- Вам, новому поколению, нужно понять и осмыслить явления, отголоски которых находят место и сегодня. В ваших руках будущее и вы в ответе за то, чтобы наша страна была свободной, демократической, открытой, а народ ее никогда бы не знал ужасы массовых репрессий, государственного террора.

Перелистаем страшные страницы истории политических репрессий 20-30-х годов 20 века в СССР.

- Что такое репрессии? С чего началось это страшное время, когда сердце каждого советского человека замирало от слова «арест»?

2. «Историки»

Первый этап репрессий прошел по самой партии большевиков. После Гражданской войны, когда действовала политика военного коммунизма, пришла новая экономическая политика, которая и стала одной из причин развития оппозиции в РКП(б).

В эти годы, еще при жизни В.И.Ленина, в партии развертывались жаркие дискуссии по вопросам пути развития страны.

Выступая на Х съезде РКП(б) в 1921 году Ленин говорил, что для партии, окруженной врагами, объединяющими весь капиталистический мир, неслыханная роскошь вести дискуссии.

На съезде была принята резолюция «О единстве партии», и все, кто имел отличительную от партийного руководства точку зрения, являлись враждебной для партии фракцией или группой. Так началась борьба внутри партии. Борьба в партии началась между ее лидерами: И.В.Сталиным, Л.Д.Троцким, Н.Бухариным, Зиновьевым, Каменевым, Рыковым.

3.Учитель истории

- Каковы причины внутрипартийной борьбы?

Обсуждение причин.

  • Борьба за лидерство.

  • Отсутствие легальной оппозиции.

  • Расхождение во взглядах на пути развития СССР.

  • Личные взаимоотношения вождей.

Письма Ленина съезду, где он дал характеристику многим партийным лидерам, обострили эту борьбу. Создавались группы, например, рабочая оппозиция, новая оппозиция, правый и левый уклон. Сталину удалось расправиться со своими врагами, которых заклеймили, как «врагов народа», все они были расстреляны: Троцкий в 1929 году был выслан из СССР, а в 1940 году убит.

4.Работа с таблицей.


1923 - 1924

Сталин, Бухарин, Зиновьев ↔ Троцкий

1925

Сталин, Бухарин, Рыков ↔ Каменев, Зиновьев («новая оппозиция»)

1927

Сталин, Бухарин, Рыков ↔ Зиновьев, Каменев, Троцкий («объединенная оппозиция»)

1928 - 1929

Сталин ↔ Бухарин, Рыков, Троцкий («правы уклон»)

1935 - 1938

Публичный процесс против Рыкова, Каменева, Зиновьева, Бухарина




  1. Учитель истории

В 1928 – 1929 годах внимание всех было привлечено кризисом хлебозаготовок, вызванной низкими закупочными ценами, нежеланием крестьянства продавать хлеб государству.

Сократились посевные площади, начался массовый забой скота, в государстве введены карточки.

- Какие пути выхода из кризиса были предложены?

6. «Историки»

- Каковы на это взгляды руководителей партии?

Николай Бухарин выступал за союз с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая рынок. Так появилась «кулацкая оппозиция». Выход из кризиса Н.Бухарин видел в следующем:

  • Увеличение товаров широкого потребления.

  • Развитие легкой промышленности.

  • Сбалансирование цены зерна и технических культур.

  • Введение гибких закупочных цен.

  • Усиление налогооблажения кулаков.

  • Закупка зерна за границей.

  • Развитие кооперативного движения в деревне.

Сталин же во всех трудностях видел одного виновника кулака – саботажника. Выход он видел:

  • в индустриализации

  • массовая коллективизация

Поэтому стоят задачи:

  • создание колхозов как формы перекачивания ресурсов из деревни в город

  • ликвидация кулачества как последний эксплуататорский класс

  • создание социальной базы советской власти в деревне

  • обеспечение контроля за крестьянством

7. Учитель истории

В период коллективизации на страну обрушился новый виток репрессий.

8. Работа с документами.

- Обратимся к документам.

«Документоведы»

  • Раскулачивание несло характер не экспроприации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. Надежда Константиновна Крупская в письме И.В.Сталину 22 февраля 1930 года отмечала: «Неправильны, между прочим, те формы раскулачивания, которые касаются не только орудий производства, а френчей, письменных столов, ламп и прочего, которые предполагаются выдавать в виде премий».

  • В одном из сообщений о раскулачивании в Сибири, посланных И.В.Сталину, говорилось: «Работа по конфискации…у кулаков развернулась и идет на всех парах. Сейчас мы ее развернули так, что аж душа радуется; мы с кулаками расправляемся по всем правилам современной политики, забираем у кулаков не только скот, мясо, инвентарь, но и семена, продовольствие и остальное имущество. Оставляем их в чем мать родила»

  • «Позавчера меня вдруг вызвали в ГПУ... Там дали в руки винтовку и послали в распоряжение ко­менданта... В соседней комнате находились аресто­ванные кулаки. Посмотрел на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки, в зипунах, в полу­шубках, поддевках. Многие в лаптях. Тут же копо­шились всех возрастов дети... За два дня довелось увидеть море человеческих страданий. Подумать только: семью срывают с насиженного веками места и, не позволив даже взять вещи, гонят в неведомые края... Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Выселяемых провожают родные, обсту­пили дом, тоже кричат. Страшно, тягостно!»

  • «У Трофима Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских (родители советского поэта А.Т.Твардовского) было семеро детей. Семья еле сводила концы с концами: изнурительный труд на пашне и мелких болотцах, замшелых березничках, кочковатых полянках не вознаграждался желанным урожаем… дети росли в труде и любви к окружающей природе. Как и повелось в многодетной крестьянской семье, старшие ухаживали за младшими, помогали родителям. Шура, будущий поэт, несколько лет пас скотину. Беды в семье начались весной 1930 года — с начала коллективизации. Хозяйство обложили непосильным налогом, отец покинул Загорье, уехал работать на Донбасс. Константина на год посадили в тюрьму за неуплату налога, Ивана исключили из школы как сына кулака. Что же это были за «кулаки»? В хозяйстве имелась одна корова, одна лошадь, мелкая живность, старая мебель, около сорока метров жилплощади на всех, несколько десятин неудобий. ...Роковым для Твардовских стал день 19 марта 1931 года: к ним пришли раскулачивать.

Посадили на подводы и отвезли в Ельню на «сборный пункт». Приехал из Донбасса отец,

из Смоленской тюрьмы привезли Константина, и 31 марта вместе с другими такими же горемыками повезли их всех (кроме Александра) в товарных вагонах, где в каждом был до полусотни душ, — на Север. Выгрузили в таежном селении Парча, на реке Ляля, отобрали документы, разместили в бараках. Старших отрядили на лесоповал и сплав леса.
Подавляющее большинство спецпереселенцев были из крестьян-хлеборобов и никоим образом не походили на рисованных хищников-эксплуататоров»


Вопросы для работы в группе «документоведов»:

Дать комментарий информации.

Почему руководство страны столь упорно и форсировано проводило коллективизацию, вопреки желанию большинства крестьян, сопровождая ее репрессивными мерами по отношению к ним?

- Оправдана ли цена, заплаченная нашим сельским хозяйством, всем народом за раскрестьянивание деревни?

Положительные результаты:

  • была создана материально-техническая база для повышения производительности сельского хозяйства

  • государство получило средства для развития промышленности

Но были и минусы:

  • насильственное создание колхозов

  • раскулачивание, массовые репрессии

  • массовый голод 1931 – 1932 годов

  • огромные жертвы

  • ухудшение правового положения крестьянства

9. «Архивариусы»

Представляют проект «Региональные особенности массовых политических репрессий». Исследования проектной группы основаны на данных Государственного архива Томской области.

Проблема: Каковы особенности массовых репрессий в Томской округе?

Гипотеза: Томский округ – место депортации и ссылки репрессированных.

Задачи:

  • Наладить сотрудничество с архивами г. Томска: «Государственный архив Томской области» и «Центр документации новейшей истории Томской области».

  • Найти и исследовать архивный материал по теме «Региональные особенности массовых политических репрессий».

  • Выявить региональные особенности проведения массовых репрессий в Томском округе.

  • Подготовить презентацию по теме.

(презентация проекта в приложении)

Учитель истории

10. - События в стране прошли через судьбу каждого человека.

Представление группового исследовательского проекта по теме «Судьба страны в судьбе моей семьи», «Большой террор в маленьком селе»

(тезисы проекта в приложении)

11 Учитель литературы

Писатель Андрей Платонович Платонов в своей повести «Котлован» воссоздает драматические события сплошной коллективизации в деревне. Выявляет скрытых кулаков некий условный персонаж – медведь – молотобоец: «У него нюх на классового врага». В одном случае он укажет на действительного кулака, перерезавшего весь свой скот, чтобы не достался колхозу, в другом – на бедного крестьянина, с которым у медведя личные счеты. И как же бесчеловечны сцены, описанные Платоновым:

«Из дома выскочил бедный житель с блином в руках…

- Покушай, Миша! – подарил мужик блин молотобойцу.

Медведь обернгул блином лапу и ударил через эту печеную прокладку кулака по уху, так что мужик вякнул ртом и повалился…»

«Ликвидировали? – говорит из снега один из раскулаченных. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

(Напомним, что это было написано в конце 1929 года!)

И венчает все плот, уносящий в безвестность погруженных на него кулаков, подкулачников, а вместе с ними – случайно забредших в деревню людей.

«Кулачество глядело с плота в одну сторону – на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего счастливого человека на ней.

Вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник, и Жачев начал терять видимость классового врага.

- Эй, паразиты, прощай! – закричал Жачев по реке.

- Про-щай–ай! – отозвались уплывающие в море кулаки.

С оргдвора заиграла призывающая вперед музыка…»

В произведении А.Платонов передает нам завет: «Человек, люди должны утверждать, строить новую жизнь, а не разрушать ее!»

Повесть «Котлован» была опубликована в журнале «Новый мир» лишь в 1987 году.

12. Учитель истории

В начале 1931 года началась новая волна раскулачивания. Теперь спецпереселенцы распределялись в соответствии с заявками хозяйственных органов. Силами спецпереселенцев осваивались труднодоступные районы, создавались оросительные системы, прокладывались дороги. В районах «кулацкой ссылки» были созданы неуставные сельхозартели, которые возглавляли коменданты. Были целые регионы страны (например, Магаданская область), где вся власть осуществлялась лагерным начальством, а советских органов власти долгое время не было.

«В 1930 г. Госплан издал распоряжение о включении труда заключенных в плановую экономику. С этой целью в системе НКВД — ОГПУ было создано специальное управление — ГУЛАГ (Главное управление лагерями). Значительное число объектов первой пятилетки было построено руками заключенных, в том числе и знаменитый Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря. Более 100 тыс. заключенных рыли огромный котлован вместо техники, поэтому строительство канала обошлось в 4 раза дешевле по сравнению с первоначальными расчетами. Подневольный труд использовался на лесозаготовках, угледобыче, разработке месторождений золота, платины, цветных металлов, на строительных работах. В основном исправительно-трудовые лагеря располагались в труднодоступных районах с суровым климатом, куда непросто было привлечь вольнонаемных рабочих.

Самым действенным способом стимулирования высоких производственных показателей у заключенных был страх голода. При стопроцентной выработке нормы заключенный получал 700 г хлеба, жидкий суп, кашу па воде, иногда небольшую селедку. Существовал также «стахановский» рацион для лиц, выполнявших норму на 150%, и штрафной для тех, кто не справлялся с установленными нормами.

Вполне понятно, что большинство заключенных, особенно осужденных по политическим статьям, с большим трудом могли выполнить установленные нормы. К тому же их продовольственное обеспечение явно не соответствовало физическим затратам людей, вынужденных заниматься тяжелой физической работой в суровых климатических условиях по 10 — 15 часов в сутки. Не выполнившие задания люди сидели на голодном пайке. Смертность в лагерях была очень высокой»

«Историки»

В 1932 году был принят закон об охране социалистической собственности, который предусматривал расстрел или не менее 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества в отношении расхитителей колхозной собственности. Этот закон в народе прозвали «законом о трех колосках».

В 1932 году вводится паспортная система с целью лишения крестьян возможности передвижения. Но, тем не менее, крестьяне, спасаясь от коллективизации, раскулачивания, бежали в города, на стройки – это были люди, имеющие низкую квалификацию труда. На предприятиях требовалось выполнение и перевыполнение плана – это вело к поломках промышленного оборудования, к высокому проценту брака. В итоге обвинение рабочих и инженерно-технического персонала во «вредительстве», «диверсионной деятельности».

Учитель истории

Стремление партийного руководства свалить вину за явные неудачи в развитии народного хозяйства на оппозицию. Организуется серия открытых процессов.

Работа с таблицей «Политические процессы»


Годы

Процессы

1928

«Шахтинское дело»

1930

Процесс над меньшевиками

1930

Дело Промышленной партии, «Трудовой Крестьянской партии»

1933

Дело о некомпетентной отгрузке комбайнов

1936

Дело «троцкистско-зиновьевского террористического центра»

1937

Дело «антисоветского троцкистского центра»

1937

Процесс военных

1938

Дело антисоветского правотроцкистского блока


«Дело» стряпалось стремительными темпами, ибо не возможно было в сжатые сроки «переварить» многие тысячи заключенных.

Поэтому в разгар репрессий появились новые внесудебные ведомства: особое совещание. На местах они были известны как «тройки», куда входили представители от государственной власти, судебной и партийной. Дело рассматривалось без свидетельских показаний и в короткий срок от трех дней до недели.

Судьба осужденного решалась:

  1. Отправка в концлагерь

  2. Расстрел

13. Учитель истории

Репрессии резко ослабили и обороноспособность государства.

Военный атташе Германии генерал Г.Кестринг, считавшийся главным немецким военным специалистом по России: «Благодаря ликвидации большого числа высших офицеров, совершенствовавших свое искусство десятилетиями практики и теоретических знаний, - сообщал он, - Красная Армия парализована в своих оперативных возможностях. Лучшие командиры отсутствуют. Армия не представляет существенный фактор обороны».

Продолжение политики репрессий в Вооруженных Силах было смерти подобно, ибо это был курс на сознательное поражение и гибель страны в грядущей войне.

Что касается репрессий в отношении военных кадров, то используемая в наши дни цифра – около или свыше 40 тысяч репрессированных из числа офицерского корпуса Красной Армии.

Общее количество безвинно погибших наших военнослужащих приблизится к 50 тыс., а общие размеры репрессированных в Красной Армии и Военно-Морском Флоте, несомненно, превысят указанное число.


Из 5 маршалов репрессированы 3

Из 5 командармов 1 ранга репрессированы -3

Из 10 командармов 2 ранга репрессированы 10

Из 57 командиров корпусов репрессированы 50

Из 186 комдивов репрессированы 154

Из 26 корпусных комиссаров репрессированы 25

Из 456 командиров полков репрессированы 401

  1   2

Похожие:

Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУрок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» в 2010 -2011 учебном году
...
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconРоссийская федерация закон о реабилитации жертв политических репрессий
Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации...
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУрок на тему: «Социально-экономическое развитие Челябинской области в конце 40- начале 60 годов»
Место урока в теме: самостоятельный краеведческий урок в теме «ссср в 40-60-е гг.»
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУрок литературы в 11 классе
Представленный урок является вторым в системе уроков литературы в 11 классе по изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУкраинский мартиролог
Виктор Ющенко, выступая 17 мая 2009 года в Быковне в День памяти жертв политических репрессий, сказал
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconИстория и теория политических партий и общественно-политических движений
История и теория политических партий и общественных движений: Учеб метод пособие для студентов гуманит спец. – Саратов: Изд-во Сарат...
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУрок: естествознание и история по теме «Чудо планета Земля»
Интегрированный урок по экологии и географии «Влияние окружающей среды Томской области на здоровье населения»
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» icon-
Дня памяти жертв политических репрессий, сменяя друг друга с 10 утра до 10 вечера, у Соловецкого камня в Москве были прочитаны имена...
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУрок истории» номинация «урок истории»
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср» iconУрок Открытый урок английского языка по теме «История коммуникации»
Выпуск боевого листка «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница